Группы здоровья: виды и характеристики
Группы здоровья: виды и характеристики
Что такое группы здоровья?
Чтобы адекватно оценить здоровье человека, а значит, оказать ему необходимую медицинскую помощь, предоставить оптимальный перечень медицинских услуг, были разработаны группы здоровья детей и взрослого населения.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Медицинский осмотр — это важно!
В родительской среде бытует мнение, что ежегодные медицинские осмотры – это прихоть врачей и бесполезная трата времени. Родители порой не замечают, как и когда у ребенка начало развиваться хроническое заболевание. Его капризы, жалобы на усталость, плохое самочувствие списывают на лень или плохой характер. Прохождение медицинского осмотра один раз в год необходимо и обосновано. Статистика указывает на малый процент абсолютно здоровых детей.
Государством узаконено обязательное прохождение медосмотра в 1 год, при оформлении в детское дошкольное учреждение, перед поступлением в 1 класс школы, ежегодно в школьном возрасте. Родителям нужно уяснить, что формально к прохождению медосмотра относиться нельзя. Комплексная оценка здоровья проводится не для того, чтобы получить справку о возможности посещать детский сад или школу, а для своевременного выявления заболеваний, отклонений в развитии.
На ежегодном осмотре врач анализирует антропометрические данные, лабораторные анализы, динамику заболеваемости. В медицинском заключении указывается, можно ли посещать детское учреждение, принадлежность к группе по физкультуре. Оно поможет родителям скорректировать режим дня, питание, умственные и физические нагрузки. При выявлении патологических состояний оформляется диспансерный учет, наблюдение узким специалистом.
Критерии здоровья детей
— Наследственность. Врач при осмотре новорожденного выясняет наличие наследственных заболеваний, которые фиксируются в ряде поколений семьи. При наличии генетических патологий лабораторные анализы помогут определить вероятность возникновения такого заболевания. Генеалогический критерий учитывает особенности протекания беременности, непосредственно роды, развитие новорожденного в первый месяц.
— Физическое развитие. В основе этого лежат основные антропометрические данные: рост, вес, окружность головы, груди, длина конечностей и другие. Существует специальная таблица, в которой прописываются цифровые показатели нормального физического развития.
— Развитие систем органов. Параллельно с увеличением массы тела и роста происходит формирование внутренних органов и их систем. Контролировать этот процесс можно с помощью дополнительных анализов и аппаратных методик (например, УЗИ). Особое внимание врачи уделяют развитию органов, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности, – сердцу, желудку, почкам, легким.
— Степень иммунной защиты. Здоровый организм надежно противостоит факторам окружающей среды, менее подвержен инфекциям. Причину слабого иммунитета у часто болеющих пациентов нужно выяснять обязательно, путем проведения дополнительного обследования и диагностики.
— Соотношение психического и физического здоровья. Невропатолог, психолог и педиатр совместно определяют прохождение нервных реакций организма, уровень развития психических процессов, физического здоровья и соотносят данные со специальными таблицами стандартов.
Виды и характеристика групп здоровья детей
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
— хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
— гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
— частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Первая группа
Первая группа — Здоровые дети. Нет отклонений в анамнезе, ни разу или редко болеющие, не более 4-х раз ОРЗ в течение года; физическое развитие среднее, выше или ниже среднего; гармоническое, нервно-психическое развитие соответствует возрасту; функциональное состояние систем не нарушено; могут быть единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, маловыраженная деформация ушной раковины, единичные стигмы, отдельные родимые пятна и др.), не влияющие на состояние здоровья детей и не требующие коррекции; единичные кариозные зубы.
Вторая группа
Вторая группа — Относятся здоровые дети c отягощенным биологическим анамнезом, некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, т.е. здоровые дети с риском развития у них хронической патологии. Выделяют II А и II Б группы.
IIA группа
IIA группа — Здоровые дети с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний. Сюда относятся нарушения в пренатальном периоде — экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы I и II половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД. Нарушения в интранатальном периоде — быстрые или затяжные роды, длительный безводный период, патология плаценты, пуповины, неправильное положение плода. Отягощенный генеалогический анамнез.
IIБ группа
IIБ группа — К ней относят здоровых детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела, незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период, а также с рахитом I степени, выраженными остаточными явлениями рахита, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью; пилороспазмом без явлений гипотрофии, некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недопущением яичек в мошонку на 1 -2 году жизни, с малым размером большого родничка при рождении, дефектами осанки, уплощенной стопой, функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы; с гипертрофией аденоидов I и II степени, гипертрофией миндалин II степени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, поворотными заболеваниями бронхитами или пневмониями, частыми ОРЗ; с угрозой анемии, тимомегалией, субкомпенсированным кариесом (68 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием, дисфункцией желудочно- кишечного тракта, с миопией слабой степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконваленсценции после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния.
Третья группа
Третья группа — Относятся больные дети с хроническими заболеваниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия, поведения; дети с резко сниженной резистентностью, т.е. болеющие почти ежемесячно.
Четвертая группа
Четвертая группа — Относятся дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями основного заболеваниям, с нарушениями общего состояния, самочувствия; с затяжным рекон- валесцентным периодом после интеркурентного заболевания.
Пятая группа
Пятая группа — Относятся дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
Активность детей и группы здоровья
В зависимости от группы здоровья детей для них лечащим врачом даются особые рекомендации по образу жизни, двигательной активности, форме обучения, социальной деятельности. Они направлены на улучшение или поддержание состояния здоровья малыша. Ознакомьтесь подробнее с методическими рекомендациями, разработанными для различных категорий здоровья:
1. Первая и вторая группы. Допускается любой вид деятельности и нагрузки. Занятия физкультурой, учебная нагрузка формируются по общей программе, без ограничений. Все спортивные нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, рекомендуется посещение дополнительных секций, участие в олимпиадах, соревнованиях, дополнительная закалка организма. Запрет на ту или иную деятельность может быть наложен врачом в индивидуальном порядке.
2. Третья группа. Для каждого вида деятельности необходима консультация врача для установления определенных ограничений. Занятия физкультурой реализуются по специально разработанным программам, участие в спортивных состязаниях ограничивается, т.к. существует высокий риск обострения заболевания или травм. Рекомендуется регулярное профилактическое и коррекционное лечение в оздоровительных лагерях, санаториях.
3. Четвертая группа. Режим активности значительно ограничен, доктором формируется специальный дневной режим, в котором отдыху, сну, отводится длительное время, для обучения создаются варианты индивидуальных, дистанционных программ. Необходимы занятия лечебной физкультурой (ЛФК), проведение физиотерапии.
5. Пятая группа. Физическая, умственная активность ребенка значительно ограничены, режим дня сопровождается лечебными процедурами, физиотерапией. Необходим постоянный контроль деятельности взрослыми.
Виды и характеристика групп здоровья взрослого населения
Для определения группы здоровья, для выявления имеющихся патологий, проводится диспансеризация. Ее целью является выявление хронических неинфекционных заболеваний. Они уже давно стали основной причиной ранней инвалидности и смертности взрослого населения.
По итогам проведенных обследований пациентов разделяют по группам здоровья. Тем, у кого обнаружены факторы риска по развитию хронических неинфекционных заболеваний, проводят необходимые коррекционные медицинские мероприятия в отделениях или кабинетах медицинской профилактики. Пациенты с выявленными хроническими заболеваниями направляются на лечение, им также предоставляют возможность санаторного лечения.
Рассмотрим коротко особенности групп здоровья, используемых большинством лечебных учреждений и страховых компаний:
Первая группа — К этой группе относят практически здоровых людей, не имеющих каких-либо отклонений в состоянии организма, не страдающих хроническими заболеваниями. Сюда же входят представители взрослого населения с небольшими отклонениями АД, не влияющими на общее самочувствие. Данная категория проходит общий осмотр один раз за год.
Вторая группа — Сюда относят пациентов с хроническими заболеваниями, которые не оказывают влияния на общее самочувствие, не снижающими работоспособность человека. Хронические заболевания у них находятся в состоянии стойкой ремиссии, не имеют обострений. Такие пациенты проходят общее обследование не менее 2 раз за год. Также они проходят необходимые процедуры, посещают медицинские мероприятия, направленные на управление здоровьем.
Третья группа — К этой группе относятся люди, имеющие хронические заболевания, сопровождающиеся частыми обострениями. Вследствие этого пациенты данной группы часто теряют трудоспособность на определенное время (короткое или продолжительное). Пациенты этой группы должны проходить общее обследование чаще остальных. Частоту посещений определяет лечащий врач.
Помимо определения состояния здоровья, выявления хронических или острых заболеваний, общее медицинское обследование помогает выявить лиц, страдающих туберкулезом, а также тех, кто злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, психотропные вещества, что также немаловажно.
Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д
Источник
Критерии оценки индивидуального здоровья
Понятие «здоровья индивида» не является строго детерминированным, что связано с многообразием факторов, влияющих на здоровье человека, и большим диапазоном индивидуальных колебаний основных показателей жизнедеятельности. В практической медицине для оценки индивидуального здоровья обычно используют понятие нормы.
Норма есть биологический оптимум живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма. Нормальная система — это всегда оптимально функционирующая система. С точки зрения такого понимания нормы даже те показатели, которые выходят за пределы среднестатистических, включаются в норму как оптимум. Нормально для человека то,что является для него оптимальным. «Все вещи меняются только посредством смещения и деления, всё возрастает до определенного максимума и убывает до определенного минимума, т.е. изменяется в пределах возможных границ», так говорил Гиппократ.
Интересна точка зрения В.М.Дильмана, который считает, что говорить о здоровье организма и о его норме вообще невозможно, так как все индивидуальное развитие является патологией, отклонением от нормы. Норма возникает лишь в 20 лет и длится не более 5 лет, так как в пределах этого периода минимальна частота главных болезней человека. Патологическим индивидуальное развитие является потому, что, наряду с законом сохранения гомеостаза в развивающейся живой системе, должен выполняться и противоположный ей закон отклонения гомеостаза. Отсюда неизбежны «нормальные» болезни старческого возраста: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертония, сахарный диабет, рак, ожирение и др.
Один из ведущих геронтологов России В.Н.Никитин считает, что индивидуальное развитие есть старение в широком смысле.
Даже среднестатистическая величина физиологических показателей не может быть принята за исходную позицию, а должна рассматриваться как средняя и довольно условная величина, так как при таком подходе не учитываются индивидуальные гено- и фенотипические особенности человека. Следует говорить об «уровне» здоровья индивида, который не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных для данного этапа обследования результатов конкретного человека.
Примеры:
1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в первые месяцы жизни — 120-140 в минуту, к концу года — 100-130, в 5-6 лет — 80-110, в 20-30 лет — 60-80 ударов в минуту.
2. Частота дыхания (ЧД) у новорожденного — 50-60 в минуту, в возрасте 1 года — 35-40 в минуту, в 5-6 лет — 22-24 в минуту, а 20-30 лет — 16-18 в минуту.
Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов.
Для оценки сердечно-сосудистой системы применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью различных комплексов дыхательной и газоаналитической аппаратуры (спирограф). Обмен веществ в организме оценивается сложными биохимическими методами, радиоизотопной диагностикой. Система крови оценивается приборами для анализа состава крови. Иммунологические исследования — наиболее трудоемкие — базируются на сложных биохимических, микробиологических и специальных анализах состава и газов крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты-опросники.
Самоконтроль — это самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности и в ответ на физические, холодовые и иные нагрузки. Эти показатели включают в себя субъективные данные (оценка настроения, работоспособности, сна, аппетита) и объективные (рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, а также некоторые другие величины). Самоконтроль следует вести регулярно.
Субъективные показатели относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. Прежде всего, сюда следует отнести самочувствие как интегральную оценку своего состояния. Трудно точно очертить круг ощущений, формирующих само понятие самочувствия, так как у каждого человека он свой, определяемый уровнем его знаний о своем организме и умением анализировать свои ощущения. Однако определенно к субъективным критериям можно отнести такие, как отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, настроение, желание работать, усталостьи т.д. — все то, что можно определить как жизненный тонус. К субъективным же показателям относят полноценность сна, аппетит, бодрость (или слабость) и др. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, так как во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами. Поэтому человек может иногда себя хорошо чувствовать при уже начинающихся болезненных изменениях.
1. Самочувствие, активность, настроение человека — это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие человека — это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.
2. Ночной сон. Во время сна человек отдыхает. Восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов. После такого сна человек ощущает себя отдохнувшим и бодрым. Многие отклонения в состоянии здоровья, особенно центральной нервной системы, еще не проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.
3. Аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. Поэтому здоровый человек не жалуется на свой аппетит, чаще даже приходится прибегать к разумному ограничению. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при недомогании, болезнях, перенапряжении.
4. Наличие болезненных ощущений — это сигналы предболезни или болезни (головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки).
Объективные показатели здоровья человека выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д. Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Чаще всего для этого используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
Длина тела (рост) — важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность, телосложения. Рост у мужчин продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
Масса тела — может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу».
Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный и близкий к истинному определяется путем вычитания из показателей длины тела (в см) условных величин:
— при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;
— при росте 165-175 см вычитается цифра 105;
— при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.
В результате получается «идеальный вес» в килограммах.
Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.
Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.Осуществляется измерение параметров и характеристик деятельности двух основных функциональных систем организма в состоянии относительного покоя, и после выполнения какой-либо нагрузки. Если при этом дается стандартная нагрузка, то величина и характер изменения параметров сравнивается со стандартизованными нормами, и делаются выводы о степени тренированности данной системы и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позволяет сделать выводы об эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий.
1. Пульс — исключительно важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин — 75-80 ударам. У тренированных людей частота пульса в покое реже за счет повышения силы и коэффициента полезной деятельности сердечной мышцы и составляет около 50 ударов в одну минуту. Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается. Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при которой частота пульса больше той, которая рассчитывается по формуле: 220 — возраст человека. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90% от максимально допустимой для данной возрастной группы.
2. Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности. Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед). Определяется частота пульса сразу после выполнения нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.При учащении пульса: на 25% состояние сердечнососудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% — удовлетворительное; более чем на 75%— неудовлетворительное. Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.
3. Проба с задержкой дыхания.Сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать в естественном ритме. Затем проводятся проба, которая дает представление о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в сек. максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.
Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.
На вдохе:39 сек. — неудовлетворительно, 40-49 сек. — удовлетворительно, свыше 50 сек. — хорошо.
На выдохе: 34 сек. — неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хорошо.
Желательно вести дневник самоконтроля, в который периодически вносятся все или некоторые показатели. Подобный дневник значительно облегчает определение динамики показателей в процессе занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, повышает заинтересованность в занятиях.
Показатели индивидуального здоровья (Р.И.Айзман, 1996)
Показатели | |
Генетические | Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов. |
Биохимические | Показатели биологических жидкостей и тканей. |
Метаболические | Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки. |
Морфологические | Уровень физического развития, тип конституции (морфотип). |
Функциональные | Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности, функциональный тип. |
Психологические | Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта. |
Социально-духовные | Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и регуляции потребностей, степень признания и т.п. |
Клинические | Отсутствие признаков болезни. |
Как видно из данных, представленных в табл. 3, показатели, определяющие индивидуальное здоровье имеют то преимущество, что значительная часть из них может быть выражена количественно. В конечном итоге это дает суммарную величину уровня здоровья, динамика которой и позволяет судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека: о силе или слабости каждого из показателей индивидуального здоровья, об эффективности предпринимаемых оздоровительных мер применительно к каждому показателю.
Источник