Определение уровня физического здоровья
Определение уровня физического здоровья можно провести методами, используемыми в практике физического воспитания. Рассмотрим два из них: интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения (АПСК) и методикуопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям, характеризующим здоровье.
Из многочисленного количества показателей и тестов, предлагаемых для оценки уровня здоровья, наиболее приемлемым для практического использования представляется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения, или интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения. ИФИ рассчитывается без проведения нагрузочных тестов, при этом позволяет дать количественную оценку уровня здоровья.
Интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения рассчитывается по формуле:
где ЧСС — пульс (уд/мин),
СД и ДД — систолическое и диастолическое давление (мм. рт. ст.),
В — возраст, полных лет,
Мm — масса тела (кг),
В норме величина ИФИ находится в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов и обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, т. е. чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение ИФИ.
По величине ИФИ производится оценка функционального состояния с выделением четырех групп (таблица 4.1).
Т а б л и ц а 4.1 — Оценка АПСК по величине ИФИ (по Р. М. Баевскому, 1979 г.)
Группа | Величина ИФИ (условные баллы) | Функциональное состояние |
Первая Удовлетворительная адаптация | Ниже 2,5 баллов | Лица с достаточными функциональными возможностями системы кровообращения. Категория здоровых людей |
Вторая Напряжение механизмов адаптации | 2,5—3 балла | Лица с функциональным напряжением механизмов регуляции кровообращения. Категория практически здоровых людей с низкой вероятностью наличия скрытых заболеваний |
Третья Неудовлетворительная адаптация | 3—3,49 балла | Лица со сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с недостаточными приспособительными реакциями организма. Категория людей, у которых имеются скрытые, недиагностированные заболевания. Нуждаются в дополнительном обследовании |
Четвёртая Срыв адаптации | 3,5 балла и выше | Лица с резким снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с явлениями срыва адаптационных механизмов организма. Категория больных людей |
Дляопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям на первом этапе необходимо определить степень своей физической подготовленности по результату 12-минутного теста К.Купера и данных таблицы 4.2.
Т а б л и ц а 4.2 — 12-минутный тест (по К. Куперу), для возрастной группы 20—29 лет
Степень физической подготовленности | Дистанция, км | |
юноши | девушки | |
Очень плохая | 1,95 | 1,55 |
Плохая | 1,95 —— 2,10 | 1,55 —— 1,80 |
Удовлетворительная | 2,10 —— 2,40 | 1,80 —— 1,90 |
Хорошая | 2,40—2,60 | 1,90 —— 2,10 |
Отличная | 2,60 —— 2,80 | 2,15—— 2,30 |
Превосходная | 2,80 | 2,30 |
На следующем этапе провидится количественная оценка своего здоровья по трем критериям, представленным в таблице 4.3.
Т а б л и ц а 4. 3 — Критерии здоровья и их оценка
Критерии | Количественная оценка здоровья в баллах |
Вес | Идеально |
Превышение более 5 ——25% | |
Превышение более 25% | |
Тест Купера | Отлично или хорошо, тренируется систематически |
Удовлетворительно, тренируется систематически | |
Неудовлетворительно | |
Работоспособность и заболеваемость | Человек активен, работоспособен (профессионально), нет нарушений сна, редко болеет, устойчив к холоду |
Работоспособность удовлетворительная, периодически болеет (средняя частота), устойчивость к холоду умеренная | |
Работоспособность плохая, часто болеет, к холоду неустойчив |
Определить степень своего здоровья можно по количеству баллов набранных в результате количественной оценки. Если в результате тестов набираются не более одного балла, человек относится к первой степени здоровья и ему рекомендуется поддерживать собственное здоровье на прежнем уровне. Если набираются не более трех баллов, определяется вторая степень здоровья с необходимой консультацией специалиста; более трех баллов — третья степень с рекомендацией углубленного медицинского обследования и получения соответствующих рекомендаций.
Существует отчётливая зависимость между приведенными критериями здоровья и продолжительностью жизни, а в частности, активной деятельности. Следует отметить, что все люди, прожившие более 90 лет, имели по указанной классификации первую степень здоровья [2007, с. 193].
Оценка физического развития и физической
Подготовленности
Физическое развитие выступает ведущим фактором, определяющим гармоничное развитие человека, поэтому при проведении самоконтроля важно владеть методами его оценки.
Оценка физического развития основывается на измерении морфологических параметров, антропометрических показателей, функциональных показателей и двигательных способностей человека. С помощью наружного осмотра можно определить тип телосложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата; форма и объем грудной клетки, свидетельствующие о здоровье органов респираторной системы; изменение формы стопы, обусловленное опущением ее сводов, т. е. степень плоскостопия.
Дополняют данные наружного осмотра антропометрические измерения: рост (длину тела), вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрия, спирометрия. По антропометрическим данным можно сделать оценку физического развития методом индексов.
Еще один способ оценки физического состояния — использование нонограмм.На рисунке 4.1 показана нонограмма определения жизненной емкости легких в зависимости от роста, возраста и пола. Соединив точки, обозначающие возраст и рост линией, получим место пересечения, которое означает должную для данного возраста жизненную емкость легких.
Р и с у н о к 4.1 — Нонограмма для определения должной жизненной емкости легких в зависимости от пола, возраста и роста (по Сорисону)
Для оценки физической подготовленности применяют тестирование — принятие контрольных нормативов. Для комплексной оценки физической подготовленности (уровня развития физических качеств) студентов в РБ применяют вариант, в котором при постоянном количестве тестов оценивают изменения по каждому из тестов, характеризующему отдельные стороны подготовленности. Как правило, эти тесты прошли испытание на валидность и могут быть рекомендованы для контроля уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Тестирование студентов основного и подготовительного отделений проводится по шести тестам программы с помощью контрольных упражнений представленных в таблице 4.4.
Т а б л и ц а 4.4 — Тесты для определения уровня ОФП
Тесты для определения уровня ОФП | Двигательные способности |
Прыжок в длину с места | Скоростно-силовые способности |
Наклон вперед из положения, сидя ноги врозь | Гибкость |
Подтягивание в висе на перекладине (юноши) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (девушки) | Силовые способности |
Челночный бег 4 х 9 м | Координационные способности |
Бег 30 м с низкого старта | Скоростные способности |
Бег 1500 м (девушки), 3000 м (юноши) | Общая выносливость |
Далее определяют уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) по каждому тесту (таблица 4.5).
Т а б л и ц а 4.5 — Оценка уровня физической подготовленности
Уровень физической подготовленности | Соответствие 10-бальной шкале |
Низкий | 0 — 2 |
Ниже среднего | 3 — 4 |
Средний | 5 — 6 |
Выше среднего | 7 — 8 |
Высокий | 9 — 10 |
Данные тестирования уровня физической подготовленности в период обучения в вузе позволяет проследить 4-летнюю динамику двигательных способностей каждого студента, и используются для индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Источник
Оценка состояния здоровья и физического развития.
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, ёмкость легких, мышечная сила рук. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и др. систем. В свою очередь от уровня физической работы зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Уровень физического развития определяют с помощью методов антропометрических исследований. Этот метод основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) даёт представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важным для оценки состояния здоровья и работоспособности. Метод антропометрического исследования включает измерения:
· Окружности грудной клетки
Для более полного и специального обследования объём исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, бедра, голени, живота и т.д. Эти измерения проводят для определения пропорций тела. Оценка результатов антропологических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.
Этот метод исследования более точен и объективен. Оценку физического развития проводят путем сравнения полученных данных со средними — стандартными величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста. В данном контексте хорошо известен метод весоростовых показателей Брокка, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Среди других известных исследователей антропометрических показателей физического развития можно назвать Кетле, Эрисмона, Брукша, Пинье. Большинство индексов составлено механически, а потому недостаточно объективны. Оценивать физическое развитие по индексам следует с большей осторожностью.
Итак, с помощью антропометрических показателей можно получить данные о физическом развитии, степени выраженности этих показателей:
· Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени и т.д.
· Физиометрические – жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая тяга
· Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры, степень жироотложение полового созревания.
3. Средства и методы физического воспитания и укрепления здоровья.
Оздоровительные силы природы, как средство физического воздействия, дополняют физические упражнения такими важными факторами, которыми сами мы не обладаем. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психологическую и волевую подготовленность к жизни, особенно в экстремальных условиях, с которыми человек может столкнуться. Психические факторы выполняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Гигиенически обоснованные режимы жизни способствуют укреплению и сохранению здоровья и поддержания физической и умственной работоспособности. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питанию, внешним условиям занятий – залог эффективности проводимых физических упражнений. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Под методикой принято принимать систему средств и методов, направленных на достижение определяемого результата в процессе физического воспитания. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как характерных для физического воспитания, так и общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания.
К специфическим средствам физического развития относят:
Метод регламентированного упражнения.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.
Методы строго регламентированного упражнения.
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность метода строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Метод строго регламентированного упражнения позволяет:
— осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);
— строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
— точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
— избирательно воспитывать физические качества;
— использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом;
— эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей – в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.
Это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Соревновательный метод позволяет:
— стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
— выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
— содействовать воспитанию волевых качеств.
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы физического воспитания: Словесные методы.
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников
Методы наглядного воздействия.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающихся выполняемых (показ упражнений преподавателем, демонстрация учебных видеофильмов, кино-грамм двигательных действий, рисунков, схем и др.).
Непосредственной целью физического воспитания является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка.
Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полезная.
| | следующая лекция ==> | |
Теорія культурних кругів. | | | Предмет этики, основные проблемы этики. Структура и функции морали. Моральные принципы. |
Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 6792 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник