Оценка соматического здоровья.
Читайте также:
|
BMW-EXPERT
станция
техобслуживания
автомобилей BMW
ПЛЮША
интернет-магазин
мягкой игрушки,
карнавальные костюмы
В биологическом и медицинском аспекте «уровень Здоровья» соответствует энергопотенциалу организма. Попросту говоря, сколько единиц энергии в единицу времени на единицу массы тела из единицы вещества может произвести данный организм.
На практике энергопотенциал напрямую можно померить несколькими общедоступными способами в специальных лабораториях при помощи специального оборудования и реактивов. А так же косвенными методами, исследуя выносливость испытуемого на велоэргометре и т.п. Получается примерно одинаковый (соизмеримый) результат максимального потребления кислорода (МПК) и порога анаэробного обмена (ПАНО).
Порог у каждого свой. Но есть общая закономерность: начиная с определенного уровня энергопроизводительности организм не подвержен развитию заболеваний и максимально устойчив к факторам риска.
Этот уровень называется «безопасным уровнем здоровья».
Существует очень простой, достоверный и доступный метод измерения уровня Здоровья – метод профессора Апанасенко Г.А. Оценка в баллах, полученная этим методом, полностью коррелирует с аэробной производительностью.
Для того, чтоб вычислить свой уровень Здоровья, необходимо замерить всего несколько показателей своего организма.
А именно:
1. Массу тела (кг).
3. Артериальное давление систолическое («верхнее»).
4. ЖЕЛ — жизненную емкость легких (мл).
5. Силу (динамометрию) кисти (кг).
6. ЧСС — частоту сердечных сокращений (пульс).
7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).
Вычислить УРОВЕНЬ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ (по Апанасенко)
Согласно приведенным ниже таблицам Вы самостоятельно можете вычислить свой уровень Здоровья: по каждому показателю получить балл и просуммировать по всем показателям.
Кроме того, Вы можете проанализировать низкие баллы в полученном расчете результата и понять, какой параметр работы Вашего организма ухудшает резервы Вашего Здоровья.
Источник
Критерии оценки соматического здоровья
В настоящее время здоровье обучающихся различных уровней образования находится в центре внимания многих исследователей [4; 7; 10; 13] ввиду того, что ухудшение уровня здоровья в этой возрастной группе является прямой угрозой национальной безопасности страны [6]. Глобальные перемены, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., привели к обесцениванию здоровья как важного фактора общей культуры человека [10]. Согласно Т.В. Фадеевой [13], важность здоровья в качестве критерия успешного специалиста признают лишь 17% здоровых студентов. V.J. Cleland et al. [15] утверждают, что высокая физическая активность за счет повышения уровня физического или эмоционального здоровья может улучшить социально-экономическое положение путем развития образовательных и профессиональных возможностей.
Общеизвестно, что любая деятельность может привести к ухудшению состояния здоровья. Образовательная деятельность включает ряд специфических для здоровья факторов риска, например очень высокий уровень умственного напряжения (особенно в период сессии), работа в условиях дефицита времени, нарушение режимов труда и отдыха и др. [8]. Согласно проведенным опросам, более половины студентов считает невозможным придерживаться здорового стиля жизни ввиду отсутствия у них свободного времени [14]. Кроме того, одним из факторов несоблюдения студентами здорового образа жизни является их низкий социально-экономический статус, не позволяющий адекватно осуществлять здоровьесбережение [7].
По мнению [6; 13], здоровьесберегающая работа вузов должна быть направлена на «формирование ценностей и навыков самосохранительного поведения студенческой молодёжи». Ряд авторов [11] отмечают отсутствие единых требований к содержанию и организации учебного процесса по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста. В частности, в образовательных программах большинства направлений подготовки бакалавров отсутствует учебная дисциплина, нацеленная на формирование культуры здоровья студентов, либо она отнесена на более поздние сроки. Например, образовательная программа подготовки бакалавров физической культуры в ВятГУ предусматривает изучение дисциплины «Культура здоровья» лишь на IV курсе (!) перед самым выпуском.
В связи с вышеизложенным основное внимание по формированию образованности студентов в вопросах здоровьесбережения, а также устойчивых мотиваций к ведению здорового стиля жизни должны уделять не только преподаватели дисциплин медико-биологического, но и психолого-педагогического блоков. Поскольку вузы самостоятельно разрабатывают учебные планы и рабочие учебные программы для соответствующих направлений подготовки бакалавриата, они имеют уникальную возможность увеличения количества занятий, повышающих валеологическую грамотность студентов.
Однако высокий уровень знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления не заставит вести здоровый образ жизни: требуется устойчивая мотивация к здоровьесбережению.
Целью нашего исследования стала диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта Вятского государственного университета (ВятГУ), а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой.
Методы и организация исследования. Обследование студентов с целью оценки безопасного уровня физического здоровья проводилось в марте 2013 г. (I курс) и спустя 4 года, в этой же группе обследуемых, в марте 2016 г. (IV курс). Обследованные студенты были включены в группы: группа 1 – юноши-первокурсники (n=39, возраст 17,8±0,4 года), группа 2 – юноши выпускного курса (n=33, возраст 22,06±0,23 года), группа 3 – девушки-первокурсницы (n=32, возраст 18,1±0,8 года), группа 4 – девушки выпускного курса (n=27, возраст 21,39±0,18 года). Предварительно было проведено измерение длины и массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти ведущей руки, артериального давления, частоты сердечных сокращений с помощью общепринятых методик, а также время восстановления после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине). На основании полученных данных были рассчитаны весо-ростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой (СИ), Робинсона (ИР) индексы физического развития. Полученные данные оценивались в баллах согласно методике Г.Л. Апанасенко [2]. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле Р.М. Баевского [3]. Результаты подвергались статистической обработке по общепринятым формулам в программе Microsoft Excel с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами считались достоверными при р 0,1; t=0,058
Источник
Экспресс-система оценки соматического (физического) здоровья (г. Л. Апанасенко, р. Г. Науменко, г. П. Соколовская и др.)
В основу разработанной системы положены показатели физического развития (рост, масса тела, жизненная емкость легких, кистевая динамометрия), состояние сердечно-сосудистой системы в покое и в восстановительном периоде после дозированной физической нагрузки. Экспресс-скрининг основан на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов и проявлением экономизации функции кардиореспираторной системы.
Имеется дифференцированный подход к определению уровня здоровья мужчин и женщин.
Методика проведения теста. Для оценки соматического здоровья производят определения ЖЕЛ, ЧСС, артериального давления, динамометрию более сильной руки (кисти) и время восстановления пульса после 20 приседаний за 30 секунд.
Вначале оценивают каждый показатель по абсолютной величине – в баллах. По сумме баллов, оценка которых представлена в нижней строчке таблицы 114, определяют уровень здоровья.
Согласно результатам исследований авторов данного метода, безопасный уровень здоровья соответствует выше среднего уровню физического здоровья (табл. 115).
С возрастом отмечается уменьшение максимального потребления кислорода ниже безопасного уровня. Поэтому задачей физкультурно-оздоровительных занятий должно быть не просто улучшение функциональных резервов организма, а достижение «безопасного уровня здоровья».
Поэтому контролируя уровень показателей различных функциональных систем организма в процессе многолетних занятий физическими упражнениями, следует обращать внимание не только на направленность их изменений (как правило, положительную), но в первую очередь, на изменение уровня соматического здоровья.
Результаты велоэргометрического тестирования мужчин с различным уровнем физического здоровья, определенным по экспресс-оценке (по г. Л. Апанасенко)
Уровень физического здоровья
Достигнутая мощность нагрузки, Вт/кг
Прирост ЧСС на пороговой мощности нагрузки, % от исходной
Потребление О2 на пороговой нагрузке, мл/мин. г
Источник
➤ Adblockdetector