Оценка эффективности работы Школ здоровья
1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах здоровья.
Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно – за прошедший год, и, начиная со второго года, – за весь период с начала функционирования Школы:
• количество пациентов, обученных в Школе;
• % обученных пациентов от общего количества пациентов, состоящих на учете (для учреждений, имеющих прикрепленное население).
2. Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья.
Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Ниже приводится пример вопросника, позволяющего выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи.
по оценке обучения в Школе Здоровья
Дата «_____» ________________ 20 г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы,просим Вас заполнить эту анкету. Ваши ответы помогут определить, насколько полезным и интересным было для Вас посещение Школы, а Ваши советы и пожелания помогут нам улучшить качество дальнейшего обучения.
В соответствии с Вашим личным мнением дайте оценку по пятибалльной системе:
от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка), напротив каждого утверждения.
На последний вопрос дайте, пожалуйста, развернутый ответ.
№ | Утверждения | Баллы (оценка) |
1. | Организация обучения в Школе в целом |
2. | Численность группы |
3. | Время проведения занятий |
4. | Продолжительность занятий |
5. | Частота занятий |
6. | Было много новой информации |
7. | Обучение в Школе было для Вас полезным |
8. | Вы удовлетворены обучением в целом |
9. | Заниматься было интересно |
10. | Советы, полученные в Школе, выполнимы для Вас |
11. | Ваши пожелания по обучению в Школе |
Благодарим за участие! Желаем доброго здоровья!
Критерии оценки организации и качества обучения в Школе по мнению пациента:
менее 30 баллов – неудовлетворительная оценка
30–40 – удовлетворительная оценка
более 40 баллов – хорошая оценка
3. Оценка уровня знаний в Школах здоровья.
Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. Для такой оценки применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы приведенные ниже вопросники, содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертонии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по артериальной гипертонии
Дата «_____» ________________ 20 г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше |
АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия |
При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача |
Если гипертония хорошо переносится, то она не требует лечения |
Избыточная масса тела не влияет на уровень АД |
Повышению АД способствует курение |
Низкая физическая активность способствует понижению АД |
Наследственность повышает риск повышения АД |
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при гипертонии |
При гипертонии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха) |
Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 минут в день |
Для снижения риска осложнений гипертонии достаточно контролировать только уровень АД |
Утверждения 1,3,6,7,8,10,11 – правильные, 2,4,5,9,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по бронхиальной астме
Дата «_____» ________________ 20 г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Бронхиальную астму нельзя вылечить, но ее можно контролировать |
Пикфлоуметрию желательно проводить ежедневно для того, чтобы определить, насколько хорошо контролируется астма |
Пикфлоуметр необходимо использовать только при ухудшении самочувствия |
Во время приступа бронхиальной астмы необходимо сделать 2 ингаляции бронхорасширяющего препарата короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек) и при отсутствии эффекта вызвать врача |
Если астма хорошо переносится, то она не требует лечения |
Физическая нагрузка может вызвать приступ астмы |
Простуда может вызвать обострение бронхиальной астмы |
Присутствие животных в доме может ухудшать течение бронхиальной астмы |
При бронхиальной астме каждый день нужно принимать профилактическое лекарство для защиты легких и предотвращения приступов астмы |
Ежедневное использование профилактического лекарства от астмы небезопасно для здоровья |
Ингаляторы для лечения астмы эффективнее и безопаснее таблеток |
Частое (больше четырех раз) ежедневное использование бронхорасширяющего лекарства – обычное явление при бронхиальной астме и не является поводом для обращения к врачу |
Утверждения 1,2,4,6,7,8,9,11 – правильные, 3,5,10,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету 2 типа
Дата «_____» ________________ 20 г.
Уважаемый(ая) слушатель Школы,пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласен» («Да»), «не согласен» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Повышенным считается уровень сахара выше 5,5 ммоль/л |
Повышение сахара крови всегда сопровождается ухудшением самочувствия |
При резком снижении сахара крови лучше всего принять стакан сладкого напитка |
Если организму не хватает инсулина, то уровень сахара крови понижается |
Самоконтроль уровня сахара желательно проводить перед едой и через 1-2 часа после еды |
Лишний вес способствует повышению сахара крови |
Физические нагрузки способствуют снижению сахара крови |
Ежедневное употребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при сахарном диабете, так как способствует снижению сахара крови |
При сахарном диабете пища должна содержать большой объем клетчатки (растительных волокон) в основном в виде овощей |
Для улучшения здоровья при сахарном диабете необходимо ходить пешком в умеренном темпе не менее 30 минут в день |
Нормальные показатели сахара крови можно поддерживать только с помощью сахароснижающих таблеток |
Для снижения риска осложнений сахарного диабета достаточно контролировать только уровень сахара крови |
Утверждения 1,3,5,6,7,9,10 – правильные, 2,4,8,11,12 – неправильные.
по оценке знаний слушателей Школы психологической подготовки семьи к рождению ребенка
Дата «_____» ________________ 20 г.
Пожалуйста, прочтите внимательно нижеследующие утверждения и отметьте, согласны ли Вы с ними, поставив галочку в соответствующем квадрате: «согласна» («Да»), «не согласна» («Нет»), «затрудняюсь ответить» («Не знаю»).
№ | Утверждение | Ответ |
Да | Нет | Не знаю |
Нормальная беременность продолжается 9 месяцев (40 недель) и состоит из трех триместров |
Искусственные смеси, приближенные по некоторым своим свойствам к грудному молоку, могут заменить кормление грудью |
Общение матери с ребенком до его рождения помогает в установлении контакта в первые месяцы после его рождения |
Регулярные схватки являются предвестниками родов |
Процесс родов состоит из трех периодов |
Страх является одной из причин боли в родах |
Нужно ли дополнительно мыть грудь перед кормлением |
Приемы мышечного расслабления организма помогают снизить боль в родах |
Научиться управлять болезненными схватками заранее невозможно |
Кормить ребенка исключительно грудью нужно до 6 месяцев, а далее с прикормами до 2-х лет и более |
Следует прикладывать ребенка к груди строго в определенные часы |
При использовании бутылочки с соской нарушается естественный механизм сосания груди |
Утверждения 1,3,4,5,6,8,10,12 – правильные, 2,7,9,11 – неправильные.
4. Оценка эффективности работы Школы для желающих бросить курить.
Эффективность работы Школы оценивается с помощью определения доли лиц, успешно отказавшихся от курения после посещения двух занятий Школы.
Оценивается процент слушателей, которые не курят через месяц и шесть месяцев после даты отказа от курения.
Работа считается эффективной, если не менее 30% выпускников не курят через 6 месяцев после даты отказа от курения.
Приложение № 9 к приказу министра здравоохранения Свердловской области от 19.03.2012 г. № 250-п |
организационно-методические рекомендации
Источник
Geum.ru
Содержание
5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.
5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.
Положительное влияние
Оценка Школ Здоровья
6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья
Критерии оценки объема и полноты
6.2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.
Индикаторы качества
Дайте оценку в соответствии с Вашим личным мнением или отношением, по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оц
Подобный материал:
- Томские медики готовятся к декаде, приуроченной к Всемирному дню сердца, 9.58kb.
- 1. Описание новой методики обучения, 468.17kb.
- Электроимпульсная терапия в комплексном лечении больных мягкой артериальной гипертонией, 412.16kb.
- Метаболические (липидные) изменения у пациентов с артериальной гипертонией на фоне, 186.99kb.
- Лаборатория артериальной гипертензии была создана 01. 06. 1981 года на базе клинического, 74.72kb.
- Клинико-гемодинамические аспекты поражения сердца у больных артериальной гипертонией, 319.64kb.
- С артериальной гипертонией, 515.04kb.
- Риска сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности», «Гипертензия вследствие своей, 75.64kb.
- О. П. Щепин [и др.]; под ред. О. П. Щепина. М. Национальный нии общественного здоровья,, 119.17kb.
- Приказ 24 января 2003 г. N 4 О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи, 697.07kb.
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, оборудованном для ведения семинаров, предпочтительно за круглым столом. Занятия проводится с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек).
Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, желательно удобной формы, располагающие к полуторачасовым занятиям. Желательно, чтобы во время занятий на столах была питьевая вода. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам. Список и образцы материалов прилагаются.
Оборудование помещения, где проводятся занятия в Школе Здоровья должно обеспечить возможность реализации основных целей обучения, а также возможность демонстрации материала. Оборудование может быть условно разделено на обязательное и дополнительное (желательное):
Обязательное оборудование Школы Здоровья:
- Тонометр, фонендоскоп (желательно несколько комплектов)
- Весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчетов
- Демонстрационный материал
- Раздаточный материал (памятка, дневники, брошюры, листовки и пр.)
- Оверхет, проектор, доска (большой блокнот — флип-чарт), бумага, фломастеры, ручки, карандаши.
Дополнительное (желательное) оборудование для Школы Здоровья:
- Компьютер, принтер, программное обеспечение (регистрация, база данных на прошедших обучение пациентов, программы определения риска и др.)
- Прибор для суточного мониторирования АД
- Комплекты тонометров и фонендоскопов для самоконтроля АД в период проведения занятий в Школе Здоровья
- Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня холестерина
- Экспресс-анализаторы для определения в крови уровня сахара
- Тренажеры, зал для занятий лечебной и оздоровительной физкультурой
5.7. Факторы успеха обучения в Школах Здоровья.
- Деятельность Школы обязательно должна быть направлена на решение проблем, наиболее значимых для конкретного контингента (территории) в текущий период времени и обязательно должна преследовать конкретный, видимый результат за достаточно небольшой отрезок времени. Поэтому очень важно, чтобы первые шаги принесли ощутимый результат, что даст стимул для дальнейшего развития.
- Учителя (медицинские работники) Школы должны научиться работать в команде. Специалисты, не умеющие работать в команде, даже если они имеют более высокую квалификацию по сравнению со сложившейся командой единомышленников, не должны приглашаться для ведения занятий в Школе.
- Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть:
- красочной
- демонстративной
- запоминающейся
- понятной
- заинтересовывающей
- доступной
- Занятия в Школе следует проводить в интерактивной форме, избегать больших информационных блоков в структуре занятий.
- Занятия должны быть предварительно четко структурированы, хронометрированы. Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 мин.).
5.8. Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья.
Факторы, влияющие на результативность и эффективность профилактической помощи в Школах Здоровья неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Эти факторы можно разделить на несколько групп:
- факторы отношений и взаимопонимания между медицинскими работниками и пациентами, их межличностные отношения
- факторы профессиональной компетентности медицинских работников
- факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество.
Эти же факторы влияют на приверженность пациентов к сохранению и укреплению здоровья, а также к выполнению рекомендаций врача, в том числе и соблюдение режима лекарственной терапии. Среди этих факторов важно дифференцировать положительные влияния (факторы способствующие результативности и эффективности профилактической помощи и факторы, негативно влияющие на профилактическую помощь и ее качество (факторы препятствующие результативности и снижающие эффективность профилактики). Основные группы этих факторов перечислены в нижеследующей таблице.
Положительное влияние (содействие) | Отрицательное влияние (препятствие) |
Факторы отношений (медицинский работник – пациент) |
Взаимопонимание, сопереживание (эмпатия) | Равнодушие |
Понимание потребности пациента | Уверенность медработников в том, что они «знают» в чем нуждается пациент |
Опыт (большой) и возраст (старший) медработника | Опыт (небольшой) и возраст (младший) медработника |
Уверенность медицинского работника и умение объяснять | Неспособность объяснять и убеждать |
Факторы профессиональной компетентности медицинского работника |
Знание основ профилактической помощи (понятие риска, основы консультирования, технологии и пр.) | Пренебрежение профилактической помощью (предпочтение диагностике и лечению) |
Знание основ поведенческой медицины | Преобладание синдромального подхода |
Разумная интеграция лечения и профилактики | Противопоставление лечения и профилактики |
Факторы организации и качества профилактической помощи |
Ненавязчивая форма консультирования при очередных посещениях (по обращаемости) | Насильственные (требующие усилий со стороны пациента) рекомендации и назначения |
Обсуждение с пациентом его проблем здоровья | Директивная форма рекомендаций |
Простота и доступность (по времени, цене и пр.) профилактических мер и рекомендация | Сложные схемы и многоступенчатость профилактической помощи |
Наличие письменных инструкций, советов | Устные советы и рекомендации |
Наличие красочных печатных материалов | Плохое полиграфическое качество материалов |
Взаимодействие между медицинскими работниками | Незаинтересованность в профилактической работе |
- Оценка Школ Здоровья (организации, объема, полноты, качества и эффективности обучения и профилактической помощи)
При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы (оказания помощи и пр.) по комплексу параметров. Наиболее простая оценка – введение статистических форм регистрации и отчетности, которая как правило, дает характеристику количественной стороне деятельности.
В отношении профилактической работы такой оценки недостаточно. Сложности самой сути оказания населению профилактической помощи, особенно в условиях новых форм финансирования (бюджетное, страховое, частное), сочетанного финансирования очень важно формировать подходя к оценке качества оказания профилактической помощи.
Школы здоровья как одна из медицинских профилактических услуг может стать моделью к развитию нового направления в практике профилактической медицинской помощи – оценке качества медицинской профилактической помощи.
В данном организационно-методическом письме на примере Школ Здоровья впервые предлагаются новые подходы к оценке качества профилактической помощи населению, основанные на принципах реформирования здравоохранения:
- ориентация на первичную помощь – Школы Здоровья предлагается развивать прежде всего в первичном звене здравоохранения
- ориентация на потребность населения и удовлетворение этой потребности – Школы Здоровья направлены на формирование (через информирование) у пациентов и лиц с факторами риска артериальной гипертонии осознанного отношения и мотивации к сохранению здоровья (формирование осознанной потребности), умений самопомощи и повышения приверженности к лечению
- партнерство между медицинскими работниками и пациентами в совместной профилактической направленности действий – программа Школ Здоровья ориентирована на интерактивный процесс обучения, что способствует повышению медицинской активности пациентов, являющейся основой партнерских отношений «медицинский работник –пациент»
- оказание профилактической помощи населению на основе принципов медицины, основанной на доказательствах – программа обучения в Школе Здоровья содержит информацию и формы обучения, рекомендуемые руководствами и рекомендациями, вытекающими из доказательных научных программ, передового отечественного и зарубежного опыта.
В соответствии с целями организации и обучения в Школе (см. выше) оценку Школ Здоровья рекомендуется проводить на разных уровнях:
- на уровне пациента
- на уровне врача (медицинского работника), проводящего обучение
- на уровне учреждения здравоохранения
- на уровне территории (регион)
Оценка объема, полноты и качества профилактической медицинской помощи на примере Школ Здоровья оценивается по данным
- официальной медицинской статистики,
- экспертной оценки
- медико-социологических опросов
6.1. Оценка объема и полноты профилактической помощи в Школах Здоровья
Показатели объема и полноты:
(1) оцениваются в течение первого года введения новой формы профилактической помощи (Школ Здоровья)
- количество пациентов с артериальной гипертонией, обученных в Школе (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
- % обученных пациентов из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
- % обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
- % пациентов, прошедших полный цикл обучения (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
(2) оцениваются, начиная со 2-3 года
- динамика охвата пациентов обучением из числа зарегистрированных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
- динамика охвата пациентов обучение из числа впервые выявленных (на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
- динамика охвата пациентов полным курсом обучения(на территориальном, цеховом и пр. участке, в учреждении, на территории)
Критерии оценки объема и полноты.
Оценка объема и полноты оказания профилактической медицинской помощи проводится на уровне медицинского работника (участка), учреждения и территории (региона).
В настоящее время критерии оценки объемов и полноты оказания профилактической помощи пациентам с артериальной гипертонией в Школах Здоровья находятся в стадии разработки. Нет стандартов и эталонов этих показателей.
Поэтому, основываясь на современном взгляде на проблему и степень ее разработки, можно рекомендовать в качестве критерием оценки объема и полноты проводить самоконтроль: оценивать перечисленные выше показатели в динамике и формировать местные (региональные) характеристики достигаемых уровней показателей объема и полноты.
Информация о работе Школ Здоровья в учреждениях включена в отчетные формы, как указано выше. Эти данные необходимо собирать и анализировать помимо отделов медицинской статистики и в территориальных центрах медицинской профилактики, координирующих профилактическую деятельность на территории. Сравнение этих показателей в динамике, сопоставление результатов по отдельным учреждениям региона позволит иметь представление о распространении и полноте охвата населения такой формой профилактической работы как Школы Здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.
6.2. Оценка качества профилактической медицинской помощи в Школах Здоровья.
Качество профилактической медицинской помощи пациентам с АГ – это выполнение профессиональных медицинских стандартов, национальных рекомендаций и соответствие оказанной профилактической помощи индикаторам оценки качества.
Оценка качества обучения в Школах является в настоящее время наименее разработанным, но наиболее важным аспектом оценка Школ.
Исходя из этих положений индикаторами качества профилактической помощи (Школ Здоровья) должны стать те, которые в современных условиях предлагаются в качестве индикаторов качества медицинской помощи в целом.
Индикаторы качества профилактической медицинской помощи, в том числе в Школах Здоровья – это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациентам, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.
Основными индикаторами качества профилактической медицинской помощи в Школе Здоровья являются 3 :
- Адекватность – соответствие программы обучения пациентов, форм и методов обучения достижению поставленных целей.
- Действенность — сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.
- Эффективность — величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная и экономическая эффективность)
- Результативность — достижение изменений в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.
- Оптимальность — соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.
- Преемственность и непрерывность — реализация программ обучения в Школах и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.
- Удовлетворенность — соответствие программы обучения в Школе, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача)
- Законность – соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ об охране здоровья, международных актов
- Доступность – возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе Здоровья в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и пр.).
Процедура оценки качества должна опираться на реально оцениваемые характеристики и, чем она понятнее и яснее, тем реальнее ожидать, что оценка качества будет проводиться, станет рутинной процедурой и будет способствовать развитию данного направления оказания профилактической медицинской помощи пациентам с артериальной гипертонией, а в последующем и лицам с факторами риска.
Для достижения качественного обучения (адекватного, действенного, эффективного, результативного, оптимального, преемственного и непрерывного, удовлетворяющего спрос населения, законного и доступного) необходимо соблюдение ряда условий:
- подготовка медицинских специалистов для ведения обучения в школе пациентов,
- выполнение организационных рекомендаций, изложенных в данном документе,
- соблюдение методов и форм обучения, предложенных в программе.
Кроме перечисленных в перечень индикаторов входят профессиональная компетентность, межличностные взаимоотношения, стабильность процесса и результата, развитие (совершенствование процесса и улучшение результатов).
по оценке организации обучения в Школе Здоровья
ИНСТРУКЦИЯ для пациентов. Просим Вас заполнить анонимно следующую анкету. Ваши ответы помогут определить насколько полезным и интересным было для Вас обучение в Школе, получить Ваши советы и пожелания для совершенствования дальнейшего обучения.
Дайте оценку в соответствии с Вашим личным мнением или отношением, по пятибалльной системе: от 1 (низшая оценка) до 5 (высшая оценка).
На последние вопросы дайте, пожалуйста, развернутые ответы.
Источник