Меню

Критерии соматического здоровья детей

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.
Читайте также:  Метаноловый завод вред здоровью

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Лекция валеология учение о здоровье и здоровом образе жизни понятие «валеологии»

Критерии определения здоровья детей и подростков

Здоровье ребенка — одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что исследования, посвященные изучению состояния здоровья детей и подростков, проводятся отечественными учеными уже давно (они развернулись широко с момента становления советского государства и в последующие годы, особенно с начала 50-х годов), многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития,

Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми и подростками в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учетом факторов окружающей и социальной среды, а также учебной деятельности (А.Г. Сухарев и др., 1992).

С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления-гигиены детей и подростков с созданием соответствующего института — круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей и подростков, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состояния здоровья учитывать и адаптационные возможности организма (Ю.П. Лисицына, 1987, 1993).

Для формулировки критериев определения здоровья детей и подростков представим здоровье человека как систему трех взаимосвязанных элементов: соматическое (биологическое, физическое) здоровье, психическое здоровье и социальное здоровье

Рассмотрим критерии оценки каждой составляющей здоровья.

Соматическое здоровье это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Противоположностью этого вида здоровья является инвалидность.

Для оценки здоровья детей и подростков используются три основных критерия:

— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;

— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;

— наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма.

Однозначного толкования понятия психического здоровья в литературе нет, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая «норму» и «патологию» и особо акцентируя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.

В психологическом словаре понятие психического здоровья о пределяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

В работе «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» (коллектив авторов под редакцией И.В. Дубровиной) вводится понятие психологического здоровья, относящееся к личности в целом и выделяющее собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье делает личность самодостаточной, но мы извне задаем ей рамки, нормы. Мы вооружаем ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

— критичность к себе, своей деятельности ее результатам;

— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствами ситуациям;

— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

— способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;

— способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечено, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Экспертами ВОЗ также показано, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Социальное (личностное) здоровье — это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие (И.В. Кузнецова, 1996). Антиподом социального здоровья является состояние социальной запущенности.

Критериями социального здоровья детей и подростков могут служить следующие:

— адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада, класс);

— овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

Читайте также:  Интересные факты спорте здоровье

— овладение нормативным, правилосообразным поведением;

— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

— наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств;

— общая средовая адаптация — интеграция в общество.

Здоровье детей и подростков во многом детерминировано социально-экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказы­ваются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь (А.Г. Сухарев, 1991).

Наряду с акселерацией в последние годы выявляется феномен децелерации, которая возможно объясняется изменением факторов социальной среды и увеличением факторов риска. Так, в исследованиях А.Г. Сухарева (1991), Г.Н. Сердюковской (1990) и других авторов отмечается увеличение числа детей с уменьшением объема грудной клетки, силы мышц, массы тела и массо-ростового показателя. Такие школьники с замедленным темпом физического развития часто имеют более низкую работоспособность и нуждаются в индивидуальном подходе при использовании средств физического воспитания для нормализации физического развития.

Изучение влияния отдельных компонентов социально-гигиенических условий жизни и их совокупности на уровень заболеваемости различных контингентов школьников выявило, что при существующем уровне благосостояния населения (как в городе, так и в селе) на заболеваемость детей и подростков влияют не столько факторы условий жизни в отдельности (жилищные условия и размер жилой площади, материальный уровень семьи, социальная принадлежность родителей и уровень их образованности), сколько совокупность этих факторов. При этом неоднократно подтверждалось, что наибольшее существенное значение в усугублении и даже в возникновении большинства заболеваний у детей, в особенности нервно-психических, имеют неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие надлежащего воспитания и надзора за детьми в неблагополучных семьях (Г.Н. Сердюковская, 1979).

Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей и подростков — создание благоприятных социально-педагогических условий.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Основываясь на принципе функционального единства организма (П.К. Анохин), обусловливающего взаимосвязь и взаимовлияние всех видов здоровья, социальный педагог ориентирован прежде всего на сохранение и укрепление социального (личностного) здоровья. Он подходит к решению данной проблемы комплексно, т.е. работает с детьми, педагогами и родителями.

Лекция 4.


Профессиональное здоровье педагога

Актуализация личностных ресурсов учителя, необходимых для эффективного учебно-воспитательного процесса, деятельности в сфере «человек — человек». Под профессиональным здоровьем понима­ется интегральная характеристика функционального состояния чело­века по физическим и психическим показателям с целью оценки его — способности к определенной профессиональной деятельности с задан­ными эффективностью и продолжительностью на протяжении задан­ного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факто­рам, сопровождающим эту деятельность (А. А. Реан, 2000). Помимо фактора профессиональной пригодности, в это понятие включается пси­хическое здоровье, выражающееся в характерных психических про­цессах, состояниях и индивидуальных свойствах.

Под профессиональным здоровьем педагога понимается способ­ность организма сохранять и активизировать защитные и регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания его про­фессиональной деятельности. Поддержание профессионального и пси­хического здоровья педагога — это сложный интегративный процесс, в который включаются, с одной стороны, профессиональное развитие и коррекция педагогической направленности, профессионального са­мосознания, а с другой — развитие творческого потенциала, коррек­ция коммуникативной и конфликтной компетентности, эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной гибкости.

Явление «выгорания» проявляется в ряде симптомов, которые об­разуют синдром «профессионального выгорания». «Профессиональ­ное выгорание» — это не потеря творческого потенциала» не реакция на скуку, а скорее эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением (К. Маслач, 1978).

Существуют физические и психологические (поведенческие) сим­птомы «выгорания». К физическим симптомам относятся усталость, частые головные боли, бессонница и т. д. К психологическим симп­томам относятся снижение энтузиазма, чувства вины, разочарования, обиды, раздражительность, ригидность, неспособность принимать ре­шения, растущее избегание и т. д.

Выделяют уровни (1-й — недолгие и случайные симптомы; 2-й — симптомы носят затяжной характер; 3-й — хронические симптомы) и стадии (1-я — эмоциональное и физическое истощение; 2-я — отрица­тельное, циничное отношение к людям; 3-я — полное «выгорание», отвращение ко всему) «выгорания».

К составляющим синдрома «выгорания» относятся эмоциональная истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой), деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда), редукция профессиональных достижений (возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере).

Факторы, вызывающие процесс «выгорания», можно сгруппиро­вать в два блока: индивидуальные и организационные . К индивидуаль­ным относят социально-демографические характеристики (возраст, пол, стаж, семейное положение, уровень образования), а также лич­ностные особенности (выносливость, индивидуальные стратегии со­противления, локус контроля, самооценка). В группу организацион­ных факторов включены условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

Последствиями процесса «выгорания» являются крайне низкая эффективность и продуктивность профессиональной деятельности. снижение удовлетворенности своим трудом, формирование негатив­ного отношения к труду (текучесть кадров, нарушение трудовой дис­циплины), значительное ухудшение здоровья педагога. Для профилак­тики профессионального «выгорания» подходят психокоррекционные программы по развитию навыков стрессоустойчивости, эмоциональ­ной устойчивости, коммуникативной и конфликтной компетентности, разработанные для сохранения психического и профессионального здоровья педагога.

Валеологическая культура педагога

Судьба каждого начинания в системе образования в первую оче­редь зависит от педагога, уровня его готовности к определенной рабо­те, сформированности его личной концепции, личностных и профес­сиональных качеств, степени адаптации к обучающей системе. К пе­дагогу, который призван решать важные и сложные задачи валеологического образования, предъявляются, естественно, весьма высокие требования. Он должен четко представлять себе цель и смысл валеологически ориентированного учебного процесса (созидание и самосозидание), относиться к другому человеку как к цели своей деятель­ности, иметь сформированное валеологическое сознание.

Необходимость формирования нового педагогического мышления— насущная задача времени, связанная с проблемой выбора педагога, обладающего особой педагогической интуицией, общей и валеологической культурой.

Валеологическая культура педагога предполагает наличие трех структурообразующих компонентов готовности к валеологически ориентированной педагогической деятельности или трех блоков профессиограммы — мотивационного, когнитивного и операционного.

Мотивационный компонент готовности, или этико-педагогический блок профессиограммы, следует понимать как присутствие интереса к валеологической деятельности в обучающих системах, как внутрен­не присущее педагогу стремление к постижению соответствующих знаний и умений не только «для личного пользования», но и для пере­дачи этих знаний и умений своим ученикам.

Когнитивный компонент, или гностический блок профессиограммы предполагает наличие знаний в области валеологии и педагогической валеологии и условно подразделяется на пять блоков знаний — общеметодологические, валеологические, валеолого-методические, а также знание основ педагогической валеологии.

Операционный компонент, или технологический блок, понимается как комплекс применяемых учителем на практике педагогико-валеологических умений, направленных на осуществление валеологической работы со школьниками, его организаторские и исследовательские способности, аналитические умения, диагностические, корректиру­ющие, прогностические и прочие.

Опираясь на перечисленные знания и умения, педагог-валеолог осуществляет учебно-воспитательную валеологическую работу, реа­лизуя при этом целый ряд наиважнейших функций — просветитель­скую, развивающую, воспитательную, организаторскую. В процессе их осуществления проявляется и четвертый компонент готовности учи­теля к валеологической работе или, говоря языком педагогики, так называемый индивидуально-креативный компонент (блок) учительской профессиограммы, которым следует обозначить уровень готовности педагога как творческой, созидающей личности.

На любом из этапов валеологической педагогической деятельно­сти педагог совершает сложнейшую многоплановую и многоцелевую работу, которая включает осуществление следующих функций:

—диагностической (комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, опреде­ление сенсорного утомления и переутомления и т. п.);

Читайте также:  Как здоровье населения зависит от среды обитания

•— профилактической (система мер по предупреждению заболева­ний, функциональных нарушений и вредных привычек через психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, в т. ч. разработку оптимальных режимов обучения и воспитания, использо­вание оздоровительных естественных факторов окружающей среды и специфических способов оздоровления — акустического фона, аромафитотерапии и т. п.);

— коррекционной (меры по устранению или снижению имеющих­ся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.);

— консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).

Согласно новым требованиям, предъявляемым самой жизнью, учи­тель должен быть валеологически образован, обязан владеть всем объ­емом информации о содержании валеологического воспитания и об­разования, о его формах, путях, способах и методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам мироздания. т. е. в гармонии с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром. Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т. е. влалеть методологией, уме­ниями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.

Лекция5. Валеологическая служба образовательного учреждения

Оздоровительная работа в современной системе образования, по­строенная с учетом основополагающих принципов педагогической и медико-биологической валеологии, может быть достаточно эффективной и включать введение реабилитационных компонентов в режим дня; апробацию сберегающих здоровье технологий обучения; внедрение авторских образовательных программ по валеологии, построенных на профилактической идее; разработку рекомендаций по соблюдению гигиенических требований к организации учебных занятий и построению обучения с учетом психофизиологических особенностей занимающихся; проведение просветительской работы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, отклонений в сексуальном поведении, индивидуализацию подхода в физическом воспитании способствующую усилению потребности в занятиях физическими упражнениями, что в целом характеризует наиболее актуальный для всех учащихся процесс — формирование здоровья. В свою очередь, формирование устойчивой потребности в здоровье следует осуществлять как через содержание образования (предметы учебного цикла), так и через элементы прикладной валеологии, используя имеющиеся в наличии диагностические и оздоровительные средства (Э. М. Казин и др.], 1998). Необходимо создание технологизированных систем со­вместных действий педагога, психолога, психофизиолога, медицин­ского работника по оздоровлению условий жизни в школе, восста­новлению оздоровительного статуса образовательных учреждений. С целью улучшения здоровья школьников и учителей, а также повыше­ния эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы (через урочную, внеурочную, внеклассную формы работы) необходи­ма интеграция средств и методов педагогической и медико-биологи­ческой валеологии посредством создания валеологической службы в различных образовательных учреждениях.

Целью организации валеологического центра в образовательном учреждении является создание условий (на базе использования авто­матизированных программно-технических средств и методов) для диагностики, прогноза и реабилитации субъектов образовательного процесса. Основными направлениями ее работы являются повышение валеологической грамотности учителей и формирование их готовнос­ти к валеологической работе со школьниками; оказание помощи учи­телям в формировании ЗОЖ учащихся, повышение валеологического статуса самих учителей; осуществление валеологической экспертизы учебного процесса в целом, отдельных подразделений (классов); ва­леологическая экспертиза учебных и авторских программ; валеологи-ческий анализ уроков; структурирование (на основе валеологических принципов) учебных курсов, учебных блоков, введение новых валео­логических технологий, валеологически целесообразного режима учеб­ных занятия и самостоятельной работы детей.

Специалисты валеологической службы организуют лабораторию валеологических исследований, кабинет релаксации или психофизиологической разгрузки , фитосалоны и т.п., проводят проблемные семинары разрабатывают программы и учебно-тематические планы валеологического обучения, валеологически оптимальный режим труда лечебного учреждения, поддерживают связи с медицинскими службами и организуют меры санации, проводят анкетирование и анализ самооценки знаний по вопросам здоровья и ЗОЖ, разрабатывают рекомендации по структурированию учебного процесса, ведут опытно-экспериментальную работу в школе по совершенствованию методов обучения, воспитания и реабилитации (оздоровления) детей с патологиями, разрабатывают рекомендации для классных руководителей по валеологическому просвещению учащихся, учителей и родителей, а также всех работников, ответственных за здоровье детей.

Создание оптимального содержания внутришкольной среды — отправная точка работы школьного валеолога. Кроме того, школьный педагог-валеолог следит за организацией режима дня школьников как модели формирования здорового стиля жизни; занимается вопросами профилактики вредных привычек у школьников; изучает причины «школьных болезней» и ведет работу по их предупреждению.

Основными видами деятельности валеологической службы являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.

Диагностическая деятельность валеологической службы ориентирована на изучение индивидуальных способностей организма ребенка на всех этапах возрастного развития, на определение причин нарушений развития с использованием психофизиологических методов исследования.

Развивающая деятельность валеологической службы определяется непосредственным воздействием социального педагога на соответствующее возрастным нормативам развитие ребенка, ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.

Профилактическая и коррекционная деятельность службы определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием.

Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни.

При осуществлении консультативной работы социальный педагог решает следующие задачи:

— консультирует администрацию, педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

— проводит индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

— способствует повышению валеологической грамотности педагогов и родителей путем своего участия в работе педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраниях;

— на базе методического кабинета «Здоровый ребенок» или библиотеки комплектует библиотечку по проблемам валеологии и здорового образа жизни.

Рассмотрим подробнее задачи социального педагога — валеолога по диагностической и профилактической видам деятельности.

Диагностическая и профилактическая деятельность социального педагога — валеолога

Социальный педагог может решать следующие конкретные диагностические задачи:

диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

— диагностика готовности ребенка к поступлению в школу с выявлением степени морфофункциональной зрелости ребенка;

— диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

— контроль за сбалансированностью питания;

— мониторинг причин, влияющих на ухудшение состояния здоровья и нарушение гармоничности физического развития.

Профилактическая и коррекционная работа может проводиться как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами.

В процессе профилактической и коррекционной работы социальный педагог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

— участвует в приеме детей в первые классы, диагностируя физиолого-гигиеническую готовность и степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;

разрабатывает комплексы развивающих, профилактических и коррекционных упражнений для занятий с детьми, совместно с педагогами и родителями намечает программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации, высокой работоспособности и обеспечения нормального развития с учетом индивидуальной готовности ребенка к обучению на каждом переходном этапе.

Источник

Adblock
detector