Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник
Основные критерии здоровья детей дошкольного возраста.
I критерий здоровья
НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ОТКЛОНЕНИЙ
В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Для более полной оценки I критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка, необходимо знать семейный анамнез. Если мы будем знать семейный анамнез, то сможем определить направленность риска, т. е. выяснить, грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхо-легочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.
Далее следует социальный анамнез с оценкой материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличия вредных привычек, полноты семьи. Он дает нам основание утверждать, что факторы риска не проявятся, если социальный анамнез благополучный, или, наоборот, помогает улучшить социальную среду, если в семье есть неблагополучие.
Врачи считают, что ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т. е. к I группе здоровья. Такие дети относятся к группе II А, т. е. к группе «риска», и мы, взрослые, должны сделать все, чтобы риск никак не проявился, так как слишком интенсивные оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.
II критерий здоровья
И СТЕПЕНЬ ЕГО ГАРМОНИЧНОСТИ
II критерий — это физическое развитие (ФР) и степень его гармоничности, иными словами — длина, ширина и масса тела ребенка.
Обязательные показатели ФР:
длина и масса тела;
форма и экскурсия грудной клетки;
форма грудной клетки («куриная грудь», «грудь сапожника», воронкообразная и килевидная грудная клетка);
форма ног (нормальная, Х-образные ноги, 0-образные ноги);
стопа (нормальная, уплощенная);
осанка (нормальная, лордоз, кифоз, сколиоз).
Дополнительные показатели ФР: толщина жировой складки в четырех точках, определение процента жировой массы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
1. Степень биологической зрелости (в баллах)
1. У дошкольников и младших школьников — по количеству постоянных зубов.
2. Уровень функционального состояния
1. Время задержки дыхания (пробы Штанге и Генча).
2. Ортостотическая проба.
3. Нагрузочная проба (20 приседаний или 30 подскоков за 30 сек.).
4. Двойное произведение (ЧСС х АД сист.)/100.
5. Общая работоспособность (с помощью степ-теста или велоэргометрии РУУС 150-170 по Абросимовой).
ВРАЧЕБНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ
Медицинское обследование детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, проводится в соответствии с регламентирующими эту деятельность приказами, методическими и инструктивными материалами Министерства здравоохранения и просвещения и их органов на местах. Врач дошкольного учреждения после проведенного осмотра определяет медицинскую группу и назначает соответствующий режим дня, питание, форму физического воспитания и оздоровительные мероприятия.
Комплексная оценка состояния здоровья проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями МЗ СССР» (1982г.). Дети в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:
1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функции.
2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к 1-ой группе, составляют основную медицинскую группу по физвоспитанию и занимаются в дальнейшем по полной программе физического воспитания.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья ко 2-ой группе, составляют подготовительную группу по физвоспитанию и занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.
Дети, отнесенные к 3-й группе здоровья, занимаются в спецгруппах с учетом уровня физической подготовленности и нозологии.
Дети, отнесенные к 4-й группе здоровья, занимаются в группах ЛФК или индивидуально.
Противопоказания для занятий физическим воспитанием:
1. Острые заболевания любой этиологии и локализации.
2. Органические заболевания центральной нервной системы.
3. Последствия травм головного мозга с нарушениями психики или расстройствами в двигательной и чувствительной сфере.
4. Заболевания костно-мышечной системы, препятствующие выполнению физических упражнений.
О чем свидетельствует оценка физического развития? Какую информацию она несет родителям и воспитателю?
Вот схема регуляции роста, составленная швейцарским педиатром Г. Фанкони:
2 Нейрогуморальная регуляция
(нервная и эндокринная системы)
3 Обмен веществ
4 Растущие ткани
Отклонения в ФР могут свидетельствовать:
1) о неправильном питании;
2) о наличии каких-либо заболеваний;
3) о нарушении регуляции роста со стороны нервной и эндокринной систем;
4) об отсутствии условий, способствующих росту костей и мышц.
III критерий здоровья
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Диагностика и оценка нервно-психического развития (НПР)
Показатели развития
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет группировать пред- меты по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и др.
Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету
2. Моторика. Специальные задания
Общая: умеет подпрыги- вать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки
Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь впе- ред; отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застеги- вает пуговицы и не завязы- вает шнурки самостоятель- но
3. Внимание и па- мять. Специальные задания
Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно
Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи
4. Социальные контакты. Наблюдение, опрос
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблю- дая правила игры
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избе- гает других детей; любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском са- ду, во дворе
5. Психическое здоровье (опрос)
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию
Составляя рассказ, не мо- жет ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета
2. Моторика. Специ- альные задания
Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда
Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко
3. Внимание и па- мять. Специальные задания
Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно
Рассеян, невнимателен, ча- сто отвлекается, «отключа- ется». С трудом и непрочно запоминает стихи
4. Социальные кон- такты. Наблюдение, опрос
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избе- гает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском са- ду, во дворе
5. Психическое здоровье (опрос)
Наличие отклонений сома- то-вегетативного, эмоцио- нального, психомоторного характера
1. Мышление и речь. Специальные задания
Умеет составить по кар- тинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем со- бытия прошлого, настоя- щего и будущего. Допустимы наводящие вопросы
При рассказе не может от- ветить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
2. Моторика. Специальные задания
Общая: умеет прыгать в длину с места с результа- том не менее 70 см. Руч- ная: умеет аккуратно за- красить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с
Не умеет прыгать в длину с места или показывает ре- зультат менее 70 см. Неак- куратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с
3. Внимание и па- мять
Внимателен, собран. Сти- хи, соответствующие воз- расту, запоминает быстро, прочно или медленно, по- сле многих повторений, но в целом успешно
Рассеян, невнимателен,час- то «отключается». С тру- дом и непрочно запоминает стихи
4. Социальные кон- такты.
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и со- блюдая правила игры
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется, избе- гает других детей, любит играть в одиночестве. Не любит друзей в детском са- ду, во дворе
5. Психическое здоровье.
Наличие отклонений сома- то-вегетативного, эмоцио- нального, психомоторного характера
Развитие движений у детей дошкольного возраста
Источник