Меню

Критерии оценки уровня здоровья школьников

Приложение N 2. Правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

Приложение N 2
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н

Правила
комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних

1. Комплексная оценка состояния здоровья несовершеннолетних осуществляется на основании следующих критериев:

1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим группам:

1) I группа состояния здоровья — здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений;

2) II группа состояния здоровья — несовершеннолетние:

у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;

реконвалесценты, особенно перенесшие инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести;

с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;

часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;

с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

3) III группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии

клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);

с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда;

4) IV группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;

с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда;

5) V группа состояния здоровья — несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;

с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;

Источник

Критерии оценки здоровья

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников дается на момент об­следования и достигается с использованием как минимум 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С. М. Громбаху):

1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

2. Уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития. Уровень и степень гармоничностифизического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии). Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре. Социальное благополучие детей зависит также от способности их организма приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохра­нять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных фак­торов и патогенных микроорганизмов. О сопротивляемости организма можно судить по количеству и длительности перенесенных заболева­ний за предшествующий год.

Читайте также:  Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздей­ствиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Эти критерии получили общее признание и широко используются в практической работе лечебно-профилактических учреждений. Педиатр при диспансеризации детей и подростков, прежде всего, обращает вни­мание на наличие хронических заболеваний.

Эффективность врачебных осмотров значительно возрастает при использовании так называемых скрининговых программ. Чаще всего используется:

1. Определение остроты зрения с помощью таблиц Головина — Сивцева.

2. Диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии.

3. Выявление при анкетировании и опросе субъективных призна­ков психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие
аллергических реакций и др.

4. Физическое и нервно-психическое развитие.

Освидетельствование физического развития (согласно приказу Минздрава №387) проводится:

детям 1-го года жизни ежемесячно;

детям раннего дошкольного возраста ежегод­но;

перед поступлением в школу;

учащимся «декретированных» классов школы (3-го, 6-го, 8-го классов);

перед поступлением на учёбу, работу, перед призывом на воинскую службу и т. п. после окончания школы.

Источник

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Читайте также:  Педсовет что такое здоровье человека

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Читайте также:  Сохранении развитие психического здоровья дошкольников

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1219 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М. Громбаху)

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалесценции (период выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Первый критерий – наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий – уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Третий критерий – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Источник

Adblock
detector