Коррекционная работа с дошкольниками по укреплению здоровья
методическая разработка на тему
В системе здорового образа жизни детей в детском саду значительное место занимает индивидуальная (коррекционная) работа по укреплению здоровья, улучшению физического и двигательного развития каждого ребёнка. Она планируется на основе полученных в начале года диагностических данных и проводится в удобное для воспитателя время индивидуально или дифференцированно.
Рекомендованная карта индивидуальной работы
на группу для воспитателя в работе с детьми имеющими низкий уровень владения двигательными умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_doshkolnikami_po_ukrepleniyu_zdorovya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателя:
«Коррекционная работа с дошкольниками по укреплению здоровья»
В системе здорового образа жизни детей в детском саду значительное место занимает индивидуальная (коррекционная) работа по укреплению здоровья, улучшению физического и двигательного развития каждого ребёнка. Она планируется на основе полученных в начале года диагностических данных и проводится в удобное для воспитателя время индивидуально или дифференцированно.
Среди детей эпизодически болеющих, надо обратить внимание на тех, чьи болезни продолжаются долго, иначе уровень здоровья может снизиться.
В особой заботе нуждаются часто и долго болеющие дети. Необходим тщательный медико-педагогический анализ причин каждого случая заболевания. Требуется внимание в течение дня к психоэмоциональному состоянию детей, их двигательной активности. Для них предусматривается щадящий сугубо индивидуализированный распорядок дня: при необходимости более продолжительный дневной сон, сокращённая прогулка, во избежание переутомления — укороченные занятия. Недопустимы переохлаждения и перегревы. Если ребёнок вспотел, его немедленно переодевают в сухую одежду.
Закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся более тщательно и обязательно индивидуально. Врач детского сада назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия, которые обязательны для исполнения и в детском саду, и в семье.
Необходимо активизировать двигательную активность, обеспечить длительное пребывание на воздухе, полноценный сон, спокойные игры после физических нагрузок, водные процедуры, индивидуализация режима дня, игр и занятий.
Окружность грудной клетки в определённой степени отражает состояние мышечного корсета и функциональные возможности дыхательной системы организма. При низких показателях окружности груди необходимы физические упражнения с включением дыхательных.
Длина тела — ведущий показатель физического развития ребёнка. Отставание в росте на 10—20% требует незамедлительной консультации врача и особой коррекционной программы. Для детей с низким ростом полезны прыжковые и беговые упражнения, кратковременные висы на перекладине, высокая двигательная активность, дополнительная витаминизация пищи, соки, увеличение калорийности пищи. Оказать помощь по этому вопросу может детский диетолог. Следует обратить особое внимание на качество ночного и обязательного дневного сна.
Для детей, имеющих отклонения в осанке, предусматривается:
оптимальный двигательный режим в течение дня;
полужёсткая постель для сна;
возможность в течение дня многократного кратковременного отдыха для позвоночника (лёжа на спине, животе);
использование периодически повторяющихся специальных физических упражнений для позвоночника («кошечка», «катится колобок», «брёвнышко», «змея»);
кратковременные висы (1—10 сек) на перекладине (несколько раз в день);
специальная лечебная гимнастика (2—3 раза в неделю), массаж, прогулки, закаливание.
Методы коррекции двигательной активности детей определяются задачами воспитания совместно с инструктором по физической культуре. Двигательная активность детей может трактоваться как оптимальная, недостаточная (малоподвижность), чрезмерная (гиперподвижность). Последние две — группы риска, требующие обязательной коррекции.
Наибольшую трудность в педагогической работе с дошкольниками представляет двигательная сверхактивность, которая может быть результатом гипердинамического синдрома. Дети с синдромом гиперактивности отличаются повышенной возбудимостью, моторной расторможенностью, неустойчивым вниманием. Эти особенности снижают социально-адаптивные возможности ребёнка, что обычно приводит к снижению школьной успеваемости, невротическим реакциям, а иной раз и к отставанию в интеллектуальном развитии.
Комплексная программа коррекции включает следующие мероприятия: переводить расторможенность в целенаправленную двигательную и коммуникативную деятельность, вместо бесцельного бега — подвижные и спортивные игры; совместные со взрослыми виды деятельности (рисование, игры), способствующие воспитанию усидчивости; через каждые 15—20 минут интеллектуальной деятельности предоставлять детям возможность самостоятельной двигательной активности; важно каждый раз подчёркивать успехи детей в овладении движением, выполнении поручения, проявлять терпеливость, доброжелательность, иметь позитивную установку на успех. С этими детьми проводятся также и дифференцированные специальные мероприятия: в режиме дня предусматривается время для физкультурной деятельности со значительной физической нагрузкой, упражнения на расслабление, периодические сеансы массажа.
Дифференцированные группы для коррекционной работы могут создаваться внутри возрастной группы или межгрупповые. В этом случае специальные комплексы гимнастики вписываются в распорядок дня, проведение их закрепляется за определёнными лицами. Так, если они предусмотрены после сна, то с одной из подгрупп (например, с теми, у кого плоскостопие) занимается один из воспитателей, с другой (нарушениями в осанке) — старшая медсестра, с остальными — приглашённые специалисты. Предусматриваются корригирующие упражнения также в комплексах физкультурных занятий, утренней гимнастики. Индивидуальную коррекционную работу проводит воспитатель, выбрав для этого удобное время в режиме дня.
Индивидуальная работа проводится с условием, что детям это будет интересно. Для коррекционных занятий с подгруппами выделим определённое время в режиме дня. Ценность их возрастёт тогда, когда они построены по принципу комфортности — ребёнок испытывает приятные эмоции от общения со сверстниками и взрослыми, ощущает «мышечную радость», радуется победе над собой.
Достижению желаемого в коррекции двигательной сферы детей будет способствовать создание условий для их самостоятельной двигательной активности, индивидуальных занятий с ними в детском саду и семье.
Рекомендованная карта индивидуальной работы
на группу « Средняя Б »_ для воспитателя_ Л.Н.Бессмертной в работе с детьми имеющими низкий уровень владения двигательными умениями.
Источник
Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
методическая разработка на тему
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника . Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированны е. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни ; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеобразовательных и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображение этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражении их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностях человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяют активизировать выбор детьми решений, способствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявление негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничении времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям новые книги.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.)
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».
Педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
— Системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
— применение разнообразных форм и методов работы;
— использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
— последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
— открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно -образовательной работы : занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Свой доклад я бы хотела закончить словами В. Сухомлинского:
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Источник