Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями
статья на тему
Выступление на VI краевой научно-практической конференции «Актуальные вопросы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 25.04.2014 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
МО Новопкровский район
Коррекция речевого развития у ребенка с ограниченными возможностями.
Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова после 3-4 лет. Как правило, эти дети понимают речь окружающих, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, фразы аморфные, наблюдается множественные дефекты произношения. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Прежде, чем работать с ребенком по преодолению недостатков его развития, необходимо провести консультацию с родителями. Самое важное, о чем должны помнить родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нужно поддерживать в семье спокойные, ровные отношения. Тяжело сказывается на семейных отношениях нарушение социальных связей, когда один из родителей частично или полностью выключается из общественной жизни и лишается из-за этого психологической помощи, позволяющей противостоять стрессу. А больной ребенок – это всегда стресс. Желательно, чтобы ребенком занимались оба родителя. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами. А при совместной работе даже самые небольшие успехи приносят большую семейную радость.
Бытует мнение, что с логопедической работой можно подождать, а ребенок с возрастом самостоятельно научится говорить. Это ошибочная точка зрения. Начинать регулярные занятия с малышом надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а систематически, изо дня в день. В каждой семье по-своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и к целесообразности занятий относятся весьма пессимистично. Однако практика показывает, что компенсаторные возможности детей дошкольного возраста очень высокие. Важно подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать.
Ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не станет физически полноценным, но сумеет без особых конфликтов и разногласий войти в мир, стать добрым, отзывчивым и полезным для окружающих, — что, собственно, и делает человека человеком. Как здоровый, так и больной от рождения ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и сыграть положительную роль в жизни общества, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье. Даже учеба легче дается тому ребенку, который в раннем детстве чувствовал себя в семье спокойно и уверенно.
С чего начинать работу по активизации речевого развития ребенка? С тех компонентов, которые участвуют в процессе речи. Это прежде всего формирование речевого дыхания, целенаправленной воздушной струи, необходимой при произношении звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
У неговорящих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому: необходимо научить ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с водой, чтобы привести его в движение (язык распластанный, воздух проходит по центральной линии языка); играть на дудочке; надувать шары. Протяжное произношение гласных с разведением рук в стороны также стимулирует развитие голоса и выдоха. Вы произносите звук и объясняете его артикуляцию: «Смотри, я широко открываю рот и пою песенку — а-а. Теперь я делаю губы колесом и пою песенку — у-у. Я улыбаюсь, показываю зубы и пою песенку — и-и. А теперь давай вместе со мной споем эти песенки».
А теперь я буду показывать губами, какую песенку тебе петь – у-у. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Прежде чем перейти к отработке артикуляции согласных, перед зеркалом проделайте с ребенком упражнения для развития подвижности языка и губ: смыкайте и размыкайте зубы (открывайте и закрывайте «домик»); смыкайте и размыкайте губы, произнося при этом звуки п и м; языком проделывайте движения, подобные тем, которые делает кошка, когда пьет («полакаешь, как кошка»); приподнимайте язык ложечкой.
Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.
Тренировку в произнесении согласных свяжите с определенными образами: с-с-с — так льется вода, з-з-з — пищит комар, ж-ж-ж — это жужжит жук, ш-ш-ш — шипит гусь, ф-ф-ф — фырчит ежик, в-в-в — звук далеко летящего самолета и т. п. Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый из них с соответствующей картинкой.
Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Иными словами, заниматься этим следует начинать только после того, как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным к целенаправленной деятельности.
Для того чтобы малыш научился понимать обращенную к нему речь, как можно чаще называйте интересующие его предметы, яркие игрушки, движущиеся машины и связанные с ними действия, имена окружающих. Если вы заметили, что ребенок внимательно смотрит на какой-либо предмет, тянется к нему, обращается с лепетом к кому-либо из взрослых, не упустите возможность, пообщайтесь с малышом, расскажите об интересующем его предмете, задайте ему простые вопросы, попытайтесь получить от него ответ.
Познания ребенка об окружающем его мире еще невелики, поэтому постарайтесь, чтобы он усвоил названия частей тела, игрушек, посуды. Чем интереснее для него предмет, чем ближе и всестороннее он сможет познакомиться с ним, тем скорее он соотнесет словесное обозначение с реальной вещью или действием. Поэтому приучайте ребенка не только смотреть на игрушку или какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать ее, стучать и т. п. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушки —те предметы, которыми он постоянно пользуется. Он сможет строить простые предложения, состоящие из 2—3 слов.
Произносите слова и фразы только в том случае, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Неправильно поступает мать, когда делает одно (помогает ребенку одеться), а говорит о другом (о том, куда они пойдут гулять). В этом случае у малыша не возникает устойчивой связи между словом и предметом, словом и действием.
Приучайте детей выполнять ваши просьбы, ориентироваться в окружающей их обстановке: «покажи, где шкаф», «принеси из кухни чашку» и т. п. Сначала вы просите выполнить задание в комнате, квартире, а затем обращаетесь с просьбой к ребенку что-то сделать на прогулке, во дворе. Таким образом, у вашего малыша постепенно расширяются представления о мире.
Иногда случается так, что вы не понимаете ребенка. Что бы он ни говорил, с вашей стороны малыш должен встречать только поддержку и поощрение. Вы, наверное, уже заметили, что вначале ребенок действием, мимикой и жестом реагировал на ваши речь и движения. Затем он попытался подражать вам в произношении звуков, слов и фраз. Не упустите возможность похвалить его, постоянно стимулируйте его речевую активность.
Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, отсутствие интереса к окружающему — все это замедляет развитие речи. Поэтому организуйте занятия с малышом так, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо, задать вопрос и т. п. Например, создайте такую ситуацию, когда для выполнения аппликации не хватает клея или цветной бумаги. Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Вы совершаете большую ошибку, если стараетесь предупредить любую попытку ребенка к самостоятельным действиям. Тем самым вы лишаете его общения с окружающими.
Занятия по формированию простых лексико-грамматических категорий планируются таким образом, чтобы в играх максимально использовать природные вещества — песок и воду. Например, игры для знакомства с предлогами: «Спрячь в песочек, в водичку»; «Достань из песка, из водички»; «Кораблик плывет по водичке», «Черепашка идет по песочку». Игры для упражнений в словоизменении: «Большой — маленький» (рисовать на песке большие предметы и маленькие — для формирования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), «Лодочки» (для согласования числительных с существительными) и т.д. Такие игры с песком и водой интересны детям раннего возраста.
Если вы вышли вместе с ребенком на прогулку, старайтесь все время разговаривать с ним. У малыша появляются разнообразные впечатления от увиденного, объясните ребенку то, что вызывает его интерес. Вначале старайтесь гулять около вашего дома, обращайте внимание малыша на здание, на то, как убирают снег или подметают дорогу, какие деревья растут рядом. Такие дети очень редко задают вопросы, поэтому сами расскажите малышу о происходящем вокруг. При этом постоянно возвращайтесь к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался.
Итак, ваш малыш уже знаком с какими-то предметами, у него есть определенные представления об окружающем мире. Теперь вы можете строить занятия с использованием картинок. Для занятий вам потребуются различные наборы картинок с изображением предметов посуды, мебели, овощей, животных. Благо, сейчас достаточно красивых, ярких и развивающих книг. Научите малыша называть нарисованный предмет и соотносить его с реальным объектом. Со временем ваш ребенок должен уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами. Например, вы просите ребенка одеть куклу на прогулку. Он выбирает картинки с изображением предметов одежды, называет каждый из них и определяет отобранное одним словом «одежда». Вашего ребенка может заинтересовать игра «В огороде». Попросите малыша собрать в корзинку картинки с изображением того, что растет в огороде, и назвать группу предметов одним словом («овощи»). Старайтесь вводить в речь ребенка обобщающие слова и следите за правильным их употреблением.
Теперь вы приступаете к работе с простыми сюжетными картинками. Вопросы по картинке должны быть короткие и ясные. Если ребенок не умеет говорить, то вы можете довольствоваться тем, что он показывает на предмет, внимательно слушает ваши объяснения. Например, вы кладете перед ним картинку и рассказываете: «Это мальчики. Это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой мальчик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч». После этого обратитесь с просьбой: «Покажи, где большой мальчик. Где маленький мальчик? Покажи, кто читает» и т. п. Такие занятия развивают у ребенка понимание обиходной речи.
Вы научили ребенка рассматривать отдельную картинку и называть изображенное на ней. Далее переходите к работе с серией картинок, связанных простым содержанием. Для этого дайте малышу 3— 4 картинки, которые сначала надо разложить в порядке развертывания сюжета, а потом составить рассказ. Это задание сложное. Помогите ребенку рассматривать картинки, определите вместе с ним последовательность их расположения. Однако заключительная часть задания — рассказ, — как правило, не под силу малышу. В лучшем случае он перечислит отдельные предметы или действия, не связав их между собой. Не огорчайтесь. Если ваши занятия будут систематическими, то с каждым разом связных высказываний становится больше и со временем малыш без особого труда будет справляться с подобными заданиями. Маленькие дети очень любят яркие предметы, картинки. И чем больше книг с яркими, красочными картинками вы будете читать вашему ребенку, тем раньше он сможет соотносить прочитанное с иллюстрациями, отвечать на поставленные вопросы. Часть занятий по обучению рассказыванию можно вынести на природу, что дополнительно активизирует речь детей, так как им очень нравится наблюдать за муравьями и жуками (при изучении темы «Насекомые»), трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев (при изучении темы «Деревья»), рассматривать цветы (при изучении темы «Цветы») и т.д. Все это помогает обогащать словарный запас, составлять предложения, повторять короткие рассказы и самим их составлять из двух-трех предложений.
Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Список использованной литературы:
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2000.
2.Широкова Р.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2004
3.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для до-школьников. М., 1990
4.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990
5.Шошина Т.В. Развиваем речь ребенка в игре. Ж.Практическая психология и логопедия. №3,2009
Источник
Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика: 7. Дефектология
Дата публикации: 04.07.2014
Статья просмотрена: 2348 раз
Библиографическое описание:
Филиппова, Е. Н. Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Филиппова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5988/ (дата обращения: 09.06.2021).
Одной из важнейших задач для детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный период является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребёнку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются стойкие нарушения речи. Это выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая дифференциация как гласных фонем, так и согласных, отмечаются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и малознакомых слов), речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов.
Особо распространены среди учеников коррекционных школ нарушения письменной речи. По данным учёных (М. Е. Хватцев, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, О. В. Правдина и др.) процесс овладения письменной речью у учащихся с нарушением интеллекта протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями. Письменная речь у них сопровождается нарушениями зрительно-моторной координации, буквенного гнозиса, пропуском, перестановкой и заменой букв.
Нарушения письма отмечаются очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.
У воспитанников отмечаются следующие виды дисграфий:
— дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза;
Но, как правило, у детей с нарушением интеллекта отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма.
Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью должна осуществляться на всех учебных предметах, но значимое место отводится логопедическим занятиям, которые в полном объёме направлены на устранение вышеперечисленных недостатков речи.
С этой целью особенно важно организовать процесс коррекции таким образом, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на занятиях логопеда, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь логопеду в решении данной задачи может сочетание традиционных методов обучения и использования современных информационных технологий.
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс компьютер должен стать ядром развивающей предметной среды.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий.
Занятия по коррекции смешанной дисграфии с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности умственно отсталого ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е. П. Синева, О. И. Кукушкина, А. Ю. Исаков и др.
Известные дефектологи, работая в коррекционных школах, подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент учащихся с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной техники в учебном процессе.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ. Нами были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие учебные программы: логопедический тренажёр «Дельфа — 141», «Фраза», «Букварь», «Логопедические упражнения», «Игры для Тигры» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, поскольку основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.
Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода от идеографического к фонемному письму.
Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.
Вот некоторые задания данной программы:
— определи, на что похожа буква;
— выдели цветом букву среди абстрактного рисунка;
— отгадай загадку — запиши отгадку;
— собери из букв заданное слово, фразу;
— вставь недостающую букву в слово и др.
Программа-тренажёр по русскому языку «Фраза» предназначена для коррекции дизорфографии. Известно, что дисграфия у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида сопровождается большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений. Нарушения развития речи сопровождаются с одной стороны расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографических правил. Программа-тренажёр «Фраза» позволяет отработать навыки орфографически правильного письма.
Логопедический тренажёр «Дельфа-141» представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон речи. Этот тренажёр помогает решать самые разнообразные логопедические задачи: исправлять некоторые дефекты произношения, планомерно работать над письменной речью, начиная от тренировок в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи. Тренажёр позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию и развитие познавательных процессов.
Логопедические занятия по исправлению смешанной дисграфии можно вести с помощью «Word» — текстового редактора. Поскольку у детей с дисграфией очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать эти навыки, занятие на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте — поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребёнок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для учащихся с нарушением письма.
Программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики, поскольку позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребёнком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.
Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.
Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных интерактивных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционное занятие для учащихся более интересным.
Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен лишь дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны, не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Поэтому, работа с компьютером должна планироваться как этап логопедического занятия, логично вписываться в его структуру, соответствовать теме. Целесообразно включать в одно занятие выполнение на компьютере не более двух-трёх упражнений, поскольку излишнее разнообразие в работе приводит к неадекватному эмоциональному возбуждению. Можно предложить следующую схему: одно основное упражнение, отвечающее основным целям занятия, и 1–2 упражнения, решающие вспомогательные задачи. Продолжительность этапа работы с компьютером на логопедическом занятии не более 5–10 минут
В результате логопедического сопровождения детей с ОВЗ было отмечено, что новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Использование интерактивных игр и компьютерных программ в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Кроме того, внедрение их в логопедическую работу позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребёнка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребёнка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
1. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Дис…д-ра пед.наук: 13.00.03 — Москва, 2005.
2. Образование XXI век: Информационные и коммуникационные технологии — М.: Наука, 1999.
Источник