Меню

Критерии состояния здоровья детей раннего возраста

Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2003 г. N 621

О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:

1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).

1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Читайте также:  Советы здоровья от звезд

Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.

Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.

Приказом Минздрава России

от 30 декабря 2003 г. N 621

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ

ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)

Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Источник

Основные критерии здоровья детей дошкольного возраста.

I критерий здоровья

НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ОТКЛОНЕНИЙ

В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

Для более полной оценки I критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка, необходимо знать семейный анамнез. Если мы будем знать семейный анамнез, то сможем определить направленность риска, т. е. выяснить, грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхо-легочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

Далее следует социальный анамнез с оценкой материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи. Он дает нам основание утверждать, что факторы риска не проявятся, если социальный анамнез благополучный, или, наоборот, помогает улучшить социальную среду, если в семье есть неблагополучие.

Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т. е. к I группе здоровья. Такие дети относятся к группе II А, т. е. к группе «риска», и мы, взрослые, должны сделать все, чтобы риск никак не проявился, так как слишком интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

II критерий здоровья

И СТЕПЕНЬ ЕГО ГАРМОНИЧНОСТИ

II критерий — это физическое развитие (ФР) и степень его гармоничности, иными словами — длина, ширина и масса тела ребенка.

Обязательные показатели ФР:

Читайте также:  Состояние здоровья после поста

длина и масса тела;

форма и экскурсия грудной клетки;

форма грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», воронкообразная и килевидная грудная клетка);

форма ног (нормальная, Х-образные ноги, 0-образные ноги);

стопа (нормальная, уплощенная);

осанка (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз).

Дополнительные показатели ФР: толщина жировой складки в четырех точках, определение процента жировой массы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

1. Степень биологической зрелости (в баллах)

1. У дошкольников и младших школьников — по количеству постоянных зубов.

2. Уровень функционального состояния

1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генча).

2. Ортостотическая проба.

3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 сек.).

4. Двойное произведение (ЧСС х АД сист.)/100.

5. Общая работоспособность (с помощью степ-теста или велоэргометрии РУУС 150-170 по Абросимовой).

ВРАЧЕБНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Медицинское обследование детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, проводится в соответствии с регламентирующими эту деятельность приказами, методическими и инструктивными материалами Министерства здравоохранения и просвещения и их органов на местах. Врач дошкольного учреждения после проведенного осмотра определяет медицинскую группу и назначает соответствующий режим дня, питание, форму физического воспитания и оздоровительные мероприятия.

Комплексная оценка состояния здоровья проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями МЗ СССР» (1982г.). Дети в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функции.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к 1-ой группе, составляют основную медицинскую группу по физвоспитанию и занимаются в дальнейшем по полной программе физического воспитания.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья ко 2-ой группе, составляют подготовительную группу по физвоспитанию и занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.

Дети, отнесенные к 3-й группе здоровья, занимаются в спецгруппах с учетом уровня физической подготовленности и нозологии.

Дети, отнесенные к 4-й группе здоровья, занимаются в группах ЛФК или индивидуально.

Противопоказания для занятий физическим воспитанием:

1. Острые заболевания любой этиологии и локализации.

2. Органические заболевания центральной нервной системы.

3. Последствия травм головного мозга с нарушениями психики или расстройствами в двигательной и чувствительной сфере.

4. Заболевания костно-мышечной системы, препятствующие выполнению физических упражнений.

О чем свидетельствует оценка физического развития? Какую информацию она несет родителям и воспитателю?

Вот схема регуляции роста, составленная швейцарским педиатром Г. Фанкони:

2 Нейрогуморальная регуляция

(нервная и эндокринная системы)

3 Обмен веществ

4 Растущие ткани

Отклонения в ФР могут свидетельствовать:

1) о неправильном питании;

2) о наличии каких-либо заболеваний;

3) о нарушении регуляции роста со стороны нервной и эндокринной систем;

4) об отсутствии условий, способствующих росту костей и мышц.

III критерий здоровья

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР)

Показатели развития

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет группировать пред- меты по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика. Специальные задания

Общая: умеет подпрыги- вать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки

Читайте также:  Нарушают права охраны здоровья

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь впе- ред; отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застеги- вает пуговицы и не завязы- вает шнурки самостоятель- но

3. Внимание и па- мять. Специальные задания

Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблю- дая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избе- гает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском са- ду, во дворе

5. Психическое здоровье (опрос)

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не мо- жет ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика. Специ- альные задания

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

3. Внимание и па- мять. Специальные задания

Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, ча- сто отвлекается, «отключа- ется». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные кон- такты. Наблюдение, опрос

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избе- гает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском са- ду, во дворе

5. Психическое здоровье (опрос)

Наличие отклонений сома- то-вегетативного, эмоцио- нального, психомоторного характера

1. Мышление и речь. Специальные задания

Умеет составить по кар- тинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем со- бытия прошлого, настоя- щего и будущего. Допустимы наводящие вопросы

При рассказе не может от- ветить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика. Специальные задания

Общая: умеет прыгать в длину с места с результа- том не менее 70 см. Руч- ная: умеет аккуратно за- красить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с

Не умеет прыгать в длину с места или показывает ре- зультат менее 70 см. Неак- куратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с

3. Внимание и па- мять

Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен,час- то «отключается». С тру- дом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные кон- такты.

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и со- блюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избе- гает других детей, любит играть в одиночестве. Не любит друзей в детском са- ду, во дворе

5. Психическое здоровье.

Наличие отклонений сома- то-вегетативного, эмоцио- нального, психомоторного характера

Развитие движений у детей дошкольного возраста

Источник

Adblock
detector