Профессиональное здоровье врача
Проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность в отношении работников медицинской сферы. Часто врачи забывают о своем собственном здоровье, целиком переключаясь на здоровье пациентов. При снижении профессионального здоровья врача ухудшается оказываемая медицинская помощь, ослабивает способность работать на высоком уровне.
Понятие профессионального здоровья включает в себя, во-первых, сложное взаимодействие человека как субъекта труда с профессиональной средой, а во-вторых, согласованность возможностей человека в условиях его профессиональной деятельности с социальными потребностями общества (Г. С. Никифоров, О. С. Васильева, Н. Е. Водопьянова).
Цель исследования — установить взаимосвязь между профессиональным здоровьем с индивидуально-психологическими особенностями врачей.
Гипотеза: профессиональное здоровье врача обусловливается положительным отношением к своему здоровью и личностными качествами, являющимися профессионально важными для деятельности врача: коммуникативными, эмоционально-волевыми и мыслительными.
В исследовании приняли участие: 18 респондентов — врачи г. Новокузнецка (женщины; возраст 22 — 54 года; стаж работы 2 — 25 лет); были использованы следующие методики: «Самооценка физического, психического и социального здоровья» Г. С. Никифорова, Л. И. Августовой; «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской; личностный опросник Р. Кеттелла. Для математико-статистической обработки вычисление первичных статистик, корреляционный анализ (коэффициент Пирсона).
В качестве критерия профессионального здоровья был выбран показатель уровня самооценки физического здоровья по опроснику Г.С.Никифорова. Выделены две группы: с высоким и с низким профессиональным здоровьем. Выявлено, что средний уровень самооценки физического здоровья по опроснику Г. С. Никифорова в группе врачей с высоким профессиональным здоровьем (ВПЗ) составляет 108,82±49,96, в группе врачей с низким профессиональным здоровьем (НПЗ) — 60,86±43,76; средний уровень самооценки психического здоровья в группе врачей с ВПЗ — 23,55±7,10, у врачей с НПЗ — 21,43±17,04; средний уровень самооценки социального здоровья у врачей с ВПЗ составляет 22,73±4,50, у врачей с НПЗ — 23,71±8,65.
Выявлена взаимосвязь профессионального здоровья с некоторыми личностными особенностями: «оптимизмом» (фактор F по Кеттеллу) (r = 0,53, р —>
Источник
Медицинские интернет-конференции
Андриянов С.В.
Научный руководитель: д.с.н., доцент Чернышкова Е.В.
Резюме
Исследование профессионального здоровья врача относится к комплексным проблемам, направленным на изучение физического, психологического и социального аспектов реализации профессиональной деятельности. Междисциплинарный характер исследований профессиональной деятельности врача позволяет интегрировать научные результаты, полученные в медицине, психологии, социологии медицины для эффективного решения задач в рамках ее совершенствования. Актуальность темы определяется тем, что исследование профессионального здоровья врачей создает новое междисциплинарное проблемное поле, имеющее социальную значимость с точки зрения безопасности института медицины и здоровья нации в целом.
Ключевые слова
Статья
Категория «профессиональное здоровье» наиболее полно разработана в психологии профессиональной деятельности, где она раскрывается через соотношение с такими категориями как профессиональная пригодность, работоспособность, функциональные состояния, надежность и безопасность работника [1]. Психологический вектор изучения профессионального здоровья врачей в последнее время был направлен на исследование проблем профессионального выгорания. В контексте профессионального здоровья, эмоциональное выгорание рассматривается как деструктивное изменение значимости личных ценностей, выражающееся в неадекватных эмоциональных реакциях в процессе выполнения профессиональной деятельности [2, 3, 4]. В психологии труда ресурс здоровья рассматривается как фактор саморегуляции профессиональной деятельности, источник купирования эмоционального выгорания [5].
В рамках социологии медицины получили продвижение лишь некоторые аспекты изучения профессионального здоровья медицинских работников [6, 7]. Так, например, представлена проблема влияния негативных поведенческих практик на профессиональное здоровье врачей, распространенность табакокурения как формы аддиктивного поведения. Н.С. Алпатовой было проведено масштабное социологическое исследование, результаты которого позволили не только определить особенности распространенности табококурения как формы аддиктивного поведения среди врачей, но и разработать рекомендации по профилактике табококурения в профессиональной группе медицинских работников [8].
Для продвижения исследований профессионального здоровья врачей в рамках социологии медицины следует учитывать тот факт, что реальные трудовые функции врачей стандартизированы и, соответственно, уместно говорить о готовности выпускников медицинских вузов к их реализации. Стандарты профессиональной деятельности определяют требования к формированию компетенций выпускников вузов по направлениям подготовки. В этой связи, рассматривая систему высшего медицинского образования, нужно иметь в виду компетенции в сфере профессионального здоровья, которые выступают наряду с другими компетенциями основаниями профессиональных достижений, способов совершенствования, накопления опыта и карьерного продвижения. Как указывает Ю.М. Забродин, основу профессиональных стандартов составляют трудовые действия, отдельные единицы, каждая из которых описывает требования к выполнению конкретной функции [9]. Целесообразно при создании профессиональных стандартов в здравоохранении проектировать и соответствующие компетенции поддержания профессионального здоровья адекватные сложности трудовых действий. В этой связи активно обсуждаются вопросы формирования установок здорового образа в процессе профессиональной социализации в вузе [10, 11]. Формирование личности профессионала, начатое на этапе вузовского обучения, включает в себя активные внешние и внутренние формы воздействия. Внешнее воздействие определено социальными параметрами периода обучения. Внутренние формы воздействия определяются профессиональной средой формирования личности врача, заданными воспитательными и обучающими ресурсами медицинского вуза. Способ включенности студента в профессиональную деятельность и изменение его внутренней позиции относительно профессиональной деятельности не просто формируют внутренние установки относительно здоровья, но и определяют стратегии его поддержания. Профессиональное здоровье становится элементом формирования у обучающегося образа «Я-профессионал» в его стремлении достичь эталонную модель профессионала в медицине [12].
Исходя из рассмотрения профессионального здоровья как потенциала субъекта трудовой деятельности, возможно определить его как совокупность индивидуальных физических и психологических качеств субъекта, адекватных виду профессиональной деятельности, и позволяющих надежному и безопасному достижению возможности реализовывать профессиональную деятельность по сохранению здоровья человека.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Денисов А.А., Терехина Н.В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности (на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов) // Развитие личности. № 4. 2015. С. 99.
3. Девличарова Р.Ю., Андриянова Е.А., Акимова Н.А., Клоктунова Н.А. Исследование профессиональных рисков среднего медицинского персонала как вариант реализации междисциплинарного подхода к изучению рисков здоровья // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 674-680.
4. Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Личностный рост специалиста в контексте профессиональной социализации // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2015. С. 97-100.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 525 с.
6. Андриянова Е.А., Алешкина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8. № 1. С. 023-027.
7. Чернышкова Е.В. Медико-социальные механизмы пролонгирования активного образа жизни в пожилом возрасте: Дис. … д-ра социол. наук. Волгоград, 2013. С. 325-328.
8. Алпатова Н.С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). С. 234-238.
9. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образования. 2016. Т. 21. № 1. С. 123.
10. Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Роль мотивационной составляющей профессиональной социализации в процессе подготовки медицинских кадров // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 176-179.
11. Чернышков Д.В., Андриянов С.В., Ширшова Т.А. Основные детерминанты профессиональной социализации современной молодежи // Актуальные вопросы и перспективы развития общественных наук: Сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практич. конф. Омск, 2015. С. 46-48.
12. Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.
Источник
Психологические критерии профессионального здоровья.
В исследованиях Шостак В.И. и Яньшина Л.А. (2006) отмечается такой критерий здоровья как профессиональная работоспособность. Шостак В.И. дополнительно выделяет такие критерии, как физический статус, психический статус и социально-психологическая характеристика.
Маклаков А.Г., Казаков Ю.Н., Широнин И.И. основанием в интерпретации профессионального здоровья считают функциональные состояния. Для определения критериев профессионального здоровья необходима оценка функциональных резервов с целью выявления способности человека к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.
Согласно Михайлиной М.Ю.(2003) для профессионального здоровья важное значение имеет «внеличностная» и «межличностная» адаптированность.
В исследованиях Дмитриевой М.А. содержание данных видов адаптированности представлено в трех ее аспектах: психофизиологический, операциональный и социально-психологический. При этом в качестве общего показателя адаптированности предлагается считать удовлетворенность человека содержанием и условиями труда.
Исследователи Деркач А.А., Зазыкина В.Г., Дружинин В.И. отмечают в качестве важного критерия профессионального здоровья врачей стрессоустойчивость и психологическую устойчивость личности.
Согласно Каткову А. Л. (1998, 2002), необходимыми условиями профессионального здоровья специалистов являются адаптивность копинг – стратегий, зрелость механизмов психологической защиты, высокий уровень саморегуляции, потребность в самоактуализации.
Концепция когерентности А.Антоновского (1988) рассматривает в качестве детерминант психического здоровья в профессиональной деятельности такие особенности как, чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий.
Факторы, влияющие на профессиональное здоровье
2.1 Социально-психологические факторы
Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада.
Чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.
Социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Работники, уровень поддержки которых со стороны руководителей и коллег высокий, меньше подвержены выгоранию. Чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения и деперсонализации.
Аналогичные связи установлены и относительно профессиональной и административной поддержки в организации. Чем она больше, тем реже у сотрудников встречаются деперсонализация и редукция персональных достижений. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно — с эмоциональным истощением. Поддержка коллег отрицательно связана с деперсонализацией и положительно — с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания.
Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск.
Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы. Но и от организации в целом. “Выгоревший” работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления.
Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.
Источник
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
«>Лекция № 9. «> Психология профессионального здоровья.
«>Цель лекции: «>сформировать представление о профессиональном здоровье и роли психологических факторов в его сохранении.
- «>Понятие «профессиональное здоровье».
- «>Психологические критерии профессионального здоровья.
- «>Проявления нарушения профессионального здоровья.
- «>Методы профилактики профессионального здоровья.
«>1. Понятие «профессиональное здоровье».
«>В последние десятилетие, в нашей стране, как и во всем мире, проблема сохранения ;color:#081419″> и поддержания здоровья нации является не просто социальным и общественным явлением, а рассматривается как приоритетное направление политики государства. На сайте министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «> ;color:#081419″>мы можем познакомиться с реализуемыми в этом направлении программами и проектами так, например, «>Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2011 годы)», государственная программа «Здоровая Россия» ;color:#081419″> «>.
«>Актуальной проблемой современной системы здравоохранения является сохранение и поддержание состояния здоровья специалистов медицинского профиля. ;color:#081419″>
;color:#000000″>Данная актуальность обусловлена рядом причин.
;color:#000000″>Первая практически значимая причина- «> увеличение среди врачей уровня общей заболеваемости и распространенности хронической патологии. По данным английских исследователей (источник: http://health.mpei.ac.ru), среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% — субклиническая депрессия. Признаки выгорания выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% — синдром в фазе «истощения.
;color:#000000″>Вторая причина связана с проводимыми в России реформами систем здравоохранения и образования, которые детерминируют определение новых требований как к формируемым в процессе обучения компетенциям специалистов, так и к квалификации профессионального пространства врачей.
;color:#000000″>Следующая причина касается уровня ответственности врачей перед пациентами, т.к. профессиональное здоровье врачей является не просто условием эффективности деятельности, но и непосредственно демонстрирует для социума показатели нормы здоровья.
;color:#000000″>Приходя к врачу, каждый из нас имеет заранее на подсознательном уровне сформированную установку о том, что врач это показатель здоровья. Входит ли понятие здоровье в систему Ваших представлений о враче как о компетентном специалисте Вы — будущие врачи! Какое место в структуре ваших ценностных ориентаций занимает здоровье Что Вы делаете для того чтобы быть профессионально здоровыми
«>На ;color:#000000″> поставленные вопросы мы попытаемся ответить, обратившись к современному, активно развивающемуся направлению психология профессионального здоровья.
;color:#000000″>Психологию п «>рофессионального здоровья ;color:#000000″> мы можем обозначить как междисциплинарное направление современной отечественной и зарубежной психологии, «>появившиеся из слияния психологии ;color:#000000″>здоровья, клинической психологии и организационной психологии.
;color:#000000″>Основной задачей психологии здоровья является «улучшение уже вполне здорового человека», сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья человека. Это согласуется с «>концепцией ;color:#000000″>Всемирной организации здравоохранения ( «>ВОЗ) в области укрепления здоровья ;color:#000000″>. Поэтому задачами психологии профессионального здоровья являются укрепление защитных, резервных сил и возможностей человека в профессиональной деятельности, повышение значимости компетентности в области психология здоровья, формирование навыков здорового поведения, а также профилактика и сопровождение деятельности специалистов на рабочих местах.
;color:#000000″>Если обратиться к анализу понятия профессионального здоровья, то мы можем отметить «> авторское единогласие относительно данной категории. Так, например, в концепции Никифорова Г.С. (2002) «>профессиональное здоровье «> определяется как «свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности». В исследованиях Разумова А.Н., Пономаренко В.А., Пискунова В.А. (1996), дается схожее определение профессионального здоровья как «процесса сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни».
«>Данное категориальное пространство является основополагающим в отечественной психологии профессионального здоровья.
;color:#000000″>Прежде чем мы рассмотрим проявления нарушения профессионального здоровья обозначим основные профилактические мероприятия, давайте обратимся к вопросу о причинах возможных нарушений.
«>2.Психологические критерии профессионального здоровья.
«>Выделение психологических критериев профессионального здоровья сложная проблема ;color:#000000″>, требующая комплексного подхода. Однако решение этой задачи позволит выйти не только на диагностические критерии оценки профессионального здоровья, но и наметить основные линии профилактической деятельности и деятельности по сопровождению специалистов в профессии. Если говорить о практической значимости данных мероприятий, то необходимо понимать сложившуюся ситуацию и общественный резонанс проблем здравоохранения у нас в России.
;color:#000000″>Что касается выделения критериев, то давайте обратимся к имеющимся в литературе данным по этому вопросу.
;color:#000000″>В исследованиях Шостак В.И. и Яньшина Л.А. (2006) отмечается такой критерий здоровья как профессиональная работоспособность. Шостак В.И. дополнительно «> выделяет такие критерии, как ;color:#000000″> «>физический статус, психический статус и социально-психологическая характеристика. ;color:#000000″>
;color:#000000″>Маклаков А.Г., Казаков Ю.Н., Широнин И.И. основанием в интерпретации профессионального здоровья считают функциональные состояния. Для определения критериев профессионального здоровья необходима оценка функциональных резервов с целью выявления способности человека к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.
«>Согласно Михайлиной М.Ю.(2003) для профессионального здоровья важное значение имеет «внеличностная» и « ;color:#000000″>межличностная» адаптированность. В исследованиях «>Дмитриевой М.А. содержание данных видов адаптированности представлено в трех ее аспектах: психофизиологический, операциональный и социально-психологический. При этом в качестве общего показателя адаптированности предлагается считать ;color:#000000″>удовлетворенность человека содержанием и условиями труда.
;color:#000000″>Исследователи Деркач А.А., Зазыкина В.Г., Дружинин В.И. отмечают в качестве важного критерия профессионального здоровья врачей стрессоустойчивость и «>психологическую устойчивость личности.
;color:#000000″>Согласно «>Каткову А. Л. (1998, 2002), необходимыми условиями профессионального здоровья специалистов ;color:#000000″> являются адаптивность копинг стратегий, зрелость механизмов психологической защиты, высокий уровень саморегуляции, потребность в самоактуализации.
«>Концепция когерентности А.Антоновского (1988) рассматривает в качестве детерминант психического здоровья в профессиональной деятельности такие особенности как, чувство соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; адекватная оценка своих возможностей; переживание ситуации как важной и имеющей индивидуальный смысл и значение; чувство собственной значимости и эффективности своих действий.
;color:#000000″>Таким образом, мы можем отметить достаточно широкое критериальное поле определения профессионального здоровья, что подчеркивает его междисциплинарный статус и свидетельствует о необходимости комплексного подхода.
«>3.Проявления нарушения профессионального здоровья.
;color:#000000″>Вначале посмотрим на возможные изменения в личности и психической деятельности.
;color:#000000″>Изменения в поведении: ;color:#000000″> ;color:#000000″>врач часто смотрит на часы; делает усилие, чтобы выйти на работу; откладывает встречи с больными; часто опаздывает (поздно приходит и поздно уходит); утрачивает творческие подходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятся меньше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения; увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включая кофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья; становится подверженным несчастным случаям.
;color:#000000″>Изменения в чувствах: ;color:#000000″> ;color:#000000″>утрата чувства юмора или юмор «висельника»; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувств и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
;color:#000000″>Изменения в мышлении: ;color:#000000″> ;color:#000000″>преобладают ;color:#000000″> ;color:#000000″>упорные мысли об уходе из профессии; становится не возможно концентрировать внимание; преобладает ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; появляется усиление подозрительности и недоверчивости; отношение к больным становится циничным, порицающим; возникает озабоченность собственными потребностями и личным выживанием.
;color:#000000″>Изменения в здоровье: ;color:#000000″> ;color:#000000″>нарушается сон; появляются частые, продолжающиеся длительное время незначительные недуги, утомляемость усталость и истощение на протяжении целого дня; повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям; происходит ускорение нарушений психического и соматического здоровья.
«>Что касается «>личностной сферы, «> то важным является «> изменение «>отношения врачей к своему состоянию. У врачей встречается два основных типа отношения к своему состоянию: 1) отрицающее не обращает внимания на собственное психологическое состояние, считая его следствием простого переутомления, не обращается за помощью к специалистам; 2) пренебрежительное недооценивает свою ;color:#000000″>усталость, не изменяет свой стиль жизни, который несовместим с психологическим здоровьем.
;color:#000000″>Описанные нами изменения в личности врача и его психической деятельности соответствуют содержанию описанных в литературе понятий состояние выгорание и профессионально-личностные деформации, социально-психологическая и профессиональная дезадаптация. Следовательно, можно рассматривать данные состояния как проявления нарушения профессионального здоровья врачей.
«>Профессионально-личностные деформации «> это постепенно накопившиеся под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности изменения сложившееся структуры деятельности и личности, негативно сказывающееся на продуктивности труда и взаимодействия с другими участниками этого процесса, а ;color:#000000″>также на развитие самой личности.
«>Состояние выгорания «> понимается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
«>Данные понятия могут рассматриваться как равнозначные, также выгорание может описываться как форма профессионально-личностных деформаций. Сейчас наметилась тенденция определяющая выгорание как источник формирования профессионально-личностных деформаций.
«>Говоря о деятельностной обусловленности нарушений профессионального здоровья врачей, мы имеем ввиду наличие в профессиональном пространстве группы риска.
«>Какое же место врачебная деятельность занимает в группе профессий риска появления нарушений профессионального здоровья ;color:#000000″>
«>Согласно данным Психологического института Российской академии образования и Московского психологического центра «Новые решения» медицинские работники занимают второе место, после педагогов в группе риска появления состояния выгорания и профессионально-личностных деформаций.
«>4.Методы профилактики профессионального здоровья.
«>Профилактическая деятельность предусматривает комплекс научно-практических мероприятий, направленных на повышение эффективности и безопасности деятельности врачей за счет использования психологических знаний, методов исследования и воздействия.
;color:#111111″>Направления деятельности могут включать в себя ;color:#111111″>медицинские аспекты ;color:#111111″> (лечебная физкультура, физиопроцедуры, массаж), ;color:#111111″>психологические аспекты ;color:#111111″> (релаксационные программы, тренинги личностного роста, уверенности в себе, креативности, конфликтологической компетентности, индивидуальные консультации психологов и психотерапевтов), ;color:#111111″>педагогические аспекты ;color:#111111″> (группы профессиональной поддержки, творческие мастерские, дискуссии на актуальные педагогические темы) и ;color:#111111″>социальные аспекты ;color:#111111″>(спортивные соревнования, танцевальные вечера, дающие физическую разрядку накопившейся отрицательной энергии).
«>В рамках психологического направления профилактической и сопроводительной деятельности, хотелось бы отметить реализуемые практически программы профилактики и борьбы с нарушениями профессионального здоровья врачей:
- «>информирование специалистов;
- «>лекции, семинары;
- «>психотренинги;
- «>Балинтовские группы;
- «>программы последипломной подготовки с включением курсов по развитию навыков эффективной коммуникации и преодоления состояний обусловленных деятельностью ;color:#111111″>.
«>Приведенная группа мероприятий должна выполнять важную задачу — обеспечение ;color:#000000″>определенного уровня характеристик здоровья специалиста, отвечающих требованиям профессиональной деятельности.
;color:#000000″>Принимая во внимание значимость рассмотренных методов и направлений деятельности по профилактике профессионального здоровья, мне хотелось бы отметить, что без ;color:#081419″>актуализации восприятия у самих медицинских работников своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности, невозможно добиться эффективных результатов профилактической деятельности.
;color:#081419″>Поэтому, важным профилактическим направлением работы должно стать сопровождение профессионального развития и становления специалиста в образовательном процессе.
- ;font-family:’Times New Roman'»>Лукацкий, М.А. Психология: учеб. для студентов мед. вузов/М.А.Лукацкий, М.Е.Остренкова .-М. :ГЭОТАР-Медиа, 2008.-583 с.:ил.- (Психологический компендиум врача).
- ;font-family:’Times New Roman'»>Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/В.Д. Менделевич. 5-е изд., стер. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 426 с. Гриф УМО.
- «>Никифорова Г.С. «Психология здоровья», М., 2001
- «>Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. М., 2002.
- «>Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984,192 с.
- «>Тхостов А.Ш., Арина Г.А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. //Психологическая диагностика отношения к болезни. Л., 1990, с.32-38.
- «>Тюльпин, Ю.Г. Медицинская психология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ Ю.Г. Тюльпин.-М. :Медицина, 2004.-319 с. — (Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Гриф УМО «>
Узнать стоимость написания работы —>
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
Источник