Критерии и показатели здоровья
Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.
1. Понятие здоровья, виды здоровья.
2. Критерии здоровья.
Источники информации для оценки здоровья.
Понятие здоровья, виды здоровья.
Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.
Термин «здоровье» предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.
Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.
1)Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.
C функциональной точки зрения под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровьетакже определяется как:
— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.
2) Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья. Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.
Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.
3) Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ). В уставе Всемирной организации здоровья1948 г. здоровьеопределяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».
Это определение можно назвать интеграционным, то есть, учитывающим различные аспекты здоровья, как целостного феномена.
Интеграционным можно назвать и следующее определение:
— Здоровье – комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды.
Физическое, психическое и социальное благополучие человека связаны между собой.
Факторы социального благополучия позволяют индивиду поддерживать и сохранять во времени физиологические функции органов и систем организма. Социальное благополучие индивида определяется его способностью обеспечить себе оптимальные условия жизнедеятельности в обществе, а также способностью человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.
Таким образом, феномен здоровья определяется:
— Функциональными характеристиками (здоровье как процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций);
— Адаптационными характеристиками (здоровье как умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам);
— Характеристиками социального благополучия человека и благополучия окружающей среды.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.
Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.
Различают «здоровье» и «состояние здоровья».
Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.
Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.
Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций. Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.
К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Виды здоровья.
Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.
Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:
1. Физическое здоровье:
– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.
2. Психическое здоровье:
– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
3. Нравственное здоровье:
– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
4. Духовное здоровье:
–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.
5. Социальное здоровье:
– отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.
В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
6. Репродуктивное здоровье:
– отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.
Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.
Критерии и показатели здоровья
Анализ понятия «здоровье» в широкой перспективе осуществляется на основе различных критериев:
– биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;
– медицинский:физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений. В основе медицинской оценки состояния здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учётом пола, возраста и других характеристик индивида.
– экологический:отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;
– социальный:нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;
– демографический:относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;
– экономический:экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;
– психологический:гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально – волевой аспект, и речи;
– педагогический:состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально – ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;
– культурологический:состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения. Таким образом, сущность понятия «здоровье» представляется по разному, в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения.
Показатели и уровни оценки здоровья:
Структуру понятия «здоровье» можно анализировать в соответствии с рядом показателей и уровней оценки данного понятия.
Базовое представление о состоянии популяционного здоровья дает характеристика распространенности в населении болезней и смертей. То есть, здоровье определяется от обратного – через болезнь и ее последствия. Этот уровень является необходимым, но недостаточным и интерпретировать его результаты можно только в непосредственной связи отражения ими качества жизни.
Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат следующие показатели здоровья:
• нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Социальные показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
Первичные показатели здоровья населения:
— Смертность (частота, временные и пространственные распределения).
— Заболеваемость c кратковременной и длительной утратой трудоспособности.
— Оценки функционального состояния и резервов адаптированности.
Второй уровень развивает понимание здоровья, как позитивного состояния, через самооценку людьми уровня благополучия: физического, психического и социального. Вспомогательными параметрами здесь могут быть доли лиц, охваченные оздоровительными программами, доли имеющих благополучные весо-ростовые показатели, доли не обращающихся за медицинской помощью и др.
Наконец, на третьем уровне здоровье рассматривается с позиций качества жизни, для чего используются оценки способностей людей решать жизненные проблемы. Оценке подлежат такие, например, характеристики как способность решать определенные комплексы проблем, типичных для повседневной жизни, постоянно в ней присутствующих и изменяющихся.
Индекс развития человеческого потенциала(признан мировым сообществом) определяется показателями – уровень жизни, образованность, долголетие.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 13468 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Здоровый человек и его окружение Лекция 2. Концепции здоровья
учебно-методический материал
Лекция 2. Концепции здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_2_teoriya.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 2. Концепции здоровья
Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном итоге именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику ) экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью, общественным достоянием, залогом успешного развития страны.
Так, что же такое здоровье? Существуют множество концепций здоровья (основная идея, понятие).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья:
« Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
- 50% — образ жизни
- 20% — окружающая среда
- 20% — наследственные факторы
- 10% — медицина.
До недавнего времени доминировало понимание здоровья — как отсутствие болезни , т.е. здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Подобный подход был подвергнут коренному пересмотру в связи с развитием науки о здоровье — валеологии (Брехман И.И., 1990). Однако, хотя новые определения здоровья принципиально отличаются от приведённого выше, по – видимому, ни одно из них не может считаться завершённым.
Иная трактовка здоровья выдвинута В.П. Казначеевым (1974):
Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды (Баевский Р.М.), и как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно – адаптационных реакций в экстремальных условиях (Граевская Н.Д., 1979) и как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, как совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни (Царегородцев Г. И., 1983), а также как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Бундзен П.В., Дибнер Р. Д., 1994).
Предлагают также, что здоровье следует рассматривать как процесс всей жизни человека, включающий аккумуляцию и использование «ресурсов здоровья» (Covvley S., 1995); как комплексное, целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды (Тихвинский С. Б., 1999)
Традиционно выделяют следующие виды здоровья:
- Физическое здоровье – естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
- Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.
- Нравственное (социальное) здоровье – моральные принципы (нормы морали), являются основой социальной жизни человека в определённом социальном обществе.
Признаки нравственного здоровья:
— сознательное отношение к труду;
— овладение знаниями мировой и национальной культуры;
— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Выделяют также индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции).
- Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум;
- групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей;
- о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изу
чении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании).
Индивидуальное здоровье — оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам.
Групповое и общественное здоровье — определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.
Общественное здоровье — это состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами.
Общественное здоровье (по определению ВОЗ) — медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Здравоохранение — это общественная и социальная функция медицины, всего общества и государства, его политических, экономических, общественных, религиозных, медицинских и других организаций и учреждений.
В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях), так и с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача). В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье как отдельного человека, так и населения конкретного участка, района, города, страны.
В настоящее время понятие «здоровье» приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер: психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здоровья.
Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека.
Качество жизни — это «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием» [Jones Т., 1997].
Качество жизни здорового человека можно определить — как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием.
Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности.
Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:
• сохранение (повышение) социального статуса;
• сохранение семейного статуса;
• удовлетворение от увлечений и отдыха.
Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.
Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:
• физические (сила, энергия, сон, отдых);
• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);
• уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность);
• жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность);
• окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.);
• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).
На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов.
Факторы формирующие здоровье:
• биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.);
• природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);
• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);
• социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране;
• уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.
Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью.
Факторы риска здоровью — это факторы, создающие благоприятный фон для развития заболевания, способствующие возникновению и развитию болезни, но не являющиеся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора.
Факторы риска по своей природе могут быть:
- Первичными — действующими изначально и способствующими нарушению здоровья;
- вторичными — служащими провоцирующими для развития заболеваний;
Выделяют большие, или главные, факторы риска.
К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:
К числу вторичных больших факторов риска относят:
• иммунодефицит и др.
Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска , т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.
Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %.
Образ жизни — это исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом.
Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей:
• характер активности (интеллектуальная и физическая активность);
• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);
• виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).
Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, называют здоровым образом жизни .
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.
Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.
Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.
К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:
• морально-психологический климат на работе;
• физическое и психологическое состояние;
• морально-психологическая обстановка в семье.
Среди факторов образа жизни детского населения выделяют:
• акушерско-гинекологический анамнез матери;
• возраст матери при рождении ребенка;
• характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное);
• психоэмоциональное состояние ребенка;
• социальную активность ребенка;
• физическую активность ребенка;
От образа жизни следует отличать условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.
Уровень здоровья определяют по нескольким критериям.
- Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
- Уровень функционального состояния основных систем организма;
- Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
- Уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
- Степень гармоничности физического развития.
Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:
• к 1-й группе относятся здоровые лица;
• ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;
• к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;
• к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации.
Помимо сложной социально-экономической ситуации, на уровень здоровья и его показатели существенное влияние оказывают и субъективные факторы:
• несформированное у значительной части населения страны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;
• отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни;
• нежелание нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• сохраняющийся высоким уровень алкоголизации общества, увеличивающееся количество людей, подверженных табакокурению и употреблению наркотиков.
Такое негативное отношение к собственному здоровью характерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников 8—17 лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.
В старших возрастных группах отношение к своему здоровью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, по данным ряда авторов, до 80 % пенсионеров нерационально по отношению к своему здоровью тратят освободившееся от работы время, сохраняя вредные привычки, часто пренебрегая советами медицинских работников, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья.
Литература для подготовки лекции:
1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.
2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.
3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».
Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».
Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия .
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно.
Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо.
Лекция 15. Здоровье семьиПонятие семьи­.
Источник