Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена изучению технологии социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация рассмотрена как понятие, процесс, деятельность и результат. Представлены результаты эмпирического исследования в рамках социальной программы «Нам доступно все!».
Social rehabilitation of persons with disabilities
The article is devoted to the study of the technology of social rehabilitation of persons with disabilities. Social rehabilitation is considered as a concept, process, activity, and result. The results of the empirical study in the framework of the social program «Everything is Available to Us!» are presented.
Сущность социальной политики государства в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья — это деятельность государства и социальных институтов, направленная на эффективное развитие социальной сферы, совершенствование условий и качества жизни граждан с ограниченными возможностями через систему социальной защиты, социальной поддержки и социальной работы с населением. Одной из задач социальной работы является процесс восстановления жизнедеятельности не только самостоятельной, но и творческой, активной, которое было утрачено клиентом в силу различных причин. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации. К направлениям социальной реабилитации следует отнести реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Н. Ф. Басов рассматривает социальную реабилитацию как последовательность действий, комплекс методов, приемов, с применением различных подходов для достижения основной цели данной технологии [4, с. 83].
Авторы описывают технологию социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с разных позиций: процесс, деятельность и результат. С точки зрения Б. С. Бондаренко социальная реабилитация как процесс — это социальная система, части которой осуществляют последовательно мероприятия для решения тактических задач и достижения цели. Целью является восстановление социального статуса гражданина, формирование у него устойчивого отношения к сложным ситуациям, интеграция в общественно-полезную деятельность. Как процесс социальная реабилитация возможна только с помощью специалиста, организовывается в социальных учреждениях в специально созданных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия [1, с. 115, 124].
Социальная реабилитация с точки зрения деятельностного подхода определяется авторами как субъект-объектные отношения посредством взаимосвязанных действий. Основной характеристикой является совместная деятельность специалиста и гражданина с ограниченными возможностями здоровья с целью подготовки объекта к продуктивной, активной и полноценной жизнедеятельности посредством специального обучения с созданием оптимальных условий [1, с. 136].
Источник
Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями
сформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в. Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями: идея о социальной полезности человека; школа обязана воспитать активного и полезного члена общества) ребенок с ограниченными возможностями должен своим дом обеспечивать собственное существование; ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;
общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.
В 20-40-е гг. XX в получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма,
национал-социализма. Их ведущие положения:
поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;
стерилизация — путь достижения биологической «чистоты» расы; необходимо физическое уничтожение «неполноценных» людей.
В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.
Сущность патерналистской концепции:
приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;
люди с ограниченными возможностями — социально «малоценные», «граждане второго сорта»;
существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;
характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности; слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями; неконкурентоспособная позиция на рынке труда; приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;
нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с соииокультурным окружением; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.
Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
приоритет интересов личности над интересами общества; достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни); независимая жизнь — независимость в широком смысле; • право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;
• комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
• у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.
Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята «Всеобщая декларация прав человека». Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:
• должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;
• интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;
• коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;
• рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения. Понятие жизнеобеспечения включает:
• активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;
• ведение домашнего хозяйства;
• максимально полное самообслуживание.
Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования: по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро.
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Основным понятием, которым принято называть лицо с ограниченными возможностями здоровья считают инвалид. Согласно закону ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принято считать инвалидом — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1].
Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Понятие социальная реабилитация характеризует в обобщенном виде это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений [3].
Одной из главных целей социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья является приспособление, адаптация к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Социальная реабилитация включает в себя следующие элементы:
1)Социально-психологический: психологическое консультирование у специалиста, психотерапевтические курсы, психологический патронаж семьи и различного рода тренинги.
2)Социально-педагогический: организация мер педагогической помощи в процессе социализации индивида;
3)Социально-бытовой: определение оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним лиц с ограниченными возможностями;
4)Социально-культурный: комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации инвалидов в различных социокультурных ситуациях.
Процесс деятельности специалиста социальной работы в процессе реабилитации включает в себя, как показывает практика, пять взаимосвязанных этапов:
-диагностико-прогностический (определение из исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации);
-этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм, методов работы;
-этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы;
-реализационный (реализация комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);
-экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации) [2, с.103].
Каждый из этих этапов имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий. В каждой конкретной ситуации специалисту необходимо уяснить цель, условия её реализации, особенности и возможности субъекта и объекта, особенности места реализации, возможные формы реализации и объекта.
Таким образом, можно сказать, что процесс социальной реабилитации является необходимым комплексом мер, которые в первую очередь направлены на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности и интеграции личности в общество.
Список используемой литературы:
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Валеева, Н.Ш. Социальная реабилитация / Н.Ш. Валеева. – М: ИНФРА – М, 2013. – 320 с.
Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, — 2007. – 340с.
Источник
Современная концепция социальной реабилитации I
Патерналистская позиция
Идеи расовой биологии и гигиены, социал-дарвинизма
Формирование концепции социальной реабилитации
1. Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностямисформировалась в конце XIX — начале XX вв. под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт) и была распространена до середины XX в.
Основы концепции социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями:
Ø идея о социальной полезности человека;
Ø школа обязана воспитать активного и полезного члена общества;
Ø ребенок с ограниченными возможностями должен своим трудом обеспечивать собственное существование;
Ø ценность специального образования — приобщение к общественно полезному производительному труду путем коррекции и компенсации дефекта;
Ø общество корректирует человека с ограниченными возможностями, считая его неполноценным.
2. В 20—40-е гг. XX в. получили определенное распространение идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма ,национал — социализма.
Их ведущие положения:
Ø поддержка лиц с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии бесполезна;
Ø стерилизация — путь достижения биологической «чистоты» расы;
Ø необходимо физическое уничтожение «неполноценных» людей.
3. В нашей стране общество и государство по отношению к человеку с ограниченными возможностями на протяжении многих десятилетий занимало ограничительно-покровительственную, патерналистскую позицию.
Сущность патерналистской концепции:
Ø приоритет интересов общества над интересами отдельной личности;
Ø люди с ограниченными возможностями — социально «малоценные», «граждане второго сорта»;
Ø существование образовательных учреждений интернатного типа, преимущественно закрытых;
Ø характер специального образования не способствует достижению высокого уровня социальной адаптированности;
Ø слабая правовая защита лиц с ограниченными возможностями;
Ø неконкурентоспособная позиция на рынке труда;
Ø приучение к низкому качеству жизни, воспроизведение культуры бедности, маргинализация (вынужденное сужение возможностей участия в социальной жизни) лиц с ограниченными возможностями;
Ø нарушение нормальных взаимоотношений человека, имеющего отклонения в развитии, с социокультурным окружением;
Ø формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью.
4. Общие положения современной концепции социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями:
Ø приоритет интересов личности над интересами общества;
Ø достижение человеком максимальной самостоятельности и независимости (независимый образ жизни);
Ø независимая жизнь — независимость в широком смысле;
Ø право на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть закреплено законодательно и обеспечено экономически;
Ø комфортность бытия человека с отклонениями в развитии;
Ø у детей с особыми образовательными потребностями должны быть сформированы необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации, развитие которых будет продолжено на следующих возрастных этапах.
Формирование указанной концепции началось с 1948 г., когда была принята «Всеобщая декларация прав человека».
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г.:
Ø должен меняться не только человек с ограниченными возможностями, но и общество, которое должно помочь людям бороться с недугами, предоставить для всех равные возможности полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности;
Ø интеграция в общество — самый перспективный способ решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями;
Ø коммуникация — важное условие полноценной социализации лиц с ограниченными возможностями, которые испытывают существенные затруднения в процессе социального общения;
Ø рекреационный потенциал человека, имеющего отклонения в развитии, также ограничен, поскольку необходима эффективная организация досуговой деятельности, способствующая полноценному восстановлению жизненных сил и здоровья.
В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает проблема жизнеобеспечения.
Понятие жизнеобеспечения включает:
Ø активное участие человека с ограниченной трудоспособностью в производительном труде;
Ø ведение домашнего хозяйства;
Ø максимально полное самообслуживание.
Постепенно концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями осваивается российской системой специального образования:по мнению отечественных ученых, люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей (В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро).
Рекомендуемая литература:
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 36—43.
Тема:Экономические основы специального образования
Вопросы для обсуждения
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник