Меню

Коррекционно развивающие технологии обучения с ограниченными возможностями здоровья

Доклад. Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Скачать:

Вложение Размер
doklad._korrektsionno-razvivayushchie_tehnologii_v_obuchenii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 26.75 КБ
pamyatka.docx 15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Обобщение литературных источников и опыта педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

2. Постепенное усложнение учебного материала , подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала , опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение , частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера . Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов . При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:

Традиционные технологии обучения

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно – иллюстративные технологии

работая с учащимися с задержкой психического развития в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.

Рассматривание иллюстраций привело нас с детьми к возможности обратного процесса – созданию собственных «картин» . Учащиеся получают домашнее задание: нарисовать картинку к изучаемому явлению, понятию.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.

Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Например, при изучении гидростатического давления и в теме «Плавание тел»:

Про море вспомнить в самый раз.

А где же водолаз?

И правду ль водолаз гутарит:

«Чем глубже, тем сильнее давит»?

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь!

По закону Архимеда

Не утонет в речке мяч!

Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке : перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), которая позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения — скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

Учитывая Интерес учащихся к компьютеру, Интернету я использую следующие задания: поиск нужной информации в Интернете, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов , схем и рисунков. На уроках использую презентации . тестовые технологии

Технология уровневой дифференциации.

Ц ель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. С читаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль — обобщающих уроках.

М ожно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

А нализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  • Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • П овышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
  • П овышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии

  • · Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;
  • · Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;
  • · Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
  • · Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
  • · Развиваются способности детей, повышается самооценка.

Источник

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
материал на тему

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_zasedanii_rmo_korrektsionno-razvivayushchie_tehnologii_v_obuchenii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 23.58 КБ

Предварительный просмотр:

по теме: «Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выполнила: учитель начальных классов Михайлова Алёна Геннадьевна

В системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся.

В настоящее время трудности в обучении, по данным различных исследований испытывают от 15 до 40 % обучающихся.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья .

Структура и содержание образования имеют специфические особенности, а характер усвоения учебного материала этими учащимися несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Это вызывает у учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, определённые сложности в организации учебного процесса и учебно-познавательной деятельности. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в методику обучения различных школьных предметов.

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) классах, необходим качественно новый подход к их обучению.

Обобщение литературных источников и опыта педагогов позволило выделить основные принципы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Создание ситуации успеха на уроке, возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Например, при заполнении кроссворда учащийся может сначала воспользоваться карандашом, чтобы при обнаружении ошибки стереть надпись.

Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ.

2. Постепенное усложнение учебного материала , подача его небольшими дозами. При этом задания на каждом уроке необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).

3. Использование на уроке большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.

4. Усиление практической направленности учебного материала , опора на жизненный опыт ребенка.

5. Многократное, поэтапное повторение , частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика и т. п.).

6. Для облегчения работы обучающихся важно использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера . Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках заданных объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с обучающимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании:

Традиционные технологии обучения

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Объяснительно – иллюстративные технологии

работая с учащимися с задержкой психического развития в первую очередь необходимо развивать образное мышление, использовать образные представления и предлагать выполнять те виды умственной деятельности, которые детям наиболее близки и понятны. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — так говорит народная мудрость. Учитель скажет: зрительные впечатления (образы) ярче и лучше, чем словесные, рисуют картину, врезаются в сознание и дольше остаются в нем. Раз так, то в процессе обучения полезно использовать эту особенность.

Использование картин известных художников, иллюстраций, картинок, дающих представление о каком-либо физическом явлении.

Для многих детей усвоение и понимание теоретического материала в виде логического рассказа, вывода формул практически невозможно. Учащиеся, если не видят «картинку», испытывают затруднения. Рисунки всегда привлекают детей: они вглядываются в него, раздумывают над ним, советуются друг с другом по поводу содержания и незаметно для себя втягиваются в анализ рисунка и так же незаметно приходит понимание явления или закона.

Например, при изучении темы «Работа» иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» образно приводит учащихся к выводу: работа А=0, т.е. к такому же выводу, что сделал и сам баснописец.

Рассматривание иллюстраций привело нас с детьми к возможности обратного процесса – созданию собственных «картин» . Учащиеся получают домашнее задание: нарисовать картинку к изучаемому явлению, понятию.

Дети с удовольствием придумывают образы на уроках, хорошо запоминают изучаемое понятие или явление.

Использование отрывков из литературных произведений, загадок, пословиц, поговорок, связанных с изучаемым явлением. Иногда даже самый маленький детский стишок помогает осмыслить и запомнить физическое явление и закон.

Например, при изучении гидростатического давления и в теме «Плавание тел»:

Про море вспомнить в самый раз.

А где же водолаз?

И правду ль водолаз гутарит:

«Чем глубже, тем сильнее давит»?

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плачь!

По закону Архимеда

Не утонет в речке мяч!

Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Развитию мышления учащихся способствуют и различные игровые моменты на уроке : перебрасывание кубика формул, работа на время с карточками, обозначающими физические величины, единицы физических величин, «игра в слово». Дети очень любят игру в «черный ящик» (узнавание предмета по наводящим вопросам), который позволяет определять свойства и характеристики предметов, приборов, физического оборудования и т.д. Иногда учебную деятельность стимулирует самое простое задание: представить и показать явление (например, показ трения — скрип двери); кто быстрее решит задачу, быстрее соберет установку, выполнит эксперимент.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, можно мобилизовать зрительное восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья, применяя элементы информационно – коммуникационных технологий (в дальнейшем ИКТ). Организуя работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, одновременно необходимо создавать положительную мотивацию. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным урокам, на которых применяется компьютер не только как электронная доска, но и для индивидуальной работы школьников.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья чаще всего присуще безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, отсутствие или низкий уровень учебной мотивации, что приводит к недостаточному освоению базовых знаний. Поэтому необходимо обеспечить формирование и развитие учебных мотивов у таких школьников. Один из путей формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования положительных мотивов является ИКТ – компонент.

Учитывая Интерес учащихся к компьютеру, Интернету я использую следующие задания: поиск нужной информации в Интернете, подготовка сообщений по изучаемым темам, оформление своих творческих работ в виде документов, схем и рисунков. На уроках использую презентации, тестовые технологии

Технология уровневой дифференциации

Ц ель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. С читаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разно уровневые работы провожу на контроль — обобщающих уроках.

М ожно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

А нализируя знания обучающихся с применением элементов разно уровневого обучения можно сделать следующие выводы:

  • Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • П овышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
  • П овышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Применяя в работе рассмотренные принципы и технологии

  • · Учащиеся с ОВЗ не только получают «багаж» знаний, при изучении программного материала происходит развитие мыслительных процессов, формируется сфера практических умений учащихся;
  • · Материал учебника и рассказ учителя становится понятным, осознанно запоминается, ученик видит область практического применения знаний;
  • · Повышается мотивация учения, развивается потребность узнавать новое, самостоятельно добывать знания, приобретать новые практические навыки;
  • · Формируются коммуникативные отношения, умение сотрудничать со сверстниками и педагогами;
  • · Развиваются способности детей, повышается самооценка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це.

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб.

В данной работе рассказывается об организации работы с детьми с ОВЗ, об использовании ИКТ в работе с такими детьми.

Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Источник

Читайте также:  Индивидуальное здоровье это здоровье всего общества
Adblock
detector