Меню

Коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья аналитическая справка

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал

Материал для аттестации, для анализа своей работы.

Скачать:

Вложение Размер
analiticheskaya_spravka.docx 52.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя начальных классов

Мачковской Светланы Леонидовны

В классе 5 детей. Все дети с диагнозом: умеренная умственная отсталость, двое детей имеют нарушения аутистического спектра, один ребёнок ДЦП. В начале обучения все дети были обследованы и выявлено: физически слабое развитие, почти y всех крайне затруднена мелкая моторика. Большинство нуждались в помощи при самообслуживании. У всех детей отсутствовала активная речь. Двое произносили несколько лепетных слов, жестикулируя при объяснении. Понимали обращенную речь в пределах обиходной бытовой инструкции. Понятия о количестве и счете у детей отсутствовали. В предметно-практической деятельности дети испытывали большие трудности.

Все это определило несколько ведущих направлений коррекционной работы :

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков;
  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
  • включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;
  • формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности.

Свои уроки строю ориентируясь на игровой, практический и наглядный методы обучения с частичным использованием словесного метода. Большое внимание уделяю развитию основных движений, крупной и мелкой моторики. Практика работы подтверждает, что овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, происходит его всестороннее развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных

предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, памяти, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе «Power Point». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.

Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.

Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:

1. Диагностическая работа

Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2. Коррекционно-развивающая работа

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.

3. Консультативная работа

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.

4. Информационно-просветительская работа

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

5. Аналитическая работа

Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.

Диагностическая работа включает:

  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся, их родителям (законным представителям), — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.

Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ коррекционной работы.

Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.

Источник

Аналитическая справка
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
analiticheskaya_spravka.docx 98.93 КБ

Предварительный просмотр:

о результатах коррекционной работы за 2015-2016, 2016-2017 уч. г.

учителя-дефектолога Подоплеловой С. В.

Цель коррекционной работы: создание оптимальных условий для проведения успешной коррекции и развития основных познавательных процессов у детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

Задачи коррекционной работы:

  • Углубленная диагностика индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер.
  • Тесное сотрудничество со специалистами центра.
  • Установление связей между педагогом и детьми, педагогом и родителями.
  • Консультирование родителей и педагогов по возникающим проблемам.

Формы и технологии, применяемые в коррекционной работе:

  • Проведение комплексного диагностического обследования детей.
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, при усвоении образовательной программы, а так же с детьми, имеющими стойкие нарушения в формировании познавательной сферы.
  • Оказание консультационной помощи родителям, детям, педагогам.
  • Использование различных игровых, обучающих компьютерных и здоровьесберегающих технологий.
  • Применение технологий проблемного обучения, дифференцированного подхода.

Диагностическое направление работы

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

В обследовании детей с ОВЗ учителем-дефектологом выделяются два аспекта: психологический и педагогический.

Психологический аспект является основанием для квалификации трудностей ребенка и определения соответствия уровня актуального развития его достижениям. Он включает в себя изучение уровня умственного, речевого и моторного развития обучающегося, особенностей гнозиса и праксиса, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности ребенка. Цель педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия. Дефектологом оформляется протокол обследования, дефектологическое представление на учащегося.

Первичная диагностика основных познавательных процессов и уровня сформированности учебных навыков детей и подростков, обратившихся в ГБУ ДО ЦППМСП по самостоятельной инициативе, а так же по заявкам ДОУ и ОУ с целью определения уровня развития (в дальнейшем взяты на сопровождение):

2015-2016 учебный год – 20 человек.

2016-2017 учебный год – 25 человек.

Диагностика проводилась по следующим методикам:

  • Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева
  • Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. А. Зарин
  • Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик
  • Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста». Н. Я. Семаго, М. М. Семаго
  • Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Г. А. Волкова
  • Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотекова
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Наглядный. материал для обследования детей». Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.

Контингент детей, взятых на сопровождение в 2015-2016 уч. г.

Контингент детей, взятых на сопровождение в 2016-2017 уч. г.

Из представленных данных следует, что постоянный контингент составляют дети с ЗПР, ТНР, в состав детей с ТНР входили 4 ребенка с моторной алалией в 2015-2016 уч. г., 5 детей в 2016-2017 уч. г.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 4 человек).

Коррекционно-развивающая работа с 2015 по 2017 год проводилась по программе «Учимся, играя». Коррекционные занятия проводились в группах постоянного состава и индивидуально.

Формы работы с детьми, взятыми на сопровождение:

Источник

Читайте также:  Фикус бенджамина вреден для здоровья или нет
Adblock
detector