Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!
классный час на тему
Цель – пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.
- Побеседовать с воспитанниками о здоровом образе жизни
- Убедить детей заниматься спортом
- Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0008f050-5f9365ff.docx | 531.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!
Здоровье – это красота! Здоровье – это сила!
Здоровье – это выносливость! Здоровье – это гармония!
Цель – пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.
- Побеседовать с воспитанниками о здоровом образе жизни
- Убедить детей заниматься спортом
- Формировать негативное отношение к вредным привычкам.
Методы занятия : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Оформление: крылатое выражение (в центре) «В здоровом теле – здоровый дух»; плакаты “ Богатство — на месяц, здоровье — на всю жизнь ”; «Спорт в моей жизни так важен»; «Мы выбираем здоровье»; «Здоровье не купишь, его разум дарит». Рисунки «В здоровом теле здоровый дух» нарисованные детьми в течении недели.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, подобрано музыкальное сопровождение, солнце и лучи (спорт, зарядка, физкультура, труд, режим дня, правильное питание, активный отдых, гигиена), задания для команд на отдельных листах.
Предварительная работа : изучение, чтение литературы, статей о вредных привычках, таких как: наркотики, курение, алкоголизм, токсикомания и т.д. (история, влияние на организм человека).
Место проведения : классная комната.
- Формирование отношения детей к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
- Осознанное отношение детей к соблюдению гигиены.
- Иметь представление о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье
Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня у нас час здоровья, который называется «в здоровом теле- здоровый дух».
Ребята, а как вы думаете, о чём конкретно мы сегодня будем говорить? И что, по-вашему, входит в понятие “здоровый образ жизни”?
Дети: дают разнообразные варианты своих ответов.
-Здоровье и душа неразделимы.
Не плюнешь, не махнёшь рукой на них
И промахи порой не поправимы –
В здоровом теле лишь здоровый дух
Крылатое латинское выражение «В здоровом теле — здоровый дух!» пришло к нам из Античности. Автором крылатого выражения «В здоровом теле — здоровый дух» является римский писатель Ювенал .
Здоровье — это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог благополучия и долголетия. Хорошее здоровье — основа долгой, счастливой и полноценной жизни. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Воспитатель : Хочешь иметь красивое, тренированное тело – занимайся спортом, регулярно тренируйся.
Со здоровьем дружен спорт
Стадион, бассейны, корт
Зал, каток – везде вам рады
За старание и награду.
Будут кубки и рекорды
Станут мышцы ваши тверды .
Регулярное занятие физическими упражнениями позволяет жителям планеты «Здоровье» улучшить свое физическое состояние, хорошо будут работать сердце, легкие, мышцы и другие органы, будет хорошая осанка. А теперь поиграем в игру:
Игра «Выбери нужные слова»
— Ребята, а человека, который занимается спортом, легко узнать среди всех остальных людей? (Ответы детей).
-Я вам приготовила список слов. Выберите, пожалуйста, только те слова, которые, как вы считаете, должны соответствовать спортивному человеку.
Ваша задача: выбрать слово и написать его.
красивый стройный неуклюжий
сутулый румяный подтянутый
— Спортивный человек (какой?)
Дети: (ответы детей)
— Какие качества воспитывает в человеке спорт?
Дети : ответы детей (Сила воли; оптимизм; целеустремленность; упорство; настойчивость)
Воспитатель : Основным фактором, формирующим здоровье, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. А теперь поиграем в викторину:
Дети делятся на 2 команды и отвечают на вопросы
1. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Зарядка)
2. Если вы не соблюдаете это, то пропадет аппетит, уходит сон, уменьшается работоспособность. (Режим дня)
3. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни, а в Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)
4. Эти органические вещества необходимы человеку и животным. Они в большом количестве содержатся в овощах и фруктах. Что это такое? (Витамины)
5. Как по–другому называется подбор кушаний, блюд для обеда, завтрака, ужина, а также листок с перечнем блюд. (Меню)
6. Как называются огородные плоды и зелень, которые мы употребляем в пищу? (Овощи)
7. Самое ядовитое вещество в табаке – это… (Табак)
8. Какую болезнь называют чумой 20 века? (СПИД)
9. Какой витамин содержится в большом количестве в лимоне? (Витамин С)
10. Назовите занятие, которое представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц и улучшает работу сердца. (Плавание)
Молодцы, правильно ответили на вопросы
Воспитатель : Одним из компонентов здоровья человека является ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
-Что, по-вашему, значит правильное питание?
Дети: Ответы детей. (Есть полезную пищу, богатую витаминами. Не есть чипсы, сухари, не пить коку-колу…)
Воспитатель : Ученые доказали, что фаст-фуд, как наркотики, вызывает привыкание. Несбалансированное питание приводит к ожирению, нарушениям иммунной и эндокринной системе, а это в свою очередь сказывается на физическом и умственном развитии.
— Назовите полезные для организма продукты?
Дети : Ответы детей. (Рыба, жевательная резинка, чипсы, кефир, напиток “Кола”, геркулес, шоколадные конфеты, морковь, лук, торты, яблоки, капуста, гречка)
— Назовите, в каких продуктах содержатся витамины А, В, С.
Дети : Ответы детей. (кабачки, морковь, помидор, хурма, яблоки, говядина, творог, яйцо, гречка, баранина, свинина, сыр, дыня, апельсин, рябина, шиповник, клубника, лимон, редис, помидор)
Воспитатель : с питанием мы разобрались. Давайте теперь команды поотгадываем загадки о том, что вам поможет быть всегда чистыми и опрятными. Народная мудрость гласит: “Кто аккуратен, тот людям приятен”.
1 . По утрам и вечерам
Чистит — чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает (зубная щетка)
2. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло)
3. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (мочалка)
4. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое
Всегда под рукою
Что это такое? (полотенце)
5. Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька,
Все намокло, все измялось –
Нет сухого уголка. (полотенце)
6. Горяча и холодна,
Я всегда тебе нужна.
Позовешь меня – бегу,
От болезней берегу. (вода)
7. С волосами я дружу
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа,
А зовут меня (расческа)
8. Бывает семейным, хозяйственным, банным,
Бывает душистым иль не пахнет совсем,
Разного цвета, размера и формы любой,
Но скользким бывает только с водой! (мыло)
9. Плещет теплая волна
В берегах из чугуна.
Что за море в комнате? (ванна)
10. Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой,
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (душ)
Воспитатель : Для здорового образа также важно жить без вредных привычек.
Команды отвечают и рассуждают на вопросы:
— Что относится к вредным привычкам?
Дети : Ответы детей (психотропные вещества, наркотики, сигареты, алкоголь, токсические вещества, лень и пассивность, привычка грызть ногти, кушать перед телевизором, постоянные опаздывания, игромания и т.д. )
— А какое влияние оказывает курение на здоровье человека?
— Что ждет тех, кто курит?
Дети : Ответы детей (курение воздействует на организм человека: органы дыхания, нервная система, сердце, органы пищеварения, головной мозг, глаза, зубы). Люди стареют раньше, случаются инсульты, т.к. часто повышается кровяное давление и т.д.
— Какой наркотик получают из опиума мака? Еще во время Первой мировой войны было принято международное соглашение, запрещающее его использование.
Дети : Ответы детей (героин).
— Назовите известных всему миру людей, умерших в молодом возрасте вследствие употребления наркотиков .
Дети : Ответы детей (С. Есенин – покончил жизнь самоубийством вследствие увлечения кокаином; Элвис Пресли; Фредди Меркурии – умер от СПИДа).
— Заражением какими инфекционными заболеваниями грозит злоупотребление наркотиками?
Дети : Ответы детей (гепатитом В и С, СПИДом, сифилисом).
— Какое наркотическое вещество названо в честь Бога сна?
Дети : Ответы детей (морфин).
— Когда отмечается Международный день борьбы с наркоманией?
Дети : Ответы детей (26 июня).
— Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, то сколько смолы оседает в его легких?
Дети : Ответы детей (около 1 литра).
— Закончите выражение Бернарда Шоу «Сигарета – это бикфордов шнур, с одного конца которого огонек, а с другого-…»
Дети : Ответы детей (дурак).
— Через сколько часов после последней затяжки организм начинает очищаться от никотина?
Дети : Ответы детей (через 12 часов).
— Откуда родом табак?
Дети : Ответы детей (из Америки).
— Кто написал художественное произведение «Морфий »?
Дети : Ответы детей (Михаил Булгаков).
— Какое современное наркотическое вещество упоминалось еще в китайском медицинском трактате в 2737 году до нашей эры?
Дети : Ответы детей (марихуана и гашиш).
— В каком веке в России появилась водка?
Дети : Ответы детей (в 16 веке).
— Какие признаки характерны для человека, употребляющего героин или морфин?
Дети : Ответы детей (сужение зрачка, тошнота, сонливость, неясная речь, замедление психомоторики).
— Пьянство и алкоголизм – это одно и то же?
Дети : Ответы детей (Нет. Пьянство – это неумеренное употребление спиртного, а алкоголизм – непреодолимое влечение к спиртному).
— Какой ядовитый газ вдыхает человек при курении сигареты?
Дети : Ответы детей (Угарный газ).
— Из какого языка пришел к нам термин «наркомания»?
Дети : Ответы детей (из греческого).
Воспитатель : Курение, алкоголь, наркотики приводят к серьёзным, смертельно опасным болезням.
— Мы знаем, что курить очень вредно для здоровья. Врачи доказали: курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, и выглядит неважно: желтая кожа, желтые зубы и пальцы, часто и подолгу кашляет, голос сиплый с хрипотой, сам весь пропах табаком.
Рефлексия : Давайте подведем итоги, о чем мы сегодня говорили на часе здоровья (дети высказывают свои мысли). Награждение победившей команды.
Я хочу, чтоб вы понимали, что здоровье – это самое большое богатство, которым обладает человек, и помнил, что от вашего образа жизни зависит в т. ч. здоровье и благополучие ваших близких и будущего поколения.
Теперь давайте соберем наше солнышко, приклеим лучики (спорт, зарядка, физкультура, труд, режим дня, правильное питание, активный отдых, гигиена).
В заключение нашего занятия, мы ответим на вопросы теста «Твое здоровье» и закончу словами:
Я желаю Вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда
Постарайтесь не лениться –
Каждый день перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь,
Ежедневно по утрам,
И конечно закаляйтесь –
Это так поможет Вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно пересмотреть свои привычки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период.
Внеклассное мероприятие «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Презентация для внеклассного мероприятия «Формула здоровья. В здоровом теле — здоровый дух.».
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме «В здоровом теле — здоровый дух».
Праздник здоровья — это общешкольное мероприятие среди 5-9 классов. Приподготовки к мероприятию проводился конкурс рисунков «Мы против наркотиков»., разучивались ребатами стихи ,сценки.
Мероприятие о здоровом образе жизни.
Сценарий мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух» для школьников 5-7 классов- формирование у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Источник
Классный час «Здоровье – единственная драгоценность»
- выяснить, что такое “здоровье”;
- заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщение к здоровому образу жизни;
- добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме;
- определить факторы, влияющие на здоровье и вывести “формулу здоровья“;
- создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”.
“Здоровье-это единственная драгоценность”.
(Монтень).
- Вступление (тема, цель, эпиграф)
- Определение состояние своего здоровья (практическая работа)
- Факторы здоровья (беседа, исследовательская деятельность)
- Заключение, (составление синквейна)
“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является фундаментом всей его жизни. Когда человек здоров, он активен, работоспособен, самодостаточен и счастлив, наконец.
Сегодня у нас классный час на тему “ Здоровье – единственная драгоценность ”. Мы не просто выясним, что такое здоровье, но и научимся определять параметры своего здоровья, узнаем правила сохранения здоровья и факторы, влияющие на него. Нам предстоит самостоятельно вывести формулу здоровья.
Работа будет проводиться в 4 группах.
Давайте проведем небольшую разминку.
Игра “Собери пословицу”.
Вам необходимо в течение 1 минуты собрать пословицы:
- В здоровом теле ,(здоровый дух)
- Голову держи в холоде, (а ноги в тепле)
- Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
- Землю сушит зной, человека (болезни)
- К слабому и болезнь (пристает)
- Любящий чистоту – (будет здоровым)
- Здоровье сгубишь – (новое не купишь).
- Было бы здоровье, (а счастье найдется).
- Не рад больной и (золотой кровати).
- Здоров будешь – (все добудешь).
- Где здоровье, (там и красота)
- Береги платье снову, а (здоровье смолоду).
В: А какие вы знаете пословицы или поговорки о здоровье
– Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
В: Так что же такое здоровье? И какой смысл в понятие “здоровье” вкладываете вы?
– здоровье – это отсутствие заболеваний;
– здоровье – умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.
Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов».
Определение состояния своего здоровья.
В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Существует множество методик определения состояния своего здоровья. Возьмем две наиболее простые из них.
Методика 1 (шуточная викторина).
- Зарядка – это источник бодрости и здоровья (да).
- Жвачка сохраняет зубы (нет).
- Кактусы снимают излучение от компьютера (нет).
- От курения ежегодно погибает более 10 тысяч человек (да).
- Бананы поднимают настроение (да).
- Морковь замедляет процесс старения организма (да).
- Есть безвредные наркотики (нет).
- Отказаться от курения легко (нет).
- Молоко полезнее йогурта (нет).
- Взрослые чаще, чем дети, ломают ноги и руки (да).
- Недостаток солнца вызывает депрессию (да).
- Летом можно запастись витаминами на целый год (нет).
- Ежедневно надо выпивать два стакана молока (да).
- Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой (да).
- Ребенку достаточно спать ночью 8 часов (нет).
Результаты: Ели вы ответили 8 раз ДА – отличный результат. Остальные, не набравшие нужное количество правильных ответов не расстраивайтесь, у вас все впереди.
Методика 2 (научная)
Русский врач Н.М. Амосов предложил определять размер здоровья – это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься: У вас на столах жетоны трех цветов: красный, желтый, голубой.
– Если Вы не болели в течение всего учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья (красный жетон).
– Если заболевание возникло во время эпидемии – средний уровень здоровья (желтый жетон).
– Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (голубой жетон).
Вывод: проанализируйте свое здоровье, сдайте жетон соответствующего цвета лидеру группы, который сделает выводы. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
В: Как вы считаете, из каких компонентов будет состоять формула здоровья? что же влияет на здоровье человека?
Наследственность
Образ жизни
Окружающая среда
Качество медицинских услуг
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
В: Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека?
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни.
В: Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками):
Факторы образа жизни |
1. Физическая активность |
2. Вредные привычки |
3. Режим дня |
4. Правильное питание |
Сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно”.
1-ый ученик. Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до 70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
2-ой ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
Обобщение ответов и выводы.
1. Четкий и правильный распорядок дня. Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются .
Неспособность человека себя заставить придерживаться определенного и четкого режима – признак безволия, неорганизованности, слабохарактерности.
2. Высокая двигательная активность, достаточные физические нагрузки .Организм не может развиваться без достаточной физической нагрузки (это закрепилось в процессе эволюции). Гиподинамия – что это такое? Почему мы так мало двигаемся?
3. Постоянное пребывание на природе, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.
4. Правильное. Сбалансированное питание.
5. Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики).
Как сохранить свое здоровье.
Научиться быть здоровым – наша задача.
Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.
Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие). (Приложение 2)
Задания для 1-й группы: выберите продукты, необходимые ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.
2-я группа – необходимые продукты для школьника среднего и старшего звена.
3-я группа – делает отбор для пожилых людей.
4-я группа – продукты, которые необходимо включать в рацион питания с осторожностью, и присутствие которых должно быть обязательным.
Время выполнение задания: 5–7минут.
Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.
Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.
До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.
При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
В: А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Задание: выяснить, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.
1-я группа – оранжевый цвет.
2-я группа – зелёный цвет.
3-я группа – красный цвет.
4-я группа – жёлтый цвет.
Ученики каждой группы выполняют задание.
На выполнение задания: 5 минут
Учитель: Теперь я предлагаю вам обменяться полученной информацией. На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.
Если сегодня мы говорим о правильном питании, то нельзя незатронуть тему витаминов. Вам в качестве домашнего задания было подготовить выступление по теме “Витамины. К чему приводить их недостаток? Вред и польза”
1-я группа – Витамин А
2-я группа – Витамин Д
3-я группа – Витамин В1, В2
4-я группа – Витамин С,Е
Название | К чему приводит недостаток | В чем содержится |
Витамин С | Снижение иммунитета, воспаление десен, поражения кожи | Капуста, черная смородина, молодой картофель, сладкий перец, апельсины, незрелые грецкие орехи |
В1 (тиамин) | Быстрая утомляемость, потеря аппетита и веса, рассеянность, боли в ногах, одышка | Пшеничные отруби, клубника, печень, почки |
В2 (рибофлавин) | Слабость, резь в глазах, поражение слизистой оболочки рта | Молоко, зеленые овощи, печень, грибы, сыры |
В2 (пиридоксин) | Нарушение белкового обмена и синтеза жиров, утомляемость | Рисовые отруби, пшеничные зародыши, мясо, молоко, треска, сыры, грибы |
В12 | Анемия | Печень, почки |
РР (никотиновая кислота) | Поражения кожи, расстройства пищеварения, психические расстройства | Отруби, пшеничные зародыши, печень, почки |
Витамин А | Нарушения иммунитета, роста, ухудшения зрения | Салат, шпинат, зеленый лук, морковь, сливочное масло, рыбий жир |
Витамин Е | Накопление холестерина, появление тромбов, перебои в работе сердца | Зелень, зародыши злаков, капуста, бобы |
Учитель: Как вы считаете, достаточно ли человеку для того, чтобы правильно питаться только перечисленных знаний?
Может быть, мы упустили что-то важное в разговоре?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Очень важно не только, чем человек питается, но и в какое время, какими порциями и сколько раз он принимает пищу.
Задание: Каждой группе необходимо разработать короткую памятку, содержащую советы по режиму питания.
На работу вам предлагается 5–7минут.
Ученики каждой группы выполняют задание. После выполнения происходит обсуждение проектов памятки, и учитель подводит итог.
Учитель: Я тоже хочу предложить вам один из вариантов такой памятки.
- Питайтесь регулярно, 3–4 раза в день и в одно и тоже время.
- Не употребляйте пищу на ночь.
- Не торопитесь, прием пищи должен занимать не менее 15 минут.
- При избыточном весе ешьте малокалорийную пищу и устраивайте разгрузочные дни (обязательно после консультации с врачом).
- Обязательно завтракайте.
- Ешьте разнообразную пищу растительного и животного происхождения.
Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, набору продуктов и объему.
Старинная индийская притча гласит: “Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро– быстрее умрет, тот, кто ест помалу и медленно– тот живет долго”. Каждому из нас рекомендуется 4-х разовое питание по калорийности – 30% на завтрак, 40% – на обед, 10% – на полдник, 20% – на ужин.
Задание: На столе у каждой группы белый круг Представьте, что круг символизирует суточный рацион калорий, запишите, какие продукты вы предлагаете включать в рацион подростка на :
1-я группа – завтрак.
2-я группа – обед.
3-я группа – полдник.
4-я группа – ужин.
На выполнение задания : 5–6 минут.
Ученики каждой группы выполняют задание, предлагают свои варианты разбиения круга.
Учитель: вывешивает на доске вариант и предлагает учащимся сделать вывод о верности сделанных предположений.
Ученые института питания РАМН, изучив влияние пищи на работоспособность мозга, сделали ряд важных заключений. Деятельность клеток мозга можно стимулировать с помощью пищи, причем самой обычной! Главное знать, ЧТО ЕСТЬ и в каком наборе. Для того, чтобы человеческий мозг, этот сложнейший механизм, функционировал нормально, его клеткам, которых насчитывается свыше ста миллиардов!) необходимо получать большое количество энергии. Мозг, как известно, забирает 20% всей энергии, получаемой с пищей.
На ужин, за 2 часа до сна, рекомендуются молочные, фруктово-овощные, крупяные и другие блюда, не перегружающие работу органов пищеварения. Исключаются острые приправы, кофе, какао, чай, шоколад и другие продукты, возбуждающие нервную систему. Переедание и голод ухудшают сон.
Еду лучше начинать с закусок (салат, винегрет, сыр, копченые колбасы и др.), возбуждающих аппетит. Пищу нужно хорошо пережевывать. Плохо пережеванная пища усиливает образование слизи в желудке, снижает кислотность и переваривающие свойства желудочного сока. Неприятные разговоры, чтение газет и другие отвлекающие моменты также тормозят секрецию органов пищеварения и ухудшают аппетит.
Ешьте в одно и то же время. Нерегулярный и беспорядочный прием пищи нарушает работу желез органов пищеварения, ухудшает усвоение пищи и способствует развитию различных заболеваний.
Переедание вызывает чувство тяжести, сонливость, снижение трудоспособности. Длительное переедание приводит к ожирению и ранней старости.
У каждого из нас есть изъяны в здоровье. Надо учиться их видеть и избавляться от них . Нужно научиться слышать себя, постижение самого себя – процесс не только интересный, но и дарующий счастье.
Составление синквейна на тему “Здоровье”.
Правила написания синквейна
Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3-я строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4-я строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5-я строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
В заключение классного часа, я хочу обратить ваше внимание на рисунок “ЗОЖ”.
Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону будут равноценные ветви: “Я могу, я хочу, я должен”. Эти ветви поддерживают ствол “ЗОЖ”, питаемый корнями, составляющими основу здорового образа жизни:
- правильное дыхание;
- правильное рациональное питание;
- двигательная активность;
- положительные эмоции;
- закаливание;
- любовь к природе и ее сохранение;
- предупреждение формирования пагубных привычек.
Мне очень хочется, чтобы вы по-новому взглянули на себя, свой организм, который столь совершенен и уникален, чтобы еще больше ценили драгоценный дар жизни и вели здоровый образ жизни.
(В завершении классного часа каждому ученику вручается яблоко на листике, которого написаны правила правильного питания.)
Источник