Меню

Критерии социально психологического здоровья

Критерии психического и социального здоровья

Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки. Приведем некоторые из примеров.

В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой известный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума заключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоровом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

Если задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целительных силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.

От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

Читайте также:  Дай аллах всем детям здоровья статусы

По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы которых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психического и социального здоровья.

Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые признаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).

Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места
    обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлагались, согласно И. Н. Гурвичу, следующие критерии позитивного психического здоровья:

  • аттитюды к «Я»;
  • рост, развитие и самоактуализация личности;
  • интеграция личности; автономия;
  • адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.

Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточно полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызывали определенные затруднения их использования в исследовательской практике.

Один из представителей гуманистического направления, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в привязанности и любви;
  • потребность в уважении;
  • потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности
    способностей.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:

  • интерес к самому себе;
  • общественный интерес;
  • самоуправление (самоконтроль);
  • высокую фрустрационную устойчивость;
  • гибкость;
  • принятие неопределенности;
  • ориентацию на творческие планы;
  • научное мышление;
  • принятие самого себя;
  • риск;
  • длительный гедонизм;
  • нон-утопизм;
  • ответственность за свои эмоциональные нарушения.
Читайте также:  Рациональные методы улучшения здоровья

Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.

Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности.

Источник

Что такое психологическое здоровье и как его сохранить

Психологическое здоровье – это важная составляющая здоровья человека, которая определяет развитие его личности. От него зависит, будет ли человек работоспособен, успешен в отношениях и общении, физически здоров. Чем оно крепче у индивида, тем легче ему устроиться в социуме.

Что такое психологическое здоровье

В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.

Компоненты психологического здоровья

К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:

  1. Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
  2. Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
  3. Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
  4. Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
  5. Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.

Уровни психологического здоровья

И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:

  1. Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
  2. Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
  3. Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.

Факторы нарушения психологического здоровья

Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:

Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.

Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.

Читайте также:  Группа состояния здоровья 3 что это означает

Признаки

Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.

Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Психологическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.

Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.

Как сохранить психологическое здоровье: советы психолога

Основу психологического здоровья малыша и подростка должны постараться сохранить родители. Для этого необходимо создать в семье обстановку, которая будет способствовать личностному развитию ребенка, его позитивному мироощущению и получению навыков успешного взаимодействия с людьми.

Как сохранить психологическое здоровье взрослому? Для этого необходимо знать, какие факторы способствуют сохранению психологического здоровья. Среди них:

  • позитивное отношение к жизни;
  • окружение себя положительными людьми;
  • постановка целей и их достижение;
  • стремление к саморазвитию и развитие в себе желания двигаться вперед в своих начинаниях;
  • формирование у себя навыков адекватных взаимодействий с другими людьми, особенно в ситуациях конфликта;
  • избегание общения с токсичными людьми, которые видят мир только в темных цветах.

Профилактика

Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.

Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.

Заключение

Основной функцией психологического здоровья человека является адаптация к социуму. Оно влияет на все сферы его жизни: соматическое здоровье, общение с людьми, работоспособность и самоощущение. Для его сохранения важно учиться смотреть на мир с позитивом, критически относиться к чужим оценочным высказываниям в свой адрес и стараться двигаться вперед к намеченной цели. Чем более здоров человек психологически, тем он более успешен в жизни.

Источник

Adblock
detector