Меню

Критерии профессионального здоровья специалиста

Критерии профессионального здоровья специалиста

Физическое и психическое здоровье человека зависит от его адаптации к окружающей среде, а регулятивную функцию адаптации выполняют состояния организма и психики человека. Перенапряжение приспособительных механизмов приводит к возникновению болезни при действии на организм интенсивных и длительных раздражителей. Воздействие факторов среды на человека происходит при активном участии его психики.

Профессиональное здоровье, согласно определению, введенному военным врачом, доктором медицинских наук А.В. Пономаренко в 1992 г. применительно к летчикам, – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [8]. В дальнейшем специалисты по психологии здоровья стали определять профессиональное здоровье (для любой профессиональной деятельности) как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность» [9, с. 508].

В качестве критерия профессионального здоровья исследователи рассматривают работоспособность, которая определяется как «максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости» [10, с. 71].

Исходя из этого, в дальнейшем профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности. Указанные индикаторы, как мы покажем далее, связаны между собой.

Под психологической профессиональной адаптацией понимается становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и «микросоциальное» окружение.

Эффективность – это всегда отношение ценности результатов – к ценности затрат. Эффективность труда предполагает сравнение (арифметически – операция деления) полученного результата (эффекта) с теми затратами, которые необходимо произвести для получения данного эффекта. Результаты могут быть позитивными (запланированными) или негативными (неожиданными). Затратная же сторона включает не только цену расходуемых для достижения результата внешних ресурсов (сырьевых, энергетических, финансовых, временных), но и – обязательно» – физиологические и психологические показатели («цену» деятельности). «Цену» деятельности мы связываем с расходованием внутренних ресурсов человека.

Психологи предлагают различать объективные и субъективные результаты труда (А.К. Маркова, 1996; Г.В. Суходольский, 2008 и др.). К объективным показателям относятся: производительность; трудоемкость; качество; надежность и др. К субъективным (психологическим, личностным) показателям труда относят: заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус (формальный и неформальный), достигнутый человеком в труде; уровень притязаний; самооценку.

К «затратным» показателям, определяющим психологическую (и психофизиологическую) цену труда, относятся следующие: величина психической нагрузки; степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих получение нужного результата; уровень стресса; негативные психические состояния, возникающие в процессе труда и являющиеся его следствием (психическое утомление, напряжение, монотония, снижение мотивации, тревожность, фрустрация и т.д.). Такие состояния являются следствием адаптивной реакции организма и психики на предъявляемые к нему требования по выполнению трудовых (и профессиональных) задач.

При этом сохранение результативности деятельности, производительности труда происходит, по мнению А.Б. Леоновой, за счет истощения внутренних ресурсов и влечет за собой потенциальную и реальную опасность нанесения ущерба здоровью человека [6]. Чем выше «цена» деятельности и чем большей мобилизацией физиологических и психологических ресурсов она поддерживается, тем больше будет отсроченная во времени «расплата», выражающаяся в ухудшении показателей здоровья работающего человека. Поэтому негативные психические состояния человека (даже при сохранении его производительности и качества труда) следует рассматривать как признаки дезадаптации.

Ряд зарубежных авторов (R. O’Donnell, F. Eggemeier, 1986; L. Prinzel, R. Parasuraman, F. Freeman, M. Scerbo, P. Mikulka, A. Pope, 2003) для описания психического напряжения оператора в процессе выполнения профессиональной деятельности используют следующую формулу: «психическое напряжение = психическая нагрузка – способности индивида» (приводится по [7]). Мы согласны с обоснованной критикой этой формулы В.А. Машиным, указывающего, что в ней отсутствуют «такие переменные, влияющие на психическое напряжение, как мотивация, субъективный выбор целей и стратегий выполнения» [там же, с. 89–90]. Однако нам представляется, что приведенная формула демонстрирует не количественные, а качественные (смысловые) связи психической напряженности с профессиональной (трудовой) нагрузкой и ресурсной составляющей человека-профессионала, обеспечивающей успешность его профессиональной адаптации. Тем эта формула и интересна.

Если же в указанной формуле ее результат (разность), обозначенную как «психическое напряжение» рассматривать в качестве негативного состояния, возникающего в у человека в труде и являющегося признаком профессиональной дезадаптации специалиста, а вычитаемое, обозначенное как «способности индивида», рассматривать в качестве профессионализма – интегрального свойства человека-профессионала, то преодолеваемая специалистом «психическая нагрузка» (уменьшаемое) характеризует некоторый положительный эффект профессионального труда. А это уже вполне корректное соотношение.

Мы считаем допустимым использование подобных «алгебраических формул», в которых, пусть редуцированно, но наглядно выражается сущность взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями. А ироническое сравнение их с известной формулой «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» является деструктивным.

Вернемся к предмету нашего рассмотрения – связям профессионализма, эффективности деятельности и профессиональной дезадаптации («цены» деятельности – как признаку нарушения профессионального здоровья).

Прологарифмировав известное выражение эффективности (итог деления результата на затраты), получим разность в следующей интерпретации: Эффективность деятельности (как целесообразной активности человека) равна результатам, обеспечиваемым его способностями (к труду, к преодолению нагрузки) за вычетом потерь, связанных с преодолением дезадаптирующих влияний среды. Или, применительно к профессионалу, это можно выразить кратко:

«Эффективность деятельности» = «Профессионализм» – «Дезадаптация»

При этом под профессионализмом мы понимаем интегральное свойство человека, обеспечивающее ему возможность выполнять систематически, качественно и эффективно сложную деятельность при самых разнообразных условиях. как особое свойство человека [2].

Это означает, что если человек является профессионалом, то его деятельность должна быть устойчивой, эффективной, надежной и качественной. Снижение основных объективных показателей деятельности (прежде всего эффективности, характеризующейся отношением полезных результатов к их «цене») является признаком профессиональной дезадаптации.

В 2001 г. нами был предложен комплексный подход к оценке эффективности труда, учитывающий четыре вида критериев: экономические, социальные, психологические и «социально-экологические» [1]. (Отметим, что последний из названных критериев в частном случае, – для обслуживающей и помогающей деятельности в системе «человек-человек», – именуется как «клиентоцентрированный»).

При этом экономическая составляющая эффективности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата (производительностью труда, «выработкой» и др.). Психологическая составляющая определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная составляющая характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в которой работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Так называемая «социально-экологическая» (или, иначе, «клиентоцентрированная») составляющая характеризует степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем.

Читайте также:  Спорт залог здоровья литература

Такой подход позволяет связать индивидуальную эффективность труда специалиста с эффективность коллектива и организации в целом, используя сопоставимые критерии. В дальнейшем была разработана методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности (как аддитивной целевой функции указанных частных критериев). Интегральный критерий позволяет, используя весовые коэффициенты при частных критериях, определить, с одной стороны, «слабые места» в результативности труда отдельных специалистов (и подгрупп), с другой – степень адаптации (или нарушения ее, то есть дезадаптации) этих специалистов по рассматриваемым критериальным признакам [3].

Таким образом, эффективность деятельности является показателем (критерием) профессиональной адаптации человека. При анализе феномена профессиональной адаптации/дезадаптации следует учитывать, что профессионал – это человек в целом (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность). Соответственно, его профессиональную адаптацию следует рассматривать на различных уровнях: адаптацию индивида – к условиям физической составляющей профессиональной среды (профсреды); адаптацию личности – к условиям социальной составляющей профсреды; адаптацию субъекта труда – к операционально-функциональным требованиям профсреды. Индивидуальность обеспечивает «смещение акцентов» профессионала на те компоненты деятельности и профессиональные задачи, при выполнении которых человек наиболее успешен. Человек как индивидуальность адаптируется путем реализации собственного, индивидуального стиля, который представляют собой интегральное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности) [4].

Поскольку каждая из частных составляющих эффективности деятельности обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств человека, то возможными являются варианты, при которых человек может быть высокоэффективен по одному критерию (например, по показателю экономической эффективности, характеризующемуся высокой «выработкой»), малоэффективен по другому критерию (например, по показателю социальной эффективности, характеризующему его «посредственный» вклад в психологическую атмосферу группы) и совершенно неэффективен по какому-то еще критерию, значимому для предприятия (например, проявлять полную неспособность к установлению долгосрочных отношений с клиентами).

Это означает, что специалист может быть, например, адаптирован к операционально-функциональным компонентам профсреды (обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками и др.), в то же время проявлять признаки дезадаптации к социальным компонентам профсреды, и одновременно быть совершенно неадаптированным к условиям, требующим проявления особых психологических качеств при взаимодействии с клиентами. Снижение частного критерия эффективности говорит о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но только в рассматриваемом аспекте. Лишь при устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к профессии. При таком подходе адаптивность (как способность человека к адаптации) связывается с согласованием целей и результатов его профессиональной деятельности.

В.Н. Дружинин рассматривал отношение успешности к «цене» деятельности как меру способности к данной деятельности [5]. Считаем возможным использовать понятие «эффективность профессиональной адаптации», как отношение успешности адаптации (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности профсредой) к психофизиологическим затратам («цене» деятельности). Таким образом, эффективность адаптации может рассматриваться как особая способность человека к социально-профессиональной адаптации, или иначе, его адаптивность. Обеспечивается она адаптивным ресурсом человека.

Человек-профессионал, помимо того, что он эффективен в своей деятельности, может сохранять устойчивую работоспособность в трудных условиях. Профессионализм – системное свойство человека-профессионала, включает в себя адаптивный потенциал (ресурс), обеспечивающий сохранение профессионального здоровья при необходимой результативности труда. Этот ресурс не безграничен, его исчерпание приводит к ухудшению физического и психического здоровья. Первыми индикаторами, позволяющими диагностировать угрозу здоровью, являются негативные психические состояния человека.

Источник

Профессиональное здоровье и его психологическое обеспечение

Проблема профессионального здоровья в психологии труда. Основные причины повышенного внимания к состоянию организма профессионала. Характеристика личностных и кадровых факторов выгорания. Проведение исследования ролевых факторов риска на работе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.03.2017
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

на тему: «Профессиональное здоровье. Его психологическое обеспечение»

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность. Понятие профессионального здоровья интегрирует сложные взаимоотношения человека с профессиональной средой и является мерой согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности. Концепция имеет гуманистический характер и направлена на обеспечение безопасности и надежности профессиональной деятельности, повышением ее эффективности, а также обеспечением профессионального долголетия.

Особую актуальность проблема профессионального здоровья приобретает в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время управленческая деятельность с полным правом может быть отнесена к тем видам трудовой деятельности, которые предъявляют повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала.

Психологическое обеспечение профессионального здоровья может быть рассмотрено как составная часть концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности, одной из основных задач которой является повышение эффективности управленческой деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается не только увеличение производительности труда и повышение его надежности, но и обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья.

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Проблема здоровья в профессиональной деятельности

Проблема исследования и изучения здоровья в профессиональной деятельности в современной психологии находится на стыке двух научно-практических направлений: психологии труда и психологии здоровья. Психология труда — это система психологических знаний о труде как о деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология здоровья — это система психологических знаний о причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Понятие «здоровье» в рамках психологии труда рассматривается в соотношении с такими понятиями как:

«эффективность деятельности», которая определяется как результат сравнения итогов деятельности (внешняя или стратегическая эффективность) и ресурсов (в т.ч. и здоровье), затраченных на получение этих итогов (внутренняя или тактическая эффективность);

«качество труда», которое рассматривается как интегральная характеристика, фиксирующая «показатели количества и качества выпускаемой продукции, взятые в отношении к психической и физиологической «цене» трудовых усилий, а также по отношению к показателям здоровья и развития личности трудящегося»;

— «профессиональное самосохранение» — понятие, которое предполагает наличие у профессионала не только актуализированной потребности и личной ответственности за свое здоровье, но и наличие соответствующих способностей к саморегуляции, самовосстановлению в профессиональной деятельности;

«профессионализм» или «профессиональная компетентность» — названные понятия включают в себя наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками, еще и способность к индивидуальному самосохранению, умение правильно организовать свой труд, владение приемами саморегуляции и саморазвития, умение работать без перегрузок;

«профессиональная, пригодность», одним из основных компонентов которой является дееспособность, характеризующая состояние здоровья (как физического, так и психического) необходимое для осуществления той или иной профессиональной деятельности;

Читайте также:  Гадание здоровье детей таро

«работоспособность», которая рассматривается как существенная характеристика профессионала, непосредственно связанная с его состоянием здоровья;

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, а также профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника. Основные итоги экспериментальных работ, явившиеся причиной повышенного внимания к здоровью в профессиональной деятельности:

обнаружено, что среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, одно из наиболее весомых воздействий оказывает профессиональная деятельность;

профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, то есть она может его, как ухудшать, так и улучшать;

существуют группы т.н. «профессионального риска» или стрессогенные профессии, которые предъявляет к физическому и психическому здоровью профессионала повышенные требования, обусловленные как содержанием труда, так и его условиями;

результаты эпидемеологических исследований свидетельствуют, что профессиональные заболевания часто являются следствием плохо организованной профессиональной деятельности, а также могут быть рассмотрены как один из существенных факторов, препятствующих профессионализации.

Несомненная практическая значимость перечисленных результатов привела в настоящее время к резкому повышению популярности исследований здоровья в профессиональной деятельности.

Концепция профессионального здоровья

Введение понятия профессиональное здоровье явилось отражением потребности общества в определении возможностей организма человека применительно к условиям профессиональной деятельности. Необходимо особо подчеркнуть гуманистический характер этого нового научного подхода, так как он направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности, сохранение здоровья, работоспособности и профессионального долголетия человека в процессе трудовой деятельности. Особую актуальность вышесказанное имеет в отношении людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях.

Когда речь заходит о профессиональном здоровье, авторы не дают четкого и конкретного определения, а оперируют данной категорией как понятной всем без дополнительного разъяснения. В таких случаях профессиональное здоровье чаще всего рассматривается как некая обобщенная характеристика здоровья индивида, взятая в конкретных условиях его трудовой деятельности.

В специальной литературе нам удалось найти лишь несколько попыток дать научное определений понятия «профессиональное здоровье». Так, Бобровницкий И.П. и Пономаренко В.А. рассматривают его как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, что обеспечивает высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни». В статье Бугрова С.А. с соавторами под профессиональным здоровьем понимается «свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность». Общим для этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегрального качества в целостной системе «здоровье работоспособность — эффективность».

Бугров С.А. с соавторами предлагают также представлять профессиональное здоровье в виде системы, основными структурными компонентами которой являются клинический» психический и физический статус, определенный уровень функционального состояния, психических и физических качеств профессионала, функциональная устойчивость профессионала.

Факторы, влияющие на профессиональное здоровье

Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.

Чувство несправедливости выступает важной детерминантой выгорания, чем больше выражены переживания несправедливости, тем сильнее профессиональное выгорание.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Б.П. Бунк и В. Хоренс отметили, что в напряжённых социальных ситуациях у большинства людей возрастает потребность в социальной поддержке, отсутствие которой приводит к негативным переживаниям и возможной мотивационно-эмоциональной деформации личности.

Социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Работники, уровень поддержки которых со стороны руководителей и коллег высокий, меньше подвержены выгоранию. Чем больше личная поддержка, тем меньше риск эмоционального истощения и деперсонализации.

Аналогичные связи установлены и относительно профессиональной и административной поддержки в организации. Чем она больше, тем реже у сотрудников встречаются деперсонализация и редукция персональных достижений. В другом исследовании изучались три вида организационной поддержки: использование навыков, поддержка коллег, поддержка руководителя. Первый положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно — с эмоциональным истощением. Поддержка коллег отрицательно связана с деперсонализацией и положительно — с персональными достижениями. Поддержка же стороны руководителя не была значимо связана ни с одним из компонентов выгорания.

Эмпирические данные свидетельствуют о сложном взаимодействии социальной поддержки и синдрома выгорания. Источники первой могут по-разному влиять на компоненты второго. Позитивный эффект обусловлен как характером поддержки. Так и готовностью её принять.

Более сильное выгорание связано с непривлекательностью работы в организации: чем выше привлекательность, тем меньше его риск.

Хроническое выгорание может приводить к психологической отстранённости не только от работы. Но и от организации в целом. Выгоревший работник эмоционально дистанцируется от своей трудовой деятельности и переносит свойственные ему переживания опустошённости на всех, кто работает в организации, избегает всяческих контактов с коллегами. Эмоционально выгорающие профессионалы часто не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления. профессиональный здоровье выгорание ролевой

Имеются сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворённости профессиональным ростом. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.

Личностные факторы риска выгорания

Среди личностных факторов, способствующих выгоранию, обнаружены такие показатели предрасположенности к стресс — реакциям, как соотношение экстернальности и интернальности, подразумевающее степень ответственности человека за свою жизнь, поведение типа А, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций. Экстернальный локус контроля коррелирует с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а использование пассивной стратегии избегания — с развитием эмоционального истощения и редукцией личных достижений. Причём чем больше выгорание, тем чаще используются пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения.

Стратегия преодолевающего поведения человека в ситуации стресса — один из важнейших факторов, определяющий вероятность развития у индивида психосоматических заболеваний. Стратегия подавления эмоций часто повышает риск состояний предболезни или болезни.

Для развития выгорания важно и то, как человек справляется со стрессом. Уязвимы те, кто реагирует на стресс агрессивно, несдержанно, хотят противостоять ему любой ценой, не отказываются от соперничества. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения. Стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за того, что не удаётся достичь намеченного.

Наличие корреляционных связей между личностными характеристиками и выгоранием привело к тому, что личностный фактор стал рассматриваться как ведущий при выборе социальных профессий.

Любопытные данные получены американскими исследователями, попытавшимися установить взаимосвязи между выгоранием и чувством юмора. Оказалось, что последнее может выступать одним из механизмов копинга — преодоления стрессовых ситуаций. Люди с хорошим чувством юмора реже страдают от выгорания, а также более высоко оценивают свою профессиональную успешность.

Читайте также:  Мульт про здоровье ссср

Пайдмонт (1993) получил данные о том, что самоуважение играет важную роль в переживании дистрессов, связанных с работой. Тревожные, депрессивные и не способные справиться со стрессами люди чаще испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию на работе, и вне её.

Профессиональные факторы выгорания

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. Трудоголизм и активная увлечённость своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает, движим стремлением к социальному престижу, получению за счёт профессии материальных выгод и мотивов власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

К ролевым факторам риска относят ролевой конфликт, ролевую перегруженность и ролевую неопределённость.

Ролевой конфликт — это противоречивые требования к работнику.

Ролевая неопределённость — это нечёткие, неопределённые требования к работнику.

Ролевая перегруженность — ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Многие исследования показывают взаимосвязь между ролевыми проблемами и выгоранием как следствием попытки выполнить неопределённые или совместить противоречивые требования, что обычно приводит к негативным эмоциональным переживаниям и утрате чувства доверия к организации.

Учёные делают следующие выводы:

в определённой степени некоторые источники стресса присутствуют в работе (ролевой конфликт, ролевая неопределённость, ролевая перегруженность);

по отдельности эти ролевые стрессоры могут не быть дисфункциональными;

акумулятивный эффект этих стрессоров может превысить адаптационные ресурсы преодоления человека, в результате чего повышается вероятность развития выгорания и негативных последствий в выполнении профессиональной деятельности.

профессиональный здоровье выгорание конфликт

Характеристики организационной среды

Кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и. как следствие, выгорания.

Любая должность предполагает наличие определённой меры ответственности. Неопределённость или недостаток ответственности также могут вносить свою лепту в развитие профессионального стресса. Если у человека есть ощущение, что он не в состоянии ничего изменить в своей работе, что от него ничего на зависит и его мнение не имеет значения, то вероятность развития стресса, связанного с работой увеличивается.

Перлман и Хартман (1982) установили значимую связь синдрома выгорания как с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации. Так и со статусно — ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров. А также с результатами их деятельности.

Профессиональное выгорание связано с административными, управленческими и коммуникативными характеристиками организации, психологическим климатом, статусно — ролевыми и личностными особенностями персонала.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надёжную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надёжных друзей и содействием со стороны семьи. Творческой обстановкой на рабочем месте. Обладает сильным творческим потенциалом и использует креативные способы решения жизненных и производственных вопросов.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в настоящее время тесно связано с проблемой сохранения здоровья профессионала. Целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой, профессиональная деятельность воздействует на здоровье работника.

Синдром профессионального выгорания — это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. Истощение ведёт к уменьшению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обострённому переживанию одиночества. У сгоревших на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

Многочисленность исследований, посвящённых проблеме выгорания, объясняется несколькими причинами. Во-первых. Выгорание представляет собой вариант многофакторного производственного стресса, что позволяет изучать его как системную реакцию в целом. Во-вторых. Последствия профессионального выгорания оказывают существенное влияние на личную, внеслужебную, жизнь выгоревших. В-третьих, последствия выгорания плохо сказываются на экономическом благополучии организации и ведут к потере кадровых ресурсов.

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 2000. — 512 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.

6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.М. Методы психодиагностики: Учебное пособие. — М.: Просвещение, — 2000. — 256 с.

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом «Академия»; Высшая школа, — 2001. — 360 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.

9. Психология профессионального здоровья. /под ред. Г.С. Никифорова. — Саб: Речь, 2006. — 480 с.

10. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Проблема здоровья в профессиональной деятельности, концепция. Факторы, влияющие на профессиональное здоровье: социально-психологические, личностные факторы риска выгорания. Ролевой конфликт и неопределённость. Характеристика организационной среды.

контрольная работа [15,0 K], добавлен 26.09.2011

Причины нарушения физического и психологического здоровья. Критерии нормального или деформированного становления личности педагога. Ведущие профессиогенные факторы риска (синдром хронической усталости и эмоционального выгорания). Способы снятия стресса.

реферат [11,0 K], добавлен 10.01.2011

Феномен «профессионального выгорания». Социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания. Факторы риска и последствия профессионального «выгорания» у торговых агентов. Профилактика и психологическая помощь.

дипломная работа [291,8 K], добавлен 16.04.2014

Профессиональное выгорание менеджера как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов как следствие психологического выгорания. Профилактика выгорания и психологическая помощь «выгоревшим».

контрольная работа [34,8 K], добавлен 06.08.2013

Понятие синдрома «профессиональное выгорание», основные подходы к его определению. Исследование факторов, детерминирующих возникновение профессионального выгорания у педагогов. Взаимосвязь профессионального выгорания и типа саморегуляции деятельности.

курсовая работа [60,8 K], добавлен 24.08.2011

Источник

Adblock
detector