Меню

Коррекция состояния здоровья по средствам физической культуры

Физическая культура в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
статья по физкультуре (7 класс)

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют профилактике заболеваний, которые молут развиться в старшем возрасте

Скачать:

Вложение Размер
физкультура в профилактике заболеваний 18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура в профилактике заболеваний и укрепления здоровья

Учитель физической культуры Гатауллин Ильхам Махмутович

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

Во все времена была известна польза физической культуры. Проблема движения и здоровья была актуальна уже в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель высказывал мысль о том , что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но обосновал принцип их применения. Древнегреческий врач Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек меньше двигается, а значит, его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого , надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывает существенное положительное воздействие на здоровье человека. Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Физическое благополучие- это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е обладают резервом.

Духовное благополучие предлагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций.

Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8-10 % зависит от деятельности учреждений здраво хранения, на 18-22% -от генетических факторов, на 17-20% от состояния окружающей среды и на 49-53% от условий образа жизни .Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и приспособительные возможности сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.

В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин. Для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна Брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицированных бегунов , лыжников, пловцов пульс достикает36-38 уд./мин. У физически малоактивных людей сердце совершает в сутки примерно 14000лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При большой физической нагрузке возрастает объем в циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. А поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и в первую очередь мышечной системы.

При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, происходит развитие капиллярной сети. Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ)-количество воздуха которое можно выдохнуть после глубокого вдоха . У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см 3, у мужчин и женщин регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000и 3500-4500см 3.

Физическое упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ , расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.

Хорошо развитый дыхательный аппарат- надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток . Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большое количество кислорода.

Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме. Такие распространенные болезни , как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода в организм.

Всякое заболевание сопровождается нарушением функций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Физические упражнения, в свою очередь, способствуют ускорению регенеративных процессов , насыщению крови кислородом, что ускоряет выздоровление.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те , которые выполняются длительное время и при достаточном полном обеспечении кислородом, т.е движения выполняемые в так называемом аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде. Кроме того , оздоровительный и тренировочный эффект оказывают спортивные игры, шейпинг, атлетическая гимнастика, аква аэробика, степ- аэробика.

Источник

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
статья по физкультуре на тему

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.

Человек должен осознать, что он сам в большей степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и фактора риска возникновения заболеваний. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
kharlashina_profilaktika_i_korrektsiya_otkloneniy_v_sostoyanii_zdorovya_u_detey_shkolnogo_vozrasta_sredstvami_fizicheskoy_kultury.docx 20.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.

Человек должен осознать, что он сам в большей степени несет ответственность за состояние своего здоровья, должен понять важность личного отношения к своему здоровью, к использованию первичных мер профилактики.

Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и фактора риска возникновения заболеваний. Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни – это искусство. А значит, как любому искусству, ему необходимо учиться, начиная учение по возможности в раннем возрасте.

Основу здорового образа жизни и формирования здоровья составляют оптимальный режим труда, отдыха, питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены, отсутствие вредных привычек, равновесие физической и психологической активности[1].

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Профилактика и коррекция отклонений в состоянии здоровья у детей школьного возраста средствами физической культуры «. Укрепление здоровья подрастающего поколения, оптимизация процесса формирования здоровой, гармонично развитой личности, мобилизация усилий на преодоление влияния негативных социально-экономических явлений в обществе — важнейшие задачи физического воспитания школьников. Их значимость возрастает в связи с ухудшением состояния здоровья, ростом проявлений социальной дезадаптации и нервно-психических нарушений в структуре заболеваемости детей и подростков.

Двигательная активность, физическая культура и спорт – необходимые атрибуты здорового образа жизни, часть общей культуры общества, важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья, физического развития и профилактики заболеваний.

Академик А.И. Бакулев писал: «Спорт это не только могучее средство профилактики, предупреждения болезней, но и важный лечебный фактор. Физические упражнения поднимают общий жизненный, в частности нервно-психический, тонус организма, его сопротивляемость болезненному процессу, улучшают функции кровообращения и дыхания, повышают аппетит и т.д. Лечебная физкультура оказывает благотворное влияние при борьбе с огромным числом заболеваний, она внедряется в повседневную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений».

Благодаря физическим упражнениям развиваются такие качества как выносливость, сила, быстрота и ловкость, которые способствуют повышению умственной и физической работоспособности, имеют общевоспитательное, нравственное, эстетическое значение. Физическая нагрузка – лучшее средство для снятия напряжения. Движения тесно связаны с деятельностью сердца, сосудов, легких, желез внутренней секреции центральной нервной системы. Точно замечено: «Биение сердца – ритм здоровья». Регулярные занятия физической культурой уменьшают в крови количество холестерина, активизируется антисвертывающая система, препятствующая образованию тромбов в сосудах при малоподвижном образе жизни, укрепляется иммунная система, увеличивается содержание в крови гемоглобина, предупреждают нарушения углеводного обмена, особенно у лиц с фактором риска сахарного диабета.

Постоянные, разнообразные физические упражнения делают человеческое тело не только сильным, но и красивым. Движение – сущность жизни и основа здоровья.

Движение – важнейший фактор, обеспечивающий формирование организма в процессе его филогенетического развития. Поведение людей связано с мышечной деятельностью, играющей важнейшую роль в поддержании нормального состояния организма, его развития и здоровья. Систематическое занятие физической культурой и спортом оказывают разностороннее, благоприятное влияние на состояние здоровья[2].

1. Сохранение здоровья детей.

2 Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами

4 Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

С одной стороны, человек должен хотеть приобретать «знания» и «умения» о здоровье и здоровом образе жизни, а с другой — хотеть потом применять их в жизни.

Вся информация, которая дается ученикам по проблемам здоровья и здорового образа жизни, должна иметь непосредственную и очевидную, причем, для самих школьников — связь с реально существующими у них потребностями. Например, бессмысленно рассказывать учащимся начальной школы о страховой медицине, порядке записи в регистратуре поликлиники и т.п.: ничего кроме плохо скрываемой скуки это не вызовет, поскольку не соответствует их потребностям. Им важнее знать, как сказать учителю на уроке о том, что заболел живот, что делать, если кому-то стало плохо на перемене и т.д.

Казалось бы, настолько очевидный критерии, но как часто он не учитывается при определении содержания образования! Проблема заключается в том, что следование этому критерию требует четкого представления о реально, а не с точки зрения учителя, существующих потребностях конкретных учеников. А вот это уже значительно сложнее.

Информация должна быть ориентирована на то, чтобы открывать взаимосвязь того, о чем говорится, с возможностью школьников реализовывать те или иные свои потребности. Например, занятие по проблемам здорового питания произведет на подростков совершенно другое впечатление, если показать, что употребление пищи связано со страшно мучающими их прыщами на лице — связь изучаемого материала с удовлетворением их собственных потребностей будет налицо.

Таким образом, лишь та информация о здоровье и здоровом образе жизни будет вызывать интерес у школьников и способствовать формированию подструктуры субъективного отношения, которая тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей.

В школах должны претворяться в жизнь рекомендации практической и научной медицины, физиологии и педагогики. Режим дня детей необходимо строить с учетом научно обоснованного чередования учебного труда (разной интенсивности и характера) с отдыхом, пребывания на открытом воздухе, закаливания организма, рационального питания, чистоты и порядка в школе, классе, достаточной освещенности классных помещений, комфортной температуры в помещении школы, удобной мебели, достаточной для нормального роста и развития школьника двигательной активности детей, активного отдыха до уроков, между уроками и самостоятельными занятиями.

Трудно переоценить каждое из перечисленных средств сохранения здоровья детей, а в сочетании они создают хорошие условия для нормального развития учащихся, для их эффективного обучения. Неоценимо значение двигательного режима для здоровья, умственной и физической работоспособности учащихся в общем режиме школы. Двигательный режим школьника складывается из учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, составляющих основу их физического воспитания. Из различных видов этой работы складывается стабильный ежедневный двигательный режим: гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках, игры на перемене, час занятий физическими упражнениями, подвижными играми (спортивный час), игры и развлечения на прогулке. Условия школы являются благоприятными для оптимальной организации всех перечисленных видов физкультурно-оздоровительной работы[3].

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития школьников, их подготовке к жизни и труду.

Таким образом, систематическая двигательная активность, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм человека. Владение основами науки о здоровье – непременное качество любого современного человека, одно из важных требований культуры.

  1. «Школьникам – здоровый образ жизни» Г.П. Богданов Москва Физкультура и спорт 1989г.
  2. «Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях» С.П. Тимофеев, В.В. Луханин, А.Г. Колесников. Белгород 2004г.
  3. «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы» В.К. Шурухина Москва «Просвещение» 1980г.

Источник

Читайте также:  Вывод по группе здоровья
Adblock
detector