Группы риска новорожденных: что это значит и описание
Определение групп риска
Родители, услышав о группах риска, волнуются о том, что значит это понятие. В этих ситуациях следует проконсультироваться со специалистом. Неонатологи и акушеры-гинекологи относят к этим группам детей, у которых есть факторы, предрасполагающие к развитию заболеваний, в том числе инфекционного характера. Выявляется группа риска в период беременности во время обследования и беседы с женщиной. Для этого проводится две встречи с врачом — при постановке на учет в женской консультации и на 30–32 неделе беременности. Специалист собирает имеющиеся жалобы, узнает о сопутствующих заболеваниях, в том числе у близких родственников. На второй встрече проводят исследования на инфекционную патологию и оценивают работу внутренних органов.
На основании полученных результатов может быть выявлена одна из четырех групп риска:
- по развитию заболеваний ЦНС;
- по инфицированию во внутриутробном периоде;
- с повышенным риском развития нарушений трофики и патологий эндокринной системы;
- по развитию врожденных пороков развития.
Если ребенок относится к какой-либо группе риска, это не означает 100% вероятность развития патологии. При комплексной профилактике и лечебных вмешательствах заболевание может не развиться.
Важно отличать группу здоровья и риска. Первое понятие используется для оценки состояния новорожденного в настоящий момент, т.е. не имеет существенного значения для прогноза. Группа риска используется только для прогнозирования, так как определяет вероятность развития болезней у ребенка в дальнейшем.
Патологии ЦНС
У некоторых детей имеется повышенный риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Это состояние, характеризующееся изменением работы головного или спинного мозга. К группе риска по ППЦНС относят новорожденных, имеющих следующие факторы:
- возраст женщины меньше 16 лет или больше 40;
- табакокурение или употребление спиртного во время беременности;
- наличие в акушерском анамнезе выкидышей или длительного бесплодия;
- тяжелые декомпенсированные болезни, в том числе сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность;
- острые инфекционные заболевания в период вынашивания плода;
- в период беременности имелась угроза выкидыша, прерывания или наблюдалась эклампсия.
Для предупреждения развития перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или ее своевременного выявления новорожденный в течение 3 месяцев находится под наблюдением невролога. Регулярно оцениваются его рефлексы, наличие неврологических нарушений, а также своевременность развития движений. При отсутствии симптомов в первый год жизни ребенка снимают с учета.
Высокий риск внутриутробного инфицирования
Внутриутробное инфицирование (ВУИ) оказывает тяжелое негативное влияние на организм новорожденного и может стать причиной развития тяжелых пороков развития, в том числе несовместимых с жизнью. В группу риска по ВУИ относят следующие провоцирующие факторы:
- острые воспалительные поражения органов половой системы во время беременности;
- перенесенные в первый триместр TORCH-инфекции. Это инфекционные заболевания, способные инфицировать организм ребенка: краснуха, токсоплазмоз, герпетические поражения и др.;
- мастит и другие гнойные поражения организма;
- инфекционные болезни у близких членов семьи.
Основной метод профилактики для новорожденных из этой группы риска — регулярные осмотры у специалиста. Если у женщины в период беременности возникали острые инфекции, то в крови у ребенка регулярно определяют титр антител. При этом важно учитывать грудное вскармливание и возможность их попадания в организм с материнским молоком. Новорожденные из группы по ГСИ (гнойно-септические инфекции) осматриваются у специалиста каждый месяц до достижения возраста 1 год.
Эндокринные и трофические нарушения
Риск развития указанных заболеваний выше при следующих состояниях:
- у новорожденного выявляются гипотрофия или избыточная масса тела. Это может сопровождаться нарушениями процесса созревания внутренних органов;
- диагностированный у женщины сахарный диабет;
- декомпенсированные болезни внутренних органов в период беременности;
- вредные привычки.
Ребенок, отнесенный к группе риска по эндокринным и трофическим нарушениям, регулярно осматривается специалистами. Если в течение первого года жизни эндокринолог не выявляет каких-либо отклонений, то детей снимают с учета.
Врожденные пороки развития
Наиболее обширная группа риска. Дети, отнесенные к ней, имеют высокую вероятность развития заболеваний внутренних органов. Факторы риска:
- табакокурение, наркомания и употребление спиртных напитков;
- тяжелые соматические болезни в период беременности;
- возраст женщины старше 30 лет;
- острые инфекционные болезни у беременной;
- кровное родство между матерью и отцом;
- прием лекарственных препаратов в первый триместр беременности.
Плохое здоровье и склонность к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем требуют профилактических осмотров каждый месяц для своевременного выявления патологий.
Наблюдение в группах риска проводят врачи-педиатры. При необходимости родители и новорожденный консультируются у специалистов других профилей: невролога, эндокринолога и др.
Группа риска по развитию ГИЭ (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и другие категории детей требуют медицинского обследования в первый год жизни. Профилактика заболеваний, включающая в себя улучшений условий жизни и своевременную вакцинацию, позволяет не допустить развития патологий внутренних органов или нервной системы.
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник