Меню

Коррекционно развивающая работа с детьми проблем здоровья

Коррекционно развивающая работа с детьми проблем здоровья

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Статья:

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России, порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых школьников сократилось в 5 раз, распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела.

В связи с экономическими и социальными изменениями в государстве и обществе приоритетным становится личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды. В настоящее время проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Основной целью образовательного учреждения является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекционно-оздоровительное воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социализации детей с ОВЗ в обществе.

Сегодня в образовательные учреждения поступают дети, имеющие не только хронические заболевания, но и дети с ОВЗ. В процессе жизненных ситуаций к ним добавляются различные дефекты, чему способствует низкое общее состояние социальной среды, нарушение экологии, питания, гиподинамия. Все это наносит ущерб речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности в целом, и еще больше усугубляет здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Решение данной проблемы выдвигает актуальную необходимость поиска путей, методов, направленных на успешную психолого-педагогическую реабилитацию детей с различными отклонениями в развитии, создание оптимальных условий для жизнедеятельности и установление контакта этих детей с окружающим миром.

Правительство России уделяет большое значение вопросу сохранения здоровья. Наша школа не является исключением. Поэтому перед каждым учителем стоит основная задача: сохранить здоровье ребенка.

Коррекционно-оздоровительная работа обеспечивает:

— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

К оррекционно-оздоровительная работа предполагает использовать следующие принципы:

— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Читайте также:  Всемирная организация здоровья юнеско

Коррекционно-оздоровительная работа включает в себя взаимосвязанные направления , которые отражают её основное содержание:

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения являются психолого медико-педагогический консилиум и служба комплексного сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

— сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

— сотрудничество с родительской общественностью.

Требования к условиям реализации содержания коррекционно-оздоровительной работы

— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Педагогические работники школы должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Читайте также:  Как восстановить здоровье питанием

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Оценка результатов коррекционно-оздоровительной работы

педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам итоговой аттестации обучающихся, психологического и логопедического исследования, результатов медицинского обследования с занесением данных в дневники динамического наблюдения, карту медико-психолого-педагогической помощи, речевую карту.

Источник

Принципы построения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

специалист в области арт-терапии

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Воспитатель ГПД, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 277 Кировского района, г. Санкт-Петербург

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья может и должен получить качественное образование, несмотря на свои особенности. Образовательный процесс в этом отношении только тогда будет эффективным, когда будут продуманы и реализованы принципы работы педагога, учитывающие закономерности развития такого ребенка и обеспечивающие снижение зависимости результатов обучения и воспитания от нарушений развития.

Современная система образования решает массу важнейших задач. Одной из них является обеспечение качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Научно-педагогические и психологические исследования накопили значительный материал, помогающий осмыслить проблему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Образовательные организации создают необходимые условия, чтобы обеспечить равные возможности в получении такими детьми качественного образования. Разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ.

Надо признать, что делается достаточно много, однако проблема остается актуальной и в настоящее время. Исследования и собственный опыт показывают, что в последние годы количество детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Причин тому множество. Это и проблемы с экологией, и низкое здоровье нации в целом, и возможные негативные влияния социальной среды ребенка и пр.

Независимо от причины необходимо способствовать развитию ребенка с ОВЗ, обеспечить возможность его социализации и качественного образования. Для того чтобы решить такую задачу, нужно понять, кто они такие, дети с ограниченными возможностями развития.

Дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.

В рамках образовательного аспекта можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.

Из такого определения становится ясно, что нарушения развития могут быть разными. Следовательно, необходимо разобраться в классификации видов ОВЗ. Проанализировав научные исследования мы пришли к выводу, что детей с ограниченными возможностями можно разделить на следующие группы [1]:

— с расстройством поведения и общения;

— с нарушениями слуха;

— с нарушениями зрения;

— с речевыми дисфункциями;

— с изменениями опорно-двигательного аппарата;

— с отсталостью умственного развития;

— с задержкой психического развития;

Очевидно, что специфика нарушений будет своеобразным образом сказываться на всех видах деятельности детей. Однако, общей чертой будет оставаться наличие трудностей в освоении программного материала.

Прежде чем планировать работу с такими детьми необходимо определить круг правил, принципов коррекционно-развивающей работы.

Итак, ограниченные возможности здоровья выделяют ребенка на фоне здоровых детей. Ребенок в большинстве случаев (за исключением умственной отсталости) осознает, что он отличается от других, отличается не в лучшую сторону. Это может способствовать появлению нежелательных черт характера и проявлений эмоционально-волевой сферы. К ним можно отнести замкнутость, стеснительность, агрессивность, тревожность, негативизм и т.д. Это в свою очередь будет отрицательно влиять на эффективность педагогического воздействия. Ребенок будет сопротивляться воспитывающему воздействию, воспринимая его как враждебное, опасное. Поэтому очень важно обеспечить психологическую безопасность среды воспитания и обучения. Такая среда помимо педагога, его действий и содержания образования включает в себя и влияние окружающих ребенка сверстников и близких людей [3] .

Читайте также:  Оформление буклета по здоровью

Поэтому важно проводить систематическую работу не только с ребенком с ОВЗ, но и с детским коллективом (классом, группой) и с родителями. Окружающие здоровые дети должны усвоить правильную линию поведения с такими детьми. Важно научить сочувствию, пониманию, взаимопомощи, уважению, сопереживанию. Одним словом, ребенок с ОВЗ должен быть защищен от насмешек, придирок и высокомерного отношения.

Работа с семье в этом плане должна обеспечить понимание родителями и близкими людьми особенностей ребенка, осознание его возможностей и ограничений. Исходя из этого, родители должны научиться строить правильное общение в семье, создавать условия, стимулирующие развитие ребенка. Именно в семье формируется представление ребенка не только об окружающем мире, но и о себе самом.

Обеспечение психологической безопасности для ребенка с ОВЗ в семье и в образовательном процессе способствует раскрепощению ребенка, высвобождению резервов организма и психики для работы над собой, стимулирует настойчивость в преодолении трудностей, благотворно влияет на самовосприятие ребенка.

Итак можно сформулировать первый принцип построения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями – обеспечение психологической безопасности.

Наблюдения и исследования показывают, что дети с ограниченными возможностями отличаются сниженной адаптивной способностью, как к физиологическим, так и к психологически и социальным условиям [2]. Результатами дезадаптации могут стать снижение работоспособности, эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт, усугубление проблем со здоровьем. В конечном итоге это негативно отразится на эффективности обучения, воспитания, развития и освоении программного материала. Это обусловлено самими нарушениями, но это не значит, что ребенок не может адаптироваться. Необходимо продумать работу по обеспечению приспособления ребенка к окружающим его условиям. Конечно, мы имеем в виду социально-психологические условия и условия образовательного процесса. Возможности организма не всегда позволяют такому ребенку выдерживать ритм и напряженность образовательного процесса, поэтому необходимо продумать соотношение труда и отдыха в течение дня, недели, четверти и года. Кроме того, важно научить ребенка рациональным способам поведения и деятельности, которые позволят сохранить работоспособность.

Таким образом, определяем следующий принцип коррекционно-развивающей работы – обеспечение помощи в приспособлении к окружающим условиям.

Еще одной проблемой является сниженная мотивация к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено неизбежными неудачами, значительными трудностями в освоении казалось бы элементарного материала. Природа человека определяет наличие потребностей. Потребности могут быть биологическими (в пище, тепле, отдыхе и пр.) и социальными (в общении, самореализации, информации и т.д.). Мы имеем дело с потребностями социальными. В силах педагога сформировать необходимые социальные потребности, которые и будут определять мотивацию к развитию и обучению. Нужно помочь ребенку увидеть необходимость для себя в освоении знаний, способов деятельности, показать, какие возможности это перед ним открывает. Нельзя также забывать, что дети интуитивно стремятся ко всему новому, интересному, яркому. Поэтому в своей работе с детьми с ОВЗ мы придерживаемся того же принципа, что и с обычными детьми – занимательность, увлекательность процесса обучения и воспитания. Формируя мотивационную сферу мы так же способствуем поддержанию работоспособности, снижению тревожности, стимулируем к преодолению трудностей.

Итак, получаем следующий принцип работы с детьми с ОВЗ – обеспечение формирования устойчивой мотивации у обучению и развитию.

В заключении хочется отметить, что это далеко не полный перечень принципов, обеспечивающих успешность коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. На каждом этапе образовательного процесса в зависимости от поставленных целей и индивидуальных особенностей детей необходимо продумать соблюдение конкретного набора педагогических принципов, которые в данном случае будут обеспечивать максимальную эффективность педагогического воздействия.

Авдюкова, С.О. Взаимодействие всех субъектов образования по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Из опыта работы специалистов Восточного округа Свердловской области [Текст] / С.О. Авдюкова. — Екатеринбург: Издательское решение, 2018. – 214с.

Кононова, С.И. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации [Текст] / С.И. Кононова, Танцюра С.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64с.

Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Текст] / М.С. Староверова. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 168с.

Источник

Adblock
detector