Критерии оценки качества образования здоровье
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
В соответствии с частью 5 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, №30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263) приказываю:
Утвердить прилагаемые показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Министр | Д.В. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2015 г.
Регистрационный № 35837
Показатели,
характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547)
№ п/п | Показатели | Единица измерения (значение показателя) |
---|---|---|
I. | Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность* | |
1.1. | Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет) (для государственных (муниципальных) организаций — информации, размещенной, в том числе на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru) | Баллы (от 0 до 10) |
1.2. | Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации | Баллы (от 0 до 10) |
1.3. | Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации | Баллы (от 0 до 10) |
1.4. | Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации) | Баллы (от 0 до 10) |
II. | Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность* | |
2.1. | Материально-техническое и информационное обеспечение организации** | Баллы (от 0 до 10) |
2.2. | Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся** | Баллы (от 0 до 10) |
2.3. | Условия для индивидуальной работы с обучающимися** | Баллы (от 0 до 10) |
2.4. | Наличие дополнительных образовательных программ** | Баллы (от 0 до 10) |
2.5. | Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях** | Баллы (от 0 до 10) |
2.6. | Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся** | Баллы (от 0 до 10) |
2.7. | Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов** | Баллы (от 0 до 10) |
III. | Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников* | |
3.1. | Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг | Проценты (от 0 до 100) |
3.2. | Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг | Проценты (от 0 до 100) |
IV. | Показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, касающиеся удовлетворенности качеством образовательной деятельности организаций* | |
4.1. | Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг | Проценты (от 0 до 100) |
4.2. | Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг | Проценты (от 0 до 100) |
4.3. | Доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг | Проценты (от 0 до 100) |
* Общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрены частью 4 статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30, ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2933, № 26, ст. 3388, № 30, ст. 4257, № 30, ст. 4263).
** Показатель применяется с учетом особенностей осуществляемой образовательной деятельности организации.
Обзор документа
В 2014 г. были внесены изменения в различные законодательные акты, предусматривающие независимую оценку качества услуг в сферах культуры, соцобслуживания, охраны здоровья и образования.
Утверждены критерии оценки образовательной деятельности.
Так, по балльной системе (от 0 до 10) оцениваются полнота и актуальность размещаемой в Интернете информации об организации, наличие данных о педагогических работниках. Анализируются материально-техническое обеспечение, условия для индивидуальной работы с обучающимися.
В процентах (от 0 до 100) определяется доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа.
Информация о результатах оценки размещается в Интернете.
Источник
Здоровьесбережение как основа системы оценки качества образования
Здоровьесбережение как основа системы оценки качества образования
МОУ гимназия № 32 в течение всех лет своей работы является центром, обеспечивающим и объединяющим интересы представителей местного сообщества. Главная стратегическая цель гимназии – обеспечение непрерывного повышения качества образования и улучшения условий пребывания учащихся, поскольку образовательная среда гимназии – это среда жизнеобеспечения и формирования подрастающего поколения, которая затрагивает сферу интересов семьи, местного сообщества, его экономического и социального благополучия.
Достижения гимназии в области образования и воспитания детей и подростков реализованы в ходе участия в федеральном и региональных проектах по внедрению инновационных программ, созданию системы оценки качества образования, информатизации образования. Опытно-экспериментальная деятельность педагогического коллектива позволила добиться значимого повышения качества образования, что отражено в результатах ЕГЭ, муниципального тестирования, результатах олимпиад, научно-практических конференций. Благодаря получению гранта по результатам регионального конкурса, педагоги гимназии получили возможность освоить новейшие педагогические технологии здоровьесбережения и психолого-педагогической поддержки учащихся.
Воспитательная система гимназии стимулирует формирование положительной социальной позиции и толерантности учащихся. Это проявляется в растущей активности гимназистов в области ученического самоуправления, сотрудничестве с местным сообществом, разноплановыми инициативами
Школьный ученический парламент, Совет родителей и Управляющий Совет гимназии, как органы общественно-государственного управления, активно участвуют в разработке программы развития гимназии, определяют приоритетные задачи по созданию благоприятных условий для качественного предоставления образовательных услуг, выявляют проблемы с учетом общественного мнения.
Активизировалась деятельность гимназии как центра развития социальной и культурной жизни микрорайона.
Создание современной целостной здоровьесберегающей образовательной среды возможно только на подлинно научной основе, с учетом разработок новейших педагогических технологий.
Освоение этих технологий педагогами гимназии осуществляется в рамках сотрудничества гимназии с негосударственным образовательным учреждением «Институт современного образования», а также благодаря тому, что гимназия является федеральной экспериментальной площадкой АПН и ПРО г. Москвы по освоению и внедрению КТО.
Здоровьесбережение как критерий оценки качества образовательных услуг
С позиции гуманизации и природосообразности образования, здоровье учащихся является определяющим критерием качества образования, поскольку высокие образовательные достижения не могут быть оправданы ценой повышенной утомляемости и перегрузок учащихся, ведущих к потере здоровья.
Модель системной комплексной работы гимназии по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей (разработана на основе рекомендаций Центра образования и здоровья МО РФ Института возрастной физиологии РАО):
I блок — здоровьесберегающая инфраструктура гимназии:
ü содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
ü оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
ü необходимое оснащение медицинского кабинета;
ü необходимое оснащение школьной столовой;
ü организация качественного питания;
ü необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинский работник, учителя физической культуры, психологи, логопед).
II блок — рациональная организация учебного процесса:
ü соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
ü использование технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся, прошедших апробацию;
ü введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
ü строгое соблюдение всех требований к использованию технических
средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
ü рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;
ü индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.
Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление.
III блок — организация физкультурно-оздоровительной работы:
ü полноценная и эффективная работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
ü организация занятия по ЛФК;
ü организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе;
ü организация динамических перемен, физ. культ-пауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
ü организация работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней
спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, повышает адаптивные возможности организма, является важнейшим средством сохранения и укрепления здоровья школьников.
IV блок — просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
ü включение в систему работы образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
ü лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
ü проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.;
ü создание Общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».
V блок — организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение компетентности педагогов и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:
ü лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и
развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно
влияющих на здоровье, и т. п.;
ü семинары и мастер-классы по современным здоровьесберегающим образовательным технологиям;
ü освоение методов психолого-педагогического сопровождения учащихся;
ü привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.).
ü организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей.
VI блок — профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья:
ü использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т. п.);
ü регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.
ü внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, находящиеся в школе.
ü регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (гимназии), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
ü создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;
ü привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Мы полагаем, что в организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности основное внимание должно быть уделено тем формам, которые являются непосредственной функцией образовательного учреждения – формирование здоровьесберегающей инфраструктуры гимназии, оптимизация и постоянный контроль за организацией учебного процесса, использование адекватных возрасту и возможностям учащихся научно обоснованных и апробированных педагогических технологий, активизация и рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы.
Согласно оценке Центра образования и здоровья МО РФ Института возрастной физиологии РАО, наиболее значимыми для оценки здоровьесберегающей направленности учебного процесса являются:
— оценка режима дня, оптимальность учебной нагрузки;
— наличие проблематики здоровья в научно — методической работе учителей и администрации;
— применение здоровьесберегающих педагогических технологий;
— организация физкультурно-оздоровительной работы и двигательной активности учащихся;
— организация здорового горячего питания;
— медицинский контроль за состоянием здоровья, профилактические мероприятия.
В гимназии ведется постоянный мониторинг оптимальности учебной нагрузки, валеологической обоснованности расписания с учетом дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. Это позволяет понизить утомление учащихся при освоении гимназической программы. Расписание в гимназии составляется на основе программного продукта «1С». При составлении расписания используются таблицы трудности предметов. Оптимизации распределения учебной нагрузки способствует такие факторы, как использование современных здоровьесберегающих технологий в преподавании предметов повышенной трудности, создание благоприятной психологической атмосферы, повышающей мотивацию учащихся, что снижает утомительное воздействие учебных занятий.
В условиях новой системы оплаты труда педагогических работников в качестве критериев оценки результатов деятельности фигурируют параметры здоровьесбережения, валеологической обоснованности урока (для учителя), компетенции организации и анализа валеологической деятельности (для администратора). Разработан специальный инструментарий для комплексной оценки здоровьесберегающего потенциала гимназии, деятельности педагогического коллектива.
Одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. В гимназии индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса, переходу на индивидуальные образовательные программы. Внедряется технология когнитивного обучения, опирающаяся на предварительную диагностику развития познавательной, интеллектуальной сферы учащихся, в соответствии с чем организуется учебный процесс. Используются технологии учебного исследования, проектов и мастерских, проблемное обучение, дидактические игры.
Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в гимназии является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников в зависимости от пола и возраста.
Большую часть времени учащиеся проводит в школе, и режим их жизни, в значительной степени, обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в стенах гимназии.
Для улучшения состояния и сохранения здоровья учащихся с начала учебного года, после медицинского осмотра уже были организованы занятия лечебной физкультурой в специальной мед. группе для детей, страдающих сколиозом.
На основе договора с ГС (К)ОУ «Школы-интерната IV вида для слабовидящих детей» разработан план проведения обучающих семинаров и группового консультирования педагогов и родителей гимназии по проблеме профилактики заболеваний органов зрения.
Важное направление профилактической оздоровительной работы – организация здорового питания школьников. В гимназии действует программа «Культура питания», с участием Управляющего совета по заявкам родителей разработана перспективная модель здорового питания МОУ гимназии № 32.
Здоровьесбережение в контексте компетентностного подхода к воспитательному и образовательному процессу
Здоровьеформирующие компетенции (связанные с навыками здорового образа жизни, культуры быта, обучения), признание здоровья наиважнейшей ценностью человека, являются важнейшим компонентом качества образования, основной характеристикой образованной личности.
Принятая в гимназии программа эколого-валеологического воспитания «Здоровье» призвана обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей чувства своей неразрывности с природой, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Главным условием реализации программы «Здоровье» является следующее: учебно-воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы в нем каждый участник совместной образовательной деятельности имел бы возможность управлять своим здоровьем.
Участие субъектов образовательного процесса в оценке качества образования
Общественно-государственное управление образованием предполагает участие всех участников образовательного процесса в оценке качества образования, а также привлечение независимых экспертов, способных дать объективную оценку.
Регулярно (один раз в полгода) Управляющий совет гимназии представляет публичный доклад о реализации программы развития гимназии по всем направлениям деятельности. Публичный доклад также размещается на сайте гимназии. Деятельность гимназии освещается в школьной газете. В течение учебного года гимназия № 32 участвовала в работе трех переговорных площадок, на которых обсуждались «горячие» вопросы жизнедеятельности образовательных учреждений. Переговорные площадки транслировались через СМИ и были открыты всему местному сообществу.
Модель системы оценки качества образования, разработанная в гимназии позволяет: сделать систему образования прозрачной и открытой для всех категорий пользователей образовательными услугами; обеспечить общественно-гражданским структурам участие в управлении образованием, возможность стать полноправным участником процесса образования, оперативно влиять на образовательные процессы, тем самым повысить качество образования, что в итоге сделает гимназию конкурентоспособной.
Социальное партнерство в проектировании здоровьесберегающей образовательной среды
Участие общественности в оценке качества образования означает социальное партнерство в проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, соответствующей требованиям заказчиков образовательных услуг: укрепление традиционных общественных институтов, сохранение здоровья ребенка, воспитание адаптированных, социально активных выпускников.
Главным условием создания реально действующей открытой развивающейся образовательной системы является постоянное поддержание обратной связи с заказчиками образовательных услуг, проведение рефлексивного анализа собственной деятельности.
Общественно-государственное управление гимназии № 32 имеет успешный опыт в социальном проектировании и привлечении местного сообщества к формированию здоровьесберегающего образовательного пространства:
— в результате совместных усилий Управляющего совета и Школьного парламента, при поддержке депутата округа № 15 Ю. Н Василюка осуществлена акция «Дорога в школу», в результате которой был отремонтирован участок дороги перед зданием гимназии;
— по инициативе активистов Школьного парламента реализуется проект «Музыкальный звонок», направленный на создание благоприятной экологической среды гимназии, снятие стресса и усталости (конкурс на лучшее эстетическое оформление гимназии);
— отремонтированы футбольное поле и спортивная площадка на территории гимназии на средства, полученные в результате участия в региональном конкурсе «Местные инициативы».
Активизация социальной позиции всех участников образовательного процесса позволяет своевременно вносить коррективы в программу развития и план работы гимназии
Источник