Критерии оценки состояния психического здоровья детей
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.
На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР — д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».
В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)
Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.
В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.
В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье — это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:
- в физическом плане — умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;
- в психологическом плане:
а) интеллектуальное — проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;
б) социально-нравственное — честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;
в) эмоциональное — уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.
Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье — как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.
В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:
- подвижность инертность психических процессов
- произвольность импульсивность двигательной и познавательной сферы
- продуктивность истощаемость психических функций
- адекватность и критичность поведения
- работоспособность утомляемость
- устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)
- межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.
Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.
Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).
Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:
- адекватный возрасту уровень эмоционально — волевой и познавательной сфер личности
- способность планирования своей деятельности
- позитивный образ Я-концепции
- возможность саморегуляции психических состояний
- самокритичность
- самостоятельность
- способность к рефлексии, эмпатии
- сформированность навыков общения
Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.
Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
Источник
Критерии психического здоровья
консультация по теме
Описаны критерии психического здоровья, рекомендации в работе с дошкольниками для оптимизации образовательного пространства в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_psikhicheskogo_zdorovya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные критерии психического здоровья
- Гармоничность организации психики;
- Адаптивные возможности психики;
- Самообладание и способность радоваться;
- Доброжелательность и способность к адекватной самооценке;
- Способность адекватного восприятия окружающей среды;
- Психическое равновесие;
- Чувство юмора;
- Целеустремленность, способность, активность;
- Самоуправление поведением в соответствии с нормами;
- Критический подход к обстоятельствам жизни;
- Компетентность в отношении окружения и самореализации;
- Уверенность в себе и отсутствие обидчивости (умение освобождаться от внутренних обид);
- Независимость и естественность поведения.
Основные признаки психического нездоровья
- Беспричинная злость;
- Враждебность не только по отношению к сверстникам, но и ко взрослым;
- Повышенная тревожность;
- Снижение когнитивной активности;
- Хаотичность и категоричность мышления;
- Повышенная внушаемость;
- Уход от ответственности от себя;
- Зависимость от вредных привычек;
- Пассивность (духовное нездоровье);
- Утрата веры в себя и свои возможности.
Научно – методическое обеспечение сохранения и укрепления здоровья дошкольников
- Разработка критериев оценки адаптационных возможностей детей к нагрузкам в связи с проведением эксперимента;
- Изучение закономерностей влияния на здоровье детей экспериментальной деятельности;
- Совершенствование критериев и подходов к оценке состояния здоровья детей на индивидуальном и популяционном уровне;
- Использование разработанных медико-педагогических критериев, нормативов и скрининговых тестов адекватности экспериментальных нагрузок возрастным возможностям детей;
- Использование в работе здоровьесберегающих образовательных технологий;
- Совершенствование медико-педагогических подходов к профилактике заболеваемости детей экспериментальных групп.
Основные направления деятельности сотрудников ДОУ для сохранения здоровья дошкольников в период проведения эксперимента
- Рациональная организация ВОП в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1. 1249-03 и письма Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23 – 16;
- Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя предусмотренные программой занятия физкультурой, динамические часы и активные паузы в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу в микросоциуме;
- Организация рационального питания и витаминизация воспитанников;
- Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями, здоровьем и региональными особенностями;
- Система работы с детьми по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании.
Из книги О.В.Пастюк, А.Н.Фролова Организация экспериментальной площадки в ДОУ М ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения — игра «Педагогический КВН»Цель педсовета: систематизировать знания п.
В разработке представлены игры для детей 5 — 7 лет по формированию психического здоровья.
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров.
В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио.
Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и .
Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.
Районное методическое объединение психологовТема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровьеДата проведения: 24.11.2020Подготовила: Т.В. СиповичМетодист — организатор ИМЦ.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник