Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:
1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.
3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.
4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.
При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.
Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм.
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.
3. Знание своих прав и обязанностей.
4. Признание интересов других людей.
5. Проявление толерантности и эмпатии.
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7. Оптимистическое отношение к трудностям.
8. Способность помогать и поддерживать других.
9. Контроль и регулирование своего поведения.
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.
11. Владение этикетом.
12. Разделение зла и добра.
13. Человечность и справедливость и т. д.
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,
-дети с проблемами в учебной деятельности,
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,
-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.
Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.
Особые качества,которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения;
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.
Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.
2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.
5. Ритуалы и традиции группы.
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)
— Традиционные еженедельные ритуалы.
По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.
— Традиционные ежемесячные ритуалы.
По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.
Как укрепить здоровье детей в детском саду. Консультация Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно,.
Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.
Консультация для педагогов «Социальное сиротство в семье» Консультация для педагогов Социальное сиротство в семье Факторы риска социального сиротства Образ жизни и культура семьи: •Пренебрежение.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.
Консультация для родителей. Здоровье детей, как сберечь? 2–3 лет В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек,.
Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.
Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.
Консультация для воспитателей «Растим детей здоровыми» Создание здорового образа жизни для ребенка является, прежде всего, основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.
Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими» Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения,.
Мозговой штурм для воспитателей на тему: «От чего зависит здоровье детей». В. а. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей.
Источник
Лекция валеология учение о здоровье и здоровом образе жизни понятие «валеологии»
Критерии определения здоровья детей и подростков
Здоровье ребенка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные изучению состояния здоровья детей и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития,
Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).
С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления-гигиены детей и подростков с созданием соответствующего института — круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).
Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье
Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.
Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.
Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.
Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:
— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
— наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.
Однозначного толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
В психологическом словаре понятие психического здоровья о пределяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
— критичность к себе, своей деятельности ее результатам;
— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствами ситуациям;
— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;
— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.
Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.
Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:
— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);
— овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);
— овладение нормативным, правилосообразным поведением;
— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);
— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;
— общая средовая адаптация — интеграция в общество.
Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).
Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением факторов риска. Так, в исследованиях А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объема грудной клетки, силы мышц, массы тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным темпом физического развития часто имеют более низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации физического развития.
Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий.
Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.
Лекция 4.
Профессиональное здоровье педагога
Актуализация личностных ресурсов учителя, необходимых для эффективного учебно-воспитательного процесса, деятельности в сфере «человек — человек». Под профессиональным здоровьем понимается интегральная характеристика функционального состояния человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его — способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность (А. А. Реан, 2000). Помимо фактора профессиональной пригодности, в это понятие включается психическое здоровье, выражающееся в характерных психических процессах, состояниях и индивидуальных свойствах.
Под профессиональным здоровьем педагога понимается способность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания его профессиональной деятельности. Поддержание профессионального и психического здоровья педагога — это сложный интегративный процесс, в который включаются, с одной стороны, профессиональное развитие и коррекция педагогической направленности, профессионального самосознания, а с другой — развитие творческого потенциала, коррекция коммуникативной и конфликтной компетентности, эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.
Явление «выгорания» проявляется в ряде симптомов, которые образуют синдром «профессионального выгорания». «Профессиональное выгорание» — это не потеря творческого потенциала» не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением (К. Маслач, 1978).
Существуют физические и психологические (поведенческие) симптомы «выгорания». К физическим симптомам относятся усталость, частые головные боли, бессонница и т. д. К психологическим симптомам относятся снижение энтузиазма, чувства вины, разочарования, обиды, раздражительность, ригидность, неспособность принимать решения, растущее избегание и т. д.
Выделяют уровни (1-й — недолгие и случайные симптомы; 2-й — симптомы носят затяжной характер; 3-й — хронические симптомы) и стадии (1-я — эмоциональное и физическое истощение; 2-я — отрицательное, циничное отношение к людям; 3-я — полное «выгорание», отвращение ко всему) «выгорания».
К составляющим синдрома «выгорания» относятся эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой), деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере).
Факторы, вызывающие процесс «выгорания», можно сгруппировать в два блока: индивидуальные и организационные . К индивидуальным относят социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, семейное положение, уровень образования), а также личностные особенности (выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, локус контроля, самооценка). В группу организационных факторов включены условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Последствиями процесса «выгорания» являются крайне низкая эффективность и продуктивность профессиональной деятельности. снижение удовлетворенности своим трудом, формирование негативного отношения к труду (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины), значительное ухудшение здоровья педагога. Для профилактики профессионального «выгорания» подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности, разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья педагога.
Валеологическая культура педагога
Судьба каждого начинания в системе образования в первую очередь зависит от педагога, уровня его готовности к определенной работе, сформированности его личной концепции, личностных и профессиональных качеств, степени адаптации к обучающей системе. К педагогу, который призван решать важные и сложные задачи валеологического образования, предъявляются, естественно, весьма высокие требования. Он должен четко представлять себе цель и смысл валеологически ориентированного учебного процесса (созидание и самосозидание), относиться к другому человеку как к цели своей деятельности, иметь сформированное валеологическое сознание.
Необходимость формирования нового педагогического мышления— насущная задача времени, связанная с проблемой выбора педагога, обладающего особой педагогической интуицией, общей и валеологической культурой.
Валеологическая культура педагога предполагает наличие трех структурообразующих компонентов готовности к валеологически ориентированной педагогической деятельности или трех блоков профессиограммы — мотивационного, когнитивного и операционного.
Мотивационный компонент готовности, или этико-педагогический блок профессиограммы, следует понимать как присутствие интереса к валеологической деятельности в обучающих системах, как внутренне присущее педагогу стремление к постижению соответствующих знаний и умений не только «для личного пользования», но и для передачи этих знаний и умений своим ученикам.
Когнитивный компонент, или гностический блок профессиограммы предполагает наличие знаний в области валеологии и педагогической валеологии и условно подразделяется на пять блоков знаний — общеметодологические, валеологические, валеолого-методические, а также знание основ педагогической валеологии.
Операционный компонент, или технологический блок, понимается как комплекс применяемых учителем на практике педагогико-валеологических умений, направленных на осуществление валеологической работы со школьниками, его организаторские и исследовательские способности, аналитические умения, диагностические, корректирующие, прогностические и прочие.
Опираясь на перечисленные знания и умения, педагог-валеолог осуществляет учебно-воспитательную валеологическую работу, реализуя при этом целый ряд наиважнейших функций — просветительскую, развивающую, воспитательную, организаторскую. В процессе их осуществления проявляется и четвертый компонент готовности учителя к валеологической работе или, говоря языком педагогики, так называемый индивидуально-креативный компонент (блок) учительской профессиограммы, которым следует обозначить уровень готовности педагога как творческой, созидающей личности.
На любом из этапов валеологической педагогической деятельности педагог совершает сложнейшую многоплановую и многоцелевую работу, которая включает осуществление следующих функций:
—диагностической (комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, определение сенсорного утомления и переутомления и т. п.);
•— профилактической (система мер по предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и вредных привычек через психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, в т. ч. разработку оптимальных режимов обучения и воспитания, использование оздоровительных естественных факторов окружающей среды и специфических способов оздоровления — акустического фона, аромафитотерапии и т. п.);
— коррекционной (меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.);
— консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).
Согласно новым требованиям, предъявляемым самой жизнью, учитель должен быть валеологически образован, обязан владеть всем объемом информации о содержании валеологического воспитания и образования, о его формах, путях, способах и методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам мироздания. т. е. в гармонии с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром. Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т. е. влалеть методологией, умениями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.
Лекция5. Валеологическая служба образовательного учреждения
Оздоровительная работа в современной системе образования, построенная с учетом основополагающих принципов педагогической и медико-биологической валеологии, может быть достаточно эффективной и включать введение реабилитационных компонентов в режим дня; апробацию сберегающих здоровье технологий обучения; внедрение авторских образовательных программ по валеологии, построенных на профилактической идее; разработку рекомендаций по соблюдению гигиенических требований к организации учебных занятий и построению обучения с учетом психофизиологических особенностей занимающихся; проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в сексуальном поведении, индивидуализацию подхода в физическом воспитании способствующую усилению потребности в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует наиболее актуальный для всех учащихся процесс — формирование здоровья. В свою очередь, формирование устойчивой потребности в здоровье следует осуществлять как через содержание образования (предметы учебного цикла), так и через элементы прикладной валеологии, используя имеющиеся в наличии диагностические и оздоровительные средства (Э. М. Казин и др.], 1998). Необходимо создание технологизированных систем совместных действий педагога, психолога, психофизиолога, медицинского работника по оздоровлению условий жизни в школе, восстановлению оздоровительного статуса образовательных учреждений. С целью улучшения здоровья школьников и учителей, а также повышения эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы (через урочную, внеурочную, внеклассную формы работы) необходима интеграция средств и методов педагогической и медико-биологической валеологии посредством создания валеологической службы в различных образовательных учреждениях.
Целью организации валеологического центра в образовательном учреждении является создание условий (на базе использования автоматизированных программно-технических средств и методов) для диагностики, прогноза и реабилитации субъектов образовательного процесса. Основными направлениями ее работы являются повышение валеологической грамотности учителей и формирование их готовности к валеологической работе со школьниками; оказание помощи учителям в формировании ЗОЖ учащихся, повышение валеологического статуса самих учителей; осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом, отдельных подразделений (классов); валеологическая экспертиза учебных и авторских программ; валеологи-ческий анализ уроков; структурирование (на основе валеологических принципов) учебных курсов, учебных блоков, введение новых валеологических технологий, валеологически целесообразного режима учебных занятия и самостоятельной работы детей.
Специалисты валеологической службы организуют лабораторию валеологических исследований, кабинет релаксации или психофизиологической разгрузки , фитосалоны и т.п., проводят проблемные семинары разрабатывают программы и учебно-тематические планы валеологического обучения, валеологически оптимальный режим труда лечебного учреждения, поддерживают связи с медицинскими службами и организуют меры санации, проводят анкетирование и анализ самооценки знаний по вопросам здоровья и ЗОЖ, разрабатывают рекомендации по структурированию учебного процесса, ведут опытно-экспериментальную работу в школе по совершенствованию методов обучения, воспитания и реабилитации (оздоровления) детей с патологиями, разрабатывают рекомендации для классных руководителей по валеологическому просвещению учащихся, учителей и родителей, а также всех работников, ответственных за здоровье детей.
Создание оптимального содержания внутришкольной среды — отправная точка работы школьного валеолога. Кроме того, школьный педагог-валеолог следит за организацией режима дня школьников как модели формирования здорового стиля жизни; занимается вопросами профилактики вредных привычек у школьников; изучает причины «школьных болезней» и ведет работу по их предупреждению.
Основными видами деятельности валеологической службы являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
Диагностическая деятельность валеологической службы ориентирована на изучение индивидуальных способностей организма ребенка на всех этапах возрастного развития, на определение причин нарушений развития с использованием психофизиологических методов исследования.
Развивающая деятельность валеологической службы определяется непосредственным воздействием социального педагога на соответствующее возрастным нормативам развитие ребенка, ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
Профилактическая и коррекционная деятельность службы определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.
Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни.
При осуществлении консультативной работы социальный педагог решает следующие задачи:
— консультирует администрацию, педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
— проводит индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;
— способствует повышению валеологической грамотности педагогов и родителей путем своего участия в работе педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраниях;
— на базе методического кабинета «Здоровый ребенок» или библиотеки комплектует библиотечку по проблемам валеологии и здорового образа жизни.
Рассмотрим подробнее задачи социального педагога — валеолога по диагностической и профилактической видам деятельности.
Диагностическая и профилактическая деятельность социального педагога — валеолога
Социальный педагог может решать следующие конкретные диагностические задачи:
диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;
— диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;
— диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;
— контроль за сбалансированностью питания;
— мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.
Профилактическая и коррекционная работа может проводиться как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами.
В процессе профилактической и коррекционной работы социальный педагог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
— участвует в приеме детей в первые классы, диагностируя физиолого-гигиеническую готовность и степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;
разрабатывает комплексы развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятий с детьми, совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.
Источник