Реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой.
Занятие.
Организация здоровьесберегающей среды
Понятие «здоровьесберегающая среда».Критерии безопасной здоровьесберегающей среды.Реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой. Здоровьесберегающие мероприятия в производственной сфере, осуществляемые для профилактики профессиональных заболеваний. Здоровьесберегающие мероприятия в социальной сфере, осуществляемые для сохранения и укрепления здоровья.Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием на закрепленном участке, питанием и двигательной активностью в организованных коллективах (образовательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания, на промышленных предприятиях).Воспитание культа здоровья населения и формирование потребности в закаливании организма с использованием природных факторов (солнца, воздуха и воды).
Понятие «здоровьесберегающая среда».
— это окружающая и социальнаясреда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.
Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Средав широком смысле охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и др. группы.
Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества,окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду.
Критерии безопасной здоровьесберегающей среды.
Благополучие человека, которое является основной целью при формировании здоровьесберегающей среды, слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов.
Реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой.
Реализация внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой является одним из основных принципов КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденной ПриказомМЗ РФ от 21.03.2003 г. №113″Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в российской федерации».
Реализация стратегии охраны здоровья здорового человека может быть достигнута путем:
— создания здоровой и безопасной экологической среды дома и на работе;
— обеспечения здорового образа жизни;
— уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами;
— создания методологии формирования установки населения на здоровье как высшую ценность;
— разработки и внедрения системы самооценки уровня здоровья и самооздоровления человека;
— определение и использование психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям которые предъявляют условия и характер труда;
— формирования сети Центров здоровья, кабинетов оздоровления;
— совершенствования информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции;
— внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, санитарно — гигиенического воспитания населения;
— создания условий для духовно — нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно — технического и творческого потенциала;
— формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации;
— проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг — диагностики для определения уровня здоровья в учебных заведениях, на производстве, турбазах, пансионатах, домах отдыха, санаториях, в местах массового отдыха населения;
— разработки учебно — образовательных программ о здоровье для телевидения;
— создания аудио — визуальных образов — матриц аудио- и видеоклипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека;
— формирования всеми доступными средствами рекламы и пропаганды мотивации на идеал здорового человека;
— разработки образовательного стандарта и подготовки медицинского персонала по охране здоровья здоровых, а также разработка учебно — методических пособий для общеобразовательных учебных заведений по укреплению здоровья;
— разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно — оздоровительных программах на предприятиях, в коммерческих структурах;
— взаимодействия со структурами медицинского и социального страхования;
— обеспечения качества и безопасности продуктов, улучшения структуры питания;
— формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организации здорового досуга и оздоровительных клубов по 10 интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма;
— формирования средств и методов развития духовного здоровья;
— создания паспорта здоровья человека, включающего риск развития наиболее часто встречающихся заболеваний;
— проведения мониторинга здоровья для создания банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья;
— разработки и обоснования корригирующих технологий омоложения и активного долголетия;
— разработки и внедрения методологии оценки экологической нагрузки на человека дома и на работе;
— внедрения развлекательно — оздоровительных технологий в сфере детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 591.
Источник
Здоровьесбережение и безопасность в соответствии с требованиями ФГОС ДО
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_i_bezopasnost.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» города Рязани
Здоровьесбережение и безопасность в соответствии с требованиями ФГОС
Воспитатель: Котова С.Б.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.
Здоровьесберегающая среда – это:
- комфортное пребывание ребенка в детском саду;
- гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Инфраструктура образовательного учреждения соответствует здоровьесберегающей задаче, когда обеспечиваются следующее:
- Здание и помещения соответствуют нормам (санитарно-гигиеническим, пожарной безопасности, охраны здоровья и труда обучающихся);
- Качественное горячее питание обучающихся в помещениях с необходимым оснащением процесса (в том числе для занятий физической культурой);
- Наличие помещений для медицинских работников;
- Наличие квалифицированных специалистов, способных реализовывать работу с обучающимися.
Созданные условия должны способствовать всестороннему развитию ребенка, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей и содействовать его:
Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести;
- морально-психологический климат;
- экология и гигиена;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии.
Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:
- динамизм;
- открытость;
- гибкость;
- саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем.
Здоровьесберегающая среда должна создаваться в дошкольном учреждении с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.
В нашем детском сад функционируют физкультурный зал, оборудованный самыми современными материалами, музыкальный, игровые комнаты, бассейн, медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека, кабинет дополнительного развития, спортивная площадка. (Марина Алексеевна, добавьте пожалуйста может я что-то не учла!)
В самих группах соблюдаются здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделено пространство для организации двигательной активности детей, созданы спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
В работе основная задача – это создание комфортной, уютной среды, приближенной к домашней, где можно организовать разные виды игровой и творческой деятельности.
Важное значение в сохранении психического здоровья детей имеет личностно-ориентированный стиль общения, основой которого является признание малыша как полноценной личности, учет детских интересов и предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности, повышению самооценки малыша.
Утренники, развлечения, кукольные театры, способствуют присутствию атмосферы радости, праздника.
Особо важное значение в деятельности педагога – это подбор здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
Основные цели и задачи технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Ритмопластика;
- Динамические паузы;
- Подвижные и спортивные игры;
- Релаксация;
- НОД;
- Гимнастика пальчиковая;
- Гимнастика для глаз;
- Гимнастика дыхательная;
- Гимнастика бодрящая;
- Гимнастика корригирующая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
- НОД;
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
- Коммуникативные игры;
- Занятия из серии «Здоровье»;
- Самомассаж;
- Точечный самомассаж.
3. Коррекционные технологии:
- Технологии музыкального воздействия;
- Сказкотерапия;
- Технологии воздействия цветом;
- Технологии коррекции поведения;
- Психогимнастика;
- Фонетическая ритмика.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО) является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО звучит так:
- Формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Остановимся более подробно на теме «Безопасность». Как можно трактовать это понятие? Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.
Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего взрослые. Безопасность сегодня приобретает особое значение. Формирование у детей понимание смыла термина «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию. Наша задача обеспечить сохранность здоровья, формировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по ЗОЖ, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно — тематическое планирование по системе Л.В. Занкова 1 класс составлено в соответствии с требованиями ФГОС .
Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З.
Доклад с презентацией.
Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные.
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с .
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Источник