«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
статья на тему
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения .
Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность. А вот непосредственно само обучение (набор знаний и навыков) в образовательном учреждении остается на заднем плане. Это все сводится к вопросу о качестве образования.
Каждый воспитанник дошкольного учреждения по-своему готов к школьному обучению на своем уровне развития. Это зависит от многих факторов, например,от интеллектуальных способностей, личностных качеств, в том числе и от ограниченных возможностей здоровья.
В условиях дошкольного учреждения коррекционно-развивающая работа ведется группой специалистов, которые преследуют цели всестороннего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и психо-физических возможностей.
Для полноценной картины рассмотрим понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»–это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания
В группы детей с ограниченными возможностями здоровья входят:
− дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
− дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);
− дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
− дети с тяжёлыми нарушениями речи;
− дети с задержкой психического развития;
−дети с умственной отсталостью;
−дети с расстройством аутистического.
Исходя из выше рассмотренной системы, психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного учреждения должна нести разрозненный метод обучения, где главной целью должно быть определение индивидуального маршрута коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
При реализации коррекционно-педагогической работы специалистами дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать такие принципы ее организации, как:
– единство диагностики и коррекции: наблюдение за динамикой развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важное значение для определения путей, методов и конкретного содержания на различных этапах обучения и воспитания;
– принцип этио- патогенетического подхода, с помощью которого определяется этиология, механизмы и структура дефекта при томили ином варианте ЗПР, что является основой для выбора оптимальной коррекционно-развивающей программы;
–принцип комплексного подхода. Диагностическая часть программы включает медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое исследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет прогнозировать его дальнейшее развитие в условиях адекватной педагогической коррекции;
– принцип качественного анализа результатов обследования;
–принцип учета закономерностей онтогенетического развития при организации коррекционно-педагогической работы. Важно выявить качественное своеобразие психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, определить их уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;
–принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
–принцип единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития;
–деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность ребенка является движущей силой развития, что ведущая деятельность в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
В организацию работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья входит:
1.Взаимодействие ДОУ с семьей лиц с ограниченными возможностями здоровья (разработка рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями; работа с детско-родительской парой).
2.Взаимодействие группы специалистов в процессе реализации коррекционно-развивающих задач.
3.Проведение открытых занятий.
Главная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этомпроцессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. И здесь актуальна проблема сочетаемости общеразвивающей и коррекционной программы ДОУ. Анализ последних лет показывает, что увеличивается количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Основную часть из таких детей составляет возрастная категория детей 5-6лет, которые не овладели в нормативные сроки правильным звукопроизношением и составляют основную группу риска по неуспеваемости, хотя они имеют полноценный слух и развитый интеллект. В работе с детьми в комбинированных группах очень важно взаимодействие логопеда и воспитателя при организации коррекционно-образовательной деятельности в ДОУ.
Возникающие проблемы, затрудняющие совместную деятельность воспитателя и логопеда:
• совмещать программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой ДОУ;
• нет единых требований к организации совместной деятельности воспитателя и логопеда в нормативных документах, методической литературе;
• в рамках рабочего времени возникает сложность в распределении запланированной коррекционной работы и требований СаНПиНа;
• отсутствует четкое деление функции между воспитателем и логопедом.
Принципы слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя:
1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
2. Принцип единства диагностики непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
3. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателя и детей.
4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
5. Принцип дифференцированного подхода к детям в процессе формирования правильной речи.Добиться поставленных задач можно только четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей, так как положительные результаты достигаются в тесном сотрудничестве.
Преемственность в работе с детьми ОВЗучителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года.
Формы коррекционно-развивающей работы между специалистами в ДОУ:
Совместная деятельность логопеда и воспитателя делится на основные виды:
1. Совместное планирование занятий воспитателя, которые обеспечат должное закрепление материала в разных видах деятельности детей.
2. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении, также составление плана совместной работы.
3. Подготовка ко всем детским праздникам (предполагается, что логопед выбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).
4. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
В функции логопеда входит:
– формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
– изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
– совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
– работа над коррекцией звукопроизношения;
– работа над коррекцией слоговой структуры слова;
– формирование послогового чтения;
– знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий;
– обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений;
– предупреждение нарушений навыков письма и чтения;
– развитие психических функций, напрямую связанных с речью: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение.
К функциям воспитателя относят:
– пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической темев процессе всех режимных моментов;
– учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
– системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов;
– стабильное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики;
– использование отработанных грамматических конструкций в ситуациях естественного общения у детей;
– закрепление навыков чтения и письма;
– формирование связной речи (такими методами, как заучивание стихотворений, текстов, потешек, знакомство с художественной литературой, работа с пересказами и составлением всех видов рассказывания);
– закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
– развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Необходимые игры и упражнения :
• дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций,подвижные игры с правилами;
• упражнения для развития артикуляционного аппарата;
• упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук;
• упражнения, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль над ними;
• работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;
• лексико-грамматические задания и упражнения по развитию связной речи.
Использование ИКТ в работе логопеда и воспитателя:
• проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня, по рекомендации логопеда, пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера;
• использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, совместно проводимые воспитателем и логопедом, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня;
• применение всевозможных логопедических игр и упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.
Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиН:
– использование новых моделей компьютера;
– работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы);
– проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.
Включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений. Положительные результаты в коррекции речи дошкольников достигаются только путем тесной взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей.
Там самым согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий,оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив.
Работа по данной системе психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает системный и непрерывный характер обучения каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности для коррекции, которая приводит к положительной динамике развития.
1. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебноепособие для студентов вузов / В. В. Лебединский. –Москва :Академия, 2006. –144 с.
2. Лизунова,Л. Р.Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: программно-методическое пособие. –Пермь : ОТ и ДО, 2010. –114с.3. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартдошкольного Образования.–Москва: Центр педагогического образования, 2014. –32
Источник
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Елена Григорьевна Быканова
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается гуманизация целей и принципов педагогической работы, идет процесс переосмысления обществом и государством отношения к детям с ОВЗ. Общество, наконец-то, осознало правоту слов,сказанных две тысячи лет назад: «Расти должны все цветы…».
Создание специальных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детских садах – это признание права ребенка с ОВЗ на полноценное детство. Такая группа на базе МБДОУ № 44 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово была открыта в апреле 1997 года и существует уже 20 лет.
Для того, чтобы способствовать развитию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка с ОВЗ, в ДОУ созданы следующие условия:
— участие в работе с ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, музыкального руководителя, медицинского персонала и др.);
— использование различных моделей интеграции больного ребенка в общество здоровых детей (постоянной, комбинированной и временной);
— многообразие форм организации образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия с приоритетом последних);
— отбор содержания воспитательной работы в соответствии с двигательными и интеллектуальными возможностями ребенка.
При определении целей, содержания и организационных форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата неизбежно возникает вопрос разработки конкретных методов и приемов, которые помогли бы развить понимание речи не говорящим ребенком, вовлечь в подвижную игру детей, передвигающихся с трудом. Пути решения данной проблемы мы попытаемся продемонстрировать на примере одного из видов детской деятельности — изобразительного.
Часть детей занимается с педагогом-специалистом по изобразительной деятельности, вместе со здоровыми детьми. Тем самым мы соблюдаем условие интеграции для более полной реализации ребенком своих возможностей. Особые занятия проводятся с теми, кто в силу физического состояния ограничен в своих возможностях. Если мы во главу угла ставим не наработку технических навыков и не формирование навыка выполнения, а воспитание веры ребенка в свои возможности, то и деятельность организуется по-другому. Целью занятий по изобразительной деятельности становится развитие воображения, осмысление ребенком действительности в образно-графическом измерении. Часть занятий, естественно, посвящена «вхождению в мир искусства» – рассматриванию иллюстраций, репродукций, предметов народного творчества. Но ребенок должен воспринять искусство не как что-то чужеродное, данное только извне, а подойти к осознанию того, что искусство – это отражение человеческого «Я», что оно помогает человеку понять самого себя.
Поэтому для детей с ОВЗ целесообразно использование приема комментированного рисования, который служит и развитию речевой активности ребенка. Педагог сам рисует ситуации, отражающие опыт или фантазии детей, а они в связи с этим вступают в общение, задают вопросы, делают предложения, сообщения и т. д. По окончании рисования ребенок и педагог составляют рассказ по картине.
Очень эффективно рисование методом тычка, когда выполнение рисунка не представляет большой сложности, а акцент делается на создание образа на бумаге и в сознании ребенка. Можно использовать рисование штрихом, создание каких-либо форм методом налепа и т. д. Главные условия в этой работе: способ выполнения должен быть доступен ребенку, а воспитатель должен ребенка заинтересовать (для этого используется весь арсенал средств, который педагог считает нужным). Полезно участие при создании одной работы детей с разными возможностями, это сближает детей, дает повод оказать помощь (например, при создании коллажа «Мурка гуляет» одни дети рисовали кошачьи следы, другие клеили картинки, и все вместе они сочинили историю о кошке, которой не сиделось на месте).
Умственное напряжение, удовольствие, с которым ребенок творит, влечет за собой и формирование технического навыка, конечно, доступного для данного ребенка, Расширяя духовные горизонты ребенка, мы даем ему возможность использовать его силы, его внутренний потенциал для совершенствования движений и расширения их диапазона. Таким образом, при работе с детьми с ОВЗ наиболее актуально проведение комплексных занятий с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В жизни любого ребенка большое место занимает игра, она не только оказывает влияние на весь ход развития, но и в значительной степени способствует формированию движений. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата игровая деятельность ограничена в силу специфики заболевания, поэтому при проведении игр с разнообразными игрушками, строительным материалом, пальчиковых и подвижных игр воспитатель ставит перед собой цель – формирование потребности осуществления доступных двигательных актов, развитие и укрепление предпосылок основных видов движений, развитие координации, подвижности пальцев, сенсорных навыков, эмоциональности. Педагоги включают игры и упражнения для развития моторики во все виды деятельности детей, подбирая их к содержанию темы, сами изготавливают пособия для игр с пуговицами, шнурками, прищепками и т. п., используя методики Марии Монтессори.
При всем разнообразии индивидуальных путей развития каждого ребенка, есть возрастные этапы, в конце которых все дети достигают определенного уровня развития. Это в норме. Специфика работы компенсирующей группы в том, что мы не можем предъявить какие-либо общие требования, не можем стремиться к определенному результату у всех детей. Мы формируем цели и задачи воспитания и обучения только индивидуально, сравниваем ребенка только с ним самим на протяжении определенных периодов, и это сравнение, при использовании описанных выше методов и приемов, дает положительную картину. Успехи, достигнутые детьми, дают нам стимул к дальнейшей работе и уверенность в ее необходимости.
Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.
Социальная реабилитация несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья в условиях Центра помощи семье и детям В статье рассматриваются особенности работы с семьей, воспитывающей особого ребенка. Возможности Кировского центра социальной помощи семье.
Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья 1 слайд «Специальная коррекционно-развивающая среда для детей с ограниченными возможностями здоровья». 2 слайд «Нет такой стороны воспитания,.
Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Одним из способов.
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.
Коллективная работа как форма развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ. Работая педагогом в детском саду компенсирующего вида с детьми с ограниченными.
Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности В последнее время все чаще слышатся такие слова как «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное образование заключается в совместном обучении.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.
Источник