Краткосрочный проект детский сад территория здоровья
По доминирующей деятельности : творческий, познавательно-игровой, исследовательский.
По характеру контактов : в рамках ДОУ, работа в социуме.
Участники проекта : младшие дошкольники, родители, педагоги.
Здоровье – это великое благо, сохранить его в современном цивилизованном мире не просто.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В этом поможет реализация проекта «Детский сад – территория здоровья».
Проблема, на решение которой направлен проект.
Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, в том числе и будущее Озёрного. Здоровье ребенка зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственности (20%); от экологии (20%); от условий и образа жизни, воспитания ребенка в семье (50% !); медицинского обслуживания (10%). Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни, то есть систему воспитания и обучения, включая физическое воспитание и охрану психического здоровья. На этапе дошкольного развития задача сбережения, укрепления и поддержки здоровья соматически ослабленных детей является доминирующей, определяющей и требующей поиска адекватных условий его обеспечения. У ребенка 2-3 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям. Значительная доля ответственности за это лежит на воспитывающих взрослых, педагогах и родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции не учитывают возможности детей, что приводит к неблагоприятным для детского организма последствиям.
Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат .
Проблема сохранения здоровья детей имеет глубокие исторические корни. Определенное внимание ее изучению уделяли И.И Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К. Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Ф.Ф. Эрисман, Е.А. Покровский и др. Идеи сбережения здоровья в современных условиях отражены в исследованиях М.М. Безруких, Н.Н. Куинджи, Д.Д. Шариповой, М.Я. Виленского, В.И. Дубровского, А. А. Дубровского, Ю.Ф., В.Н. Ирхина, Знаменского, Ю.П. Лисицына, И.И. Брехмана, Р.И. Айзмана, А.Г. Щедриной, И.В. Дубровиной и др. На основании проведенных исследований ими были выделены факторы риска в сохранении здоровья в современной школе, установлена их значимость в различных условиях, разработана теоретическая основа формирования здорового образа жизни и сформированы принципиальные положения «педагогики здоровья».
Концепции сохранения и укрепления здоровья воспитанников в современных дошкольных учреждениях имеют много вариантов своего воплощения, но большинство из них не предусматривают доминирующее использование содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов дошкольного воспитания, призванных обеспечить у детей формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
В основе нашего проекта лежит концепция целостного педагогического процесса, обеспечивающего, наряду с воспитанием, обучением, сохранение и развитие здоровья дошкольника, системное использование здоровьесберегающих технологий в образовании, направленных на формирование основ жизнедеятельности средствами гигиенической и двигательной культуры, воспитание положительного отношения к ней
Система знаний, умений, навыков, определяющих поведение и являются базисом личностной культуры человека, основой здорового образа жизни.
Исходя из этого, целью нашего проекта является повышение содержательной, смысловой компетентности родителей в сфере здоровьесбережения детей, активизация субъектной позиции взрослых как носителей здорового образа жизни, сознательно пропагандирующих ценности здорового образа жизни, владеющих технологиями преумножения собственного здоровья в условиях положительных и негативных социально-экологических факторов.
Задача проектной деятельности:
· Расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника.
· Научить взрослых проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком, в свободной самостоятельной деятельности.
· Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
Реализация проекта предполагает:
o снижение уровня заболеваемости соматически ослабленных детей;
o активное вовлечение родителей в процесс оздоровления и физического воспитания детей; повышение эффективности работы с детьми в формировании активной позиции в приобретении навыков ЗОЖ;
o освоение технологии здоровьесбережения;
o создание валеологической среды в ДОУ и семье;
o освоение критериев здоровья на теоретическом и практическом уровне: подбор оптимальных способов оздоровления и воспитания с учетом индивидуальных возможностей; предупреждение интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе и семье;
Таким образом, в результате освоения детьми и родителями содержания настоящего проекта значительно повысится их уровень компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, изменится отношение к себе и своему здоровью, у детей появится возможность использования физических упражнений для самоутверждения, осознания своей умелости, своих двигательных способностей. Научить взрослых создавать условия для проявления самостоятельности ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности – в этом, по нашему мнению, заключается новизна проекта.
Источник
Проект «Детский сад — территория здоровья»
Ольга Самохвалова
Проект «Детский сад — территория здоровья»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Детский сад – территория здоровья» (долгосрочный)
Участники проекта:
педагоги ДОУ, дети, родители
Тема проекта: «Детский сад – территория здоровья»
Актуальность
Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26—38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном или неподвижном состоянии.
Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Необходимо так организовать занятия физическими упражнениями, предусмотреть такое рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, чтобы общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.
Потребность в движении, повышенная двигательная активность — наиболее важные биологические особенности детского организма. Восполнение вынужденного дефицита движений при помощи физических упражнений, правильно организованного двигательного режима является одной из главных задач физического образования детей дошкольного возраста. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению соответствующего возрасту режима двигательной активности.
Задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сензитивных для развития определенных двигательных умений периодов.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?
Как привить навыки здорового образа жизни?
Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Большую роль в этом играют здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель проекта:
Целью проекта является создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2. Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
3. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирования компетентности здоровьесбережения дошкольников
4. Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
•Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
•Повышение валеологической грамотности родителей.
•Улучшение здоровья детей, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым, повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
Основные принципы проекта:
1. Это принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Лечебно-профилактическая работа
Задачи:
•Обеспечить индивидуальные меры укрепления здоровья детей.
•Профилактика инфекционных заболеваний.
Профилактическая работа направлена на повышение сопротивляемости и защитных сил организма.
Основные лечебно-профилактические мероприятия в ДОУ:
2. Лечебное полоскание горла
3. Витаминотерапия (Ревит, витаминизация третьего блюда)
4. Точечный массаж
1. Дыхательная гимнастика в игровой форме
1. Чесночно-луковые закуски
2. Ароматизация помещений (чесночные букетики).
Повышение профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении
Формы работа с воспитателями
— выступления на педсоветах
— работа творческих групп
-работа по проектам
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения.
Направления взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности здорового образа жизни:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
В наглядной форме: оформление различного рода стендов, организация специальной передвижной библиотечки и т. д.
В устной форме: проведение индивидуальных бесед, родительских собраний, организацией встреч с различными специалистами и т. п.
Посещение родителями открытых физкультурных занятий,
Ознакомление с протоколами контрольно-срезовых занятий,
Оформление экрана заболеваемости,
Оформление фотостендов, видеоматериалов.
2. Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни
•Обсуждение программы оздоровительной деятельности
•Организация оздоровительной среды в группе (увлажнители воздуха (хотя бы самодельные фонтанчики, подбор специальных комнатных растений, ароматизация помещения (яблоками, например, аэрация помещения с помощью ламп Чижевского, специальная музыкальная программа и др.)
•Оборудование природных дорожек здоровья на участке и в помещении.
•Оформление летнего и зимнего стадионов на участке детского сада.
•Совместная организация спортивных мероприятий.
•Изготовление тренажеров для стоп.
Совместная работа воспитателей и родителей
— объединенный совет педагогов и актив родителей
— попечительский совет родителей
Работа с родителями
• участие в досугах и праздниках
Сотрудничество с социальными институтами детства
1. Сотрудничество с учреждениями образования, культуры, здоровья:
-Школы №1 и №1 с. Выльгорт
-Дом Культуры района
2. Разнообразные формы сотрудничества.
-Совместные планы, проекты, мероприятия.
3. Информирование населения о деятельности МДОУ:
Преемственность со школой
— проведение общих мероприятий
— дни «открытых дверей»
Средства реализации программы:
1. Оптимизация режима двигательной активности, создание модели двигательного режима, технологии здоровьесбережения.
2. Разработка показателей компетентности здоровьесбережения, сформированности культуры здоровья на всех возрастных этапах.
3. Слаженная работа музыкальным руководителем, воспитателями, медиками в вопросах обеспечения психологического здоровья.
4. Эффективная работа по вопросу повышения профессиональной культуры педагогов в здоровьесбережении.
8. Создание эффективной системы взаимодействие с семьями воспитанников и социальными институтами детства по вопросам здоровьесбереджения.
Медико-педагогическое наблюдение и контроль.
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами- специалистами 2 раза в год.
Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей (сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций); осуществляет медицинский контроль состояния здоровья детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка.
Врачи-специалисты (хирург, стоматолог) поликлиники 1 раз в год осуществляют обследование детей по поводу наличия и коррекции вторичных отклонений в физическом развитии (нарушения в области опорно-двигательного аппарата).
Старшая медсестра ДОУ регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий обеспечение влажной ежедневной уборки групповых помещений, соблюдение воздушно-теплового режима.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы. Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физическими упражнениями. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни. Образовательный проект «Крепыш» Образовательный проект «Крепыш» (Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни). Разработан на базе МБДОУ «Детский сад.
Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.
Источник