Меню

Концепция здоровья человека это

Медицинский научно-практический центр вертебрологии и нейроортопедии профессора Курганова М.Л.

официальный сайт профессора Михаила Леонтьевича Курганова

Концепция здоровья

Человек, который умирает раньше 150 лет, умирает насильственной смертью.

/И. Мечников/

Дорогие друзья, вы, несомненно, как и все люди, хотите жить комфортно, в достатке, без болезней и потрясений. Однако, иногда кажется, что жизнь распоряжается по-другому и крутит вами, как бумажным корабликом в бушующем море.

Каждый человек хочет жить счастливо. Но это у него не всегда получается.

Причиной является его ориентация вовне, а не вовнутрь. Человек ищет счастья снаружи: от других людей, от материального благополучия, от собственной занятости, востребованности. Он может уйти «с головой» в работу, в «любовь», в эгоизм или альтруизм, но это не приводит его к внутреннему ощущению счастья. Он может получить удовольствие, но оно кратковременно и приходящее, а счастье – это состояние души, не связанное с внешними условиями.

Чтобы стать счастливым, человеку нужно обратиться внутрь себя. Это значит – начать понимать себя: свое поведение, свои желания, свои потребности, свои установки.

Все вышеперечисленное – поведение, желания, потребности, установки человека – «родом из детства», а также приобретено в процессе роста и развития, его социализации и присвоении чужого опыта.

Все наши реакции основаны на том, как мы адаптировались к этой жизни. Но эти реакции и установки – это не мы сами, не наша сущность.

Чтобы понять себя, нужно дойти до своей сути, войти вглубь себя. Для этого нужно очистить путь – путь к себе, т.е. убрать все наносное, мешающее, отжившее – «заняться уборкой помещения».

Основной проблемой, мешающей нам в жизни, являются наши эмоции, настоящие и прошлые. Они не дают нам увидеть целую, реальную картину себя и других.

Цель этой работы – помочь ищущим людям разобраться со своими переживаниями для того, чтобы, очистив свое сознание от отживших форм, они могли начать движение к себе, внутрь себя, к пониманию себя и, соответственно, пониманию других, чтобы они нашли свой путь к счастью.

«Путь длиной в тысячу миль начинается с одного шага».

Вот первые шаги:

  • во-первых, убрать физические блоки и зажимы в теле («мышечный панцирь»), которые не дают энергии течь свободно;
  • во-вторых, убрать эмоциональные блоки, очистить тело и сердце от старых, неотреагированных эмоций, неадаптивных схем поведения («панцирь характера»);
  • в-третьих, точно знать к чему ты хочешь прийти, что получить на выходе, т.е. – цель, и быть готовым преодолевать трудности на пути к цели, т.к. жизнь может измениться кардинально; можно сказать иначе – искать перемен и быть к ним готовым;
  • в-четвертых, обрести доверие к себе, к своей сущности, которая всегда знает как достичь желаемого.

Основой физического здоровья и психического равновесия человека является расслабление

Откуда берется напряжение?

Мы все время ищем душевного равновесия. Чем больше мы стремимся к нему, тем более неуловимым оно кажется. Из-за нашего образа жизни мы продолжаем накапливать напряженность внутри себя.

Мы стараемся делать все, чтобы чувствовать себя счастливыми, гонимся за разными видами роскоши и общественного положения, но безуспешно. Мы забываем, что избавление от напряжения нужно искать внутри, а не снаружи.

Все напряжения и тревоги находятся в уме. Они обосновались там настолько прочно, что проникают все глубже и глубже и начинают затрагивать нашу сознательную суть и эмоции, даже без нашего ведома.

Чувства печали, беспокойства, неудачи, властности, жадности, зависти и т.д., если их не удалить, впечатываются в наш ум. Эти чувства затем продолжают перекраивать наше сознание, создавая напряженность и необъяснимые перепады настроения.

Энергия

Согласно канонам традиционной восточной медицины организм человека – это сложная саморегулирующаяся система, которая находится в динамическом равновесии с окружающим миром.

Человек существует и взаимодействует с внешней средой благодаря своей способности обмениваться с ней энергией. Здоровье человека, согласно канонам восточной медицины, характеризуется количеством, качеством и движением этой энергии в организме.

Китайская медицина учит, что все заболевания проистекают от нарушения работы энергетических каналов, их проходимости, чистоты и скорости самой энергии.На нарушение движения энергии в организме влияет несколько факторов: окружающая среда (климат, погода), «правильное питание» и «правильный сон», как говорят китайцы, а, главное – «правильные мысли».

Здоровье, как и счастье – категория внутренняя. На здоровье человека целиком и полностью влияет сам человек: его мысли, чувства, установки, ожидания от мира и отношение к миру как таковому.

Тело

Современные ученые установили, что любое психофизиологическое возмущение, любая отрицательная и разрушительная эмоция вызывает в мозгу конфликт.

Это создает помехи нормальному тоническому ритму мышц и держит их в состоянии хронического напряжения.

Такая чрезмерная активация мышц без соответствующей работы приводит к постоянной утечке энергии из организма, а также образованию энергетических и мышечных блоков.

Мозг и тело — это две части единого целого, они нераздельны. Когда вы о чём-либо думаете как об опасности и испытываете страх, тело автоматически готовится перейти от мысли к действию (бежать или бороться). Что приводит к мобилизации всех сил организма.

Физиологически, страх включает в себя:

– изменение частоты сердечных сокращений,

– увеличение артериального давления,

– рост уровня сахара в крови, снижение инсулина,

– выброс кортизона и других стресс-гормонов в кровь,

– централизацию кровотока, увеличение свертываемости крови,

– отключение пищеварительной и мочеполовой системы,

– резкое усиление иммунитета с последующим резким ослаблением,

– спонтанные двигательные реакции,

Откуда берутся страх и тревога?

Человек генетически запрограммирован на стремление к безопасности и комфорту (физическому и психологическому), что обеспечивает ему высокий уровень социальной и личностной активности, с одной стороны, и удовлетворенность жизнью – с другой, и это является основой психологической безопасности человека.

Наша врожденная автоматическая реакция на изменение внешних обстоятельств – страх. Любое изменение ситуации, обстоятельств жизни, окружения, деятельности и т.д. ведет к возникновению тревожных состояний и страха. Страх позволяет нам выжить в новых обстоятельствах.

Современный человек, живя в нестабильном мире, постоянно сталкивается с изменениями жизни (финансовыми, личностными, общественными), и при этом он ощущают страх, тревогу, раздражение, ревность, гнев, зависть и т.п. Психологически он также чувствует беззащитность, растерянность и неспособность справиться с будущими событиями.

Читайте также:  Аппаратно программный комплекс для скрининг оценки здоровье экспресс

Люди привыкают к своим страхам и считают их нормой.

Часть страхов осознаваема и классифицируется как жизненные проблемы.

Все силы и энергия организма человека при этом расходуются на борьбу со страхом и тревожностью, на их подавление и вытеснение.

Это и вызывает у человека постоянное умственное и телесное напряжение и, в конечном счете, приводит к болезням — физическим или душевным или тем и другим одновременно.

Одним из результатов становится хроническая усталость.

Наше внутреннее стремление к Безопасности и Комфорту или страх потери Безопасности и Комфорта приводит к ПОСТОЯННОМУ умственному напряжению и напряжению всех систем организма:

1. Умственному напряжению

Напряжение здесь возникает в форме преследующих человека образов или воспоминаний, навязчивых идей.

Проявляется в снижении работоспособности, бессоннице, спутанности мыслей, невозможности сделать выбор, скуке, бессилии и т.д.

Умственное или ментальное напряжение является причиной следующих напряжений – эмоционального и физического.

2. Напряжению и истощению НС

Основной контроль над жизнедеятельностью человеческого организма осуществляет нервная система. Центральная нервная система (головной мозг) отвечает за отношения с миром, а вегетативная нервная система управляет внутренними органами, регулирует функцию дыхания, кровеносных сосудов и т.д.

В тяжелые моменты жизни, при потрясениях, переживаниях, стрессовых ситуациях симпатический отдел нервной системы приходит в состояние “боевой готовности”, в кровь выбрасываются “гормоны стресса”, в первую очередь адреналин. Задача адреналина очень быстро перестроить организм для активных физических действий, так заложено природой.

Поэтому, в соответствии с этой задачей адреналин:

  • сужает сосуды и повышает кровяное давление, чтобы обеспечить приток крови к мышцам,
  • усиливает работу сердца за счет учащения и усиления сердечных сокращений,
  • ускоряет передачу нервных импульсов,
  • повышает тонус скелетных мышц (мышц тела), но вызывает расслабление мышц желудочно-кишечного тракта (для освобождения кишечника),
  • вызывает тремор (дрожание) скелетных мышц, чтобы как можно скорее их разогреть,
  • повышает содержание глюкозы (сахара) в крови, чтобы дать мышцам дополнительную энергию.

Природа создала разумный механизм выживания, однако в этом механизме заложена проблема для современного человека, живущего по законам цивилизованного мира, поскольку выделяющийся адреналин организму надо обязательно израсходовать.

Если в древности люди расходовали адреналин в бою, воинственных играх, состязаниях, ритуальных плясках, то современному человеку выплеснуть адреналиновую энергию трудно.

В результате происходит поражение нервной системы человека. Выделяемый адреналин остается неизрасходованным и начинает воздействовать на организм изнутри.

Вот некоторые следствия такого воздействия:

  • истощение коры надпочечников.
  • головная боль, быстрая утомляемость, депрессивные состояния и хроническая усталость.
  • проблема со сном.
  • снижение иммунитета и сопротивляемости инфекциям.
  • рост массы тела, развитие отеков.
  • повышение уровня сахара в крови, что провоцирует развитие сахарного диабета.
  • ослабление деятельности сердца и формирование хронической сердечной недостаточности.
  • повышение уровня артериального давления вплоть до формирования стойкой гипертонии.
  • увеличение выделения кальция из организма, что приводит к остеопорозу.
  • изъязвление пищеварительного тракта, что приводит к развитию гастрита и язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.
  • повышение свертываемости крови и увеличение скорости образования тромбоцитов, отсюда развивается тромбофлебит.
  • нарушение микроциркуляции крови, что приводит к нарушению кровоснабжения органов и систем.

Постоянное напряжение нервной системы переводит все вышеперечисленные нарушения в хроническое состояние, усугубляя их.

3. Мышечному перенапряжению

Непереработанный адреналин держит в напряжении скелетные мышцы, что провоцирует развитие мышечных спазмов и блоков.

Какой вред от мышечных напряжений и спазмов?

  • если мышца спазмирована, она пережимает кровеносные сосуды и нервные волокна. В результате питание и энергоинформационный обмен нарушается и в тканях самой мышцы, и в тех внутренних органах, к которым пережатыми сосудами и нервами осуществляется питание и иннервация. К примеру, в области шеи пережимается блуждающий нерв, по нему к поджелудочной железе не проходят импульсы, что вызывает нарушение иннервации органа с соответствующими ферментативными нарушениями желудочно-кишечного тракта.
  • спазмированная мышца является мышцей сокращенной, на ее поддержание в напряженном состоянии требуются определенные энергозатраты. То есть на поддержание мышцы в состоянии напряжения расходуется собственная энергия организма. Учитывая, что области, в которых возникло мышечное напряжение, могут быть достаточно обширными, а напряжения поддерживаться постоянно (даже во сне), энергозатраты организма на нерациональную и вредную работу могут оказаться довольно существенными.

Методы и механизмы расслабления

Устранять физические и психологические проблемы и противостоять им можно только тогда, когда ваш ум расслаблен.

Расслабление можно достигать с помощью:

1. регулярной практики методов расслабления тела,

2. изменения своего отношения к жизни

3. постоянной практики очищения ума (устранение психологических конфликтов и проблем).

А это и есть часть той работы которой мы и занимаемся.

Счастья Вам и здоровья на 150 лет!

Источник

Здоровый человек и его окружение Лекция 2. Концепции здоровья
учебно-методический материал

Лекция 2. Концепции здоровья

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_2_teoriya.docx 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 2. Концепции здоровья

Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном итоге именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику ) экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью, общественным достоянием, залогом успешного развития страны.

Так, что же такое здоровье? Существуют множество концепций здоровья (основная идея, понятие).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья:

« Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

  • 50% — образ жизни
  • 20% — окружающая среда
  • 20% — наследственные факторы
  • 10% — медицина.

До недавнего времени доминировало понимание здоровья — как отсутствие болезни , т.е. здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Подобный подход был подвергнут коренному пересмотру в связи с развитием науки о здоровье — валеологии (Брехман И.И., 1990). Однако, хотя новые определения здоровья принципиально отличаются от приведённого выше, по – видимому, ни одно из них не может считаться завершённым.

Иная трактовка здоровья выдвинута В.П. Казначеевым (1974):

Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды (Баевский Р.М.), и как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно – адаптационных реакций в экстремальных условиях (Граевская Н.Д., 1979) и как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, как совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни (Царегородцев Г. И., 1983), а также как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Бундзен П.В., Дибнер Р. Д., 1994).

Предлагают также, что здоровье следует рассматривать как процесс всей жизни человека, включающий аккумуляцию и использование «ресурсов здоровья» (Covvley S., 1995); как комплексное, целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды (Тихвинский С. Б., 1999)

Традиционно выделяют следующие виды здоровья:

  1. Физическое здоровье – естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
  2. Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.
  3. Нравственное (социальное) здоровье – моральные принципы (нормы морали), являются основой социальной жизни человека в определённом социальном обществе.

Признаки нравственного здоровья:

— сознательное отношение к труду;

— овладение знаниями мировой и национальной культуры;

— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Выделяют также индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции).

  • Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум;
  • групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей;
  • о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изу­

чении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании).

Индивидуальное здоровье — оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам.

Групповое и общественное здоровье — определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.

Общественное здоровье — это состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

Общественное здоровье (по определению ВОЗ) — медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здравоохранение — это общественная и социальная функция медицины, всего общества и государства, его политических, экономических, общественных, религиозных, медицинских и других организаций и учреждений.

В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях), так и с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача). В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье как отдельного человека, так и населения конкретного участка, района, города, страны.

В настоящее время понятие «здоровье» приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер: психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здоровья.

Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека.

Качество жизни — это «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием» [Jones Т., 1997].

Качество жизни здорового человека можно определить — как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием.

Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности.

Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:

• сохранение (повышение) социального статуса;

• сохранение семейного статуса;

• удовлетворение от увлечений и отдыха.

Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.

Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:

• физические (сила, энергия, сон, отдых);

• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);

• уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность);

• жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность);

• окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.);

• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).

На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов.

Факторы формирующие здоровье:

• биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.);

• природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);

• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);

• социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране;

• уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.

Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью.

Факторы риска здоровью — это факторы, создающие благоприятный фон для развития заболевания, способствующие возникновению и развитию болезни, но не являющиеся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора.

Факторы риска по своей природе могут быть:

  • Первичными — действующими изначально и способствующими нарушению здоровья;
  • вторичными — служащими провоцирующими для развития заболеваний;

Выделяют большие, или главные, факторы риска.

К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:

К числу вторичных больших факторов риска относят:

• иммунодефицит и др.

Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска , т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.

Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %.

Образ жизни — это исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом.

Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей:

• характер активности (интеллектуальная и физическая активность);

• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);

• виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).

Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, называют здоровым образом жизни .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.

Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.

К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:

• морально-психологический климат на работе;

• физическое и психологическое состояние;

• морально-психологическая обстановка в семье.

Среди факторов образа жизни детского населения выделяют:

• акушерско-гинекологический анамнез матери;

• возраст матери при рождении ребенка;

• характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное);

• психоэмоциональное состояние ребенка;

• социальную активность ребенка;

• физическую активность ребенка;

От образа жизни следует отличать условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.

Уровень здоровья определяют по нескольким критериям.

  • Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния основных систем организма;
  • Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
  • Уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
  • Степень гармоничности физического развития.

Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:

• к 1-й группе относятся здоровые лица;

• ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;

• к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;

• к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации.

Помимо сложной социально-экономической ситуации, на уровень здоровья и его показатели существенное влияние оказывают и субъективные факторы:

• несформированное у значительной части населения страны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;

• отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни;

• нежелание нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

• сохраняющийся высоким уровень алкоголизации общества, увеличивающееся количество людей, подверженных табакокурению и употреблению наркотиков.

Такое негативное отношение к собственному здоровью характерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников 8—17 лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.

В старших возрастных группах отношение к своему здоровью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, по данным ряда авторов, до 80 % пенсионеров нерационально по отношению к своему здоровью тратят освободившееся от работы время, сохраняя вредные привычки, часто пренебрегая советами медицинских работников, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия .

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо.

Лекция 15. Здоровье семьиПонятие семьи&shy.

Источник

Adblock
detector