Критерии и показатели оценки уровня социального благополучия в семье
Критерии и показатели оценки уровня
социального благополучия в семье
Критерий 1. Социально-бытовое благополучие семьи
Жилое помещение соответствует санитарным нормам, нормам предоставления площади жилого помещения, жилье содержится в чистоте и порядке, семья владеет навыками ведения хозяйства
Состояние жилого помещения удовлетворительное, вместе с тем имеется определенная степень загрязненности и захламленности, помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы, члены семьи пренебрегают правилами, установленными в семье
Отсутствие жилья, ветхое, аварийное жилье, антисанитарное состояние жилого помещения, в семье отсутствуют правила, режим, в доме атмосфера «хаоса»
Критерий 2. Социально-медицинское благополучие семьи
Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме. Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания. Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу. Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены, аккуратный внешний вид детей. Члены семьи не имеют вредных привычек.
Наличие отдельных проблем. Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний. Частые болезни детей. Не выдерживаются сроки иммунизаций. Недостаточное внимание к качеству питания. Несистематическое соблюдение правил гигиены. Одежда не по погоде. Дети не получают профилактической стоматологической помощи. Члены семьи имеют вредные привычки, но без ущерба для нормальной жизнедеятельности.
Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода. Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом. Имеются потенциальные угрозы жизни и здоровью. Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Ребенку не сделаны прививки. Плохое выполнение рекомендаций врача. Регулярное употребление членами семьи алкоголя, психоактивных веществ, хроническая зависимость. Наличие социально значимых заболеваний. Риски суицидального поведения членов семьи.
Критерий 3. Социально-психологическое благополучие семьи
Психологический климат в семье благоприятный, члены семьи поддерживают друг друга, имеют навыки решения проблем и преодоления стресса; способны предугадывать ситуацию и намечать возможные варианты действий, знают о собственных недостатках и ищут способы компенсировать их
Нарушение взаимоотношений в семье, пренебрежение нуждами ребенка, безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе (например, оставляет ребенка под присмотром друга-алкоголика), ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем, семья признает наличие проблем, но не знает, как с ними справиться
Неблагоприятный психологический климат в семье, нарушение межличностных отношений, девиантное поведение членов семьи, бродяжничество, конфликтные отношения в семье, нарушение детско-родительских отношений, личностная дезадаптация членов семьи, жестокое обращение в семье, члены семьи неспособны определить возможные варианты действий при решении проблем, не в состоянии справиться со стрессом, не признают наличие у себя слабых сторон
Критерий 4. Социально-педагогическое благополучие семьи
Применение мер воспитания носит систематический и предсказуемый характер. Соответствие принимаемых мер поступку ребенка, его возрасту и обстоятельствам. Случаи, когда меры воздействия применяются под влиянием эмоционального состояния родителя, достаточно редки
Меры воздействия на ребенка не носят достаточно систематического характера. Родители не осознают важность систематичности в воспитании ребенка. Применение мер воспитания иногда происходит под влиянием эмоционального состояния родителя, в некоторых случаях их выбор не соответствует возрасту ребенка и обстоятельствам совершения поступка, неорганизованный досуг несовершеннолетних, недостаточная педагогическая компетентность родителей, низкая мотивация к учебе
Несформированность нравственных норм и ценностей у членов семьи, отсутствие ведущих интересов, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних, неорганизованный досуг несовершеннолетних, низкая педагогическая компетентность родителей или ее отсутствие, пропуски занятий, нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родители не интересуются развитием, успеваемостью ребенка
Критерий 5. Социально-трудовое благополучие семьи
Члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход семьи адекватен и покрывает нужды семьи, семья обеспечена всем необходимым
Не все члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход нерегулярен, имеются посильные финансовые затруднения
Отсутствие социально одобряемого источника дохода (работа, частное, семейное дело). Отсутствие дохода, либо доход не покрывает потребностей семьи. Семья не обеспечена предметами первой необходимости
Критерий 6. Социально-правовое благополучие семьи
Совершение правонарушения несовершеннолетним носит случайный характер, в семье отсутствует отрицательное влияние на ребенка
Совершение правонарушения носит случайный характер, вместе с тем в семье есть негативный пример со стороны взрослых
Отрицательное влияние на несовершеннолетних, асоциальное окружение, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия отсутствие документов у членов семьи
Источник
Показатели функционального здоровья семьи
Функции семьи
«Главная задача каждой семьи – способствовать развитию ее членов. Все семьи должны выполнять некоторые базовые функции, а именно обеспечение кровом и пищей, решение задач развития (включая рост индивида и семьи), а также выполнение задач, связанных с кризисом, в случае болезни, смерти или рождения ребенка-инвалида» (Carter & McGoldrick, 1980).
Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей людей в материнстве и отцовстве, в воспитании детей и реализации себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей.
Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет базовые потребности выживания (в пище, крове) членов семьи и способствует сохранению соматического здоровья и восстановлению затраченных сил.
Эмоциональная функция семьи обуславливает удовлетворение потребности ее членов в любви, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности и является основой для психического здоровья.
Сексуальная функция семьи заключается в удовлетворении сексуальных потребностей человека и обеспечивает биологическое воспроизводство общества.
Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм, особенно тех, кто в силу возраста или состояния здоровья не способен быть адекватным требованиям общества.
Духовная функция удовлетворяет потребности в совместном проведении свободного времени и способствует личностному развитию членов семьи.
В связи с прохождением семьи через фазы жизненного цикла меняются ее функции, одни утрачиваются, другие появляются. Только в семье человеческие потребности могут быть удовлетворены комплексно, оптимально.
Исходя из этих понятий, выделяют функциональные и дисфункциональные семьи. Функциональная семья – это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами.
1. Хорошее, честное, и открытое общение в семье. Это означает наличие у членов семьи конструктивных навыков коммуникации (двухсторонняя коммуникация, наличие обратной связи, минимум команд и «ты-сообщений», позитивное подкрепление в виде похвалы, комплиментов, поощрений, использование юмора).
2. В семье приняты правила и определенный стиль поведения, гибкие в применении. Члены семьи знают, что хорошо и что плохо. Взаимозаменяемость функций и четкое распределение ролей. Гибкость и гуманность правил, возможность их обсуждения. Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
3. Родители и дети с удовольствием и уважительно общаются друг с другом. Уважают личность другого, каждый имеет свою уникальную ценность, поощряются свободы (мысли и обсуждения, творчества и т.д.).
4. Родители и дети помогают друг другу.
5. Все принимают заботливое и бескорыстное участие в создании семейного благополучия.
6. Родители и дети слушают друг друга и желают помочь друг другу.
7. Члены семьи не только слушают, но и слышат, что говорит другой, и принимают это близко к сердцу.
8. Большинство проблем решается совместно. Делят ответственность. Проблемы признаются и решаются. Ошибки прощаются, на них учатся.
9. Обладают сильным «чувством семьи», вместе проводят время.
Этот список можно значительно расширить, но главное, что семьи, которые обладают этими качествами, характеризуются стабильностью, и будут функционировать как здоровая семейная структура. В таких семьях дети чувствуют себя в безопасности и растут в атмосфере общей любви.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Критерии оценки здоровья семьи
Биологические факторы (физиологические)
С биологической точки зрения человек считается больным, когда имеющиеся у него симптомы и данные обследования соответствуют медицинской модели болезни. Такой подход предполагает наличие 3 традиционных медицинских критериев, используемых для выявления болезни:
1. индивидуальные субъективные ощущения (симптомы);
2. изменения функций организма (признаки);
3. симптомы и признаки, соответствующие модели заболевания.
Биологические факторы должны быть понятны в свете окружения, в котором они действуют. Например, окружающая среда, в качестве показателей которой могут быть погодные условия, предъявляет определенные требования к организму, и организм к ним приспосабливается. Способ адаптации организма может быть полезным для организма или может вызывать дискомфорт. Болезнь можно рассматривать как процесс биологической адаптации или попытку приспособления внутренних стрессовых реакций организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Психологические факторы
Внутреннее состояние человека и особенности личности влияют на отношение к здоровью и болезни. Продолжительность болезни и ее исход позволяют объяснить, почему у определенных людей возникает риск данного заболевания, предположить, почему пациенты прибегают к медицинской помощи или отказываются от нее, наметить определенные пути, благодаря которым медсестры смогут лучше обучать пациентов и помогать им в осуществлении сестринских и врачебных планов.
Выделяют 3 психологических фактора, влияющих на определение здоровья:
2. приверженность (то, что важно для человека) и убеждения (способность контролировать события);
3. индивидуальная адаптация.
Экономические факторы
Финансовое положение может влиять на доступность медицинских услуг и мероприятий, связанных со здоровьем. Потеря дохода может также иметь различное значение для разных людей.
Финансируемые системы здравоохранения претерпевают ряд изменений для снижения стоимости на медицинские услуги. К ним относятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья, сокращение сроков пребывания в больнице и вовлечение пациента в принятие решений.
Культурные факторы
Культура в широком понимании — это среда, которую человек создает для себя. От культуры человека зависит его представление о здоровье, здоровом образе жизни, профилактике заболеваний.
Источник
Критерии оценки положения ребёнка в семье
Критерии оценки положения ребенка в семье.
Критерии семейного благополучия:
1. Семья – это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт.
2. Родители трудоустроены, имеют желание и способность обеспечивать права ребенка:
— уход за ребенком и состояние его здоровья
— санитарно-гигиенические условия жилья и средства личной гигиены
— реализация потребности ребенка в пище, одежде, обуви
— обеспечение развития интеллекта (дополнительное образование)
— обеспечение потребности ребенка в уважении, эмоциональном тепле
— обеспечение социального статуса семьи: контакт со школой, социальными службами
3. В семье существует привязанность между родителями, между родителями и детьми, между родителями и другими членами семьи, между членами семьи и детьми, между детьми.
4. В семье выстроена система взаимодействия (внутри семьи, между семьей и внешним миром).
5. Семья осознает возникающие проблемы, их социальное значение и находит тот или иной путь решения.
6. Семья имеет в наличии координальные способы борьбы со стрессовыми ситуациями.
7. В семье не существует негативной зависимости (алкоголизм, социальная распущенность и т.д.).
Критерии семейного неблагополучия:
1. Отсутствие привязанности между родителями и детьми, членами семьи и детьми, или искажение связей такого рода.
2. Отсутствие восприятия семьи как базы, где дети могут уверенно приобретать новый опыт
3. Отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует
4. Отсутствие или сильное нарушение взаимоотношений между родителями.
5. Наличие дисфункциональных способов борьбы со стрессом.
6. Отсутствие необходимого или соответствующего жизненного опыта (культура питания, беседа, теплота взаимоотношений и т.д.)
7. Неспособность родителей в полной мере обеспечить жизненно необходимыми средствами и условиями существования.
8. Неспособность родителей обеспечить безопасность ребенка.
9. Отсутствие или избыток воспитательных методов.
10. Отсутствие или искажение системы взаимодействия (внутри семьи, между семьей и внешним миром).
11. Отсутствие или пренебрежение соответствующими нормами санитарно-гигиенических условий жилья.
Признаки семейного неблагополучия, вследствие чего ребенок находится в социально-опасной ситуации, или экстремальной:
— полное отсутствие родительского попечения: смерть обоих родителей, арест родителей, инвалидность родителей, отсутствие родственников, могущих взять на себя заботу о ребенке
— жестокость и любые виды насилия в семье
— злоупотребление родителями алкоголем
— пренебрежение родительскими обязанностями
— отсутствие средств к существованию
— родители ведут асоциальный образ жизни
— родители отрицательно влияют на поведение ребенка, приобщают к спиртным напиткам и т.д.
— несоответствующие санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия
— другие причины, по которым ребенок не может находиться в семье.
Источник