Меню

Коррекционно развивающее сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
материал на тему

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_23_oktyabrya.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Помощь обучающимся с ОВЗ должна быть направлена на повышение уровня их психофизического развития и социальной адаптивности. Такой комплексный характер помощи ребенку с ОВЗ возможен только при организации системы особо организованного психолого-педагогического сопровождения . Это довольно сложный процесс взаимодействия, в ходе которого ребенок овладевает своей деятельностью и поведением, формируется готовность к жизненному самоопределению, которое включает личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Согласно «Словарю русского языка» сопровождать ( слайд 2) — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка (слайд 3) .

Целью психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы (слайд 4 ) является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами деятельности (слайд 5) педагога-психолога специальной (коррекционной) школы в системе психолого-педагогического сопровождения являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения обучающихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем (слайд 6) :

  • определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком;
  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития;
  • реализация собственно психологической коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе — динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты

Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, социального педагога, врача (слайд 7) .

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) (слайд 8) . ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.

В условиях образовательного учреждения обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк, назначается ведущий специалист, который будет непосредственно осуществлять сопровождение ребенка (сопровождающий). Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит (в случае неуспешности) с инициативой повторных обсуждений на ПМПк. При планировании индивидуальной работы определяется конкретная цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявленных причин и факторов риска, выбирают адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения . По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. (слайд 9)

Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся

Педагог — психолог коррекционного учреждения планирует и проводит работу в соответствии с основными направлениями своей профессиональной деятельности: организует индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения.

Рассмотрим эти направления подробнее.

1. Диагностическое направление.

Диагностическое направление включает в себя знакомство, первичное обследование, а также системные наблюдения за динамикой психического развития ребенка. По результатам обследования психолог составляет заключение, в котором выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений, на основе которых даются рекомендации педагогам и родителям, намечаются способы решения выявленных проблем.

Необходимо обратить внимание на то, что деятельность психолога в

системе сопровождения не может протекать отдельно от работы других специалистов образовательного учреждения (педагогов, логопеда, валеолога, соц. педагога, мед. работника), так как это может отразиться на результативности коррекционной работы.

2. Коррекционно-развивающее направление.

В это направление входит коррекционная и развивающая работа со школьниками и групповая и индивидуальная работа с родителями и педагогами .

Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов (новообразований, навыков и т.д.) посредством перехода от совместной работы учащегося с психологом к самостоятельному овладению навыками и психологическими процессами, когда они становятся психологическими приобретениями самого ребенка.

3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей, учетом их соматического состояния, психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс.

При коррекционной работе с детьми с ОВЗ необходимо соблюдать общие принципы и правила (слайд 11 — 16) :

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами (слайд 17) : 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учётом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения); 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи; 3) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса); 4) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения т.е. на всех ступенях образования.

Таким образом, основное содержание работы педагога — психолога в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает ( слайд 18) :

— проведение первичного психологического обследования, сбор психологического анамнеза;

— разработку индивидуальных комплексных программ развития учащихся в условиях взаимодействия специалистов школьного ПМПк;

— динамическое изучение психического развития ребенка, определение соответствия выбранной программы обучения реальным учебным достижениям и уровню развития ребенка;

— проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми;

— консультирование родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

— систематическую работу с документацией при подготовке к ПМПк, педсоветам и методическим объединениям.

Подводя итоги необходимо отметить, что широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Источник

Коррекционно развивающее сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Дробинина Наталья Викторовна

Организация: МБДОУ детский сад № 9 «Рябинка»

Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим встаёт проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

При этом необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

В нашем детском саду функционируют одна группа комбинированной направленности полного дня в которой обучаются 3 ребенка-инвалида.

Работа данной группы строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 «Рябинка»

Основным направлением в работе с детьми-инвалидами является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Под психолого – педагогическим сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— возможность освоения детьми-инвалидами адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

— систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

— создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

— создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

— развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

В детском саду необходимо обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей-инвалидов на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

В нашем детском саду мы подразумеваем психолого-педагогическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями комбинированной группы и специалистов ДОУ: педагога – психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании ИПРА, заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы. Все эти документы размещены на сайте детского сада.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ. Центральная координирующая роль в реализации данной модели принадлежит педагогу-психологу ДОУ. Он организует взаимодействие всех специалистов, оказывает помощь, поддержку в процессе продвижения детей на всех этапах сопровождения: диагностическом, коррекционном, развивающем.

В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

7) партнерского взаимодействия с семьей, означающий формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов, единство требований и стиля отношения к ребенку, совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно — проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.

Специалистами предварительно изучается ИПРА ребенка. Каждый специалист проводит диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

— индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

— наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

— позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.

Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.

Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в неоднородные группы.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем ДОУ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность обучающихся, их знания приобретают новые качества.

Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.

Неоценимый вклад в процесс социализации вносят наши социальные партнеры. Это прежде всего творческое объединение художественной направленности, кружок дополнительного образования совместно с ЦДТ «Лепка». Так основными коррекционными направлениями в работе творческих объединений являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико — синтетической деятельности. На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ребенка. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

Также мы активно сотрудничаем с Гусевской библиотекой-филиалом. Такое взаимодействие способствует приобщению детей к художественной литературе, к художественному слову, что способствует духовно-нравственному воспитанию.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального- спортивного зала, бассейна, тренажёрного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей-инвалидов.

Особое место отводится центрам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.

Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, , игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки

Бизиборды, уникальное пособие «Мягкая книга», которое интегрирует разные образовательные области.

Имеются пособия на развитие тактильных ощущений

На восприятие цвета

Пособия на развитие познавательной сферы деятельности

Пособия по коррекции и профилактики физического развития.

Данные пособия сегодня присутствуют в зале.

Все условия, которые мы создаем, направлены на преодоление изолированности в обществе детей, имеющих проблемы в развитии. Развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Важным фактором социализации детей –инвалидов являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития.

Совместно с Нижегородским обществом охраны природы было проведен экологический праздник «День Земли», где участвовали наши воспитанники.

Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки.

Привлекаем детей к конкурсам.

В прошлом году все дети с ОВЗ стали победителями областного конкурса «Дружу с природой».

Наш воспитанник Артем не раз становился победителем и призером конкурсов муниципального и областного уровней, такие как «Мир открытий», Ярмарки «Наши Истоки», «Свет рождественской звезды» и другие. В спортивных соревнованиях, которые проходили внутри детского сада «Фестиваль подвижных игр» Юля заняла почетное 3-е место.

Все мероприятия, которые проводятся с детьми в детском саду и за его пределами способствуют раскрытию потенциальных возможностей, успешной социализации в кругу сверстников с нормой развития, выстраиванию положительных взаимоотношений с людьми.

Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско- родительских отношений в группе комбинированной направленности был проведен опрос, который показал:

-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми

-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей

-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики

-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение — гибкая, массовая технология работы с детьми с детьми-инвалидами, обеспечивающая формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Приглашаю вас окунуться в мир детства, чтобы коснуться мира «Особенных детей».

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередниченко Т. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев : Вирт ; СПб. : Дорваль, 1993.
  2. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14.
  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. С. 45–98.
  5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. 2008. № 2. С. 86–95.
  6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М. : Сфера, 2001.
  7. Смолярчук И.В. Любим друг друга, но не всегда понимаем // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. C. 101–105.

Источник

Читайте также:  Проблемы охраны здоровья граждан презентация
Adblock
detector