Какие критерии психического здоровья личности являются главными: основные психологические понятия
Каждый из нас стремится быть здоровым. И речь идет не только о физическом здоровье.
Наличие каких-то отклонений в развитии психики человека тоже является болезнью, которую необходимо обследовать и лечить.
Но как определить, что человек психически не здоров?
Именно о таких критериях определения мы расскажем далее в статье.
Что такое физическое и психологическое благополучие человека?
В целом, под здоровьем принято понимать такое состояние человеческого организма, когда все его органы и системы нормально функционируют. Это создает его общее физическое и психическое благополучие. Когда индивид здоров, он может жить нормальной жизнью и беспрепятственно действовать (учиться, работать, развиваться и т.п.).
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что здоровье в совокупности – это одновременное нормальное функционирование:
Что значит психическое здоровье личности?
Определение его не ограничивается лишь отсутствием каких-то патологий в теле человека.
Психическое здоровье – это такое состояние психики индивида, при котором он ощущает свое психологическое и социальное благополучие, может самостоятельно бороться со стрессами и реализует свои цели.
Человек со здоровой психикой является полноценным членом общества, который способен трудиться, наряду со всеми остальными, и добиваться поставленных целей.
Он может это все делать в силу того, что:
- адекватно реагирует на происходящие с ним жизненные события, на свою реальность в целом;
- способен к запоминанию, использованию внимания и мыслительному процессу.
Специалисты в области изучения психического состояния людей анализируют и формируют заболевания, которые уже официально утверждены на сегодняшний день. Тем не менее, категория здоровья нефизического не всегда является однозначной.
Тем не менее, существуют единые критерии психического здоровья, о которых будет подробно рассказано далее в статье.
Основные критерии
ВОЗ официально утвердила следующие критерии психического здоровья.
- Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
Другими словами человек должен понимать, что ему принадлежит его тело, и он может им управлять. То есть тело подчиняется разуму, но никак не наоборот.
Если же у человека наблюдается разделение разума и тела, либо, что еще более опасно для общества, тело не управляется его мыслями, это означает, что он психически не здоров.
Постоянство и идентичность переживаний в аналогичных друг другу ситуациях. Как правило, мы одинаково реагируем на похожие жизненные ситуации.
И наша реакция вполне логична. Например, на вежливость мы отвечаем тем же, а на грубость стараемся, либо успокоить собеседника, либо тоже грубим в ответ, отстаивая свою позицию.
А не наоборот: грубим в ответ на вежливость и любезничаем с грубиянами. В противном случае реакция будет считаться не адекватной происходящей ситуации, а это уже может указывать на некоторые психические отклонения.
Критичность по отношению к себе и своей психической деятельности, а также ее результатам. Говоря по-другому, это способность к самоанализу.
Когда человек совершает какое-либо, даже самое простое действие, он уверен в том результате, который он получит. Например, все мы знаем, что если солнце восходит, значит – это утро, а если заходит – вечер.
Мы ни на долю секунды не сомневаемся в этом общеизвестном факте, когда наблюдаем эти явления. Тем не менее, если человек, увидев рассвет, сомневается, какое время суток в данный момент (при этом нет какие-либо объективных причин, по которым он «потерялся во времени»), значит, в его психике имеются какие-то проблемы.
Способность к рефлексии таким индивидом, возможно, утрачена.
Соответствие реакций психики силе и частоте воздействия среды и социума на человека. Это когда индивид реагирует на жизненные обстоятельства по-иному, нежели социум, в котором он живет.
От такого несоответствия возможно развитие психических расстройств.
К примеру, в разговоре двух собеседников наблюдается такая картина, когда один из них спокойно возражает на какие-то замечания, а второй агрессивно набрасывается на него, крича и размахивая кулаками.
Способность самостоятельно управлять своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам.
Данный критерий по смыслу связан с предыдущим, потому что, если социальной нормой будет оскорбление друг друга и отсутствие уважения, тогда воспитанный гражданин будет считаться ненормальным, и он будет верить в это.
Но пока в нашем обществе такие нормы и правила имеют вполне адекватный вид и основная масса людей ведет себя согласно им, к психически нездоровым членам социума будут относиться как раз те, кто всяческим ими пренебрегает.
Невзирая на то, что это совершенно другие люди, не имеющие ничего общего с его матерью.
Таким образом, определяющее значение при формировании психики человека играют:
- доминирующие негативные черты собственного характера, которые были заложены в человека при рождении еще на генетическом уровне (от родителей);
- дефекты в нравственной сфере, проявившиеся во время взросления;
- неверный выбор ценностей в жизни, которые могли бы служить верным ориентиром в настоящем и будущем.
Полезное видео
Смотрите видео по теме:
Источник
Критерии психического здоровья. Психическая норма
2. Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:
– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.
– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.
– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.
– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.
Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).
Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.
Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.
С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.
Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:
– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;
– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).
Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.
3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности
Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.
Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.
Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).
Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.
Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?
Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.
Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.
Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.
Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988
2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964
3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999
4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981
5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998
6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987
Источник
Понятие нормы психического здоровья. Основные подходы к дихотомии «норма — патология».
Содержание понятия «психическое здоровье», психическое и личностное развитие, как условие психического здоровья (ПЗ).
Психическое здоровье (ВОЗ) – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Критерии ПЗ: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности.
Подходы. Традиционная медицинская модель рассматривает ПЗкак меру вероятности развития психической болезни (здоровье как отсутствие болезни) — здоровье с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы. ПЗ не сводимо к состоянию душевного благополучия — субъективная самооценка. «Норма» не может быть полноценным критерием ПЗ уже потому, что это следствие культуры и традиций определенного общества, исторического периода.
Психология: 60-е годы XX века — «позитивное психическое здоровье» — анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации, полноценного человеческого функционирования, стремления к смыслу.
Условия ПЗ:нормальное психическое и личностное развитие.
Психическое развитие — закономерный процесс развития ВПФ (социализация), результатом которого является нормальная адаптация к социуму.
Личностное развитие — процесс развития индивидуальности (индивидуализация), результатом которой является адекватная адаптация к своему Я. Эти два процесса – социализация и индивидуализация – начинаются с рождения и, в норме, уравновешивают друг друга в силу разного вектора их направленности. Преимущественное развитие одного из них ведет к ослаблению другого. Крайними вариантами такого развития могут быть, например, конформизм и негативизм.
Вопрос о критериях нормы психического развития рассмотрен достаточно полно как в отечественной, так и зарубежной психологии. Гораздо больше трудностей возникает при определении критериев нормы личностного развития, так как само понятие «личность» предполагает свойства индивидуальности. В качестве такой единицы может быть рассмотрен феномен самоидентичности — процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего, то есть, переживание тождественности самому себе, своему Я.
2. Критерии психического здоровья. Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь):
2 уровня проявления ПЗ: внешний (врач, психолог); внутренний (позиции исслед-я и исслед-го, объект. и субъект.).
Внешний уровень — отсутствиее проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет картину болезни.
Внутренний уровень — комплекс переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину болезни (ВКБ).
Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц — критерии ПЗ: внешние критерии – адаптация, социализ-я, внутр. – индивидуализация. Критерий оценки ПЗ – адаптация — процесс и результат приспособления системы к условиям внеш. и внутр. среды. К.К. Платонов — 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация — то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией)
ВОЗ — критерии ПЗ:чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; постоянство переживаний в однотипных ситуациях;критичность к себе и своей психической продукции;соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий; способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами; способность планировать жизнедеятельность и реализовывать планы; способность изменять способ поведения в зависимости от смены обстоятельств.
Уровни ПЗ:1)психофизиологическое (состояние и функционирование ЦНС); 2)индивидуально — психологическое (состояние и функционирование психической деятельности);3) личностное здоровье (соотношение потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).
Каждый уровень имеет свои критерии нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях.Нарушения психофизиологического уровня здоровья — в форме нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня — появление психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня — изменения направленности личности (алкоголизм, наркомания, маньяки).
Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь): Многоуровневость психического. Выделил личностно-смысловой, индивидуально-психологический, психофизиологический). Высшим уровнем в структуре психического здоровья является уровень личностно-смыслового здоровья, который регулирует подчинённые уровни – индивидуально-психологический и психофизиологический. Каждый из выделенных уровней имеет различные проявления, механизмы адаптации и регуляции личностью ее отношений с миром: психическое здоровье-нездоровье на каждом из уровней.
ПЗ — не отсутствие симптомов заболевания, конфликтов, проблем и т. д., а зрелость, активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.
Понятие нормы психического здоровья. Основные подходы к дихотомии «норма — патология».
Нет единого мнения о норме ПЗ. 3 группы концепций:
1) Панпсихиатрическая: все психически ненормальны, страдают психопатологическими состояниями (каждый – отклонение от нормы). Док-во: отчужденность от себя, от других, от мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения.
2) Антипсихиатрическая:отрицает правомерность вопроса о психической норме и патологии. Все психически нормальны, патологии не существует. Негативные отношения между людьми нормальны, такова природа людей. Психиатрия — лженаука, средство подавления нестандартных личностей. Психически больные люди – жертвы патогенного общества – сумасшедший — кто не согласен с предписаниями религии, государства.
3) Клиническая:разделяет психическую норму и патологию. Здоровье и болезнь — полярности, между ними — ряд клинических форм разной степени патологии. Норма и патология есть дихотомия (два противоположных полюса).
Понятие ПЗ через идею нормы формируется социальным окружением, общественным устоем.
В любом состоянии здоровья можно обнаружить элементы нездоровья и наоборот.
Э. Крепелин: норма как разбавленная патология. З. Фрейд: «психопатология обыденной жизни».
Г.С. Абрамова: уже нет деления на явно психически больных и психически здоровых.
Ю.А. Александровский — пограничные психические расстройства как не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений.
Выделил 5 групп здоровья.
I— здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений.
II— дети, без хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост; отставание по уровню биологического развития); дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела.
III— дети, с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций.
IV— дети, с хроническими заболеваниями в активной стадии и в стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения и труда ребенка.
V— дети, с тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями и непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженными изменениями компенсации нарушенных функций или значительным ограничением возможностей обучения и труда.
Оценку состояния здоровья детей осуществляет врач-педиатр.
Клинический метод исследования. Методики клинической диагностики. Требования к ним
Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования.Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин.
Методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы:1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально (пато-)-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия.
Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуры проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента. Одной из основных целей клинического интервьюирования является оценка индивидуально-психологических особенностей клиента или пациента, ранжировка выявляемых особенностей по качеству, силе и тяжести, отнесение их к психологическим феноменам или к психопатологическим симптомам. Функциями интервью в клинической психологии являются: диагностическая и терапевтическая. Принципами клинического интервью являются: однозначность, точность и доступность формулировок-вопросов; адекватность, последовательность (алгоритмизованность); гибкость, беспристрастность опроса; проверяемость получаемой информации.
Параклинические методы — обширный набор способов оценки деятельности головного мозга. Каждый из них представляет инструментарий какой-либо области науки. Вследствие этого освоение всех параклинических методов и способов диагностики не входит в компетенцию клинических психологов. Но умение подобрать необходимые при конкретной клинически выявленной патологии параклинические методы, обосновать необходимость их использования, верно трактовать полученные с их помощью результаты считается неотъемлемой составляющей деятельности клинического психолога Основными задачами патопсихологических методов в клинической психологии является обнаружение изменений функционирования отдельных психических функций и выявление патопсихологических синдромов. Патопсихологическая диагностика использует батарею экспериментально-психологических методик-тестов, с помощью которых возможна оценка функционирования как отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований — типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.
Выбор конкретных методов и способов патопсихологической диагностики в клинической психологии базируется на выявлении кардинальных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности.
Сфера психической деятельности, где нарушения | Патопсихологическая методика |
Расстройства внимания | таблицы Шульте корректурная проба счет по Крепелину методика Мюнстерберга |
Расстройства памяти | тест десяти слов пиктограмма |
Расстройства восприятия | сенсорная возбудимость пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана |
Расстройства мышления | тесты на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение ассоциативный эксперимент проблема Эверье, пиктограмма тест дискриминации свойств понятий |
Расстройства эмоций | тест Спилбергера метод цветовых выборов Люшера |
Расстройства интеллекта | тест Равена тест Векслера |
Одной из важных методологических проблем клинической психологии яаляется проблема оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействий. Для этих целей БД.Карвасарским была предложена клиническая шкала, в которую предлагалось включить 4 критерия: 1) степени симптоматического улучшения; 2) степени осознания психологических механизмов болезни; 3) степени изменения нарушенных отношений личности и 4) степени улучшения социального функционирования.
Наряду с клинической шкалой, для оценки эффективности пси-хокоррекционных и психотерапевтических воздействий в клинической психологии используются показатели динамики психического состояния пациентов по данным различных психологических тестов. Чаше других для этих целей используются MMPI, метод цветовых выборов Люшера.
Шизофрения: типы течения
Болезнь чаще начинается 15-25 лет, ее начало может быть острым или постепенным. Манифистации болезни предшествует продром (предвестник болезни) в виде тревожной растерянности, необоснованных страхов или депрессий.
При диагностике шизофрении важно определить форму течения.
1)шизофрения с непрерывным течением – внутри типа можно выделить так же отдельные формы течения, определяемые степенью злокачественности процесса: параноидная и вялотекущая.
2)вялотекущая— особенности: типичные изменения выступают уже явно более медленно и не столь выраженно, продуктивные болезненные проявления проявляются, в заторможенном виде. В ряд расстройств уже входят навязчивости, истерические расстройства, некоторые случаи паранойяльных расстройств.
3)Переодическая (рекурентная) шизофрения —в виде приступов смой разнообразной продолжительности (от нескольких недель до нескольких лет). Число приступов у больных в течение их жизни различно от 1-2 до 10 и более. У некоторых больных каждый приступ провоцируется экзогенным моментом. Ремиссии отличаются высоким качеством. Отсутствие изменений личности больного после первых приступов позволяет говорить об интерремиссиях. После повторных приступов у больных возникает изменение личности: астерическими, гиперстеническими с повышением работоспособности, но с понижением творческой эффективности и легким обеднений эмоциональных проявлений. Обычно изменения после 3-4 приступа. Затем активность процесса снижается: приступы становятся все реже, изменение личности как бы застывает на одном уровне. Одной из важных особенностью больных-у них всегда есть критическое отношение к перенесенному психотическому состоянию, четко разграничивают состояние здоровья и болезни.
4)Приступообразная шизофрения.
Форма характеризуется обостряющимися приступами на фоне непрерывного протекающего заболевания являющегося продуктивной и нарастающей негативной симптоматики. Приступы при этой форме шизофрении разнообразны. Характеризуются крайним полиморфизмом и неодинаковой продолжительностью. Они протекают менее остро, чем приступы рекуррентной шизофрении. В структуре большой удельный вес имеют параноидные и галлюцинаторные проявления. Иногда продуктивная симптоматика при приступообразной прогриедиентной шизофрении отмечается не только в приступе, но и в межприступный период. Возраст начала приступообразно прогредиентой шизофрении различен.
Течение и формы эпилепсии
Течение и исход эпилепсии весьма разнообразны. В части случаев болезненный процесс становится прогредиентным, а иногда заканчивается слабоумием. Однако существуют и относительно благоприятные варианты с длительными ремиссиями, а иногда с практическим выздоровлением. В зависимости от темпа нарастания пароксизмальной активности и углубления психических изменений выделяли медленно и остро текущие формы. медленный, подострый, комбинированный и ремиттирующий типы течения; непрерывно-прогредиентный, ремиттирующий и стабильный тип течения
Тяжесть эпилептической болезни определяется взаимодействием 3 групп факторов: 1) локализацией и активностью эпилептического очага; 2) состоянием защитных и компенсаторных свойств организма, его индивидуальной и возрастной реактивностью; 3) влиянием внешнесредовых факторов. Течение болезни во многом определяется и временем ее начала, регулярностью и адекватностью антиэпилептического лечения и мер реабилитации.
Большое значение для формирования клинической картины и течения болезни имеет локализация эпилептического очага. В соответствии с этим выделяются некоторые клинические формы эпилепсии — височная = «психомоторная эпилепсия» (выраженная аура,безсудорожные пароксизмы с сумеречн. состояниями), диэнцефальная (вегетативная) и др.
Некоторые помимо височной и диэнцефальной, выделяют особые формы эпилепсии, к которым относят рефлекторную эпилепсию, олигоэпилепсию, латентную эпилепсию и псевдоэпилепсию. Помимо форм эпилепсии, приводимых в этой главе, существуют кожевниковская эпилепсия, миоклонус-эпилепсия, хореическая падучая эпилепсия, описанная Бехтеревым, которые по существу не имеют отношения к эпилепсии и представляют собой проявления органических поражений мозга.
Рефлекторная эпилепсия — сравнительно редкая разновидность заболевания, при которой эпилептические припадки или различные виды бессудорожных пароксизмов возникают при раздражении зрительных, слуховых, обонятельных анализаторов, интерорецепторов внутренних органов (плевра, желудочно-кишечный тракт), а также периферических нервов конечностей и туловища.
Олигоэпилепсия — болезнь с редкими приступами, наблюдаемыми в отдельные периоды жизни и проходящими без специальной терапии.
При латентной (так называемой биоэлектрической) эпилепсии имеется определенный очаг в мозге, регистрируемый электроэнцефалографически, но отсутствуют пароксизмы.
Псевдоэпилепсия понимается как неправильный диагноз на основе ошибочной трактовки клинических данных или электроэнцефалографических находок, например: синкопальных цереброваскулярных, тетанических, психогенных приступов, а в детском возрасте — респираторных судорог.
Поздняя эпилепсия — это благоприятно текущий вариант болезни с нерезко выраженной прогредиентностью, возникающий у лиц старше 30 лет. Многие исследователи связывают возникновение эпилепсии в среднем или позднем возрасте с травмами, сосудистой патологией и особенно с артериальной гипертензией, дегенеративной атрофией головного мозга.
Скрытая (психическая) эпилепсия давно привлекает к себе внимание психиатров. Термин «скрытая эпилепсия» В. Morel (1860) предложил для обозначения случаев эпилепсии в виде остро начинающихся и заканчивающихся кратковременных приступов психического расстройства с помрачением сознания, резким двигательным возбуждением с разрушительными тенденциями, а также яркими устрашающими галлюцинациями и бредом.
Данные многих авторов свидетельствуют о том, что течение эпилепсии на разных этапах может видоизменяться. Систематическое адекватное лечение может приостановить болезненный процесс с полным или частичным восстановлением социальной адаптации больного (терапевтическая ремиссия).
Стадии заболевания
Дисморфоманический — преобладают мысли о собственной неполноценности, в связи с мнимой полнотой. Подавленное настроение, тревога, длительное рассматривание себя в зеркале. Первые попытки ограничивать себя в еде, поиск идеальной диеты.
Аноректический — возникает на фоне стойкого голодания. Достигается снижение веса 20—30 %, что сопровождается эйфорией и ужесточением диеты, «чтобы похудеть ещё больше». При этом больной активно убеждает себя и окружающих в отсутствии у него аппетита и изнуряет себя большими физическими нагрузками.
Кахектический — период необратимой дистрофии внутренних органов. Наступает через 1,5—2 года. В этот период снижение веса достигает 50 и более процентов своей массы. Данный этап, как правило, необратим.
Признаки для диагноза:
а) вес тела сохраняется на уровне как минимум на 15 % ниже ожидаемого;
б) потеря веса вызывается самим пациентом за счёт избегания пищи, которая «полнит», и одного или более приемов из числа следующих: вызывание у себя рвоты, прием слабительных средств, чрезмерные гимнастические упражнения, использование средств, подавляющих аппетит и/или диуретиков;
в) страх перед ожирением сохраняется в качестве навязчивой и/или сверхценной идеи и больной считает допустимым для себя лишь низкий вес;
г) общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус-гипофиз-половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции;
д) при начале в препубертатном возрасте задерживается взросление (пр. прекращается рост, у девочек не развиваются грудные железы).
Поведенческая психотерапия приводит к увеличению массы тела. Когнитивная психотерапия направлена на исправление искаженных когнитивных образований в виде восприятия себя толстым, определения собственной ценности исключительно в зависимости от образа собственного тела.
Семейная психотерапия особенно эффективна у людей младше 18 лет. Направлена на коррекцию нарушения отношения в семье, приводящую к развитию заболевания у ребёнка.
Интернет зависимость.
Интерне́т-зави́симость — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета (не психическое расстройство по медицинским критериям).
но: Зависимость (наркотическая) в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам.
Интернет-зависимость — нехимическая зависимость — навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы в России, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. В 2009 году в США появилась первая лечебница, занимающаяся исцелением «интернет-зависимости».
Основные 6 типов интернет-зависимости таковы:
Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, избыточность знакомых и друзей в Сети. Игровая зависимость.
Навязчивая финансовая потребность (покупки в Нете). Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет. Киберсексуальная зависимость.
Интернет-зависимость и проблемы в семье (подростки).
Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости (ЗОЖ, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения).
Возникновение Интернет-аддикции не подчиняется закономерностям формирования зависимостей, выведенным на основании наблюдений за курильщиками, наркоманами, алкоголиками или патологическими игроками: если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается.
Выводы:
1. Зависимость от Интернета, или Интернет-аддикция — реально существующий феномен. Для того, чтобы считать его заболеванием, в настоящее время недостаточно клинических данных.
2. Если Интернет-аддикция будет впоследствии признана заболеванием, то число страдающих от него будет существенно меньше, чем это представляется сейчас. Расширение симптоматики удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям этого феномена.
3. Ряд эффектов, считающихся проявлениями феномена зависимости от Интернета, предположительно могут получить альтернативное объяснение — например, в рамках психологической концепции «потока».
4. За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения.
5. Феномен Интернет-аддикции постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета и заслуживает досконального изучения.
Зависимость от наркотиков
Мотивация употребления наркотиков:
1.Атарактическая – устранение эмоционального дискомфорта.
2.Гедонестическая – повышение настроения.
3.Мотивация с гиперактивацией поведения — погоня за активностью, быстротой.
4.Субмиссивная – «как все», конформизм.
5.Псевдокультурная – причастность к «традиции, культуре».
Стадии течения наркомании:
1 — формируется психическая зависимость от наркотика.
2 – формируется физическая зависимость (абстинентный синдром – «ломка»).
3 – редко, из-за частой летальности 2 стадии. Нетрудоспособность из-за крайнего истощения.
Интерес сужен до «добычи» наркотика.
Наркома́ния— хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Характерно фазное течение с наличием нескольких поэтапно формирующихся синдромов:синдром изменённой реактивности, синдром психической зависимости, синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром, синдром последствий хронической наркотизации.
Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга.
Основные группы наркотических веществ:Опиаты, Стимуляторы, Депрессанты, Марихуана, Психоделики, Диссоциативы, Антихолинолитики, Летучие растворители.
Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).
Развитие наркомании: На первой стадии возникает психическая зависимость. Она развивается уже после первого употребления. Спустя 1-2 месяца зависимость переходит в физическую (вторая стадия). После 6 месяцев регулярного употребления наркотиков наступает третья стадия, такие люди уже опасны для общества. Они не контролируют свои действия и действуют исключительно с целью добычи наркотического вещества.
Психотерапия посттравмы.
Одним из важных видов лечения ПТСР является психотерапия. Она направлена на коррекцию болезненных форм поведения, избавление от навязчивостей, обучение человека методикам расслабления и восстановление нормальных психических процессов. Используя другие методики такого рода, врач совместно с пациентом исследуют окружение больного с тем, чтобы определить, что может обострить симптомы ПТСР и работать над тем, чтобы снизить чувствительность к этим факторам или обучить больного навыкам владения собой. Используется психиатрами и другие психотерапевтические методики. Целью является разрешение сознательных и бессознательных конфликтов, которые были созданы в результате пережитой травмы. Кроме того человек работает над развитием чувства собственного достоинства и самоконтроля, личной ответственности.
Врачи могут рекомендовать и семейную психотерапию, во время которой врач по необходимости вносит изменения во внутрисемейные отношения.
29. Судебно-психологическая экспертиза.
(СПЭ) —это система психологических исследований личности и деятельности подследственного, осужденного, свидетеля и потерпевшего для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых. Судебно-психологическая экспертиза осуществляется специалистами-психологами
Основания для назначения СПЭ:
1. Обстоятельства, связанные с устойчивыми особенностями личности подследственного, потерпевшего или свидетеля. К ним относятся отклонения в умственном развитии, не связанные с душевными заболеваниями (олигофрения), и аномалии характера.
2. Обстоятельства, связанные с возрастными психологическими особенностями (старики и дети).
3. Обстоятельства, связанные с психическими состояниями лица во время совершения преступления. (Возможность появления аффекта, эмоционального всплеска и т.д.).
4. Обстоятельства, связанные с необычным поведением лица в период проведения следственного действия (явка с повинной — отказ; доверчивость — агрессия).
5. Обстоятельства, связанные с взаимодействием «человек — машина».
6. Обстоятельства, способствующие или предрасполагавшие к совершению самоубийства.
Виды судебно-психологической экспертизы: Установление индивидуально-психологических особенностей личности. Экспертиза эмоциональных состояний. Экспертиза несовершеннолетних. СПЭ способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. СПЭ самоубийства. СПЭ по делам об изнасиловании. СПЭ психологических причин аварий, катастроф, ДТП, и т.д.
Типы отношений к болезни.
Содержание понятия «психическое здоровье», психическое и личностное развитие, как условие психического здоровья (ПЗ).
Психическое здоровье (ВОЗ) – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Критерии ПЗ: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности.
Подходы. Традиционная медицинская модель рассматривает ПЗкак меру вероятности развития психической болезни (здоровье как отсутствие болезни) — здоровье с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы. ПЗ не сводимо к состоянию душевного благополучия — субъективная самооценка. «Норма» не может быть полноценным критерием ПЗ уже потому, что это следствие культуры и традиций определенного общества, исторического периода.
Психология: 60-е годы XX века — «позитивное психическое здоровье» — анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации, полноценного человеческого функционирования, стремления к смыслу.
Условия ПЗ:нормальное психическое и личностное развитие.
Психическое развитие — закономерный процесс развития ВПФ (социализация), результатом которого является нормальная адаптация к социуму.
Личностное развитие — процесс развития индивидуальности (индивидуализация), результатом которой является адекватная адаптация к своему Я. Эти два процесса – социализация и индивидуализация – начинаются с рождения и, в норме, уравновешивают друг друга в силу разного вектора их направленности. Преимущественное развитие одного из них ведет к ослаблению другого. Крайними вариантами такого развития могут быть, например, конформизм и негативизм.
Вопрос о критериях нормы психического развития рассмотрен достаточно полно как в отечественной, так и зарубежной психологии. Гораздо больше трудностей возникает при определении критериев нормы личностного развития, так как само понятие «личность» предполагает свойства индивидуальности. В качестве такой единицы может быть рассмотрен феномен самоидентичности — процесс переживания человеком своего Я как ему принадлежащего, то есть, переживание тождественности самому себе, своему Я.
2. Критерии психического здоровья. Гипотеза об уровнях психического здоровья (Братусь):
2 уровня проявления ПЗ: внешний (врач, психолог); внутренний (позиции исслед-я и исслед-го, объект. и субъект.).
Внешний уровень — отсутствиее проявлений заболевания – симптомов, синдромов, что составляет картину болезни.
Внутренний уровень — комплекс переживаний человека, составляющих его внутреннюю картину болезни (ВКБ).
Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц — критерии ПЗ: внешние критерии – адаптация, социализ-я, внутр. – индивидуализация. Критерий оценки ПЗ – адаптация — процесс и результат приспособления системы к условиям внеш. и внутр. среды. К.К. Платонов — 3 типа адаптации – физиологическую, психологическую, социально-психологическую. И.П. Павлов: каждое заболевание как нарушение взаимодействия между организмом и средой. Ж. Пиаже: адаптация — то, что обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды (между ассимиляцией и аккомодацией)
Источник