Особенности психологической службы образовательного учреждения.
Концепция психологической службы И.В. Дубровиной.
Психологическая служба образования – это один из ведущих компонентов целостной системы образования. Это интегральное явление, представляющее собой единство 4 аспектов:
Научный – предполагает проведение и обоснование научных исследований и обоснований в области практической психологии в образовании, в т.ч. разработка психокорр, психопрофилактич и разв-х программ. Умение использовать теор знания в реал практике.
Прикладной – предполагает использование психологических знаний работниками образования.
Практический – работа психолога с детьми, родителями, педагогами по решению проблем.
Организационный – организация психолого-педагогического процесса в рамках системы образования.
Цель психологической службы образования: обеспечение психологического и психического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов.
Основные задачи психологической службы образования:
Реализация в работе с детьми возможностей и резервов развития каждого возраста.
Развитие индивидуальных возможностей детей, их интересов, способностей.
Создание благоприятного психологического климата для развития ребенка.
Основу полноценного психического здоровья составляет полноценное психическое здоровье ребенка на всех этапах онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей ребенка на каждом возрастном этапе зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода. Поэтому деятельность психологической службы д. включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья. Забота о психологическом здоровье ребенка предполагает внимание к его внутреннему миру и его переживанию. Психологическое здоровье невозможно без полноценного психического здоровья. Именно психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной.
Основные идеи концепции сопровождения М.Р. Битяновой.
Основная идея – сопровождение. Система сопровождения – это система профессиональных действий психолога, направленных на создание социально – психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в условиях школьного взаимодействия. Это означает: следование за естественным развитием ребенка на каждом этапе онтогенеза; создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношения к миру; создание благоприятной среды для максимального личностного развития ребенка преимущественно педагогическими средствами. Основные направления: школьная прикладная психодиагностика; развивающая и психокоррекционная деятельность; консультирование; просвещение педагогов, школьников, родителей; социально – диспетчерская деятельность (рефлексия). Объектом и клиентом школьной психологической службы является школьник. Все взрослые являются субъектами сопровождения. Они взаимодействуют между собой на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Их главная задача: разработать единый подход и стратегию психолого-педагогического сопровождения. Педагогам нецелесообразно обращаться за личной консультацией к психологу. Это нарушает дальнейшее равноправное сотрудничество по сопровождению детей. Психолог работает с семьей, но только в связи со школьными проблемами ребенка: проблемы поведения и учебы; проблемы детско-родительских отношений, если они влекут какие – то сложности. Выпадает диагностика специальных способностей; личное консультирование педагогов и родителей. Цель системы сопровождения: создание психолого-педагогических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Эти условия д. составлять единую систему. Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: анализ школьной среды и ее требований к психологическим возможностям ребенка (совместно с педагогами); определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников; разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы для успешного обучения и развития ребенка; создание системы.
Основные направления деятельности педагога – психолога в образовательном учреждении: Диагностика. Консультирование. Коррекционно – развивающая работа. Просвещение (лекции, родительские собрания, кл. часы, семинары, тренинги, психолого-педагогические консилиумы). Профилактика. Социально – диспетчерская деятельность. Профессионально – аналитическая деятельность.
Источник
Концепция психологической службы в образовательном учреждении
методическая разработка по психологии по теме
Работа представлена и высоко оценена
на районном конкурсе профессионального
мастерства «Педагог-психолог 2012»
Автор: педагог-психолог Одинцовского центра
диагностики и консультирования
Менситова Вероника Эскендеровна
Концепция разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психического развития детей. В качестве фундаментального положения этой концепции предполагается понимание личности как целостной психологической структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_psihol_sluzhby.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Работа представлена и высоко оценена
на районном конкурсе профессионального
мастерства «Педагог-психолог 2012»
Автор: педагог-психолог Одинцовского центра
диагностики и консультирования
Менситова Вероника Эскендеровна
Современное общество все настойчивей ставит перед образовательным учреждением задачу создания условий для проявления учеником личной инициативы, осознанного поиска и выбора в ситуациях неопределенности, осознания собственной позиции относительно разнообразных социально значимых проблем и вопросов, освоения культуры коммуникации, договорных отношений, разрешения конфликтных ситуаций ненасильственными способами. Все это становится не менее ценным, чем усвоение учащимися определенной суммы информации.
Концепция разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психического развития детей. В качестве фундаментального положения этой концепции предполагается понимание личности как целостной психологической структуры.
Теоретическую основу составляют:
1. Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.
2. Идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
3. Теория игровой деятельности Д.Б.Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.
4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.
Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, мы определили для себя главной ЦЕЛЬЮ психологической службы – обеспечение социально-психологических условий для максимально полного личностного, интеллектуального и социального развития всех участников образовательного процесса.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи :
сопровождение организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания через изучение личности учащихся и ученических коллективов;
реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всех участников образовательного процесса;
оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, создание условий для развития ученических коллективов.
В своих позициях исходим из того, что школьного психолога следует понимать как члена педагогического коллектива, который напрямую участвует в реализации воспитательно-образовательных целей учреждения, реализует свои специальные возможности преимущественно не только на учащихся, а через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.
Основное понимание психологического сопровождения
Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Реализация данной цели требует от психологической службы наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способностей направленных на системный анализ проблемных ситуаций и их разрешение, программирование и планирование инициативной деятельности, соорганизацию собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса (см. схему «Участники и принципы сопровождения»).
Система профессиональной деятельности специалистов службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия.
Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения
Психологическая работа построена во внутренних и внешних взаимосвязях. К внутренней взаимосвязи относится взаимодействие с администрацией, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями. К внешнему взаимодействию можно отнести медицинских работников, специалистов городского психологического центра и специалистов психолого-медико-педагогической комиссии.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся осуществляется по двум типам: прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное). При непосредственном сопровождении психолог взаимодействует напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником — через промежуточные звенья: учителей, родителей, учащихся.
Соответственно, деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1. Осуществление совместно с педагогами анализа школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она представляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития.
2. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников.
3. Разработку и внедрение определенных мероприятий, форм, методов, технологий работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
4. Приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
В школе выстроена система психологической работы. Это основные направления профессиональной деятельности:
развивающая и коррекционная работа;
просвещение и психопрофилактическая работа;
Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, – отправная точка в работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения. На повышение психологических знаний (компетентностей) учащихся общеобразовательной школы уделяется внимание педагогом-психологом по формированию: потребности в здоровом образе жизни; психологических качеств, обеспечивающих адаптацию в социуме (ответственности, коммуникабельности, толерантности, мобильности, стрессоустойчивости и т.д.); современного мышления, в основе которого лежит психологическая готовность к негативным влияниям социума; готовности к профессиональному самоопределению, выбору образовательного маршрута будущей профессии, внедрение здоровье сберегающих технологий по биологической обратной связи для формирования коррекции поведения трудновоспитуемых детей и подростков.
Одним из важных средств реализации запросов современной школы является проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Мероприятия проходят с целью побуждения учащихся к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению с окружающими людьми. Для достижения цели составляются задачи по развитию у детей ощущения возможностей своего активного познания.
Значение и анализ проведенных мероприятий способствует переходу от массового подхода в обучении и воспитании к развитию творческих способностей каждого учащегося с опорой на самостоятельную работу, что благоприятно сказывается на развитии волевых качеств личности.
Психологическое сопровождение призвано оптимизировать процесс обучения за счет грамотного применения в учебном процессе психологических особенностей личности. Овладение учащимися универсальными учебными действиями, будет способствовать самостоятельному и успешному усвоению новых знаний, умений и компетентностей в различных предметных областях познания, и, следовательно, повышение мотивации к обучению.
Реализация данной модели психолого – педагогического сопровождения детей и подростков в учебно-воспитательном процессе влияет на качество образовательного процесса в школе. Повышается общая удовлетворённость учащихся процессом обучения, отсутствует чувство вынужденности своего присутствия на уроках; снижается чрезмерная нервно — эмоциональная и физическая напряжённость на уроках; школьники чувствуют себя комфортно и испытывают чувство собственной состоятельности.
Психологическое сопровождение семьи
Работу с родителями мы рассматриваем как важнейший аспект своей деятельности, направленный на сохранение психологического здоровья семьи. Н аиболее удачны, эффективны формы работы с родителями:
коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования;
консультативно – просветительная работа с родителями в рамках системы духовно – нравственного воспитания, ведения постоянной разъяснительной работы по формированию ценностей ответственного родительства и устойчивых моделей воспитания без применения насилия.
Психологическое сопровождение педагогического коллектива
Психологической службой созданы необходимые социально-психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, повышения их психологической культуры (компетентности): семинары, деловые и ролевые игры; тренинги; психологическое сопровождение в процессе аттестации; групповые консультации; индивидуальное консультирование по результатам диагностики педагогов и учащихся; диагностика эмоционального состояния, психологического микроклимата, гармоничности психологической культуры. Цель психологической работы с педагогом заключается в том, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности педагога к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.
Развитие школы – процесс непрерывный, требующий постоянных поисков, разработок, экспериментальных проверок. Современное образовательное учреждение находится в постоянном творческом поиске, обеспечивающем высокий уровень преподавания и отличное качество образовательного процесса. Работая с администрацией, мы активно участвуем в разработке и реализации воспитательно-образовательных маршрутов, проектов, проводим психологическую экспертизу проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития детей, принимаем участие в разработке общего плана работы, отслеживаем промежуточные итоги и вносим коррективы в реализуемые психолого-педагогические программы, совместно с администрацией разрабатываем сценарии значимых мероприятий.
Изучение эффективности концепции соотносится с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности профессиональной деятельности являются: опросы учащихся, учителей, родителей; индивидуальные и групповые интервью; наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.); повышение эффективности стимулирования педагогов к внедрению личностно-ориентированных технологий обучения с учетом: динамики готовности учителей к педагогическим инновациям; установление диалоговых отношений между учащимися, учителями, родителями; формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.
степень включенности учащихся в программу психологических занятий;
продуктивность совместной деятельности;
определение стиля поведения в ситуациях разногласия;
создание условий для развития устремлений учащихся и взрослых (познавательных, творческих, эмоционально-личностных) через выявление содержания индивидуальности учащихся, рассмотрение горизонтов личностного развития, особенностей саморазвития. Системность мышления. Включенность в групповые отношения. Личностная саморегуляция. Тревожность. Стрессоустойчивость. Самоопределение. Потребность в самопознании;
самореализация родителей — в самореализации детей через развитие рефлексии особенностей воспитания и обучения ребенка, общения с ним; характеристика родительского отношения: ориентация на принятие ребенка, кооперацию в решении проблем, последовательность в воспитании детей.
Психолого-педагогическое изучение личностного развития учащихся должно быть всесторонним, комплексным, охватывать все основные сферы развития учащегося. Как отметил С.Л. Рубинштейн: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, — таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей «.
Пути профессионального мастерства
Повышение квалификации педагога-психолога – это неотъемлемая часть профессионального пути в настоящее время, которая способствует последовательному совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков, росту мастерства в своей деятельности.
Источник