ЗДОРОВЬЕ
– физическое и психическое состояние целостности, интеграции, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека.
В психоанализе речь идет прежде всего о психическом, душевном здоровье человека в противоположность его невротическим расстройствам.
З. Фрейд рассматривал здоровье человека с точки зрения согласованного, гармоничного функционирования его психического аппарата. В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) он подчеркивал, что «здоровье нельзя описывать иначе, как метапсихологически, как соотношение сил между познанными нами, если хотите, раскрытыми, предполагаемыми инстанциями душевного аппарата».
Цель психоаналитической терапии заключается в том, чтобы облегчить страдания обратившегося за помощью к аналитику больного и сделать его здоровым, способным к сознательному и ответственному решению внутрипсихических конфликтов. Но это не означает, что аналитик должен всеми средствами добиваться того, чтобы пациент стал непременно здоровым человеком. Бывают случаи, когда аналитик вынужден признать, что психическое заболевание пациента, разрешение конфликта в форме невроза является безобидным и социально допустимым решением. Как замечал З. Фрейд в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), аналитику не пристало играть роль «фанатика здоровья» вопреки всем жизненным ситуациям. Врач обязан считаться с тем, что необходимость может потребовать от человека «пожертвовать своим здоровьем» и что такой жертвой одного человека «часто сдерживается бесконечное несчастье многих других».
З. Фрейд одним из первых высказал мысль о том, что граница между здоровьем и болезнью, нормой и патологией относительна. В строгом смысле этого слова только первобытного человека можно назвать душевно здоровым, поскольку, не стесненный требованиями культуры, с которыми приходится считаться современному человеку, он имеет возможность удовлетворять свои естественные влечения и желания. Для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать требованиям культуры, рассчитанной на среднестатистического человека. Обращая внимание на это обстоятельство, в статье «»Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908) основатель психоанализа замечал: «Все те, которые хотят быть лучше, чем позволяет им конституция, подвергаются неврозам; они были бы здоровее, если бы им было возможно быть хуже». Именно под воздействием культуры, подавляющей сексуальные влечения человека, большинство людей становятся неврастениками или, по словам З. Фрейда, вообще расплачиваются своим здоровьем.
Представления З. Фрейда о здоровье получили свое дальнейшее осмысление в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики сосредоточили внимание на возможности естественного удовлетворения сексуальных влечений человека как основном критерии психического здоровья. Так, В. Райх (1897–1957) считал, что полная разрядка сексуальной энергии, способность человека к получению оргазма свидетельствуют о его психическом здоровье. Другие принимали во внимание социокультурные условия жизни, предопределяющие здоровое и болезненное развитие человека. В частности, К. Хорни (1885–1952) исходила из того, что понятия здоровья и болезни видоизменяются не только в различных культурах, но также с течением времени, в пределах одной и той же культуры.
Э. Фромм (1900–1980) поставил вопрос о необходимости пересмотра традиционной концепции душевного здоровья, согласно которой здоровым считается человек, приспосабливающийся к требованиям общества (понятие здоровья с точки зрения общества). В противоположность данной концепции он ратовал за возвращение к древней гуманистической традиции, в соответствии с которой здоровье человека определялось не с позиций общества, а в плане развития жизненных сил индивида (понятие здоровья с точки зрения самого человека). В работе «Здоровое общество» (1955) Э. Фромм подчеркивал, что в гуманистическом понимании душевное здоровье характеризуется способностью любить и творить, чувством тождественности, основанным на ощущении себя субъектом и носителем собственных сил и способностей. «Душевно здоровый человек – это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь – как собственную, так и своего ближнего».
Цель психоанализа предопределяется тем, какой концепции здоровья придерживается аналитик. Согласно одной концепции, целью психоаналитической терапии является приспособление, под которым понимается способность человека в своем мышлении и поведении быть таким же, как остальные члены данного общества. В этом случае лечение ориентируется на социальное приспособление, уменьшающее чрезмерные страдания невротика до среднего уровня страдания. Согласно другой концепции, цель психоаналитической терапии состоит не столько в приспособлении, сколько в оптимальном развитии способностей человека и реализации его творческого потенциала, индивидуальности. В последнем случае аналитик является «целителем души». По словам Э. Фромма, психоанализ основывается на том принципе, что психическое здоровье не может быть достигнуто до тех пор, «пока мы не подвергнем тщательному анализу наше мышление и чувства, чтобы определить, производим ли мы рационализацию или наши убеждения коренятся в наших чувствах».
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Источник
Критерии психического здоровья. Психическая норма
2. Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности
Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.
Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.
Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).
Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?
Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.
Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988
2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999
4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981
5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987
Источник
В ладу с собой и миром: 7 критериев психического здоровья
Любовь Карась
Около четверти россиян (23,8%) испытывают постоянный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического состояний, которые сильно связаны между собой, хотя раньше это и не признавали. Как понять, что с вами все в порядке или, наоборот, что с вами что-то не так? Какие сигналы организма говорят о том, что пора обратиться к специалисту? Возможно ли всегда быть абсолютно психически здоровым? Опираясь на рекомендации ВОЗ, разбираемся в критериях психического здоровья.
Возможно ли абсолютное психическое здоровье
Быть психически здоровым не значит просто не иметь каких-либо отклонений: согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой потенциал, справляться с обычными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь сообщества. Поддерживать это состояние необходимо так же, как и физическое здоровье. Дженна Маччиоки в своей книге «Иммунитет. Наука о том, как быть здоровым» неоднократно говорила о том, что психология и иммунитет тесно связаны между собой, поэтому распространенное выражение «все болезни от нервов» соответствует действительности.
« Иммунный ответ — один из многочисленных инструментов, которыми организм пользуется в рамках реакции на позитивные и негативные обстоятельства. Иммунные клетки не просто пассивно реализуют заложенные в них защитные механизмы — они активно откликаются на внешние сигналы, в первую очередь из мозга, и действуют в соответствии с ними».
Дженна Маччиоки . «Иммунитет. Наука о том, как быть здоровым»
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд определял психическое здоровье как «способность к любви и работе» , и в этом определении наблюдается разработанная им энергетическая модель психики. Согласно ей, здоровое развитие напрямую связано с эффективным перераспределением энергии на жизненные цели и личную жизнь. Социолог Толкотт Парсонс подразумевал под психическим здоровьем «способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях». При этом ученый утверждал, что абсолютного психического здоровья не существует, так как человек может проявляться совершенно по-разному в разных социальных ролях, тем более что он подвержен воздействию внешних обстоятельств. Только одни более подвержены деструктам, а другие — менее.
Критерии психического здоровья
Осознание чувства непрерывности физического и психического «я»
Непрерывность психического и физического «я» означает, что вы постоянно ощущаете себя собой. Например, после пробуждения вы практически сразу вспоминаете, кто вы и где находитесь, и осознаете это в течение всего периода бодрствования. В случае психических отклонений человек может периодически не понимать, кем он является и для чего находится в том или ином месте, как и зачем совершает то или иное действие.
Постоянство и идентичность переживаний в однотипных ситуациях
Если одни и те же ситуации провоцируют разные состояния, это сигнал о том, что стоит прислушаться к себе. Допустим, обычно вы радуетесь, когда команда выполняет KPI. Однако, если вы вдруг начали испытывать иные противоречивые эмоции в данной ситуации, например раздражение, возможно, пора насторожиться. Может проявляться не только в рабочих, но и в бытовых ситуациях, например во время прогулки с собакой.
Критическое отношение к себе
Критически относиться к себе (конечно, в меру), сомневаться в некоторых своих действиях — нормально и необходимо для регулирования поведения. Задавая себе вопросы «Действительно ли это так?», «Могу ли я так поступить?», человек признает, что он не истина в последней инстанции. Однако чрезмерная критика в отношении себя, которая мешает выполнять каждодневную рутину, — это повод начать беспокоиться.
Соответствие психических реакций силе и частоте воздействий и социальным обстоятельствам
Когда ваши эмоции соответствуют обстоятельствам, вы испытываете радость, если ситуация это предполагает, и расстраиваетесь, если происходит что-то неприятное. Критерий позволяет понять, что переживание как положительных, так и отрицательных эмоций — нормальное явление. Главное, чтобы они возникали в соответствующих обстоятельствах.
Способность управлять своим поведением
Психически здоровый человек способен распознавать свои эмоции и контролировать их, он осознанно совершает действия и понимает их цель. В случае каких-либо отклонений человек может сделать что-то необычное, нестандартное и неадекватное ситуации — например, резко побежать, разбить посуду, уйти в другое место и только потом понять, что он совершил.
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы**
Психически здоровые люди способны планировать свою жизнь и предпринимать соответствующие действия для воплощения своих желаний. Иными словами, они понимают, к чему стремятся, и знают, что их может приблизить к той или иной поставленной цели.
Способность менять поведение
Согласно этому критерию, человек способен приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам , предварительно анализируя ситуацию и составляя план действий. Иными словами, речь идет об адаптивности.
Источник