Коррекционная напрвленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Учителя могут познакомиться с особенностями процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Узнать, в чем заключается коррекционная напрвленность процесса обучения » особенных» детей.
Представлены методические принципы построения содержания учебного материала.
Обозначены основные условия для успешной реализации коррекционной напрвленности обучения детей с ОВЗ.
Из опыта работы предложена система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_napravlennost.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная направленность обучения детей с ОВЗ
Обучение — процесс двусторонний, предполагающий , с одной стороны , деятельность учителя ( преподавание) по организации и активации познавательной деятельности учащихся, с другой стороны- деятельность учащихся (ученик) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.
Особенность процесса обучения детей с ОВЗ:
- целенаправленность;
- двусторонность;
- противоречивость;
- систематичность;
- комплексность.
Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.
Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной основы обучения, т. е. Обучение строится с опорой на все органы чувств.
Методический принцип построения содержания учебного материала:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опора на жизненный опыт ребенка;
- опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
- введение в содержание уроков коррекционных методов и приемов , предусматривающих активацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.
Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения детей с ОВЗ:
- Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается « зона ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспект, но и в эмоциональном:
-создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками ( работа в подгруппах).
— активацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п. На всех этапах обучения ребенка;
— формирование «адекватной реакции на успех».
- Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания. Тем самым, оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
- Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, « внешних» действий, в других- путем оперирования наглядными образами, т. е. Осуществляется переход от « внешних» действий к умственным.
4. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
- Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.
Система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.
Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень- памятью и т. д. Зная только особенности развития своих учеников, мы можем достаточно обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка.
Стараться раскрыть творческий потенциал ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.
Психологической сущностью обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т. е. Психологически ориентированное обучение.
В своей практике я опираюсь на следующие э тапы и уровни усвоения знаний:
1-й этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.
2-й этап — понимания знаний -задания типа: объясни, нарисуй схему.
3-й этап- применение знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.
Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.
Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.
Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания- с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодаления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Примерный материал для практического овладения учащимися способа образования слов с помощью приставок.
1-й этап. Воспроизведение знаний.
1 . Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. Пронаблюдайте за изменением значений этих слов.
Была зима. Дети открыли форточку. В нее влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кухню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.
- Спишите слова, обозначьте в них приставку. Составьте словосочетания с ними.
- Образуйте с помощью приставок по 3 слова с указанным значением так, чтобы корень начинался на согласную.Составьте с ними предложения .
с- ( со значение соединять)
вы- ( направить наружу)
про- ( двигаться сквозь что-нибудь)
Приставка по- суффикс -к
- Вставьте в предложения приставочные глаголы от слова «бежать», приставки выделите.
Жеребенок (бежать) рядом с телегой.
Жеребенок …..( К) речке.
Женя … (к) жеребенку.
Жеребенок. (через) доргу.
Жеребенок . (в) сарай.
- Образуйте при помощи приставок новые слова. Впишите, где надо Ъ знак. Составьте словосочетания.
с- : экономить, есть, уметь, ежиться.
2-й этап. Понимание знаний.
- Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения.
Мальчик ( приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту .
- Выпишите в 2 столбика слова с приставкой -пере- : а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия. Составьте с ними предложения.
3.Подберите к выделенным глаголам глаголы с приставкой -при , имеющие противоположное значение. Пронаблюдайте за изменением их значения.
Самолет улетает в семь часов утра.
Из услышанного обозначаются только слова с приставками.
3-й этап. Применение знаний.
- Прослушайте отрывок стихотворения. Выпишите слова, в которых есть приставки с буквой -о. Выделите приставки. Объясните, почему их правописание не совпадает с произношением.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И, журавли, печально пролетая,
Уж не жалеет больше ни о ком.
О каком времени года говорит поэт? Какие слова стихотворения помогают ответить на этот вопрос? В выделенных словах обозначьте приставку.
- Образуйте при помощи приставки напишите в течении 5 минут как можно больше слов от слова -полз.
- Образуйте новые слова с приставками : -без, -сверх от слов: инициативный, интересный, известный, искусственный. Сравните, какие из записанных слов характеризуют человека отрицательно?
- Чем различаются слова? Объясните.
Составьте с ними словосочетания или предложения.
- Выборочный диктант( запишите глаголы, имеющие приставку).
- Докажите, какими приставками можно выразить начало, а какими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:
за,- по-, от-, пере-, на-
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил.
Вышеперечисленные задания помогают детям при изучении темы « Образование слов при помощи приставок» усваивать модели различных предложений, т. к. значение каждого образованного с помощью приставки слова уточняется в контексте, т. е. В словосочетаниях и предложениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух.
В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це.
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно .
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени.
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
В данной статье представлен материал на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ОВЗ.
Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ
статья на тему
Коррекционное обучение, как основа личностного развития детей с ОВЗ
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально-типологические особенности, разработку специальных коррекционных воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений, дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в современное общество. Большие возможности для такой работы раскрываются в использовании личностно-ориентированного обучения и развития. Личностно-ориентированное обучение и воспитание опирается на личность ребёнка, как индивидуальность, самоценность, с определенным опытом жизнедеятельности, с учетом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития,
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Специальные образовательные учреждения делятся на:
· коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:
— дошкольные детские дома;
— дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.
· коррекционные образовательные учреждения:
— школы I – VIII видов;
— специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.
· коррекционные учреждения начального профессионального образования;
· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:
— центры диагностики и консультирования;
— центры психолого-медико-социального сопровождения;
— психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
· Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.
Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.
I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.
II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.
III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.
IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.
V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.
VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.
VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.
Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.
Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:
1 ступень— начальное общее образование;
2 ступень— основное общее образование;
3 ступень— среднее (полное) общее образование.
Инклюзивное образование – это воспитание и обучение детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских садах) вместе с нормально развивающимися детьми.
Инклюзивному обучению по программе общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети:
· имеющие снижение слуха до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
· имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
· имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
· имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано двумя путями: посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении; путем совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).
Дети, имеющие тяжелые сенсорные, физические и интеллектуальные нарушения развития, которые не подлежат (или ограниченно подлежат) инклюзивному обучению в общеобразовательных учреждениях:
· имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);
· имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);
· имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;
— ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Плюсы и минусы инклюзивного образования
1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками
1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу
2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми
2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку
3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе
3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ
4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей
4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи, мед.работники)
5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества
Другие варианты обучения детей с ОВЗ
1. Домашнее обучение
— преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;
— обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;
— по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
2. Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование — в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Сущность личностно-развивающего обучения в коррекционной школе — не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание уникальности каждого ученика, пересмотр ряда профессиональных позиций.
а) основные элементы личностно-развивающих занятий, адаптированных для использования в коррекционной школе;
б) организация разнообразной учебной среды, способствующей не только повышению учебной мотивации учащихся, но и созданию атмосферы сотворчества и сотрудничества, взаимного доверия между ребёнком и учителем;
Правильно составленная программа индивидуальной работы с учащимися с опорой на потенциальные возможности личности, использование личностно-развивающего обучения способствуют коррекции нарушенных психических функций и личностных качеств, развитию сохранных до максимально возможного уровня, формированию прочных привычек нравственного поведения, обеспечивающих социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья (конституционного, соматогенного, психогенного происхождения, церебрально-органического генеза) позволяет наиболее точно определить методы работы и спрогнозировать ожидаемые результаты, решение которых зависит от целого ряда психолого-педагогических проблем, центральная из которых – соотношение обучения и развития с ориентацией на каждого конкретного ученика.
Источник