Цель периодического медосмотра не просто допуск к работе, а контроль состояния здоровья работника
nebojsa.ki@gmail.com / Depositphotos.com |
Если периодический медосмотр не выявил противопоказаний к работе с вредными условиями /опасными производственными факторами, но выявил признаки болезни (например, высокий уровень белка в моче), то такому работнику следует (в доступной для него форме) рассказать о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах осмотра, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения, а также направить на дополнительное обследование. Неисполнение этой обязанности влечет правовые риски для медорганизации, которая проводила медосмотр работника (Определение Верховного Суда РФ от 30 ноября 2020 г. № 49-КГПР20-19-К6).
Правовая позиция сформулирована в деле о взыскании морального вреда: по мнению истца, медцентр (в котором истец проходил периодические медосмотры по направлению работодателя) не сообщил ему об очевидных признаках проблем с почками.
И действительно, два года подряд в ходе периодических осмотров медцентр проводил, в том числе, лабораторные исследования мочи работника, в обоих случаях обнаружено наличие белка в моче в количестве 3 г/л при норме в 0 – 0,5 г/л. О том, что означают эти цифры, истцу не рассказали, а официальный диагноз сформулирован следующим образом – «гипертоническая болезнь, гиперхолестеринемия».
При этом вскоре после очередного медосмотра истец попал в больницу с несколько иным диагнозом – «артериальная гипертензия (нефрогенная)», злокачественное течение II стадии, 3 степени, риск 4, «хроническая болезнь почек», а затем – «хронический гломерулонефрит с исходом в нефросклероз, хроническая болезнь почек». После длительной госпитализации истец был признан инвалидом I группы бессрочно, потерял работу (у работодателя не нашлось другой работы, разрешенной истцу в соответствии с медицинским заключением) и узнал о том, что теперь ему «пожизненно» необходим гемодиализ.
Полагая, что медцентр неправильно оформил медзаключение об отсутствии у истца противопоказаний к трудовой деятельности, что привело к запущенности болезни почек, что, в свою очередь, привело к утрате трудоспособности, истец потребовал взыскать компенсацию морального вреда и утраченный заработок.
Судебные инстанции пришли к противоположным выводам:
- районный суд в иске отказал, поскольку цель периодического медосмотра работника – это разрешение вопроса о его годности к работе и установление предварительного диагноза профзаболевания. Эти цели достигнуты. Осмотр нефрологом, а также анализ крови на креатинин и мочевину в стандарт медосмотра не входят. Не имеется причинно-следственной связи между действиями медцентра и исходом ХПН истца в терминальную стадию. Кроме того, суд указал на заключение эксперта, согласно которому указанное заболевание почек протекало в течение длительного периода времени, возникло до проведения спорных медосмотров, носит необратимый характер и даже при более ранней диагностике исход его неблагоприятен;
- суд апелляционной инстанции счел, что услуга медосмотра оказана некачественно, потому что, во-первых, в нарушение положений ст. 22 Закона об основах охраны здоровья медцентр не довел до истца в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья, не направил его к врачу-нефрологу для дополнительного обследования и проведения дополнительных лабораторных исследований, что привело к прогрессированию заболевания; а во-вторых, не достигнута цель обязательного периодического медосмотра в отношении истца, который необоснованно был допущен к работе с вредными условиями труда на протяжении двух лет. Кроме того, отметил апелляционный суд, именно медцентр обязан доказать наличие оснований для освобождения его от ответственности за ненадлежащее оказание истцу медуслуг, однако этого сделано не было;
- третья инстанция отменила предыдущий судебный акт и оставила в силе «отказное» решение суда первой инстанции.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Верховный Суд РФ отменил акт третьей инстанции и оставил в силе апелляционное определение:
- Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, занятых на тяжёлых, вредных и опасных работах, устанавливает цели проведения таких медосмотров, в числе которых – динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление заболеваний, своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
- право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в частности, определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи. Одним из критериев качества медицинской помощи является своевременность её оказания;
- пациенту законом предоставлено право на получение в доступной для него форме информации о состоянии своего здоровья, в том числе сведений о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
- следовательно, по результатам периодического медосмотра медорганизацией, проводившей такой осмотр, до работника должна быть доведена информация о состоянии здоровья работника, в том числе сведения о результатах медобследования, наличии заболевания и о прогнозе его развития;
- кроме того, при проведении спорных медосмотров ответчиком, действительно, не была достигнута цель медосмотра работников – раннее (своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития,
- этими действиями нарушено личное неимущественное право истца на охрану здоровья, что повлекло причинение ему нравственных страданий (морального вреда);
- при этом не основано на законе суждение о том, что истец не доказал причинно-следственную связь между оказанными ответчиком медуслугами и наступившим вредом здоровью. Ведь согласно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса именно на ответчике лежала обязанность доказать отсутствие своей вины в некачественном оказании истцу медицинских услуг при проведении спорных медосмотров и, как следствие, в причинении ему морального вреда.
Источник
Контроль состояния здоровья специалиста
Сорокин Г.С. Научный консультант редакции журнала
В соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009[1] наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы. Его результаты следует использовать для защиты и оздоровления как отдельных работников, так и группы работников на рабочем месте, а также работников, подвергаемых воздействию вредных и опасных производственных факторов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований). Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора также подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет (ст. 69 ТК РФ).
Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение соответствия состояния здоровья работников (освидетельствуемых) поручаемой им работе.
Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных вредностей, профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний; выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждение несчастных случаев.
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать работника к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить его от работы (ст. 76 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводят медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию на указанный вид деятельности.
Контроль состояния производственной среды
Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте. Этот процесс предусматривает оценку воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов; санитарно-гигиенических и социально-психологических условий труда, организации труда на рабочем месте, которые могут представлять риск для здоровья работников, а также наличие и состояние системы защиты от них, разработанной для их устранения и (или) снижения. Такой контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
Наиболее полную характеристику состояния условий труда на рабочем месте получают при специальной оценке условий труда. Эта процедура предусматривает оценку условий труда на рабочих местах, выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, оценку применяемых средств защиты, а также разработку мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Специальную оценку условий труда проводят через определенные промежутки времени или исходя из изменения условий труда на рабочем месте. Порядок проведения специальной оценки условий труда определен приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (ред. от 20.01.2015) «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Измерения опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, а также оценку травмобезопасности рабочих мест осуществляют организации или лабораторные подразделения организаций, аккредитованные в установленном порядке на проведение соответствующих измерений.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (табл. 1).
Классификация условий труда
Оптимальные условия труда (1 класс)
Условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Допустимые условия труда (2 класс)
Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредные условия труда (3 класс)
Условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Опасные условия труда (4 класс)
Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
5) организации в случаях, установленных законодательством РФ, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
15) оценки уровней профессиональных рисков;
16) иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Источник: журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» N 6/2016
[1] ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст.
Источник