Что такое психологическое здоровье и как его сохранить
Психологическое здоровье – это важная составляющая здоровья человека, которая определяет развитие его личности. От него зависит, будет ли человек работоспособен, успешен в отношениях и общении, физически здоров. Чем оно крепче у индивида, тем легче ему устроиться в социуме.
Что такое психологическое здоровье
В психологии определение психологического здоровья звучит как состояние человека, позволяющее ему успешно адаптироваться в изменяющихся условиях без последствий для целостности личности. Такой индивид способен быстро подстраиваться под новые факторы окружающей среды и социума, также может развиваться самостоятельно и вносить вклад в развитие общества.
Компоненты психологического здоровья
К компонентам психологического здоровья можно отнести следующие аспекты:
- Ценностный. Это компонент, предполагающий, что человек осознает: он – ценный и уникальный, и не только он, но и окружающие его люди. Он способен принять себя и окружающих такими, какие они есть.
- Инструментальный. Это способность человека рефлексировать, концентрироваться на собственных мыслях, оценивая свои действия и поступки, анализируя собственную деятельность.
- Потребностно-мотивационный. Это стремление человека к саморазвитию и личностному развитию, а также готовность брать на себя ответственность за собственную жизнь.
- Развивающий. Человек постоянно работает над собой, развивает свои психические и умственные процессы, социальные навыки, поддерживает свое психологическое и физическое здоровье.
- Социально-культурный. Это возможность индивида развиваться и действовать в сложившейся культурной и социальной ситуации, умение налаживать контакт с людьми и взаимодействовать.
Уровни психологического здоровья
И.В. Дубровина, сформулировавшая понятие психологического здоровья, выделяет три его уровня:
- Низкий. Это уровень, свойственный дезадаптивным личностям, которые имеют проблемы с приспособлением к социальной среде, их окружающей. При этом одни из таких людей стремятся включиться в общество путем пренебрежения собственными интересами, а другие пытаются подстроить всех окружающих под свои интересы, невзирая на их желания и мировоззрение.
- Средний. Это люди с неплохой адаптацией к обществу. У них есть определенные навыки общения и выстраивания отношений. При этом имеют повышенную тревожность, связанную с нахождением в социуме.
- Высокий. К этому уровню относятся люди с устойчивой адаптацией к социуму, с запасом ресурсов для адекватного восприятия и переживания стрессовых ситуаций, наличием позиции созидателя и творческого отношения к выполняемой деятельности.
Факторы нарушения психологического здоровья
Факторы риска нарушения психологического здоровья можно разделить на две группы:
Первая – это внешние причины. К ним относятся негативные воздействия других людей на человека и напряженные отношения с обществом. В первую очередь это проблемы во взаимодействии с родителями: ребенок, растущий в постоянно негативно-напряженной обстановке может отставать в развитии от сверстников и постепенно приобретать личностные нарушения. Немного слабее на индивида действуют отрицательные отношения в школе, на работе, в компании приятелей.
Вторая группа факторов – внутренние причины. Это влияние некоторых нарушений психики на нормально развивающиеся процессы. Например, нестабильный эмоциональный фон может оказывать отрицательное воздействие на познавательную сферу, а проблемы с личностным развитием сказываются на общении.
Признаки
Главный критерий психологического здоровья личности– успешная адаптация к социуму. Такой человек ощущает себя позитивно, имеет высокий уровень развития рефлексии, успешно переживает кризисы разных возрастов, не испытывает безосновательных страхов. Он не боится брать на себя ответственность за свои поступки и жизнь в целом, не зависим от чужого мнения, свободно общается с окружающими и стремится к саморазвитию.
Также к признакам психологического здоровья относятся: активность, целенаправленность, успешность во взаимоотношениях с близкими людьми, умение спокойно разрешать конфликты и адекватно воспринимать происходящее вокруг.
Психологическое здоровье детей и подростков
Психика детей и подростков весьма нестабильна: в этом возрасте часты резкие перепады настроения, которые она не в силах контролировать. Важная задача взрослых для сохранения психологического здоровья детей и подростков – аккуратно сдерживать порывы, не позволяя наступать полной эйфории или депрессии. Для этого обычно достаточно иногда говорить с подростком по душам. Взрослые также должны способствовать укреплению психики путем прививания им полезных навыков, например: умения общаться, рефлексировать, ставить и достигать цели, с позитивом относиться к жизни.
Наличие проблем можно подозревать у ребенка с повышенной раздражительностью, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита, отсутствием мотивации и трудностями с концентрацией внимания. В конечном итоге, нарушения психологического здоровья могут привести к серьезным последствиям: девиантному поведению, употреблению психоактивных веществ, бродяжничеству, правонарушениям и ранним беременностям.
Как сохранить психологическое здоровье: советы психолога
Основу психологического здоровья малыша и подростка должны постараться сохранить родители. Для этого необходимо создать в семье обстановку, которая будет способствовать личностному развитию ребенка, его позитивному мироощущению и получению навыков успешного взаимодействия с людьми.
Как сохранить психологическое здоровье взрослому? Для этого необходимо знать, какие факторы способствуют сохранению психологического здоровья. Среди них:
- позитивное отношение к жизни;
- окружение себя положительными людьми;
- постановка целей и их достижение;
- стремление к саморазвитию и развитие в себе желания двигаться вперед в своих начинаниях;
- формирование у себя навыков адекватных взаимодействий с другими людьми, особенно в ситуациях конфликта;
- избегание общения с токсичными людьми, которые видят мир только в темных цветах.
Профилактика
Профилактикой психологического здоровья лучше всего заниматься с рождения ребенка. Для этого необходимо создать такую обстановку, в которой малыш будет чувствовать себя свободным, нужным и любимым. При этом осознавать свои границы и границы других людей, знать правила общества и успешно их соблюдать. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно предоставлять самостоятельности и ответственности и поощрять проявление этих качеств.
Взрослый человек также может укреплять свою психику с помощью рефлексии, общения с позитивными людьми, поиском любимой деятельности, определением своих целей и результатов. Хорошо, если человек умеет радоваться мелочам, не ждет масштабных подарков от судьбы и способен сам сделать свою жизнь такой, какой она ему нравится, при этом не вредит окружающим.
Заключение
Основной функцией психологического здоровья человека является адаптация к социуму. Оно влияет на все сферы его жизни: соматическое здоровье, общение с людьми, работоспособность и самоощущение. Для его сохранения важно учиться смотреть на мир с позитивом, критически относиться к чужим оценочным высказываниям в свой адрес и стараться двигаться вперед к намеченной цели. Чем более здоров человек психологически, тем он более успешен в жизни.
Источник
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле — процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».
Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.
Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).
Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:
а) неконформистская адаптация;
б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.
Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности
Л.С. Выготский о объекте дефектологической науки
Перед современной дефектологией помимо тенденций к философскому направлению встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляет предмет большинства дефектологических исследований.
Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и метаморфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития.
Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных — замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Реакция организма и личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная реальность, с которой имеет дело дефектология.
Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпываемого количественными вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает дефектология, она впервые приобретает твердую методологическую основу, ибо никакая теория невозможна, если исходить исключительно из отрицательных предпосылок, как невозможна никакая воспитательская практика, построенная на чисто отрицательных определениях и основах. В этой идее — методологический центр современной дефектологии; отношение к ней определяет геометрическое место всякой частной, конкретной проблемы. С этой идеей перед дефектологией открывается система положительных задач, теоретических и практических; дефектология становится возможна как наука, ибо приобретает особый, методологически отграниченный объект изучения и познания.
Нестрашный мир М.Беркович. в понимании специфики работы специалиста-дефектолога
См. конспект Беркович
Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.
Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Второй блок вопросов
1.Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции = билет 13. Игры «Капризный ребенок» и «Злая и добрая кошка»- в формировании произвольной саморегуляции и преодоления агрессивных тенденций в поведении
Игра «капризный ребёнок»:
К вам в гости пришёл львёнок!
Вы любите иногда посердиться друг на друга, покапризничать?
А сейчас вам львёнок покажет как играть в игру капризный ребёнок.
У нас есть волшебный круг! Посмотрите! (на полу лежит холохуп).
Кто входит в волшебный круг, тот превращается по сигналу в капризного
ребёнка и начинает капризничать, а мы все вместе помогаем ему капризничать, говорим все: «Сильнее, сильнее, сильнее…!»
А как только львёнок пропищит ещё раз, игра остановиться. Самое важное за круг не выходить, если ты выйдешь за круг, игра остановится.
А теперь, давайте, у нас будет кто-то родителем. ( Вот ты будешь папой и будешь успокаивать свою дочку…)
Эта игра проводиться в домашних условиях или в детских садах. Здесь для ребёнка ставятся жёсткие условия: не выходить за волшебный круг. Здесь вы учите ребёнка контролировать свои действия, а так же слышать сигнал в момент каприз. Капризничают дети по разному, но кто-то слышит когда нужно остановиться и останавливается, а кто-то слышит и не успевает остановиться. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В этой игре нужно обязательно перейти к игре парами, когда один капризничает, а другой становиться в роли родителя. Он начинает потихонечку испытывать те чувства, которые испытываю родители и педагоги, как успокоить капризного ребёнка, он начинает это сопереживать. Важно, чтобы каждый чувствовал и понимал (когда дети разбиваются на пары), что другому нужно делать движения ласковые и нежные, если делаются резкие движения, то игра останавливается. А так же если есть другие нарушения в поведении ребёнка, то игра так же останавливается. Вместо львёнка можно использовать абсолютно разную игрушку или колокольчик, но самое главное не использовать человеческий голос, потому что человеческий голос, является очень сильным условным рефлексом для ребёнка. Если вы останавливаете ребёнка голосом в игре, то у ребёнка могут возникать отрицательные эмоции к голосу, поэтому в семье, а так же в детском саду, какие-то вещи, которые требуют остановки, пусть это делает игрушка. Игрушка помогает ребёнку не почувствовать обиду на неё.
Игра «Злая и добрая кошка»:
А сейчас мы узнаем с вами ещё одну игру.
Это сказка, про то, как встретились две злые кошки.
И эти злые кошки стали друг на друга сердиться
Давайте сначала вспомним, как кошки сердятся!? Вставай в волшебный круг, и по сигналу превращаешься в злую презлую кошку.
А сейчас каждый из вас попробует встретиться с этой кошкой, но мы встречаемся так, чтобы кошки стояли друг напротив друга.
Те кто стоят рядом друг с другом дружат, а напротив стоящего вы будете злиться. (Стоять около волшебного круга и в круг не заступать и близко к кругу не подходить, а то игра остановиться), по сигналу начинаем все превращаться в злых кошек, а по второму сигналу злые кошки останавливаются.
Молодцы, из вас получились хорошие злые кошки. А теперь злые кошки договорились и стали они друг к другу ласковыми, нежными, а сейчас, я убираю круг и кошки начинают ласкаться по сигналу, нежно и ласково. Нежно и ласково, чтобы приятно друг другу было, ближе подходим друг к другу.
После злых кошек, дети становятся добрыми кошками, где дети чувствуют добрые чувства. Можно заметить, что дети, направляют свою злость конкретным лицам, у каждого существует собственная потребность. Родителю тоже будет полезно поучаствовать в этой игре, пусть он тоже будет злой кошкой, таким образом снимается общая агрессия направленная друг на друга. После такого упражнения родители и дети превращаются в добрых кошек.
Игра «злая и добрая кошка» способствует эмоциональной разрядке и у ребёнка и у взрослого. Все негативные эмоции нашли выход в этой игре.
Что даст Кузнецова
6. Приведите примеры «образных» определений дефектологии по М.Беркович. Дайте ваше понимание этих образов
1) погоня за благоприятным моментом
2) тепло и настойчивость
3) никогда не выходить из себя, держать железной хваткой
5) когда нельзя судить по себе
6)когда можно все, но только в рамках поставленной задачи
7)когда ты должен забыть об идеале, но всегда к нему стремиться
9) «А мы пойдем другим путем!»
10)мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее там, где она не ожидает, — наша задача
11)когда мелочей не бывает, но всего предусмотреть нельзя
12) когда ты хочешь слишком многого, и только при этом условии что-то получаешь
13)когда ты принимаешь его таким, какой он есть, и не довольствуешься этим
14)когда не обращаешь внимания на отсутствие, ставишь на наличие
Социально-психологическая адаптация как определяющий критерий нормального психического здоровья.
По мнению В.П. Казначеева: «Адаптация в широком смысле — процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека».
Можно предложить наиболее общую классификацию разновидностей социально-психической адаптации личности: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адапатция.
Нормальная адаптация. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.
Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная (осуществляется с помощью известных защитных механизмов: агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др., если эти механизмы не стали патологическими) и незащитная (в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений).
Девиантная адаптация. Девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.
Девиантная адаптация условно может быть подразделена на два основных подвида:
а) неконформистская адаптация;
б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.
Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс (активность личности в социальных ситуациях), который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов.
По книге А.А.Налчаджян Социально-психическая адаптация личности
Источник