Меню

Коррекция нарушений психологического здоровья у детей

Коррекция нарушений психологического здоровья у детей

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях учреждений народного образования — детских садов и школ. Это и понятно, так как стрессогенность жизни взрослых, их занятость преимущественно работой приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Однако психологическая служба в народном образовании до сих пор не располагает достаточным инструментарием для эффективной организации соответствующей поддержки детей. Наиболее разработана сфера диагностики развития ребенка. В последние годы появляются интересные программы групповых занятий с детьми, разработанные с учетом последних достижений психологической науки. Слабым звеном в этой цепи оказалась индивидуальная коррекционная работа в детском саду и школе. Данная книга представляет собой один из возможных вариантов разрешения этой проблемы.

В нашем понимании психологическая коррекция дошкольников и младших школьников является составной частью психологического консультирования — определенного комплекса воздействий, обусловливающих позитивные изменения в человеке. Осуществляется она по запросу родителей, педагогов и других взрослых. У ребенка мотивация к изменениям формируется в процессе самой коррекционной работы. И в этом ее принципиальное отличие от консультирования подростков и взрослых.

Объект психологической коррекции — это дети, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья. Ее предмет — процесс восстановления психологического здоровья в условиях направленной коррекционной помощи со стороны психолога-консультанта. Содержание психологической коррекции направлено на содействие развитию ребенка, т. е. не на ослабление или устранение негативного симптома или состояния, а на использование их конструктивных возможностей для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей. В первой части книги раскрываются теоретические основы психологической коррекции, во второй рассматриваются игровые задания, которые могут применяться педагогами-психологами в детском саду и школе. Многие из них были разработаны совместно со студентами факультета педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, а также с сотрудниками негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Премьер» г. Москвы И. В. Ефановой и М. Э. Шакировой, которым автор выражает особую благодарность.

В качестве примеров, иллюстрирующих возможные реакции детей в процессе коррекционной работы, в книгу включены выдержки из протоколов работы автора с воспитанниками детского сада и учениками НОУ «Премьер».

Часть 1. Теоретические основы индивидуальной коррекционной работы

1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей и подростков — одна важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. Понятие «психологическое здоровье» введено в научный оборот известным российским психологом И. В.Дубровиной[1].

Обратимся к рассмотрению содержания этого понятия. Прежде всего необходимо соотнести его со смежными понятиями: «здоровье» и «психическое здоровье».

Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции.

Психическое здоровье в качестве составного элемента здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Следовательно, психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Что же в таком случае понимать под психологическим здоровьем? Как известно, психологическое здоровье — одна из важнейших характеристик личности человека. Оно отражает особенности генезиса и психического развития. Основой психологического здоровья является полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, в определение этого понятия должна быть заложена возможность развития человека на всем протяжении его жизненного пути. Необходимо добавить также и требование гармонии не только между человеком и средой, но и между различными составляющими его личности — рациональным и эмоциональным, психическим и телесным, разумом и интуицией и т. п. Исходя из сказанного, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.

Уточним понятие развитие. Прежде всего следует подчеркнуть разницу между «развитием» и «изменением». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и цель, определяющую последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития — один из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности к той или иной психологической школе. Возможно, он даже выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своей жизненной программы, задачи. Под последней будем понимать нахождение своего уникального пути, следуя по которому можно добиться реализации собственных возможностей для обеспечения прогрессивного процесса развития на Земле в целом[2].

Читайте также:  Чернобылец вдова вред здоровью

Таким образом, становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, — это гармония — гармония человека с самим собой и с окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Исходя из данного определения психологического здоровья, обратимся к выделению стержневых его характеристик. Поскольку, как уже говорилось, психологическое здоровье предполагает наличие равновесия между различными качествами личности человека, а также между ним и миром, в котором он живет, одним из основных проявлений личности следует назвать саморегулируемость. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя саморегулируемость — это свойство личности, которое делает доступным свободный и легкий переход от одного функционального уровня к другому, дает возможность находиться на уровне, требующем меньшего психологического напряжения, а затем вновь возвращаться на более высокий уровень. Такие переходы, по мнению Л. И. Анцыферовой, позволяют высвобождать функциональные возможности человека для дальнейшего творческого развития, для постановки новых задач, а также являются формой аутопсихотерапии. Вместе с тем внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими эмоциями и отношениями.

Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной адаптации как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям окружающей среды. Здесь следует акцентировать внимание на трудностях адаптации именно к благоприятным ситуациям. Традиционно считается, что к хорошему человек всегда готов и положительные эмоции не требуют особого напряжения, однако это не всегда так. Часто резкое изменение ситуации к лучшему становится причиной серьезного кризиса: личностного или семейного. Кроме того, адаптация представляет собой совокупность двух процессов: активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т. е. изменений внутренних. Остановимся подробнее на внешних и внутренних изменениях.

Источник

Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста — демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности.»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рабочая программа коррекции нарушений психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста — демонстративной, деструктивной, защитной агрессивности представляет собой комплекс диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на улучшение психологического здоровья детей дошкольного возраста. Программа включает в себя 3 раздела: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами, каждый из которых состоит из ряда мероприятий. Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_po_psihologii_na_konkurs.docx 2.38 МБ
barashek_v_butylke.docx 867.57 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Тест – проективная методика «Барашек в бутылке»

Цель методики: психотерапевтическая, диагностическая, коммуникативная;

Диагностический материал, средства: рисунок, пострисуночный опрос, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация;

Интерпретация образов в строгом смысле не применяется

Методика является проективной, направлена на выявление психологического климата в семье. Можно тестировать как ребенка по этой методике, так и взрослого. Эта техника позволяет работать со всеми клиентскими группами, начиная с детей 6-7 лет, подростками и взрослыми.

Время для проведения методики – индивидуально . Зависит от особенностей тестируемого, кто-то может за 20 минут справиться, кому-то потребуется и 40. В группе на рисование отводится 5-7 минут плюс 5-7 минут на ответы на вопросы. После чего работы собираются и анализируются психологом самостоятельно или в индивидуальной беседе с испытуемым.

Материалы : А4, простой карандаш, (цветные, краски по желанию)

Предложите ребенку лист бумаги, дайте краски (используйте все цвета), кисточку и озвучьте задание

«Нарисуй, пожалуйста, барашка в бутылке».

Далее испытуемому предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как чувствует себя барашек?
  2. Как чувствует себя бутылка?
  3. О чем мечтает барашек?
  4. О чем мечтает бутылка?
  5. Чего тревожит барашка?
  6. Что может тревожить бутылку?
  7. Как барашек оказался в бутылке?
  8. Хочет ли выбраться из бутылки? Почему?
  9. Если да, то как?

Ответы на вопросы лучше фиксировать, чтоб Вы всегда могли к ним вернуться.

Нормальными считаются ответы:

  • Ему там хорошо, тепло, комфортно
  • Немного тесновато, но он может выбраться без проблем и т.д.

Ответы на вопросы, которые требуют работы с ребенком, звучат так:

  • Ему там плохо, одиноко, холодно, грустно. Все, что с негативной окраской.

Интерпретация результатов диагностики

Барашек – символизирует автора работы.

— Насколько ярко, четко, пушисто прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно человек ощущает себя в родительской семье и наоборот. Чем больше шерсти, он упитаннее, тем комфортнее ребёнку в семье, безопаснее, психологически здоров.

— Эмоции на мордочке — самая частая эмоция ребёнка в семье

— Возраст барашка — психологический возраст человека в контексте семьи.

— Наличие хорошо прорисованных рожек и ног – это знак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможность наличия сопротивления ребенка по отношению к родителям.

— Рога и копыта часто встречаются в работах подростков, когда происходит процесс психологического и эмоционального отделения от родительской семьи. Если автор изображает барашка в негативном образе, это трактуется как непринятие себя. (Пример №1)

Рога – ментальная агрессия (в мыслях гадости)

Выделен рот – вербальная агрессия (хамство)

Выделены копыта – физическая агрессия

— Большое значение придается положению барашка в бутылке. Если барашек твердо стоит на ногах на дне бутылки это означает, что автор работы находится в семье, в которой испытывает стабильность, устойчивость. Бутылка в может быть изображена как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.

  • Поза: барашек в норме стоит, это хорошо готов к сепарации;

сидит — частично готов,

лежит — здесь вторичные выгоды не отделяться от семьи (жильё). Можно задать вопрос: нет ли в жизни стрессового фактора, который давно мучает.

  • Изображен в профиль — ищет пути сепарации

В анфас — подзавис

Распятый барашек — человек на разрыве.

  • В какую сторону направлена голова барашка?

Хорошо, если к горлышку -готов к сепарации.

Если висит в воздухе – подвисает: в какой сфере жизни сейчас подвисаете? Где долго не можете принять решение?

Направленность барашка к горлышку бутылки, может трактоваться, как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Возможен вариант: когда барашек находится в положении противоположном – спиной к горлышку бутылки и лицом к донышку, это трактуется, как не желание испытуемого покидать родительскую семью, наличие, наличие опасений связанных с самостоятельностью (Пример №2).

  • Если барашек наполовину вылез из бутылки — головой понимаю, что пора отделяться, пока не может: какие-то вторичные выгоды (материальные квартирные)
  • Если бутылка плавает по воде, то семья придает сильную эмоциональную неустойчивость

Бутылка – символ родительской семьи. Очертания бутылки имеют свое значения. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – может трактоваться как близость автора работы к маме, и символизирует потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы бутылки – в характере автора работы преобладают отцовское начало, отцовские черты характера.

Бутылка лежит – хорошо, родители приняли внутреннее решение к взрослению ребёнка. Стоит – сопротивление взрослению.

Прямая угловатая — папская или мамкая — тяготит кругу: чьи убеждения на данный момент являются приоритетными.

Наличие дополнительных элементов в бутылке, элементов эмоционального комфорта — желание удержать ребёнка в семье, гиперопека. Когда внутреннее пространство бутылки украшается элементами интерьера, создается замкнутый уютный микроклимат, это свидетельствует о чрезмерной родительской опеки, и о том, что автор работы воспринимает такую опеку положительно. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают ребенка права на принятие самостоятельных решений и возможности представления жизни за пределами семьи, это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Если несколько барашков — уточнить наличие братьев, друзей

Этикетку на бутылке (часто рисуют подростки) — в данное время исследует тему алкоголя. Часто подростки рисуют бутылку и подписывают её названием алкогольного напитка, это может говорить о том что в данный момент подростка интересуют спиртные напитки, пребывает в состоянии построения своего отношения к алкоголю (Пример №3). В этот момент педагогам и психологам важно не упустить и провести необходимые воспитательные и коррекционные мероприятия.

Украшение внешнего окружение бутылки важно окружающим показать, какая хорошая семья

Если бутылка разбитая, трещины — может быть признаком насилия (психологического, физического, сексуального)

Горлышко широкое и короткое — способствует отделению, это хорошо. И наоборот.

Следует обратить особое внимание на горлышко, сопоставить с размерами барашка. Соответствуют ли размеры барашка величине горлышка бутылки? Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или может барашек крупнее горлышка? А может ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

Встречаются работы, в которых горлышко закрыто пробкой, это может трактоваться как проявление гиперопеки, автор работы ощущает себя под контролем со стороны родителей, все решения принимаются за него, и он явно не скоро будет готов к самостоятельности и отделению от родительской семьи. (Пример №2).

Лестница — внешний ресурс, кто-то должен помочь повзрослеть

Вода в бутылке – зажатые эмоции

Когда бутылка надбита или разбита это может трактоваться как наличие психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Автор: Олег 16 лет

  1. Как чувствует себя барашек? Ответ: Ему нравится , что он в бутылке
  2. Как чувствует себя бутылка? Ответ: Бутылка чувствует себя вполне комфортно
  3. О чем мечтает барашек? Ответ: Что бы ему в бутылку кинули еще пару барашков, и ему тогда не будет одному скучно
  4. О чем мечтает бутылка? Ответ: О том, что б ее открыли
  5. Что тревожит барашка? Ответ: Ничего не тревожит
  6. Что может тревожить бутылку? Ответ: Боится что ее откроют

На рисунке изображен большой, роскошный барашек, упитанный, счастливый, довольный, что и характеризует самоощущение автора в окружении родительской семьи. Отсутствуют рожки, копыта – это может трактоваться как мягкость, послушание автора в отношениях с родителями, способность договариваться. Можно предположить, что в семье автора есть все самое необходимое ему для жизни в родительской семье. По ответам можно понять, что ему для полного счастья не хватает лишь компании, друзей, возможно брата или сестры.

Барашка направлен к горлышку бутылки, к выходу, но размеры горлышка и пробка мешают ему. Наличие пробки трактуется как нежелание родителей, что бы ребенок отделился от семьи, также показатель чрезмерной опеки над ребенком. Еда и вода – это созданные родителями условия для комфортного пребывания в семье, и проявленное желание о том чтобы ребенок как можно дольше оставался в семье. Плавные формы бутылки могут говорить об близости к матери.

Ответы на вопросы соответствуют диагностической информации согласно рисунку. Подростку и родительской семье удобно в таких условиях, всех устраивает положение взаимной привязанности, близости.

Методика «Барашек в бутылке» является как проективной методикой так и арт — терапевтической.

После проведения данной методики, обязательно обсудите ее с родителями ребенка. Особенно, если результат Вас насторожил, и Вы выявили, что ребенка, что-то беспокоит и в этой методики он проявил тревогу или страх или любые другие переживания. Предложите родителям, чтоб с их ребенком поработал специалист. Методику эффективно проводить как с детьми, подростками, взрослыми, беременными. Всегда методика дает интересные и удивительные результаты, после которых не хочется останавливаться, а хочется оттачивать мастерство в понимании человеческих отношений и дальше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.

Данный опыт является обобщением системы работы по коррекции недоразвития речи у дошкольников с использованием театрализованных игр. Театрализованные игры — один из самых эффективных способов коррекцио.

Материал по психолого-педагогической коррекции Проблема: «Ребёнок старшего дошкольного возраста не реагирует на просьбы взрослого».

«Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста», ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро.

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра.

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»).

Конспект игровой деятельности по коррекции нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста содержит содержит игры и упражнения, направленные на снятие агрессии, психоэмоционального и телесно.

Источник

Adblock
detector