18. Психологическое здоровье. Критерии психологического здоровья.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для жизнедеятельности; это душевное ми личностное здоровье.
Психологическое здоровье определяется 2 признаками:
1. Придерживаться жизненным принципам.
2. Эффективная адаптация.
1. Адекватное восприятие окружающей среды.
2. Осознание совершаемых поступков.
6. Способность устанавливать близкие контакты.
7. Полноценная семейная жизнь.
8. Чувство привязанности и ответственности.
9. Ориентация на саморазвитие.
19. Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).
1. критичность и саморазвитие.
2. Адекватность общего уровня активизации нервно — психологического напряжения.
3. способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией.
4. коммуникация, эффективные способы нахождения эффективного языка.
5. способность к достижению и поддержки необходимого уровня IQ работоспособности.
6. Чувство юмора.
Свобода от зависимостей.
Способность принимать себя, самоактуализация.
Способность сохранять оптимальный настрой.
Способность к истинному проявлению оптимизма.
Черты психически здоровой личности
1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине собой, в раздумьях.
6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.
7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности, индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития.
9. Чувство общности с человечеством в целом.
10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12. Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.
13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять».
Источник
Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.
Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.
Но как определить, что человек психически не здоров?
Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.
Что такое физическое и психологическое благополучие человека?
В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:
Что значит психическое здоровье личности?
Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.
Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.
Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.
Он может это все делать в силу того, что:
- адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
- способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.
Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.
Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.
Основные критерии
ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.
Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.
И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.
А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.
Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.
Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.
Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.
От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.
К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.
Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.
Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.
Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.
Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:
- доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
- дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
- неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.
Полезное видео
Смотрите видео по теме:
Источник
7 критериев психического здоровья
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
«Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
«Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».
Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.
Источник
Критерии и нормы психологического здоровья
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
ВОЗ сформулировала критерии психического здоровья:
— У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
— Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
— Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
— Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
— Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
— Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
— Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) — полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень — состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень — связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций — заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь — наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника .
. ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Основные подходы в исследовании проблемы психического здоровья в психологии Психическое здоровье — совокупность установок, качеств и функциональных способностей, . психолого-педагогической литературы по проблеме психического здоровья старшеклассников. II. Эмпирические методы: 1) методика на выявление уровня адаптации «Шкала социально-психологической .
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
— высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
— психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Но, пожалуй, наиболее полный перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:
ü причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
ü соответственную возврату человека зрелость чувства;
ü постоянство места обитания;
ü максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности;
ü гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ним;
ü соответствие реакций (как физических, так и психических), силе и частоте внешних раздражений;
ü критический подход к обстоятельствам жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
ü адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
ü чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
ü постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
ü способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
ü самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов;
ü способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
Среди критериев психического здоровья личности особое значение придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость, духовность и пр.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.
Психологическая устойчивость — Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Поведение психологически устойчивой личности осуществляется в целом по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — поиск способа преодоления трудности — понижение силы отрицательных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствующая ему оптимизация уровня возбуждения).
Схема поведения у психологически неустойчивой личности:
задача-мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации,- осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — хаотические поиски выхода — усугубление осознаваемых трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функционирования — понижение мотивации или оборонительная реакция.
Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых детей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность — как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.
Типы темперамента. Специальные способности личности
. литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности — математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой «Герой поневоле»: » . настоящей, большой любви. Меланхолик — темперамент, характеризующийся низким уровнем психической активности, медленным протеканием психических процессов, относительно быстрой утомляемостью; Для Татьяны как человека, .
Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед ребенком задач следует обращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям, находились в зоне его ближайшего развития.
Психологически устойчивая личность проявляет устойчивость к фрустрационным и стрессогенным воздействиям сложной ситуации. Психологически неустойчивая личность проявляет дезорганизационное поведение, загоняя себя в угол. Дезорганизационное поведение приводит к усилению стрессового состояния, а это в свою очередь приводит к еще более дезорганизационному поведению.
Мы не можем вычеркнуть сложные ситуации ни из процесса воспитания, ни социализации, ни из жизни в целом. А поэтому проблема устойчивости и неустойчивости личности и критической ситуации была и остается актуальной в наше время.
Юношеский возраст является одним из наиболее важных и ответственных периодов становления личности. В эти годы (15 — 22 года) происходит становление основных стабилизирующих внутриличностных структур, которые в дальнейшем будут опосредовать особенности жизненного пути человека, его жизненные планы, уровень профессиональных достижений, самосознание и само отношение, готовность к семейной жизни. Дело идет о мировоззрении, системе ценностных приоритетов, идентичности, профессиональном и нравственном самоопределении. Но развитие этих личностных структур происходит неравномерно и отличаются индивидуальностью и своеобразием. Поэтому личность в юности остается неустойчивой. Неустойчивость может проявляться поведенчески (смена видов деятельности, отказ от учебы и т.д.), мотивационно (потеря одних интересов и появление других и т.д.), эмоционально (эмоциональная неустойчивость), коммуникативно (разрыв с отношений друзьями, родными и т.д.).
Проявления неустойчивости в юношеском возрасте могут приводить к снижению эффективности учебной и трудовой деятельности, сопровождаться ухудшением отношений с другими людьми, потерей физического и душевного здоровья, частым возникновением критических ситуаций в общении.
Критические ситуации — это те ситуации, которые могут привести к кризису, как к более глубокой реакции на критическую ситуацию.
В качестве примера критических ситуаций могут выступать: смерть близкого человека, разрыв эмоциональных связей, внутренний конфликт, изменение социального статуса, ухудшение материального положения, тяжелое заболевание, отделение от родителей, друзей, брак, беременность и прочее.
Можно выделить два типа критических ситуаций:
1. Ситуация, что может привести к серьезным осложнениям в реализации жизненного замысла. Но она не является тупиковой, потому что есть возможность возврата к обычному течению жизни.
2. И ситуация, которая является собственно кризисом, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Все это приводит к построению новых ценностей, нового Я – концепции.
Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, .
. и оценка 2. Эмпирическое исследование темперамента и уровня реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом 2.1 Психологический статус больного сахарным диабетом и здорового . и приложения. 1. Теоретическое изучение темперамента и уровня реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом 1.1 Сахарный диабет Сахарный диабет — это заболевание .
Возможна типология критических ситуаций:
1. Отдельное жизнедеятельное отношение характеризуется деятельным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость реализации мотива. При нормальных условиях личность будет испытывать трудности. Типом критической ситуации при этом будет фрустрация.
2. Внутренний мир характеризуется сознательным типом активности. Основой этого выступает внутренняя необходимость во внутренней согласованности. При нормальных условиях личность чувствует сложность, а типом критической ситуации в этом случае конфликт.
3. Жизнь как целое характеризуется волевым типом активности. Основой является внутренняя необходимость в реализации жизненного замысла. При нормальных условиях личность испытывает трудности и сложность, а типом критической ситуации будет кризис.
Кризис – это состояние человека, когда блокируется его целенаправленная жизнедеятельность, явления, которые угрожают удовлетворению потребностей, проблема, от которой невозможно убежать, а также решить быстро или обычным способом.
Надо отметить, что критические ситуации – это динамическое явление, а не застывшее (реакции, возникшие вследствие фрустрации, могут конфликтовать с моральными установками личности) [1].
Проводя анализ смежных понятий критической ситуации, нами было выделено понятие стресс, как наиболее подходящее для нашего исследования.
Эмоциональный стресс опосредован сложными психологическими процессами под влиянием психологических стрессоров или стрессогенной ситуацией в целом. Вышеуказанные процессы обеспечивают оценку и сравнение стимула с предыдущим опытом. Когда при такой переработки возникает ощущение угрозы, то стимул превращается в стрессор. Частой причиной этого является несоответствие между потребностями субъекта и требованиями окружающей среды, а также ресурсами субъекта (психическими и физическими), которые необходимы для удовлетворения потребностей. Стрессоры, значимые для возникновения эмоционального стресса бывают: физические, психические, а также ситуации, в которых ощущение угрозы, связанное с прогнозированием стрессогенных ситуаций. Индивидуальная подверженность стрессу уменьшается, когда дело идет об экстремальных, чрезвычайных ситуациях, каких-либо катастрофах, войнах, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает не у всех пострадавших. Но при этом какие-то повседневные события могут привести к расстройству здоровья и развития эмоционального стресса. В качестве примера можно привести следующие битовые ситуации: потеря близких, отношений, имеющих значение, болезни, конфликты, ситуации с большим напряжением. Как видим, это те же примеры ситуаций, ведущих в первом случае к кризису, а в другом к стрессу. Так что можно утверждать, что эти два понятия в данном случае являются синонимами. Также доказательством сделанного вывода служит определение стресса как неспецифической реакции организма на требования, выдвинутые к нему.
Психологическая устойчивость к стрессам
. качеству жизни населения. Психологическая устойчивость к стрессу — это интегральный показатель, в котором отражаются результаты обучения и воспитания личности, а также опыт . к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, .
Вероятность стресса увеличивается из-за индивидуально значимых жизненных событий. Одной из самых значимых причин возникновения стресса является фрустрация. При повышении фрустрационной напряженности вероятность появления психического стресса зависит от стрессоустойчивых качеств личности. Такие черты личности объединяются в такое понятие как «чувство когерентности», которое повышает возможность противостояния стрессогенным факторам. В данной ситуации важно интегрированное поведение. Чем выше интеграция поведения, тем легче происходит преодоление стрессогенных ситуаций [3].
При борьбе с кризисами и стрессами ведущее значение имеет такое свойство личности как стрессоустойчивость.
Она является необходимым свойством, позволяет сохранить физическое и психическое здоровье. Актуальным в изучении стрессоустойчивости является изучение индивидуально-психологических факторов, влияющих на успешность адаптации в обществе. В качестве синонима к стрессоустойчивости называется эмоциональная устойчивость [4].
Эмоциональная устойчивость отвечает за уменьшение отрицательного влияния сильных эмоциональных переживаний, предупреждения стресса, активацию готовности к действиям в критических ситуациях.
Подходы к пониманию эмоциональной устойчивости в отечественной психологии:
1. Возведение эмоциональной устойчивости к воли.
Эмоциональная устойчивость в этом подходе объясняется как способность управлять возникающими эмоциями во время деятельности.
2. Эмоциональная устойчивость как интегрирующее свойство личности.
Включает в себя взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных аспектов психической деятельности, что обеспечивает лучшее достижение цели в критической эмоциональной обстановке.
3. Эмоциональная устойчивость как свойство темперамента.
В этом подходе подчеркивается роль эмоционального возбуждения в критических условиях деятельности.
4. Характеристики эмоциональной устойчивости.
Для этого подхода важны в первую очередь качества и свойства эмоционального процесса в критической ситуации.
Согласно исследованию авторов статьи «О подходах изучения экстремальной устойчивости»
а) эмоциональными детерминантами, влияющими на эмоциональную устойчивость являются: эмоциональная оценка ситуации, эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результатов, эмоции и чувства, которые ощущаются в данной ситуации, эмоциональный опыт человека;
б) эмоциональная устойчивость как свойство личности состоит из следующих компонентов:
· эмоциональный опыт личности,
Мы увидели, что стрессоустойчивость — это важная сторона личности, поскольку она дает возможность человеку относительно спокойно принимать все изменения, а также это умение эффективно действовать в нестабильных критических условиях. Так как не существует устойчивости одной для всех, по моему мнению, нужно еще выделять стрессоустойчивость к определенному типу критической ситуации.
Связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров
. актеров. Предмет: связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Гипотеза исследования: существует связь самооценки личности и эмоционального состояния актеров. Теоретические задачи: . процесса [11, с.230]. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Анализируя причины, .
Таким образом, в нашем исследовании мы исходили из положения о том, что устойчивость или неустойчивость личности может проявляться в различных сферах жизни поведенчески, мотивационно, эмоционально, коммуникативно.
Исходя из этого мы поставили цель диагностики устойчивости или неустойчивости личности в различных сферах. Нами были сформулированы 70 первичных утверждений, вероятно отражающих различные аспекты личности и ее жизни. Каждому утверждению соответствуют 6 вариантов ответа: «полностью не согласен», «не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «согласен», «полностью согласен».
Примеры похожих учебных работ
Мотивация деятельности человека
. личности…………………………………18 2.6. Мотивационная сфера личности……………………………………..19 3. Практическое изучение мотивации деятельности человека . движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека имеют . их поведение и психическую жизнь [6]. .
Надежность деятельности человека-оператора
. задач в пределах конкретной деятельности. В этой связи надежность конкретной деятельности характеризует вероятность сохранения ее устойчивости в изменяемых условиях. Надежность системы “человек — техника” отражает значения .
1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, .
. и человека. Эта часть головного мозга, развившаяся на поздних этапах эволюции животного мира, играет исключительно важную роль в осуществлении психической, или высшей нервной деятельности, хотя эта деятельность является .
Психологическое сопровождение деятельности человека
. деятельности. 7. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей .
Цвет в жизни и деятельности человека.
. функции). Цвет в жизни и деятельности человека. Цвет в жизни и деятельности человека. Цветовой дизайн малых форм . Закономерности воздействия цвета на человека. Оптическое и эмоциональное воздействие цвета. Психологические особенности цветового .
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие .
. и их экстериоризация, т.е. превращение внутренних действий во внешние. Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней: 1) уровень ощущений и .
Источник