Меню

Критерии оценки школы здоровья

Оценка эффективности работы Школ здоровья

1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно – за прошедший год, и, начиная со второго года, – за весь период с начала функционирования Школы:

• количество пациентов, обученных в Школе;

• % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население).

2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья.

Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.

по оценке обучения в Школе Здоровья

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.

В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:

от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.

На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.

Утверждения Баллы (оценка)
1. Организация обучения в Школе в целом
2. Численность группы
3. Время проведения занятий
4. Продолжительность занятий
5. Частота занятий
6. Было много новой информации
7. Обучение в Школе было для Вас полезным
8. Вы удовлетворены обучением в целом
9. Заниматься было интересно
10. Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас
11. Ваши пожелания по обучению в Школе

Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!

Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:

менее 30 баллов – неудовлетворительная оценка

30–40 – удовлетворительная оценка

более 40 баллов – хорошая оценка

3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.

Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше
АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача
Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения
Избыточная масса тела не влияет на уровень АД
Повышению АД способствует курение
Низкая физическая активность способствует понижению АД
Наследственность повышает риск повышения АД
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха)
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день
Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД

Утверждения 1,3,6,7,8,10,11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные.

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать
Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма
Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия
Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача
Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения
Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы
Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы
Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы
При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы
Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья
Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток
Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства – обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу

Утверждения 1,2,4,6,7,8,9,11 – правильные, 3,5,10,12 – неправильные.

по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа

Дата «_____» ________________ 20 г.

Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль/л
Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия
При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка
Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается
Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды
Лишний вес способствует повышению сахара крови
Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови
При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей
Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день
Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток
Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови
Читайте также:  Красивые открытки крепкого здоровья счастья

Утверждения 1,3,5,6,7,9,10 – правильные, 2,4,8,11,12 – неправильные.

по оценке знаний слушателей Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка

Дата «_____» ________________ 20 г.

Пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласна» («Да»), «не согласна» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
Нормальная беременность продолжается 9 месяцев (40 недель) и состоит из трех триместров
Искусственные смеси, приближенные по некоторым своим свойствам к грудному молоку, могут заменить кормление грудью
Общение матери с ребенком до его рождения помогает в установлении контакта в первые месяцы после его рождения
Регулярные схватки являются предвестниками родов
Процесс родов состоит из трех периодов
Страх является одной из причин боли в родах
Нужно ли дополнительно мыть грудь перед кормлением
Приемы мышечного расслабления организма помогают снизить боль в родах
Научиться управлять болезненными схватками заранее невозможно
Кормить ребенка исключительно грудью нужно до 6 месяцев, а далее с прикормами до 2-х лет и более
Следует прикладывать ребенка к груди строго в определенные часы
При использовании бутылочки с соской нарушается естественный механизм сосания груди

Утверждения 1,3,4,5,6,8,10,12 – правильные, 2,7,9,11 – неправильные.

4. Оценка эффективности работы Школы для желающих бросить курить.

Эффективность работы Школы оценивается с помощью определения доли лиц, успешно отказавшихся от курения после посещения двух занятий Школы.

Оценивается процент слушателей, которые не курят через месяц и шесть месяцев после даты отказа от курения.

Работа считается эффективной, если не менее 30% выпускников не курят через 6 месяцев после даты отказа от курения.

Приложение № 9 к приказу министра здравоохранения Свердловской области от 19.03.2012 г. № 250-п

организационно-методические рекомендации

Источник

Geum.ru

Содержание

5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.
5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.
Положительное влияние
Оценка Школ Здоровья
6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья
Критерии оценки объема и полноты
6.2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.
Индикаторы качества
Дайте оценку в соответствии с Вашим личным мнением или отношением, по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оц

Подобный материал:

  • Томские медики готовятся к декаде, приуроченной к Всемирному дню сердца, 9.58kb.
  • 1. Описание новой методики обучения, 468.17kb.
  • Электроимпульсная терапия в комплексном лечении больных мягкой артериальной гипертонией, 412.16kb.
  • Метаболические (липидные) изменения у пациентов с артериальной гипертонией на фоне, 186.99kb.
  • Лаборатория артериальной гипертензии была создана 01. 06. 1981 года на базе клинического, 74.72kb.
  • Клинико-гемодинамические аспекты поражения сердца у больных артериальной гипертонией, 319.64kb.
  • С артериальной гипертонией, 515.04kb.
  • Риска сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности», «Гипертензия вследствие своей, 75.64kb.
  • О. П. Щепин [и др.]; под ред. О. П. Щепина. М. Национальный нии общественного здоровья,, 119.17kb.
  • Приказ 24 января 2003 г. N 4 О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи, 697.07kb.

Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, оборудованном для ведения семинаров, предпочтительно за круглым столом. Занятия проводится с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, желательно удобной формы, располагающие к полуторачасовым занятиям. Желательно, чтобы во время занятий на столах была питьевая вода. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. Список и образцы материалов прилагаются.

Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе Здоровья должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):

Обязательное оборудование Школы Здоровья:

  • Тонометр, фонендоскоп (желательно несколько комплектов)
  • Весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчетов
  • Демонстрационный материал
  • Раздаточный материал (памятка, дневники, брошюры, листовки и пр.)
  • Оверхет, проектор, доска (большой блокнот — флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки, карандаши.

Дополнительное (желательное) оборудование для Школы Здоровья:

  • Компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.)
  • Прибор для суточного мониторирования АД
  • Комплекты тонометров и фонендоскопов для самоконтроля АД в период проведения занятий в Школе Здоровья
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня холестерина
  • Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня сахара
  • Тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой
Читайте также:  Порядок возмещения работодателем вреда причиненного здоровью работника

5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.

  • Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.
  • Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.
  • Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:
  • красочной
  • демонстративной
  • запоминающейся
  • понятной
  • заинтересовывающей
  • доступной
  • Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.
  • Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).

5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:

  • факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения
  • факторы профессиональной компетентности медицинских работников
  • факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.

Эти же факторы влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной терапии. Среди этих факторов важно дифференцировать положительные влияния (факторы способствующие результативности и эффективности профилактической помощи и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.

Положительное влияние (содействие) Отрицательное влияние (препятствие)
Факторы отношений (медицинский работник – пациент)
Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия) Равнодушие
Понимание потребности пациента Уверенность медработников в том, что они «знают» в чем нуждается пациент
Опыт (большой) и возраст (старший) медработника Опыт (небольшой) и возраст (младший) медработника
Уверенность медицинского работника и умение объяснять Неспособность объяснять и убеждать
Факторы профессиональной компетентности медицинского работника
Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр.) Пренебрежение профилактической помощью (предпочтение диагностике и лечению)
Знание основ поведенческой медицины Преобладание синдромального подхода
Разумная интеграция лечения и профилактики Противопоставление лечения и профилактики
Факторы организации и качества профилактической помощи
Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости) Насильственные (требующие усилий со стороны пациента) рекомендации и назначения
Обсуждение с пациентом его проблем здоровья Директивная форма рекомендаций
Простота и доступность (по времени, цене и пр.) профилактических мер и рекомендация Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи
Наличие письменных инструкций, советов Устные советы и рекомендации
Наличие красочных печатных материалов Плохое полиграфическое качество материалов
Взаимодействие между медицинскими работниками Незаинтересованность в профилактической работе
  1. Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи)

При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка – введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.

В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.

Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.

В данном организационно-методическом письме на примере Школ Здоровья впервые предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:

  1. ориентация на первичную помощь – Школы Здоровья предлагается развивать прежде всего в первичном звене здравоохранения
  2. ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности – Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска артериальной гипертонии осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению
  3. партнерство между медицинскими работниками и пациентами в совместной профилактической направленности действий – программа Школ Здоровья ориентирована на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений «медицинский работник –пациент»
  4. оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах – программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.

В соответствии с целями организации и обучения в Школе (см. выше) оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:

  • на уровне пациента
  • на уровне врача (медицинского работника), проводящего обучение
  • на уровне учреждения здравоохранения
  • на уровне территории (регион)
Читайте также:  Как стать психологическое здоровье

Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным

  • официальной медицинской статистики,
  • экспертной оценки
  • медико-социологических опросов

6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья

Показатели объема и полноты:

(1) оцениваются в течение первого года введения новой формы профилактической помощи (Школ Здоровья)

  • количество пациентов с артериальной гипертонией, обученных в Школе (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
  • % обученных пациентов из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
  • % обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
  • % пациентов, прошедших полный цикл обучения (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

(2) оцениваются, начиная со 2-3 года

  • динамика охвата пациентов обучением из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
  • динамика охвата пациентов обучение из числа впервые выявленных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
  • динамика охвата пациентов полным курсом обучения(на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)

Критерии оценки объема и полноты.

Оценка объема и полноты оказания профилактической медицинской помощи проводится на уровне медицинского работника (участка), учреждения и территории (региона).

В настоящее время критерии оценки объемов и полноты оказания профилактической помощи пациентам с артериальной гипертонией в Школах Здоровья находятся в стадии разработки. Нет стандартов и эталонов этих показателей.

Поэтому, основываясь на современном взгляде на проблему и степень ее разработки, можно рекомендовать в качестве критерием оценки объема и полноты проводить самоконтроль: оценивать перечисленные выше показатели в динамике и формировать местные (региональные) характеристики достигаемых уровней показателей объема и полноты.

Информация о работе Школ Здоровья в учреждениях включена в отчетные формы, как указано выше. Эти данные необходимо собирать и анализировать помимо отделов медицинской статистики и в территориальных центрах медицинской профилактики, координирующих профилактическую деятельность на территории. Сравнение этих показателей в динамике, сопоставление результатов по отдельным учреждениям региона позволит иметь представление о распространении и полноте охвата населения такой формой профилактической работы как Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

6.2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.

Качество профилактической медицинской помощи пациентам с АГ – это выполнение профессиональных медицинских стандартов, национальных рекомендаций и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.

Оценка качества обучения в Школах является в настоящее время наименее разработанным, но наиболее важным аспектом оценка Школ.

Исходя из этих положений индикаторами качества профилактической помощи (Школ Здоровья) должны стать те, которые в современных условиях предлагаются в качестве индикаторов качества медицинской помощи в целом.

Индикаторы качества профилактической медицинской помощи, в том числе в Школах Здоровья – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациентам, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в Школе Здоровья являются 3 :

  1. Адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.
  2. Действенность — сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.
  3. Эффективность — величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность)
  4. Результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.
  5. Оптимальность — соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.
  6. Преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.
  7. Удовлетворенность — соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача)
  8. Законность – соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов
  9. Доступность – возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе Здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).

Процедура оценки качества должна опираться на реально оцениваемые характеристики и, чем она понятнее и яснее, тем реальнее ожидать, что оценка качества будет проводиться, станет рутинной процедурой и будет способствовать развитию данного направления оказания профилактической медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией, а в последующем и лицам с факторами риска.

Для достижения качественного обучения (адекватного, действенного, эффективного, результативного, оптимального, преемственного и непрерывного, удовлетворяющего спрос населения, законного и доступного) необходимо соблюдение ряда условий:

  • подготовка медицинских специалистов для ведения обучения в школе пациентов,
  • выполнение организационных рекомендаций, изложенных в данном документе,
  • соблюдение методов и форм обучения, предложенных в программе.

Кроме перечисленных в перечень индикаторов входят профессиональная компетентность, межличностные взаимоотношения, стабильность процесса и результата, развитие (совершенствование процесса и улучшение результатов).

по оценке организации обучения в Школе Здоровья

ИНСТРУКЦИЯ для пациентов. Просим Вас заполнить анонимно следующую анкету. Ваши ответы помогут определить насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования дальнейшего обучения.

Дайте оценку в соответствии с Вашим личным мнением или отношением, по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка).

На последние вопросы дайте, пожалуйста, развернутые ответы.

Источник

Adblock
detector