Меню

Координатор по охране здоровья

Лабораторные новости

Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил

Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (далее – проект постановления) предусматривает уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)

Международные медико-санитарные правила 2005 года (далее – ММСП, Правила), принятые Пятьдесят восьмой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения 23 мая 2005 года (резолюция WHA58.3) и вступившие в силу 15 июня 2007 года, являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Цель и сфера применения ММСП (ст. 2 ММСП) состоит в «предотвращении международного распространения болезней, предохранения от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими».

ММСП не являются тематическим направлением ВОЗ, а представляют собой разработанный в рамках ВОЗ универсальный юридически-обязывающий инструмент реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Существующие программы ВОЗ по развитию инициатив в целом в области общественного здравоохранения реализуются в рамках рутинной деятельности Организации, а не в рамках ММСП.

Согласно ММСП страны-члены обязаны уведомлять ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой эпиднадзора, которые в соответствии с определёнными критериями, прописанными в статье 6 и Приложении 2 Правил, имеющих потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в Российской Федерации по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП.

Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний.

Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.

Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

Читайте также:  Какие деревья обнимать для здоровья

Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от «__» _______ № ____

О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Пункт 5.16 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 52, ст. 5587; 2009, № 30, ст. 3823; 2013, № 5, ст. 405, № 22, ст. 2812, № 45, ст. 5822; 2015, № 2, ст. 491, № 31, ст. 4680; 2016, № 28, ст. 4741; 2017, № 5, ст.807, № 39, ст. 5705; 2018, № 18, ст. 2647), дополнить словами «, в том числе по вопросам внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005 г.)».

2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

Источник

Более одной тысячи детей курируют в Чите координаторы здоровья

Проект «Координаторы здоровья», направленный на персональную работу с пациентами, требующими особой заботы, наряду с другими медорганизациями, успешно реализуется в детском клиническом медицинском центре (ДКМЦ) Читы. Проект инициирован министром здравоохранения Забайкальского края Сергеем Давыдовым и является единственным в своём роде в России.

В ДКМЦ работают 84 координатора — это участковые, патронажные медицинские сёстры и медицинские сёстры узких специальностей. Специалист «Координатор здоровья» полностью соответствует современным требованиям к среднему медицинскому персоналу и является многопрофильным и универсальным специалистом.

Под наблюдением координаторов ДКМЦ состоит 1123 ребёнка в 731 семье. Из них детей с хроническими заболеваниями — 694. Остальные 429 детей здоровы, но так как растут в одних семьях с пациентами, также находятся во внимании координаторов.

«Мы наблюдаем семью, в том числе и здоровых детей. С ними проводятся мероприятия по профилактике заболеваний, приобщению к здоровому образу жизни. В нашем центре разработаны специальные критерии, по которым ведётся отбор детей в проект. Чаще всего это дети, которые нуждаются в наблюдении на дому, родителям которых необходима поддержка, это дети с инвалидностью, врождёнными и приобретенными заболеваниями. В рамках проекта мы получили доступ к мониторингу госпитализации, анализируя который можем также включить в проект детей, которые слишком часто попадают в стационар», — рассказывает заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом ДКМЦ Татьяна Прикота.

Из детей, охваченных проектом, 149 страдают бронхиальной астмой, 64 — сахарным диабетом. Также в проекте — 105 детей с ДЦП, 93 — с врожденными пороками сердца, 94 — с врожденными аномалиями развития.

«Мы охватили практически всех детей с пороками сердца, которым показана медикаментозная терапия. Наша главная задача — чтобы необходимые лекарственные препараты были вовремя получены и своевременно приняты ребёнком в назначенной дозировке. Как правило, препараты готовятся в аптеке по рецептам и имеют очень ограниченный срок годности. Бывают случаи, когда родители по объективным причинам не могут своевременно сами получить рецепт в поликлинике. И тогда координатор доставит рецепт на дом» — отмечает Татьяна Прикота.

К каждому координатору прикреплены определённые пациенты и их семьи. Родители знают личный телефон координатора и могут проконсультироваться по многим возникающим у них вопросам. Также координаторы периодически посещают семьи с целью наблюдения, консультаций, контроля лечения и др.

Проект работает в ДКМЦ с прошлого года и, по словам Татьяны Прикота, получил однозначное одобрение среди его участников: «Один раз в три месяца мы проводим анкетирование в семьях, где работают координаторы. Все они с благодарностью отзываются о нашей работе. А мы с радостью будем развивать проект, в котором так нуждаются наши пациенты».

Проект «Координаторы здоровья» направлен на реализацию семейно-ориентированного подхода, а также на выполнение всех принципов пациентоориентированности, так называемой персонализированной медицины.

«На протяжении длительного времени Министерство здравоохранения Забайкальского края и забайкальская региональная организация «Профессиональные медицинские специалисты» планомерно мотивировали нас к выполнению принципов пациентоориентированности. Контакт пациента с системой здравоохранения начинается на амбулаторном этапе, а ближе всех к пациенту медицинские сестры, и именно им доверили реализацию проекта», — рассказывает Татьяна Прикота.

На территории Забайкальского края проект реализуется согласно распоряжения Минздрава региона с начала 2017 года. Его основной целью является повышение доступности и удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Проект осуществляется фельдшерами и медсёстрами, которые проводят патронаж, определяют индивидуальный маршрут, осуществляют подбор специалистов, назначают необходимое обследование, дату посещения поликлиники или консультации на дому и т.д. Реализацию проекта курирует ЗРОО «Профессиональные медицинские специалисты», которая проводит мероприятия по оснащению проекта и его организационно-методическому сопровождению. Безвозмездно координаторы оснащены специальной одеждой, тонометрами, глюкометрами, электронными планшетами для проведения онлайн-консультирований участников проекта. Также медицинский персонал, участвующий в проекте, обеспечен мобильной связью.

Читайте также:  Открытка с днем рожденья желаю тебе здоровья

На данный момент в Забайкальском крае работают около 1200 координаторов. Они обслуживают более четырёх тысяч семей (10 тысяч пациентов).

Источник

Школьный координатор по здоровью

Качество образования – главный показатель работы образовательного учреждения. Он напрямую зависит от состояния здоровья ребенка, которое, в последнее время все больше, вызывает тревогу у родителей, врачей и учителей. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают системных знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье. Информация, которую получают школьники на уроках биологии, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности разрознена, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, адекватных возрастным особенностям школьников.

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здорового образа жизни.

Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным и региональными законами «Об образовании», Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении здоровья.

Образовательные учреждения изыскивают различные возможности для создания условий сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разрабатываются и внедряются программы (реализуемые по инициативе отдельных энтузиастов), в основу которых положены здоровьесберегающие технологии, и которые пока не стали массовыми. Однако работа по здоровьесбережению осложняется из-за отсутствия в школе специалиста – координатора по здоровью. Каждая школа, заинтересованная в разработке и внедрении инновационной здоровьесберегающей программы, должна назначить ответственного специалиста по координации деятельности. Как правило, стратегические проекты в инновационных школах возглавляет директор, поэтому здесь речь идет о том, чтобы у руководителя был помощник, наделенный знаниями, полномочиями, компетенцией и авторитетом. Назрела необходимость появления такого специалиста. Данный специалист должен знать: теоретические основы анатомии, физиологии, психологии, педагогики, здоровья и здорового образа жизни; уметь: организовать в образовательном учреждении команду и систематическую работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, оценить здоровьесберегающий потенциал ОУ, разработать программу работы по здоровьесбережению и здоровьеформированию (с учетом условий, возможностей и особенностей ОУ), осуществлять взаимодействие со школьной медицинской службой и детской поликлиникой, поддерживать тесные связи с родительским комитетом, попечительским советом, родителями.

Читайте также:  Уголок для школы тема здоровья

Нам представляется, что школьным координатором по здоровью может быть, прежде всего, учитель физической культуры (т.к. его базовое образование включает в себя обязательное изучение курса анатомии, физиологии, гигиены, основ лечебной физической культуры, массажа), а так же учителя биологии, психологии, соцпедагог, медицинская сестра с высшим образованием. Опыт показывает, что это чаще всего энтузиасты, которые не ждут указаний сверху, а видят проблему изнутри и пытаются что-либо изменить. Но чаще всего им не хватает знаний и поддержки администрации, коллег.

К сожалению, штатное расписание (хочется надеяться, что это временно) не предусматривает такую единицу, как школьный координатор по здоровью, поэтому было бы не плохо администрации образовательного учреждения изыскать возможность материального поощрения данного работника.

Цель: организация системной работы в образовательном учреждении по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников (или организация деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников).

Задачи:

  • оценить здоровьесберегающий потенциал ОУ;
  • разработать и внедрить общешкольную программу сохранения и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников;
  • скоординировать работу всего педагогического коллектива для реализации программы;
  • организовать взаимодействие ОУ с методистами и преподавателями учебных учреждений города, школьной медицинской службой, городских и районных детских поликлиник, с работниками физкультурного диспансера.

Компетенции (функциональные возможности) координатора по здоровью:

  • консультировать сотрудников школы и других участников проекта при планировании на различные временные периоды (месяц, полугодие, год);
  • формировать единое информационное поле в школе, содействовать соблюдению преемственности программы по вертикали — от класса к классу;
  • организовывать заседания школьного совета по охране здоровья с привлечением учителей, учеников, родителей;
  • помогать учителям в учебно-тематическом планировании, в интеграции проблем здоровья в контексты учебных предметов;
  • развивать и внедрять неаудиторные технологии обучения здоровью, искать ресурсы за пределами школы для этих целей;
  • организовывать социологические опросы среди участников проекта, учителей, учеников, родителей;
  • анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по ее корректировке, изменениям;
  • организовывать работу по оптимизации школьной среды, ее санитарно-гигиенических, эстетических и психологических особенностей;
  • осуществлять взаимодействие со школьной медицинской службой, детской поликлиникой, врачами-консультантами по конкретным вопросам (прививки, флюорография, диспансеризация, профилактика травматизма и т.д.);
  • организовывать массовые акции в целях привлечения внимания к проблеме, такие, например, как «День здоровья», соревнования на самый чистый класс и т.д.

Источник

Adblock
detector