Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Данилова Елена Сергеевна
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работыопределяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работыв раннем и дошкольном возрасте является:
• Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
• Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
• Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
• Формирование математических представлений.
• Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
• Воспитание навыков самообслуживания.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике,которая предполагает обеспечивать:
— своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
— определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
— планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Развитие познавательной деятельности
Обучая детей с ОВЗ, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем.
Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.
Занятия позволяют решить ряд задач:
• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.
Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.
Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.
Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.
Специфические особенности, типичные для детей-инвалидов,которые влияют на их когнитивное развитие:
1)медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
2) низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно,с чем связаны:
• трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
• нарушение целеполагания и планирования действий;
3) неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
4) необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;
5) нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.
Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.
Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.
Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия,условны объединены в следующие разделы:
• внимание и память;
• сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;
• формирование математических представлений и обучение счёту;
Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.
Фотоотчет «Масленичные гуляния» с детьми с ограниченными возможностями здоровья А у нас.. МАСЛЕНИЦА! Для детей с ограниченными возможностями здоровья организовали и провели развлечение в русских народных традициях:.
Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.
Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.
Источник
Коррекционная работа педагога психолога с детьми ОВЗ в условия ФГОС
методическая разработка
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы; коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся; их социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0016fecf-985cb2e3.pptx | 72.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционная работа педагога – психолога с детьми ОВЗ в условиях ФГОС
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на создание психолого – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении образовательной программы; коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся; их социальную адаптацию.
Принципы коррекционно-развивающей работы Соблюдение интересов ребенка; системность ; непрерывность ; вариативность
Содержание коррекционной работы Диагностическая; коррекционная ; консультативная; Информационно – просветительская.
Диагностическая деятельность Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; комплексный сбор сведений об учащемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционная деятельность Р азработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы согласно возрастным, психологическим и физиологическим особенностям ребенка; выбор оптимальных для развития учащегося с ОВЗ коррекционных методик, методов и приёмов коррекции; организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно — развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; системное воздействие на учебно- познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально — волевой и личностной сферы учащегося; психокоррекцию поведения.
Методы коррекционной работы Игровая терапия; Арттерапия ; Музыкотерапия ; Сказкотерапия ; Тренинговые упражнения; Психогимнастика ; Релаксация ; Дыхательная гимнастика и т.д
Консультативная деятельность Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ; консультирование педагогов по выбору индивидуально — ориентированных методов и приёмов работы с учащимся с ОВЗ; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Задачи коррекционной работы Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности; развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы; развитие коммуникативных навыков; овладение навыками адаптации учащихся к социуму; формирование положительной мотивации к обучению; создание условий для развития сохранных функций.
Информационно-просветительская деятельность Л екции , беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений для Учащихся; их родителям (законным представителям); педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения учащихся с ОВЗ; П роведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей, учащихся с ОВЗ.
Направления деятельности психолога с различными субъектами Основные категории детей с ОВЗ Дети с ОВЗ Все дети группы/класса Родители ребенка с ОВЗ Родители других детей педагоги Администрация ОУ Тотальное недоразвитие Диагностическая Диагностическая, Диагностическая Диагностическая Коррекционно-развивающая Коррекционно-развивающая Консультативная Консультативно-коррекционная Просветительская Просветительская Просветительская Просветительская Аутистические расстройства Диагностическая Диагностическая Диагностическая Диагностическая Коррекционно-развивающая коррекционно-развивающая Консультативная Консультативно-коррекционная Просветительская Просветительская Просветительская Просветительская Двигательные нарушения Диагностическая Диагностическая Диагностическая Диагностическая Коррекционно-развивающая Коррекционно-развивающая Консультативная Просветитительское Просветительская Просветительская Просветительская Сенсорные нарушения Диагностическая Диагностическая Диагностическая Диагностическая Коррекционно-развивающая Коррекционно-развивающая Консультативная Консультативно-коррекционная Просветительская Просветительская Просветительская
Деятельность психолога при включению в образовательную среду ребенка с аутистическими расстройствами Катего-рии детей Дети с ОВЗ Все дети группы / класса Родители ребенка с ОВЗ Родители других детей Педагоги Администрация ОУ Аутистические расстройства Оценка поведения, особенностей собственной регуляции и когниций Оценка межличност-ных отношений в группе/классе Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Работа с эмоциональ-ным выгоранием, формирова-ние принятия ребенка с ОВЗ Особенности дидактики образователь-ной среды, особенности детей, включаемых в инклюзивную практику, организация деятельности психолога с конкретным ребенком с ОВЗ Работа над формированием границ, образа себя Работа над принятием ребенка с РАС, формирование коллективных коммуникаций Информирование о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Информиро-вание о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Особенности, приемы, методы подходов к ребенку с ОВЗ
Деятельность психолога при включению в образовательную среду ребенка с сенсорными нарушениями Кате-гории детей Дети с ОВЗ Все дети группы / класса Родители ребенка с ОВЗ Родители других детей Педагоги Администрация ОУ Сенсорные нарушения Оценка специфики восприятия и его влияния на развитие познавательной и коммуникативной деятельности Оценка межличност-ных отношений в группе/классе Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Работа с эмоциональ-ным выгоранием, формирова-ние принятия ребенка с ОВЗ Особенности дидактики образователь-ной среды, особенности детей, включаемых в инклюзивную практику, организация деятельности психолога с конкретным ребенком с ОВЗ Работа над пониманием чувств другого человека, развитие эмоциональных дифференцировок , формирование пространственных представлений Работа над принятием ребенка с сенсорными дефицитами, формирование коллективных коммуникаций Информирование о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Информиро-вание о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Особенности, приемы, методы подходов к ребенку с ОВЗ
Деятельность психолога при включении в образовательную среду ребенка с тотальным недоразвитием Катего-рии детей Дети с ОВЗ Все дети группы / класса Родители ребенка с ОВЗ Родители других детей Педагоги Администрация ОУ Тотальное недоразвитие Оценка особенностей познавательной деятельности и эмоциональной сферы Оценка межличност-ных отношений в группе / классе Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Работа с эмоциональ-ным выгоранием, формирова-ние принятия ребенка с ОВЗ Особенности дидактики образователь-ной среды, особенности детей, включаемых в инклюзивную практику, организация деятельности психолога с конкретным ребенком с ОВЗ Формирование регуляторного обеспечения деятельности Формирование принятия, толерантного отношения в коллективе Информирование о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Информиро-вание о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Особенности, приемы, методы подходов к ребенку с ОВЗ
Деятельность психолога при включению в образовательную среду ребенка с двигательными нарушениями Катего-рии детей Дети с ОВЗ Все дети группы / класса Родители ребенка с ОВЗ Родители других детей Педагоги Администрация ОУ Двигательные нарушения Оценка познавательной деятельности, базовых межмодальных взаимодействий, личностных особенностей, характера межличностных взаимодействий Оценка межличностных отношений в группе/классе Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Отношение к ребенку с ОВЗ и его включению в образовательную среду Работа с эмоциональ-ным выгоранием, формирова-ние принятия ребенка с ОВЗ Особенности дидактики образователь-ной среды, особенности детей, включаемых в инклюзивную практику, организация деятельности психолога с конкретным ребенком с ОВЗ Формирование пространственных представлений, межмодальных интеграций, отношения к болезни ( для детей с отсутствием интеллектуаль-ных дефицитов ) Работа над принятием, толерантности к ребенку с двигательными нарушениями, формирование коллективных коммуникаций Информирование о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Информиро-вание о состоянии ребенка с ОВЗ, его возможностях и ограничениях Особенности, приемы, методы подходов к ребенку с ОВЗ
Источник