Меню

Коррекционный компонент образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная напрвленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Учителя могут познакомиться с особенностями процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Узнать, в чем заключается коррекционная напрвленность процесса обучения » особенных» детей.

Представлены методические принципы построения содержания учебного материала.

Обозначены основные условия для успешной реализации коррекционной напрвленности обучения детей с ОВЗ.

Из опыта работы предложена система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
korrektsionnaya_napravlennost.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ

Обучение — процесс двусторонний, предполагающий , с одной стороны , деятельность учителя ( преподавание) по организации и активации познавательной деятельности учащихся, с другой стороны- деятельность учащихся (ученик) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.

Особенность процесса обучения детей с ОВЗ:

  • целенаправленность;
  • двусторонность;
  • противоречивость;
  • систематичность;
  • комплексность.

Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной основы обучения, т. е. Обучение строится с опорой на все органы чувств.

Методический принцип построения содержания учебного материала:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
  • опора на жизненный опыт ребенка;
  • опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
  • введение в содержание уроков коррекционных методов и приемов , предусматривающих активацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с ОВЗ:

  1. Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается « зона ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспект, но и в эмоциональном:

-создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками ( работа в подгруппах).

— активацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. На всех этапах обучения ребенка;

— формирование «адекватной реакции на успех».

  1. Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания. Тем самым, оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
  2. Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, « внешних» действий, в других- путем оперирования наглядными образами, т. е. Осуществляется переход от « внешних» действий к умственным.

4. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.

  1. Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
  2. Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.

Система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.

Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень- памятью и т. д. Зная только особенности развития своих учеников, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка.

Стараться раскрыть творческий потенциал ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.

Психологической сущностью обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. Психологически ориентированное обучение.

В своей практике я опираюсь на следующие э тапы и уровни усвоения знаний:

1-й этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.

2-й этап — понимания знаний -задания типа: объясни, нарисуй схему.

3-й этап- применение знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.

Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.

Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания- с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодаления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

Примерный материал для практического овладения учащимися способа образования слов с помощью приставок.

1-й этап. Воспроизведение знаний.

1 . Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. Пронаблюдайте за изменением значений этих слов.

Была зима. Дети открыли форточку. В нее влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кухню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.

  1. Спишите слова, обозначьте в них приставку. Составьте словосочетания с ними.
  2. Образуйте с помощью приставок по 3 слова с указанным значением так, чтобы корень начинался на согласную.Составьте с ними предложения .

с- ( со значение соединять)

вы- ( направить наружу)

про- ( двигаться сквозь что-нибудь)

Приставка по- суффикс -к

  1. Вставьте в предложения приставочные глаголы от слова «бежать», приставки выделите.

Жеребенок (бежать) рядом с телегой.

Жеребенок …..( К) речке.

Женя … (к) жеребенку.

Жеребенок. (через) доргу.

Жеребенок . (в) сарай.

  1. Образуйте при помощи приставок новые слова. Впишите, где надо Ъ знак. Составьте словосочетания.

с- : экономить, есть, уметь, ежиться.

2-й этап. Понимание знаний.

  1. Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения.

Мальчик ( приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту .

  1. Выпишите в 2 столбика слова с приставкой -пере- : а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия. Составьте с ними предложения.

3.Подберите к выделенным глаголам глаголы с приставкой -при , имеющие противоположное значение. Пронаблюдайте за изменением их значения.

Самолет улетает в семь часов утра.

Из услышанного обозначаются только слова с приставками.

3-й этап. Применение знаний.

  1. Прослушайте отрывок стихотворения. Выпишите слова, в которых есть приставки с буквой -о. Выделите приставки. Объясните, почему их правописание не совпадает с произношением.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И, журавли, печально пролетая,

Уж не жалеет больше ни о ком.

О каком времени года говорит поэт? Какие слова стихотворения помогают ответить на этот вопрос? В выделенных словах обозначьте приставку.

  1. Образуйте при помощи приставки напишите в течении 5 минут как можно больше слов от слова -полз.
  2. Образуйте новые слова с приставками : -без, -сверх от слов: инициативный, интересный, известный, искусственный. Сравните, какие из записанных слов характеризуют человека отрицательно?
  3. Чем различаются слова? Объясните.

Составьте с ними словосочетания или предложения.

  1. Выборочный диктант( запишите глаголы, имеющие приставку).
  2. Докажите, какими приставками можно выразить начало, а какими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:

за,- по-, от-, пере-, на-

Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил.

Вышеперечисленные задания помогают детям при изучении темы « Образование слов при помощи приставок» усваивать модели различных предложений, т. к. значение каждого образованного с помощью приставки слова уточняется в контексте, т. е. В словосочетаниях и предложениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух.

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це.

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно .

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

В данной статье представлен материал на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ОВЗ.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ
статья на тему

Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание опирается на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определенным опытом жизнедеятельности, с учетом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

· коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:

— дошкольные детские дома;

— дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.

· коррекционные образовательные учреждения:

— школы I – VIII видов;

— специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.

· коррекционные учреждения начального профессионального образования;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:

— центры диагностики и консультирования;

— центры психолого-медико-социального сопровождения;

— психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

· Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.

Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.

Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.

II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.

III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.

IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.

VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.

Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.

Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:

1 ступень— начальное общее образование;

2 ступень— основное общее образование;

3 ступень— среднее (полное) общее образование.

Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.

Инклюзивному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:

· имеющие снижение слуха до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях:

· ­имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);

· имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);

· имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;

— ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).

Плюсы и минусы инклюзивного образования

1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей

4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи, мед.работники)

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

Другие варианты обучения детей с ОВЗ

1. Домашнее обучение

— преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

— обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;

— по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

2. Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование — в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Сущность личностно-развивающего обучения в коррекционной школе — не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций.

а) основные элементы личностно-развивающих занятий, адаптированных для использования в коррекционной школе;

б) организация разнообразной учебной среды, способствующей не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем;

Правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности, использование личностно-развивающего обучения способствуют коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза) позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.

Источник

Читайте также:  Обж тема урока укрепление здоровья
Adblock
detector