Гормональный фон и гармоничное развитие
Хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично? Не забывайте показывать его эндокринологу — так утверждает наш эксперт, детский эндокринолог, к.м.н. Татьяна Варламова.
У ребенка портится характер, он слишком бурно растет или, наоборот, страдает из-за того, что в классе самый маленький, слишком плотненький и все время жует, или, напротив, худенький и есть отказывается категорически? «Переходный возраст, — говорим мы, — время все скорректирует». И, обмениваясь опытом с другими родителями, убеждаемся, что наша-то малышка еще ничего, а вот сын у соседей.
Но все эти капризы поведения могут быть вызваны эндокринными нарушениями. И чем раньше вы обследуете ребенка, чтобы исключить определенные заболевания или начать лечение, тем лучше будет результат.
Современные дети стали ниже ростом, зато толще, потому что неправильно питаются, чаще болеют и нервновозбудимы, если не сказать больше — неуравновешены психически. К таким невеселым выводам пришли специалисты, занимающиеся вопросами здоровья детей на Всероссийском форуме «Здоровье нации», прошедшем в Москве этой весной. Результаты последних научных исследований позволили дать оценку реальному состоянию здоровья детей, которое сильно отличается от официальной статистики.
По данным Научного центра здоровья детей РАМН, всего 2% выпускников школ можно считать здоровыми. За последние несколько лет ребят с нормальным физическим развитием стало на 8,5% меньше. Растет поколение условно здоровых детей, или, как говорят медики, здоровых больных. Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.
И количество эндокринных нарушений у детей за 15−20 лет значительно возросло. Это связано, во-первых, с эпидемией нашего века — ожирением. Во-вторых, с увеличившимся количеством случаев диабета (как инсулинозависимым — диабетом I типа, так и с диабетом II типа, который раньше называли диабетом пожилых), он значительно помолодел и сейчас все чаще стал развиваться и у детей.
Естественно, это связано и с экологией, и с урбанизацией, то есть с издержками городской жизни. И, конечно, с питанием. С одной стороны, дети стали есть больше, с другой, — далеко не всегда то, что им необходимо. Часто даже дома детей угощают фаст-фудом и сладкими напитками — не только газированными, но и переслащенными «морсиками» и «компотиками».
Кроме того, дети меньше двигаются, а это способствует развитию функциональных нарушений.
Но главный фактор риска — отягощенная наследственность. Правда, если есть случаи диабета в семье, это не означает, что ребенок обязательно заболеет, но он попадает в группу риска. А это означает, что ему необходимы особое наблюдение эндокринолога (2−3 раза в год) и коррекция питания. Сейчас встречается очень много случаев ожирения у детей — I и II степени! А нарушение жирового обмена ведет к нарушению углеводного обмена и развитию диабета.
Типичные ошибки родителей:
• Перекармливание ребенка. Если ребенок здоров, но худенький и у него плохой аппетит, это может быть проявлением гастроэнтерологических заболеваний или повышенной возбудимости. Значит, есть смысл показать его неврологу и гастроэнтерологу, но только не заставлять есть насильно, устраивая из кормлений мучительные истерические спектакли.
• Неправильное питание: продукты, содержащие трансжиры (печенье, чипсы) и избыток сладкого. Рацион ребенка должен быть обязательно сбалансированным.
• Отказ регулярно проверять индекс массы тела ребенка.
• Кормление новорожденных в течение суток без перерыва на ночь. Типичная ошибка мам — давать младенцу грудь ночью каждый раз, когда он проснется. Так у него возникает потребность все время есть и пить. А ведь количество жировых клеток закладывается именно в этот период развития — в возрасте до двух лет!
Тревожные симптомы:
• Ребенок после перенесенных аденовирусных инфекций, гриппа или детских заболеваний долго не может оправиться.
• Часто испытывает жажду и пьет слишком много жидкости.
• У него частое и обильное мочеиспускание.
• Он подолгу пребывает в состоянии вялости, раздражительности.
• Начинает заметно худеть.
Это возможные признаки диабета. Поэтому надо сразу же проверить уровень глюкозы в крови.
Рост и костный возраст
Когда ребенок отстает в росте от сверстников, это воспринимается как трагедия и родителями, и им самим, особенно болезненно это переживают подростки.
Отчего же зависит рост человека? На него влияют два главных фактора — это гены, то есть наследственность, и опять же питание в раннем детстве. У рослых родителей и дети обычно более высокие, и наоборот. И, если родители выше среднего роста, а ребенок отстает, нужно проверять у него уровень соматотропный гормона (СТГ).
Темпы роста могут снижать и тяжелые (особенно хронические) заболевания. Ослабленный малыш временно переключает энергию, которая должна была расходоваться на рост, на процесс выздоровления.
Важную роль играют состояние здоровья матери во время беременности, а также индивидуальные особенности процессов обмена веществ в организме самого ребенка.
И очень большое влияние на рост имеют функции желез внутренней секреции — щитовидной железы и полового гормона тестостерона. Увеличение его выработки стимулирует рост костей до определенной границы, но в дальнейшем он начинает подавлять ростовые зоны, прекращая рост. Это можно наблюдать у юношей в период полового дозревания, когда ускорение роста сменяется в периоде возмужания (в 16−18 лет) его остановкой.
Норма и отклонения:
Очень важно проследить за темпами роста в течение первых двух лет жизни.
• За первый год дети вырастают в среднем на 25−30 см, за второй — до 12 см, а за третий — 6 см. Затем быстрый рост сменяется так называемым равномерным ростом, то есть прибавляется по 4−8 см в год.
• В начале пубертатного периода у детей, как правило, опять происходят скачки роста. Этот период быстрого роста вызван влиянием половых гормонов — гормональным «всплеском».
• У девочек такой период начинается в 10 лет (максимум в 12), когда они в среднем прибавляют по 8 см за год.
• У мальчиков в 12−14 лет прибавка роста составляет в среднем 10 см за год, с возможными индивидуальными отклонениями в 1−1,5 года.
• В период пубертатного «скачка» (у мальчиков обычно это происходит в 13−16 лет, у девочек — в 12−15) интенсивно проявляются оба основных показателя физического развития — рост и масса тела. За относительно короткий промежуток времени рост может увеличиться на 20%, а масса тела — даже на 50%.
У девочек этот «скачок» может начинаться в 10,5 лет, достигая наибольшего выражения к 12,5. А рост тела у них продолжается до 17−19 лет.
• Мальчики в начале периода полового созревания отстают от девочек, а примерно в 14, 5 лет начинают интенсивно их догонять, и рост у них продолжается примерно до 19−20 лет.
Тревожные симптомы:
• Показатели веса и роста могут варьироваться — это зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, так что поводом для волнения должна быть не одна цифра, а устойчивая возрастная тенденция отставания или ускорения роста. Здесь большую роль играют гены, но наследственная программа может дать сбой по некоторым внешним причинам.
• Подростки в физическом и половом развитии могут задерживаться на 1−2 года по сравнению со своими ровесниками, которые интенсивно занимаются видами спорта с постоянными физическими нагрузками (гимнастикой, борьбой ).
• Хронические заболевания, например, гастрит, гастродуоденит, которые иногда у подростков протекают почти бессимптомно, могут существенно повлиять на замедление роста.
• Заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как артериальная гипертония, ревматизм, дефекты сердца, некоторые легочные заболевания, также способствуют уменьшению роста.
• Ну и, конечно, эндокринные заболевания, первые признаки которых иногда появляются в раннем возрасте, а иногда только в подростковом, приводят к замедлению физического развития ребенка — и в первую очередь к уменьшению роста.
Важно не потерять время, своевременно заметить, что рост ребенка не соответствует норме, и обязательно обратиться к специалистам — педиатру и эндокринологу.
Необходимо также проверить костный возраст — его соответствие паспортному — и зоны роста. Для этого делают рентгеновский снимок кистей и лучезапястных суставов. На снимке отчетливо видны зоны роста. Если эти зоны закрылись в 14−15 лет, значит, ребенок уже не будет расти, и это неблагоприятный признак.
Щитовидная железа
Последние два десятилетия отмечены неуклонным ростом заболеваний щитовидной железы у детей. Помимо отягощенной наследственности важную роль играет и регион проживания. Если отмечена нехватка йода в регионе, его дефицит нужно восполнять с помощью препаратов йода — йодомарина, йодида калия и др.
В какой-то степени недостаточная физическая активность и даже излишне долгое пребывание у компьютера в раннем возрасте могут провоцировать развитие заболеваний щитовидной железы, таких как аутоиммунный тиреодит — недостаточность гормона щитовидной железы, которая приводит к дальнейшим функциональным нарушениям.
Если после внимательного осмотра и УЗИ выясняется, что железа увеличена, но уровень гормонов щитовидной железы в норме, тогда достаточно препаратов йода. Если же уровень гормона повышен или понижен, необходима серьезная коррекция, лечение гормональными препаратами.
Распространенное мнение о том, что гормоны, которые мама принимала во время беременности, также приводят к развитию эндокринных нарушений у детей, врачи не подтверждают. Гормоны, как правило, назначаются женщинам с проблемами репродуктивной системы — невынашиванием беременности Такой курс лечения под контролем врача практически никогда — на эту тему существует много исследований — не влияет на здоровье детей. Наоборот, в правильной, точно подобранной дозировке гормональный препарат помогает сохранить беременность.
Гипотиреоз может быть и врожденным — это наследственное заболевание, когда ребенок уже рождается с «плохой» щитовидной железой. Поэтому у нас с 1992 г. проводят скрининг новорожденных на эндокринные болезни.
Такая ранняя диагностика очень важна: если сразу начать лечение (а дети с гипотиреозом нуждаются в пожизненном лечении), то можно избежать отставания в развитии.
Случаи врожденного гипотиреоза в России составляют в среднем 1 на 4000 новорожденных. Поэтому лучшая профилактика нарушений эндокринной системы у детей — обследование беременных женщин в ранние сроки, когда происходит закладка нервной системы и щитовидной железы у плода.
Тревожные симптомы:
• Замедление темпов роста.
• Нарушения веса — как его дефицит, так и избыток. Если ребенок слишком полный, это может свидетельствовать о нарушении обменных процессов.
• При недостаточности гормонов щитовидной железы дети вялые, пастозные, слабые — они быстро устают в сравнении со сверстниками, очень тяжело встают по утрам.
• Если железа работает излишне активно, наблюдаются потеря веса, повышенная эмоциональная возбудимость, особенно у девочек. Они становятся плаксивыми, даже агрессивными, может появиться тремор рук, увеличение глазных яблок, разница в давлении — сниженное диастолическое и повышенное систолическое (пульсовое), тонкая, нежная, даже сухая кожа и общая суетливость движений.
Опытный врач может определить нарушения уже по тому, как ребенок входит в кабинет: это заметно по его пластике, гиперактивной манере поведения, излишней суетливости.
Вопросы пола
Половое созревание у детей, главным образом, обусловлено наследственностью, но не только генетические особенности определяют тип развития ребенка, а национальная, расовая принадлежность родителей — дети южных или восточных народов, например, созревают раньше.
Признаком нормы или отклонения может быть последовательность появления вторичных половых признаков: у девочек вначале должны развиваться молочные железы, потом происходит оволосение в области лобка, потом возникает менструация. Если последовательность нарушена, это еще не признак заболевания, но повод для консультации у эндокринолога. При появлении у девочек волос на руках, ногах и спине надо исключить избыток андрогенов, сделав специальные исследования. При их избытке можно говорить о патологии надпочечников. Если же гормональный фон в норме, это может быть проявление конституциональной особенности.
В норме у девочек в 8−9 лет появляются первые признаки созревания: ареалы сосков начинают немного выдаваться, слегка меняют цвет и форму. А потом уже, с 10−12 лет, постепенно начинает происходить перераспределение жировой ткани, развитие молочных желез Первая менструация в норме появляется в 12−14 лет, но колебания возможны и в пределах от 10 до 16 лет — в северных областях.
Нормальное половое созревание у мальчиков обычно происходит между 9 и 14 годами. Первые признаки — увеличение яичек, затем, через 6 месяцев, — появление волос на лобке, достигая пика в финальной стадии роста половых органов.
Источник
Здоровье ребёнка – основа его гармоничного развития
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_rebyonka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
основа его гармоничного
Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.
Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.
Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.
Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.
I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
1. Физическое развитие:
— оценка физического развития;
II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).
III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.
1. Психический статус:
2. Вегетативный статус.
— Анализ острой заболеваемости.
3. Социально-биологический статус.
— Анализ социальных и биологических факторов.
4. Анализ факторов риска.
Определение исходных показателей состояния здоровья
и психического развития детей .
В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела — к возрасту и массы — к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Рациональная организация двигательной активности детей.
Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.
Система эффективного закаливания детей.
Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.
Основное правило ее использования — соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.
Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 — +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.
Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком — все это условия эффективного закаливания.
Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств
и методов, используемых в ДОУ.
Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:
— выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
— применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
— обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;
— создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;
— организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.
Обеспечение рационального питания детей.
1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.
2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.
3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.
Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.
Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.
Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.
Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.
Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.
Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов — творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.
Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.
Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.
Решение проблем медицинской экологии .
Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.
Источник