Меню

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого — педагогическая программа коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
рабочая программа по психологии по теме

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Программа предназначена для психологической работы с детьми разного возраста, с особыми образовательными потребностями в возрасте 8-15 лет.

На занятиях могут быть несколько учеников, требующих коррекцию. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся вместо уроков английского языка или физики или химии или информатики.

Скачать:

Вложение Размер
Для детей с ОВЗ 1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос.

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де.

Рабочая программа социально-психологического сопровождения подростков (11-15 лет) .

Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения.

laquo;Методы коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей&raquo.

Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха.

Источник

Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 19.09.2020 2020-09-19

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Мозговая, И. В. Коррекция расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Мозговая, Н. Н. Кокоткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/329/73697/ (дата обращения: 09.06.2021).

В статье описывается опыт коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения с использованием методов специальной психологии и педагогики. Приводятся данные сравнительного анализа реализации корригирующей программы.

Ключевые слова: коррекция, поведение, эмоционально-волевая сфера, обучающиеся, ограниченные возможности здоровья.

Актуальность исследования. Проблема эмоционально-волевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет особую значимость в связи с тем, что процесс внутренней регуляции поведения и обучения обеспечивается в значительной мере эмоционально-волевой составляющей активности ребенка.

Степень разработанности проблемы. Тема коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ к настоящему времени хорошо изучена и результаты исследований представлены в научных изданиях: в философии Р. А. Петросян, в медицине В. А. Гурьевой, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, в психологии и педагогике Е. М. Беспаленко, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготским, Б. И. Додоновым, Т. М. Земцовой, К. Н. Корниловым, Е. Л. Милютиной, С. Л. Рубинштейн, И. Ф. Руденко, В. И. Селивановым, Д. Н. Узнадзе, М. В. Чумаковым и др.

В рамках специальной педагогики и психологии особенностям эмоциональной сферы уделяли внимание О. К. Агавелян, Д. В. Березина, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Т. Б. Пискарева, Т. А. Процко, О. Е. Шаповалова и другие ученые.

Однако, в настоящее время проблема эмоционально-волевых расстройств у детей с ОВЗ не решается в полной мере. Расстройства эмоционально-волевой сферы и их коррекция, а также воспитание детей с ОВЗ — одна из центральных проблем современной общей и коррекционной психологии и педагогики. Дети с подобным диагнозом относятся к «группе риска», так как без специальной помощи нарушения поведения становятся стойкими вплоть до патологии в развитии личности. Поэтому организация системы коррекционной помощи, социальная и психологическая адаптация детей данной категории становится приоритетной задачей для психологов.

К особенностям нарушений в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ относятся:

− реактивные состояния — нервно-психические расстройства, синдром гиперактивности;

− конфликтные переживания, внутриличностные конфликты;

− психастения — нарушение психической и интеллектуальной деятельности, ослабление нервно-психических и познавательных процессов;

− психопатия — патологический склад характера, проявляющийся в неуравновешенности поведения, дезадаптации к условиям социальной и учебной среды.

Причинами нарушения эмоционального развития могут выступать конституциональные причины (тип нервной системы, биотонус, соматические заболевания, расстройство аутистического спектра; задержка психического развития, различные формы детского церебрального паралича, обменные нарушения и др.)

В центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции находятся дети с различными диагнозами, что осложняет работу педагога-психолога, так как различные эмоциональные нарушения требуют индивидуализации корригирующих занятий. Для решения задач коррекции расстройств эмоциональной сферы и поведения обучающихся с ОВЗ была разработана программа, которая является частью научного исследования.

Цель исследования — подбор и обоснование методов коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: разработать программу, включающую разделы: комплексная оценка психического здоровья детей с ОВЗ; психическое здоровье детей в норме и патологии; составляющие психологической устойчивости у детей;

патологии эмоциональной сферы; функциональные расстройства эмоциональной регуляции; методы коррекции эмоционально-волевой сферы; лекотека как средство коррекции эмоций; психологические игры и упражнения; самотренировка воли; цветотерапия; арт терапия; песочная терапия.

Объект исследования — дети с ОВЗ

Предмет исследования — эмоционально-волевые нарушения и их коррекция.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие младшие школьники КОУ ВО «Воронежский центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции». Всего участвовали 20 обучающихся (2 девочки и 18 мальчиков). В группу испытуемых вошли дети с расстройством аутистического спектра, дети с задержкой психического развития; дети с детским церебральным параличом. Все испытуемые имеют расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Сравнительный анализ был проведен на трех категориях детей. Исследование началось в сентябре 2019 года. Всего было два мониторинговых среза — в сентябре 2019 и начало сентября 2020 года. Исследование будет продолжаться до 2022 года.

Методы исследования: психологические игры («Кто есть кто?», «Комплимент по кругу», «Тропинка в сказочный лес», «Приключения Хрюши» и др.); использование сенсорной комнаты для релаксации или стимуляции центральной нервной системы; рисунки песком; игровые средства для развития сенсорики; игровые средства для развития мышления; игровые средства для изучения окружающего мира и формирования картины мира; игровые средства для социально-эмоционального развития и коррекции поведения; игровые средства для сюжетно-ролевых игр.

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования мы выбрали негативные эмоции и наблюдали за их изменениями в процессе реализации программы. Мы отслеживали по мере проведения коррекционных занятий состояния, связанные с оценкой значимости для обучающихся действующих на них факторов. К таким состояниям отнесены: страх; гнев; агрессия (предметная, физическая и вербальная); депрессия; месть; тревога.

Использовался метод наблюдения за изменением настроения, формой эмоций, которые характеризуются диффузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью. Эмоциональный тон служит отправной точкой для проведения коррекции. Для отслеживания динамики применялся метод бальной оценки: 0 баллов — изменений не произошло; 1 балл — незначительные изменения; 2 бала –изменения частичные; 3 балла — значительные изменения; 4 балла — результат достигнут. Приведенные данные являются среднеарифметическим значением по группе детей. Например, дети с РАС имели очень низкий результат, а дети с ЗПР — более высокий.

Данные исследования и реализации программы приведены в диаграмме.

Диаграмма отражает изменения, происходящие в эмоционально-волевой сфере обучающихся с ОВЗ. Отмечено, что наибольшего успеха удалось добиться в коррекции агрессии, мести и страха. Тревожное состояние очень трудно поддается корректировке, хотя дети получают фармакологическое лечение. И даже комплексная коррекция показала очень незначительные изменения изменении эмоционального состояния.

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ

Вывод: разработанная и апробированная программа комплексной психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевого развития и поведения детей с ОВЗ, основанная на возрастных и типологических особенностях, показала свою результативность. Способности к волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности не измерялись, но изменение поведения отмечалось в журнале научных наблюдений. Изучение самоидентификации эмоциональных реакций эмоциональных отношений, рефлексивного отношения к собственным эмоциональным состояниям и к социуму было частичным и об изменениях трудно судить. Замечено, что дети с ДЦП и сохранным интеллектом более восприимчивы к коррекции эмоционально-волевой сферы. Исследование будет продолжено и полученные результаты являются основанием для коррекции программы коррекции расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей с ОВЗ.

  1. Левченко Ирина Юрьевна. Психологическая помощь в специальном образовании: Учебник / Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 314 с.:

Источник

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Якименко Яна
Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекция эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическая жизнь ребенка представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Необходимым элементом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как комплекс внутренних психологических состояний.

Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоциональной сферы детей имеет большое значение, и не уступает по важности познавательной сфере.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, агрессивность, тревожность, отсутствие развитой самооценки, что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Под влиянием избыточной информации, эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, вследствие чего ребенок испытывает трудности в обучении, проблемы в общении со сверстниками. А внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более сложен.

Поэтому коррекция и профилактика эмоционально-волевой сферы является одной из актуальных проблем работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать себя, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Работая в МКУ «Реабилитационный центр» несколько лет, я тоже столкнулась с этой проблемой в своей практике. Я убедилась, что с такими детьми необходима целенаправленная и организованная работа.

Для этого мною была разработана и апробирована программа «Мир эмоций».В процессе работы я ставила следующие цели и задачи:

• знакомство и систематизация знаний базовых эмоциях (радость, удивление, страх, гнев, горе);

• закреплять знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, горе;

• обучать детей умению распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей)по различным признакам: мимике, пантомиме, голосу;

• воспитывать доброжелательное, внимательное отношение к другим, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

• систематизировать знания об эмоциях и эмоциональных состояниях с помощью зрительных образов, отражающих различные стороны человеческих эмоций;

• обогащать эмоциональную сферы детей с ОВЗ; активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: «радость», «грусть», «печаль», «злость», «испуг»», «сердиться»;

• закреплять умения открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими);

• закреплять способности распознавать и определять эмоциональные состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам);

• развивать творческие способности и воображение в процессе общения и выполнения игровых заданий;

• учить ребенка адекватно реагировать на отрицательные эмоции (страх, гнев).

• развивать эмпатию, способности к сопереживанию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20- 30 минут. На моих занятиях дети сидят на ковре или на стульях, поставленных кругом, видят глаза друг друга. При формировании группы я учитываю личностные особенности каждого ребенка. Поэтому я не включаю в группу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка.Каждое мое занятие состоит из трех частей: вводная часть, основная и завершающая часть Вводная часть ставит целью включить детей в работу группы. Я настраиваю группу на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Обязательным элементом является приветствие друг друга и психогимнастические упражнения.

В основную часть занятия входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы посредством арт-терапии («Доброе утро мышат», «Кислый лимон», «Я радуюсь, когда….», «Зеркало» и др.).

Главная задача заключительной части — снятие у детей эмоционального возбуждения. Она включает в себя релаксационные дыхательные и мышечные упражнения, которые проходят под спокойную музыку («Пение птиц», «Шум прибоя», Вивальди А. «Времена года» и др.).

Пример: Настя Т. в общении со сверстниками не могла наладить дружеский контакт, все попытки заканчивались конфликтом и отдалением Насти от детского коллектива. На занятиях я часто просила Настю показать наглядно, как выполнятся упражнения (например, «Котик», «Морщинки», начинала занятия с обменом комплиментами для каждого ребенка в группе.Спустя несколько занятий были заметны первые результаты: Настя Т. по отношению к окружающим меньше проявляет враждебности, стала терпеливее и сдержаннее, вспышки агрессии значительно снизились, на просьбы детей и взрослых откликалась с радостью, сама предлагала помощь. Дети по отношению к Насте также проявляли терпение, отношение стало дружелюбнее, ее приглашают в совместные игры и развлечения.

Думаю, что дальнейшая работа по коррекции и профилактики проблем развития эмоциональной сферы крайне необходима нашим воспитанникам.

Занятия по моей программе помогли детям познакомиться с эмоциями; научиться распознавать эмоции и чувства, как своих, так и окружающих людей, открыто их проявлять, говорить о них; упражнения помогли развить эмпатию и чувство сопереживания к сверстникам и взрослым; обогатить мимику и жесты, что позволяет более точно выражать свои эмоции.

Благодаря занятиям дети научились радоваться успехам друг друга, «выпускать пар», давая выход негативным эмоциям без вреда окружающим.

Обязательным условием для эффективной работы по программе является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Важно было напомнить родителям, а некоторых и научить, что нужно с уважением относиться к чувствам ребенка. Каждый родитель получил «домашнее задание» по совместному прочтению сказок и просмотру мультфильмов, с дальнейшим их обсуждением (с кем из героев ассоциирует себя ребенок, как менялись эмоции и чувства ребенка во время просмотра); отслеживать, как меняется настроение ребенка в течение дня, что его расстроило, что его радует.

Я проводила консультирование родителей не только в форме бесед, а также в виде памяток с рекомендациями о разделении чувств и поступков, буклеты и наглядные консультации (буклет «Дети и жестокость», наглядная консультация «Гиперактивный ребенок», «Особенности общения детей со сверстниками»). Благодаря тесному сотрудничеству с семьей мы достигли более высоких показателей в решении общей проблемы.

Таким образом, коррекция и профилактика эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является одним важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Тесное взаимодействие «семья»«ребенок»«воспитатель» помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья справиться с возможными эмоциональными трудностями в будущем. Занятия по программе учат и помогают детям самостоятельно справиться с эмоциональной неустойчивостью и адекватной реакцией на стрессовые ситуации, развивают способность устойчиво переносить жизненные трудности, учат распознавать эмоции собеседника по мимике и жестам.

На основании выше изложенного, можно сделать выводы, что выбранная тема является актуальной, а работа по программе на данный момент успешно реализовывается.

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Источник

Читайте также:  Статьи про здоровья для родителей
Adblock
detector