Меню

Концепция сохранения собственного здоровья

Сохранение и укрепление здоровья

Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.

Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.

Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.

Основные факторы, влияющие на здоровье:

— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);

— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);

— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);

— психофизиологические.

Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.

Способы сохранения и укрепления здоровья

Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.

Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.

Факторы отрицательно влияющие на здоровье:

  • курение и злоупотребление алкоголем;
  • неправильное питание;
  • наркотики;
  • частое употребление лекарств;
  • условия труда, вредные для здоровья;
  • стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
  • неблагоприятные материально-бытовые условия.

Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.

В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.

Способы сохранения здоровья человека:

  • оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
  • закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
  • периодическое очищение организма;
  • отказ от химических препаратов;
  • цигун – китайская система оздоровления организма;
  • йога;
  • ароматерапия;
  • морская вода и горный воздух.

Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.

Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.

Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:

— Борьба с допингом в Российском спорте:

Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».

Источник

Концепция охраны здоровья здоровых

– необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

– необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

– признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

– необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость.

Основные задачи Концепции

– разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

– укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья

– формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

– увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах.

Основные принципы реализации Концепции

–доступность мероприятий по экспресс-оценке состояния здоровья и оздоровлению населения

– приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения;

– непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;

– ответственность человека за свое здоровье и здоровье своих близких;

– системы охраны и укрепления здоровья здоровых.

Концепция направлена на все слои населения и включает следующие приоритеты:

– Обеспечение здоровья детей: новорожденных, детей младшего и школьного возраста, что обеспечит им более здоровое начало жизни. Риск развития врожденных аномалий у детей на четверть обусловлены генетическими отклонениями и условиями среды, важным фактором становится злоупотребление матери алкоголем и наркотиками. Основными причинами смерти детей первого года жизни являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде и врожденные аномалии. Среди детей старше 1 года – болезни органов дыхания, в т.ч. пневмонии, внешние причины. Смерть от внешних причин во многом зависит от социального статуса семьи, образа жизни родителей. Кроме того, от образа жизни зависит потенциальная опасность ВИЧ-инфицирования и наркотической зависимости новорожденного.

Читайте также:  При различном состоянии здоровья людей можно выделить четыре двигательных режима психологический

– Здоровье молодежи. Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовлена к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность. Особого внимания заслуживает репродуктивное здоровье женщин и качество потомства, для достижения которого наиболее значимо: грамотное планирование семьи, включая предотвращение нежелательной беременности, обеспечение безопасного материнства, профилактика детской инвалидности.

– Укрепление здоровья работоспособного населения. Значительное и устойчивое сокращение числа травм, случаев инвалидности и смерти в результате несчастных случаев и актов насилия, отравлений и травм, основных неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения). Именно в этом возрасте разница в смертности российского населения и населения развитых стран максимальна.

– Сохранение здоровья в пожилом возрасте. Люди в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. Для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе.

Контрольно-оценочный материал

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные законодательные акты РФ в области охраны здоровья.

2. Каковы основные приоритеты государственной политики по охране здоровья.

3. На какие слои населения направлена концепция и какие приоритеты включает она.

Методическая разработка № 3

«Сестринские технологии в профилактической медицине»

Технологическая карта лекционного занятия по теме

«Сестринские технологии в профилактической медицине»

Вид занятия:теоретическое занятие

Цели занятия:

Учебные цели: изложение нового материала

Развивающие цели: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).

Организовывать самостоятельные задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации (ОК 8).

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).

Изучение представленной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Источник

Здоровый человек и его окружение Лекция 2. Концепции здоровья
учебно-методический материал

Лекция 2. Концепции здоровья

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_2_teoriya.docx 30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 2. Концепции здоровья

Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. В конечном итоге именно уровень здоровья населения оказывает значительное влияние на динамику ) экономического развития общества, страны, воздействуя на производительность труда. Именно поэтому здоровье населения в целом и каждого члена общества является непреходящей ценностью, общественным достоянием, залогом успешного развития страны.

Так, что же такое здоровье? Существуют множество концепций здоровья (основная идея, понятие).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья:

« Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

  • 50% — образ жизни
  • 20% — окружающая среда
  • 20% — наследственные факторы
  • 10% — медицина.

До недавнего времени доминировало понимание здоровья — как отсутствие болезни , т.е. здоровье и болезнь рассматривались как взаимоисключающие состояния. Подобный подход был подвергнут коренному пересмотру в связи с развитием науки о здоровье — валеологии (Брехман И.И., 1990). Однако, хотя новые определения здоровья принципиально отличаются от приведённого выше, по – видимому, ни одно из них не может считаться завершённым.

Иная трактовка здоровья выдвинута В.П. Казначеевым (1974):

Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Определяют здоровье и как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды (Баевский Р.М.), и как уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно – адаптационных реакций в экстремальных условиях (Граевская Н.Д., 1979) и как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, как совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни (Царегородцев Г. И., 1983), а также как психофизическое состояние человека, характеризующееся отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания (Бундзен П.В., Дибнер Р. Д., 1994).

Предлагают также, что здоровье следует рассматривать как процесс всей жизни человека, включающий аккумуляцию и использование «ресурсов здоровья» (Covvley S., 1995); как комплексное, целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды (Тихвинский С. Б., 1999)

Традиционно выделяют следующие виды здоровья:

  1. Физическое здоровье – естественное состояние организма человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
  2. Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.
  3. Нравственное (социальное) здоровье – моральные принципы (нормы морали), являются основой социальной жизни человека в определённом социальном обществе.

Признаки нравственного здоровья:

— сознательное отношение к труду;

— овладение знаниями мировой и национальной культуры;

— активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Выделяют также индивидуальное, групповое и общественное здоровье (здоровье населения, здоровье популяции).

  • Об индивидуальном здоровье говорят в том случае, если рассматривается конкретный человек, индивидуум;
  • групповое здоровье предусматривает оценку уровня здоровья нескольких людей;
  • о здоровье населения, общественном здоровье говорят при изу­

чении, оценке здоровья населения, проживающего на определенной территории (в городе, селе, административно-территориальном образовании).

Индивидуальное здоровье — оценивают по самочувствию конкретного человека, наличию или отсутствию у него заболеваний, его физическому состоянию и развитию, выявляемых после соответствующих исследований, трудоспособности, личным ощущениям жизни и другим критериям и признакам.

Групповое и общественное здоровье — определяется по медико-статистическим и медико-демографическим показателям и критериям, а не только по оценке индивидуального здоровья.

Общественное здоровье — это состояние общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стеснённого заболеваниями, физическими и психическими дефектами.

Общественное здоровье (по определению ВОЗ) — медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здравоохранение — это общественная и социальная функция медицины, всего общества и государства, его политических, экономических, общественных, религиозных, медицинских и других организаций и учреждений.

В своей деятельности медицинские сестры встречаются как с индивидуальным здоровьем пациентов (участковые медицинские сестры, медицинские сестры, работающие в стационарных медицинских учреждениях), так и с групповым здоровьем (медицинские сестры врача общей практики, семейного врача). В меньшей степени медицинским сестрам приходится иметь дело с общественным здоровьем, но общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, поэтому необходимо представлять смысл этого понятия, факторы, определяющие здоровье как отдельного человека, так и населения конкретного участка, района, города, страны.

В настоящее время понятие «здоровье» приобретает более широкий смысл. Это связано с возможностями достижения самим человеком более высокого уровня благополучия, повышения качества жизни. Благополучие и качество жизни затрагивают все аспекты жизни человека, касаются не только физического развития, но и других сфер: психической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной. Гармоничное сочетание всех этих сфер позволяет говорить о высокой степени самореализации, о достижении высокого уровня здоровья.

Понятие «качество жизни» введено в обиход в 1982 г. и часто используется для характеристики полноценности жизни больных, однако его можно использовать и для описания состояния здорового человека.

Качество жизни — это «соответствие желаний человека его возможностям, лимитированным заболеванием» [Jones Т., 1997].

Качество жизни здорового человека можно определить — как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием.

Восприятие качества жизни во многом является субъективным, т.е. сам человек определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Оценка качества жизни каждого конкретного человека зависит и от возрастных характеристик личности.

Для здорового человека важными параметрами качества жизни являются:

• сохранение (повышение) социального статуса;

• сохранение семейного статуса;

• удовлетворение от увлечений и отдыха.

Для больного человека, помимо перечисленных параметров, большое значение имеет и возможность самообслуживания, самоухода.

Критериями качества жизни [ВОЗ, 1995] принято считать:

• физические (сила, энергия, сон, отдых);

• психологические (мышление, изучение, запоминание, концентрация, положительные эмоции, самооценка, внешний вид, печальные переживания);

• уровень независимости (повседневная деятельность, работоспособность);

• жизнь в обществе (личные взаимоотношения, общественная ценность человека, сексуальная активность);

• окружающая среда (безопасность, быт, материальное благополучие, доступность информации, возможность обучения, досуг; экология — населенность, загрязнение среды обитания и т.д.);

• духовность (чувство ответственности за других, религия, личные убеждения и установки).

На уровень и состояние здоровья человека оказывает влияние множество факторов.

Факторы формирующие здоровье:

• биологические, психологические свойства человека (наследственность, конституциональные особенности и др.);

• природные условия (климат, флора, фауна и т.д.);

• состояние экологии (степень загрязнения или чистоты окружающей среды);

• социально-экономические, политические условия, действующие в той или иной стране;

• уровень развития здравоохранения, степень подготовленности и квалификации медицинских кадров.

Помимо непосредственных факторов и условий, определяющих здоровье, можно выделить и группу факторов риска здоровью.

Факторы риска здоровью — это факторы, создающие благоприятный фон для развития заболевания, способствующие возникновению и развитию болезни, но не являющиеся непосредственной причиной их развития: для возникновения заболевания необходимо действие конкретного причинного фактора.

Факторы риска по своей природе могут быть:

  • Первичными — действующими изначально и способствующими нарушению здоровья;
  • вторичными — служащими провоцирующими для развития заболеваний;

Выделяют большие, или главные, факторы риска.

К числу больших первичных факторов риска специалисты ВОЗ относят:

К числу вторичных больших факторов риска относят:

• иммунодефицит и др.

Помимо отдельных факторов риска, выделяют и группы риска , т.е. группы населения, в большей мере, чем основная его часть, подверженные развитию различных патологических процессов. К такой категории людей могут быть отнесены люди различных возрастных, социальных, профессиональных групп. Это дети, лица пожилого и старческого возраста, беременные, одинокие, люди, работающие во вредных условиях, и т.д. Выделение таких групп, определение факторов риска помогает в работе медицинского персонала, позволяя разрабатывать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья лиц, входящих в ту или иную группу риска.

Существенное влияние на здоровье оказывает образ жизни человека. Доля факторов образа жизни среди всех обусловливающих здоровье воздействий превышает 50 %.

Образ жизни — это исторически сложившаяся совокупность характерных черт деятельности или активности людей, включающая материальную и духовную сферы и являющаяся отражением уровня развития производства, культуры, уровня развития общества в целом.

Понятие «образ жизни» включает различные категории деятельности, активности людей:

• характер активности (интеллектуальная и физическая активность);

• сферы активности (трудовая и внетрудовая активность);

• виды или формы активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, медицинская активность, деятельность в быту).

Образ жизни, поведение человека, направленные на сохранение здоровья, называют здоровым образом жизни .

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Это понятие включает в себя все элементы деятельности, направленной на охрану, улучшение и укрепление здоровья. Формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.

Образ жизни может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на здоровье человека. Факторы, оказывающие влияние на здоровье, могут быть различными в разные возрастные периоды.

К ведущим факторам образа жизни взрослого населения относятся:

• морально-психологический климат на работе;

• физическое и психологическое состояние;

• морально-психологическая обстановка в семье.

Среди факторов образа жизни детского населения выделяют:

• акушерско-гинекологический анамнез матери;

• возраст матери при рождении ребенка;

• характер вскармливания ребенка (естественное, искусственное);

• психоэмоциональное состояние ребенка;

• социальную активность ребенка;

• физическую активность ребенка;

От образа жизни следует отличать условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. К условиям жизни, оказывающим влияние на здоровье, можно отнести конкретные условия, в которых человек живет, трудится, отдыхает. Это то, что окружает человека, — демографические, природные, социально-экономические, политические условия и факторы, уровень развития здравоохранения. Конкретному человеку трудно изменить существующие условия, но он может определенным образом использовать их, реагировать на них, приспособив к ним образ жизни, и тем самым повлиять на уровень своего здоровья.

Уровень здоровья определяют по нескольким критериям.

  • Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния основных систем организма;
  • Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
  • Уровень достигнутого физического, психического, интеллектуального и др. развития;
  • Степень гармоничности физического развития.

Все население по уровню здоровья может быть распределено на определенные группы:

• к 1-й группе относятся здоровые лица;

• ко 2-й группе относятся практически здоровые, имеющие факторы риска;

• к 3-й группе относятся больные в стадии компенсации;

• к 4-й группе относятся больные в состоянии декомпенсации.

Помимо сложной социально-экономической ситуации, на уровень здоровья и его показатели существенное влияние оказывают и субъективные факторы:

• несформированное у значительной части населения страны позитивное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как величайшей жизненной ценности;

• отсутствие потребности к поддержанию и укреплению здоровья, интереса к здоровому образу жизни;

• нежелание нести ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;

• сохраняющийся высоким уровень алкоголизации общества, увеличивающееся количество людей, подверженных табакокурению и употреблению наркотиков.

Такое негативное отношение к собственному здоровью характерно для людей всех возрастов, однако отрадным можно считать тот факт, что у школьников 8—17 лет сохраняется определенный уровень потребности в знаниях о здоровье и действиях по его сохранению и укреплению.

В старших возрастных группах отношение к своему здоровью формируется на основе уже сложившихся жизненных стереотипов. Так, по данным ряда авторов, до 80 % пенсионеров нерационально по отношению к своему здоровью тратят освободившееся от работы время, сохраняя вредные привычки, часто пренебрегая советами медицинских работников, занимаясь самолечением, вследствие перегруженности решением бытовых проблем, уходом за внуками и т.д. Это приводит к усложнению мероприятий по сохранению и поддержанию здоровья.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше».

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия .

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо.

Лекция 15. Здоровье семьиПонятие семьи&shy.

Источник

Adblock
detector