Формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_roditelyami_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 25.3 КБ |
prezentatsiya.pptx | 511.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с родителями детей
с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Направления воспитательной работы:
- Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
- Поддержка и повышение социального статуса семей
- Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
- Оптимизация детско-родительских отношений
Формы организации психолого-педагогической помощи семье .
1. Индивидуальные формы работы.
1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. — информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
2. Коллективные формы взаимодействия.
2.1. Общие родительские собрания.
— Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
— Решение организационных вопросов;
— Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
2.2. Групповые родительские собрания.
— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
— Решение текущих организационных вопросов.
2.3. “День открытых дверей”.
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
— Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
— информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Источник
Основные этапы и направления психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ
автор: Зубцова Надежда Ивановна
педагог — психолог МКДОУ Тогучинского района «Нечаевский детский сад»
Основные этапы и направления психологической помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ
«Основные этапы и направления психологической помощи семье,
имеющей ребенка с ОВЗ»
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно увеличилось. Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ.
Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации обусловливает острую необходимость оказания семьям, специальной психологической помощи, которая включает следующие направления работы:
- психологическое изучение проблем семьи, возникающих в связи с воспитанием ребенка с нарушениями развития;
- психологическое консультирование родителей;
- психолого-педагогическая и психо-коррекционная работа с детьми и их родителями.
Признание у ребенка дефектов в развитии вызывает у родителей эмоциональные расстройства, которые объединяются под общим понятием «родительский стресс». По мнению многих ученых родительский стресс проходит несколько стадий.
- Первая стадия – это эмоциональная дезорганизация. Родители испытывают шок, растерянность, беспомощность и страх. На этой стадии должна оказываться помощь психолога, направленная на укрепление внутрисемейных отношений.
- Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Некоторые родители не признают наличие проблем и диагноз, другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка.
- Третья стадия – горевание. По мере того, как родители принимают и понимают проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины.
- Четвертая стадия – адаптация, характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ребенка. Это начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
В зависимости от личности родителей, состояния ребенка, прогнозов развития и лечения, стадии стресса могут иметь разную продолжительность. Иногда родители могут надолго застревать на той или иной стадии стресса. Стресс может возобновляться и усиливаться на новом этапе жизни ребенка, например, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными.
На данном этапе очень важна информационная поддержка родителей: организационная, юридическая и медицинская.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей , воспитывающей ребенка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму и может быть представлен в виде следующих этапов общения педагога – психолога с родителями:
- 1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Определение проблем семьи.
На этом этапе у специалиста формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
- 2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка.
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
- 3 этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик.
Важным моментом на данном этапе является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
- 4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологом реальных проблем . Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.
- 5 этап: закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
При проведении психологического исследования семьи и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:
- установлением контакта на уровне «обратной связи»;
- коррекцией понимания родителями проблем ребенка;
- коррекцией межличностных (родитель-ребенок и ребенок-родитель) и внутрисемейных (мать ребенка-отец ребенка) отношений.
- 6 этап:подведение итогов,анализ эффективности достигнутых результатов.
Как показывает практический опыт, на начальном этапе взаимодействия с семьей большинство родителей не готовы к воспитанию ребенка с проблемами – им не хватает знаний, практических навыков, либо по каким-то другим причинам не желают или не могут включиться в работу с ребенком.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить .
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога. Иными словами, психолог играет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
В этой связи психологическая работа с родителями должна идти параллельно с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка и необходима на разных этапах его развития.
Для помощи семьям должны проводиться родительские собрания, семинары – практикумы, родительские конференции, групповые дискуссии, круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями, тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений, деловые и ролевые игры, совместные занятия для родителей с детьми. Интерактивная поддержка родителей осуществляется посредством специальных сайтов для родителей, Skype-консультаций, ответов на вопросы родителей на сайте образовательной организации. Именно активные методы обучения позволяют наладить взаимоотношения педагогов и родителей, изменить негативные родительские установки, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
На этапе коррекционной работы наиболее эффективны индивидуальные формы работы с родителями:
- присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
- совместное обсуждение задач и динамики коррекционной работы;
- индивидуальная переписка с семьей посредством электронной почты и других современных программных приложений.
Важно ориентировать усилия родителей не на дальнейший прогноз его психического развития, а на взаимодействие с ребенком в настоящий момент, на создание предметно–развивающей среды учитывающей особенности ребенка и значимости систематического проведения коррекционно-педагогических занятий в условиях образовательного учреждения и семьи.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.
Таким образом, основная цель психологической помощи в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Источник