Образование
Уровень образования
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по АООП (варианты 1 и 2), которые по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Форма обучения
Срок обучения составляет 9 лет
В реализации АООП выделено 2 этапа:
1й этап – 1-4 классы,
2й этап – 5-9 классы.
Численность обучающихся – 188 человек
Общеобразовательная организация КОУ ВО «ВШ№31» реализует адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по двум вариантам.
Обучение осуществляется на русском языке.
Срок действия государственной аккредитации программы до 27.06.2025г.
Цель школы – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта, а так же формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, позволяющих достичь обучающимся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Для достижения поставленной цели и решения основных задач школа осуществляет следующее:
- реализует АООП по двум вариантам с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
- реализует коррекционную работу как систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса, направленного на преодоление или ослабление имеющихся недостатков в психическом и физическом развитии,
- взаимодействие с семьей обучающихся для осуществления духовно-нравственного уклада жизни детей.
В образовательном учреждении имеются:
- 14 учебных кабинетов,
- 1 кабинет для профильного труда,
- Библиотека, миничитальный зал,
- Столовая,
- Медицинский кабинет,
- 2 санузла,
- Административно-управленческие помещения,
- Помещения для осуществления коррекционно-развивающего процесса (1 кабинет учителя-логопеда, 2 кабинета педагогов-психологов, 1 кабинет учителя-дефектолога, сенсорная комната).
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса КОУ ВО «ВШ№31» обеспечивает возможность:
- создания и использования информационных технологий (выступления с аудио-, видеосопровождением, выход в сеть «Интернет» и другое);
- физического развития, участия в спортивных соревнования и играх;
- проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
- Организация отдыха (зона «Зимнего сада», живой уголок), питания;
- Создание материальных объектов, в том числе произведений искусства (изделия из бумаги, соленого теста, текстильных материалов).
Обучающимся бесплатно предоставляются необходимые учебники и иная учебная литература. В целях развития 100% учебных кабинетов имеют компьютеры и доступ к сети «Интернет».
Учреждение имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. Устав учреждения соответствует законодательству.
В системе работы школы педагоги своевременно проходят курсовую подготовку в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Широко представлено дополнительное образование, кружковые занятия, организованные учителями школы:
- «Ложкари» Мешкова Т.А.
- «Степ-аэробика» Мешкова Т.А.
- «Цветная фантазия» Багаева Н.В.
- «Бумагопластика» Орлова Н.В.
- «Родной край — частица России» Астрединова Н.Т.
- «Зеленый дом» Кондратова Ю.В.
- «Занимательная математика» Терещенко М.В.
- «Русские игры, забавы» Марчук Н.Д.
На базе школы ведут занятия специалисты:
- Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва инвалидов «Художественная гимнастика» Цицилина С.Н.
- Дома творчества детей и юношества Ленинского района: хореографический ансамбль «Радуга» Ким И.Н.
- Дома творчества детей и юношества Ленинского района: «Песочная терапия» Гудкова В.К.
Главный показатель работы школы – это интеграция детей в социуме, подготовка их к самостоятельной жизни и труду.
Учебный план для обучающихся с особыми возможностями здоровья предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения начального школьного образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации.
В I — IV классах происходит формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся;
В V — IX классах осуществляется расширение, углубление и систематизация знаний, умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Выбор срока реализации АООП осуществлен с учетом:
- особенностей психофизического состояния обучающихся, сформирован- ности готовности к школьному обучению и имеющихся особых образова- тельных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей данной категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование установки на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, а так же необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии. В I классах учебным планом выше указанная часть не предусмотрена. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в КОУ ВО «ВШ № 31» представлена следующими предметами и курсами и факультативами: «История и культура родного края» (5-6классы), «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (2-6 классы), факультатив «Основы безопасности жизнедеятельности» (7класс), «Сенсорное развитие» (2-4классы), «Самостоятельность в быту» (2-4классы).
Предметы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «История и культура родного края» направлены на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умственной отсталостью. В основу преподавания данных предметов положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Введение факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе обусловлено необходимостью решения следующих задач:
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня;
- формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания;
- формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Введение курса «Самостоятельность в быту» со 2 по 4 классы продиктовано необходимостью решения следующих задач:
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- расширения кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни.
Курс «Сенсорное развитие» направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими, психокоррекционными), ритмикой, двигательным развитием, занятиями с дефектологом. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Учебный план, реализующий вариант 2 АООП, состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных областей. Часть, базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей.
I обязательная часть включает:
- шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
- часть, формируемую участниками образовательных отношений, включающую учебные курсы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей («Ручной труд», «Ритмика», «Занятия с дефектологом »)
II внеурочная деятельность включает:
- коррекционные курсы, проводимые различными специалистами (обязательная часть);
- коррекционные курсы, вводимые организацией («Логопедические занятия»)
- внеурочные мероприятия по направлениям;
Дорожная карта по внедрению рабочей программы воспитания
Источник
Доступная среда
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Цели Программы:
формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи Программы:
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Источник