Психофизиологическое тестирование
Методика психофизиологического тестирования предназначена для комплексной оценки эмоционально-психического состояния и психофизиологических свойств и функций детского организма по результатам выполнения тестовых заданий.
С помощью данной методики можно решить следующие практические задачи:
- оценить психологический и психофизиологический статус детей и подростков;
- исследовать внутренние особенности личности: психические свойства и состояния, особенности протекания психических процессов;
- исследовать внешние проявления индивидуальных особенностей личности: поведения, общения, деятельности;
- оценить уровень развития профессионально важных качеств с целью профессиональной ориентации подростков;
- оценить эффективность лечения и реабилитационных мероприятий с помощью блока клинических тестов.
В нашем отделении используется компьютерный комплекс «НС-Психотест» компании «Нейрософт». В комплексе реализована возможность для раннего выявления эмоциональных нарушений и нарушений психического развития детей с целью последующей коррекции, диагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, оценки психологической и социально-психологической адаптации детей и подростков. Для детей дошкольного возраста (с 5 лет), не умеющих читать, включены специальные методы диагностики (например, методика «Лесенка», методика Мюнстерберга, исключение понятий, тест тревожности Филипса, методика Дембо-Рубинштейн, цветные матрицы Равенна, тесты Айзенка и др.)
Психофизиологические тесты позволяют оценить:
- психомоторные свойства (время простой двигательной реакции, теппинг, тремор, координацию и т.д.);
- нейродинамические свойства (баланс нервных процессов, силу и выносливость нервной системы, функциональную подвижность нервных процессов, особенности межполушарной асимметрии);
- свойства внимания (концентрацию и устойчивость, помехоустойчивость, избирательность, объем, переключение и распределение);
- отдельные свойства восприятия, памяти, мышления;
- свойства психофизиологической адаптивности.
Психологические тесты направлены на диагностику всего спектра психических явлений:
- психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления;
- психических свойств личности: темперамента, характера, способнестей;
- психических состояний: кратковременных (активности, самочувствия, настроения, напряжения) и долговременных (тревожности, депрессивности, агрессивности и т.д.).
Источник
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия автомеханика предъявляет повышенные требования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Содержание занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов обучающихся и в рамках содержания программы.
1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
3. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
4. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
5. Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств.
6. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
7. Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4´100 м, 4´400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000
м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы»; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши).
Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в
пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты — перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
3. Виды спорта по выбору
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Спортивная аэробика
Занятия спортивной аэробикой совершенствуют чувство темпа, ритма, координацию движений, гибкость, силу, выносливость.
Комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов. Обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи ногами, упражнения для мышц живота, отжимание в упоре лежа – четырехкратное исполнение подряд. Дополнительные элементы: кувырки вперед и назад, падение в упор лежа, перевороты вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты, сальто.
Техника безопасности при занятии спортивной аэробикой.
Демонстрации « не предусмотрено»
Лабораторные работы « не предусмотрено»
Самостоятельная работа
Наименование темы | Количество Часов | Виды самостоятельной работы |
Тема 1.Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Написание рефератов. Составление презентаций по теме: «Физкультура в профессии». | |
Тема 2.Легкая атлетика. | Написание рефератов. Составление комплексов ОРУ. Совершенствование двигательных навыков. Работа с конспектом. | |
Тема 3. Спортивные игры. | Написание рефератов. Изучение правил игр по волейболу, баскетболу, футболу и ручному мячу. Составление презентаций по теме: «Жесты судей». | |
Тема 4. Виды спорта по выбору. | Написание рефератов. Составление комплексов ОРУ. Составление комплексов дыхательной гимнастики. Совершенствование двигательных навыков. Развитие скоростно-силовых качеств. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Для специальности 190631.01 «Автомеханик»,
Технического профиля
Программой предусмотрено наряду и одновременно с реализацией основных целей общего образования, создание практической и теоретической базы общефизической и специальной профессиональной подготовки учащихся. Профильная составляющая программы учитывает технический профиль профессии, а также факторы риска на рабочем месте автомехаников. Специфические условия производственного процесса предъявляют особые требования к обеспечению санитарно — гигиенических параметров и безопасных условий труда, к организации рабочего места автомеханика. Это отражено в
· методике организации практических и теоретических занятий, в которых учитываются основные вредные и опасные факторы при работе с автомобилями:
— повышенное зрительное напряжение,
— костно – мышечное напряжение,
— воздействие электромагнитных полей и последствия их воздействий на организм человека,
— шум, выделение вредных веществ, тепловыделения, опасность поражения электрическим током, риск возгораний,
· в учете психофизиологической напряжённости в работе автомеханика:
— физические нагрузки (усталость мышц рук и пальцев – десятипальцевый метод работы);
— нагрузки на зрительный анализатор;
— длительное пребывание в одном положении ( неудобство от рабочей позы );
— необходимость длительной сосредоточенной работы;
— необходимость работы в разных климатических условиях.
· в требованиях профессии к индивидуальным способностям специалиста
— способность к высокому распределению и устойчивости внимания;
— выносливость зрительного анализатора;
— координации движений кистей и пальцев рук.
· в требованиях профессии к личностным способностям и качествам рабочего
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» учащийся должен: (Приложение 1)
знать/понимать:
— влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
— способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
— правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
— — выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
— выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
— проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
— преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
— выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
— осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
— выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
— подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
— организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
— активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3 | Анализировать рабочие ситуации, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия спортивного зала, стадиона, стрелкового тира, тренажерного зала, которые должны удовлетворять требованиям Государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 1178—02).
Оборудование учебного кабинета:
¾ открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий (в перспективе);
Спортивный зал и спортивная площадка оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований ОПОП к уровню подготовки выпускников ГАОУ СПО МО «ГПК»
Оборудование учебного кабинета:
—документы, регламентирующие освоение программы среднего (полного) общего образования в пределах НПО с учетом профиля получаемого образования:
1. «Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования»;
2. «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации.
3. Примерная программа учебной дисциплины «Физическая культура» (автор: Автор: Бишаева А.А., доктор педагогических наук, профессор;
рецензенты: Матвеев А.П., начальник Центра средств и методов обучения физической культуре и основам жизнедеятельности ИСМО РАО, доктор педагогических наук, профессор, Панов В.А., старший научный сотрудник Центра средств и методов обучения физической культуре и основам жизнедеятельности ИСМО РАО, кандидат педагогических наук, Самарцева С.Н., руководитель физического воспитания ГОУ СПО КБК № 6,
рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Протокол 24/1 от 27 марта 2008 г.; одобрена и утверждена Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008: ФГУ «Федеральный институт развития образования», директором Ф.Ф. Харисовым, «10» апреля 2008 г., директором Департамента государственной политики нормативного регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко, 16 апреля 2008г.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Стенка гимнастическая |
Бревно гимнастическое высокое |
Козел гимнастический |
Конь гимнастический |
Перекладина гимнастическая |
Брусья гимнастические параллельные |
Мост гимнастический подкидной |
Скамейка гимнастическая жесткая |
Набор тяжелоатлетических гантелей |
Стойка для штанги |
Штанги тренировочные |
Гантели наборные |
Маты гимнастические |
Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) |
Мяч малый (теннисный) |
Скакалка гимнастическая |
Палка гимнастическая |
Обруч гимнастический |
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой |
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой |
Мячи баскетбольные |
Сетка для переноса и хранения мячей |
Жилетки игровые с номерами |
Сетка волейбольная |
Мячи волейбольные |
Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей |
Ворота для мини-футбола |
Сетка для ворот мини-футбола |
Мячи футбольные |
Номера нагрудные |
Компрессор для накачивания мячей |
Спортивные залы (кабинеты), стадионы (площадки):
Источник