Меню

Концепция стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (проект)
статья на тему

Краткая аннотация к проекту закона: КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (проект)

Скачать:

Вложение Размер
Специальный ФГОС (проект) 111 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (проект)

В тексте Концепции стандарта используются следующие термины, в значении, раскрытом в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

  • образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации;
  • адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
  • федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Предметом регулирования настоящего ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа)

организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

● создания благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;

● взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;

● приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ОВЗ и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования;

● обеспечение государственных гарантий получения образования обучающимися с ОВЗ;

● обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов образования обучающихся с ОВЗ;

● обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;

● обеспечения равных возможностей социального развития и освоения образования обучающимся с ОВЗ независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня школьного образования.

Стандарт является основой для:

  • разработки и реализации всех видов образовательных программ — Основной образовательной программы; Адаптированной образовательной программы; Специальной индивидуальной образовательной программы;
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ;
  • формирования учредителем государственного задания в отношении образовательных организаций;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям ФГОС к условиям реализации и структуре образовательных программ;
  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных Организаций.
  • Образовательные программы утверждаются Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС.
  • При разработке Программ Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы в соответствии с объёмом решаемых образовательных, педагогических задач;
  • Программы реализуются в течение всего времени пребывания обучающегося с ОВЗ в Организации.
  • Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

Концепция ФГОС обучающихся с ОВЗ исходит из положений, изложенных в законе:

  • содержание образования и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации инвалида;
  • образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • государство обеспечивает подготовку педагогических работников,
  • владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;
  • в образовательных организациях создаются специальные условия для
  • получения образования указанными обучающимися;
  • при получении образования обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и иная учебная литература.
  1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их развития и состояния здоровья, получение социальной, педагогической , психологической и медицинской помощи.
  2. Родители (законные представители) обучающихся имеют право присутствовать при обследовании детей на ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать своё мнение относительно их образования.
  3. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
  4. Обучающиеся не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  5. Лицам с ОВЗ выдаётся свидетельство об обучении по образцу и в законном порядке.

Приведённые выше положения вступили в силу с 1 сентября 2013 г.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:

• задержкой психического развития;

• расстройствами аутистического спектра;

• множественными нарушениями развития.

Биологическое неблагополучие ребёнка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребёнка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения (так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искажённые представления о мире – вероятным, но не обязательным следствием слепоты).

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы.

От ребёнка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе. При этом столь выраженный диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

Также неоднородна группа детей с нарушениями интеллектуального развития. Понимание существующих актуальных различий и различий перспектив развития детей этой категории принципиально для выбора их образовательного маршрута.

Международная классификация болезней 10–го пересмотра (МКБ–10) опирается при дифференциации форм умственной отсталости на показатель стандартизированных текстов, определяющих коэффициент интеллектуального развития ребенка.

• F70 Умственная отсталость легкой степени (МКБ–10)

• F71 Умственная отсталость умеренная (МКБ–10)

• F72 Умственная отсталость тяжелая (МКБ–10)

• F73 Умственная отсталость глубокая (МКБ–10)

• F78 Другие формы умственной отсталости (МКБ–10)

• F79 Умственная отсталость неуточненная (МКБ–10).

По отечественной классификации М.С. Певзнер различаются: неосложненная умственная отсталость; с нарушением нейродинамики; с нарушением сенсорных систем; с грубым нарушением развития личности; с психопатоподобной формой поведения. Эти подгруппы детей существенно отличны как по степени выраженности и характеру интеллектуальных проблем, так и по структуре нарушения психического развития. В силу тяжести нарушений, часть детей нуждается исключительно в индивидуальных образовательных программах, нацеленных на максимальную подготовку к взрослой и, насколько возможно, независимой самостоятельной жизни, что должен обеспечить стандарт.

Итак, именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. То есть для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация стандарта – разработка вариантов, на практике обеспечивающих: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребёнка к освоению цензового уровня образования, а также – ограничений в получении специальной помощи детьми с ОВЗ, включёнными в общий образовательный поток.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ СОСТАВА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

  • Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями («утяжеление» состава обучающихся), нуждающихся в создании максимально развёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании стандарта. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие в сравнении со здоровыми сверстниками уровни образования.
  • Вместе с тем обнаруживается и противоположная тенденция: практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигает к началу школьного обучения близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.

Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходят» в общеобразовательное пространство. Однако действующий ФГОС общего образования не предусматривает удовлетворения их особых образовательных потребностей в полном объёме, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования, максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Достижения в развитии цифровых технологий, отоларингологии, аудиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики, согласованные действия специалистов разного профиля в системе междисциплинарной помощи детям с ОВЗ приводят к появлению новых групп обучающихся с ОВЗ — их медицинский и социально-психологический статус меняется на протяжении детства. Это означает, что Стандарт должен предусматривать и обеспечивать возможность гибкой смены образовательных Программ и условий для получения образования.

Так, в категории лиц с тяжелыми нарушениями слуха выделена в последние десятилетия группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации, их число неуклонно растет на современном этапе.

Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно

прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации:

чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка

контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др.

До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не

произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился – он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. Выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса.

В соответствии с отечественной традицией, развивающейся в контексте становления ценностей современного мира, целью образования детей с ОВЗ в наиболее общем смысле является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. Культура в данном случае рассматривается, прежде всего, как система ценностей (частных, семейных, государственных), взрослея и присваивая которые, ребёнок реализует свои

личные устремления, берёт на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе.

Таким образом, предметом стандартизации в стандарте образования обучающихся с ОВЗ становится сам уровень образования , который в результате обучения осваивает ребёнок.

Стандартизируются три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения: один из них является сопоставимым с уровнем основного и/или полного общего образования здоровых сверстников (цензовый уровень), два других уровня – принципиально не сопоставимы с ним (нецензовые уровни).

В структуре образования для каждого уровня выделяются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования детей с ОВЗ.

УРОВНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • I уровень образования детей с ОВЗ – в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предполагая при этом удовлетворение образовательных потребностей как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной компетенции ребёнка.
  • II уровень – не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, предусматривается значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции.
  • III уровень – является индивидуальным и не соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы. «Академический» компонент редуцируется до полезных ребёнку элементов знаний, и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции.

Дифференциация ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – четыре базовых варианта

Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка.

  • Первый вариант стандарта — А
  • адресован обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
  • Второй вариант стандарта — В
  • Обучающийся получает образование в ОУ, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным Программам. Обучающийся получает образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья.
  • Третий вариант стандарта — С
  • Обучающиеся получают образование в ОУ, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным Программам. Образование не сопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников. «Академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции. Ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ.
  • Четвёртый вариант стандарта — Д
  • Обучающийся получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. При утилитарности содержания «академического» компонента , требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обязательной является индивидуальная специальная образовательная Программа. Обучающийся находится в среде сверстников с различными ОВЗ, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.

Источник

Читайте также:  Классификация ограниченные возможности здоровья это
Adblock
detector