Программа «Здоровье педагога»
“Здоровый учитель – здоровая нация!”
Обеспечение комплексно-психологической помощи педагогам в сохранении и поддержании психологического и физического здоровья
Цели программы “Здоровья”: создание условий и психологического микроклимата, способствующих:
– формированию и усилению мотивации к бережному отношению к своему здоровью, к ведению здорового образа жизни;
– поддержанию и укреплению физического и психического здоровья педагогов;
– формированию оптимистического мировоззрения, смене ценностных ориентаций в пользу здоровья своего и окружающих.
Достижение поставленной цели возможно через решение практических задач:
– повышение уровня знаний педагогов в области сохранения здоровья, здорового образа жизни;
– развитие способностей педагогов контролировать физическое здоровье посредством психического;
– освоение педагогами навыков и умений в области сохранения и укрепления здоровья;
– создание условий для укрепления физического здоровья .
Осведомленность работников образования об особенностях сохранения и стабилизации психического и физического здоровья учителя - Формирование социально – психологической установки на возрастающую роль взаимной ответственности за сохранение здоровья, как со стороны администрации школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
- Обучение учителей приемам саморегуляции психических состояний (тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия)
- Гармонизация личности учителя
Участниками программы являются педагоги муниципального образовательного учреждения
Сроки реализации: программа рассчитана на один учебный год.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для достижения поставленных целей и задач программой предусмотрена работа в двух направлениях:
– психическое здоровье педагогов;
– физическое здоровье педагогов.
Пояснительная записка
Состояние профессионального здоровья современного российского учителя вызывает тревогу. Однако оно запрограммировано самим образом его школьной жизни:
Отсутствие правильного режима дня.
Отсутствие достаточной физической активности.
Перегрузки речевого аппарата.
Нагрузка на одни и те же центры коры головного мозга, с возникновением застойных очагов возбуждения и неравномерностью кровоснабжения мозга.
Отсутствие контролирующей здоровье учителей службы.
Для повышения адаптационного потенциала важно формировать здоровый образ жизни самого учителя. Ключевая проблема в этом — низкая престижность здоровья, резко заниженное осознание учителями его ценности. Необходимо повысить осведомленность учителей об истинном состоянии своего здоровья, возможных причинах его снижения, путях и средствах укрепления. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, поэтому важнейшая задача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.
Профессиональное здоровье учителя
– способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Педагогическое здоровье – это, прежде всего, психологическая компетентность, включающая в себя, коммуникативность и стрессоустойчивость, интеллектуальную эмоциональную, поведенческую гибкость. Владение психологическими знаниями, психоэмоциональным состоянием, механизмами психологической защиты. Развитая психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.).
Здоровый учитель – здоровая нация!
Известно, что образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий, используемые учителем во взаимодействии с учеником усваиваются, присваиваются и проявляются в поведении ребенка.
Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества
МЫ, не ошибемся, если скажем, что здоровье является одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. По большому счету, здоровье было и остается дороже власти и богатства.
На современном этапе развития общества существуют реальные проблемы охраны здоровья, особенно для так называемых “незащищенных” слоев общества, к коим мы без сомнения можем отнести педагогов, с их маленькой зарплатой, большой перегрузкой, ухудшением медицинского обслуживания, ростом внутрисемейного напряжения и т.д.
Медики, не колеблясь, относят педагогов к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Состояние здоровья педагогов во многом определяет эффективность их работы. Если понижается способность к адекватному взаимодействию с детьми на эмоциональном уровне, то возникает эмоциональное отвержение со стороны детей, а воспитательный компонент образовательного процесса может приобрести обратный знак. Психофизиологическое состояние педагога, имеющего заболевание, заметно сужает его педагогическое влияние, но главное, деформирует мотивацию деятельности, ибо работа становится тяжкой обузой.
Чтобы учить детей видеть жизнь в светлых тонах, чувствовать радость, педагог должен быть здоров и душой и телом. Педагог – это мудрый и опытный капитан в глубинах знаний, проводник в мире мыслей и творческих поисков. Именно от его здоровья зависит, любит или не любит педагог свой предмет и своих учеников. Если педагог нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие в момент общения с детьми, что может подорвать и здоровье обучающихся.
Между тем физическое здоровье не существует изолированно от психологического благополучия. Чтобы зажигать души детей знаниями жизни, педагогу надо гореть самому. Разве может пылать сердце, если на душе “мокро” от слез и стрессов.
Поэтому мы считаем, что проблема здоровья педагогов на сегодняшний день – проблема важная и актуальная, требующая решения.
Проведя мониторинговые исследования состояния физического и психического здоровья педагогов школы (см. приложение №1) мы выяснили:
а) не все педагоги имеют ясное представление о том, что такое здоровье;
б) 70%% опрошенных не считают себя здоровыми;
в) 64% педагогов часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями не только в рабочей, но и в домашней обстановке;
г) все педагоги осознают связь физического здоровья с психическим благополучием;
д) 58% педагогов нуждаются в дополнительной информации и мероприятиях в области сохранения и укрепления здоровья;
Анализ наличия листков нетрудоспособности за последние три года показал, что:
а) практически каждый педагог в течение учебного года переболел простудными заболеваниями (некоторые педагоги и не один раз);
б) 43% листков нетрудоспособности в результате обострения хронических заболеваний, которые можно было предотвратить.
Анкетирование показало, что педагоги знают свои проблемы и хотят добиться физического совершенства.
Эти результаты и побудили автора заняться разработкой программы “Здоровье педагога”
Программа “Здоровье педагога”
Этап | Содержание работы | сроки | исполнитель | Ожидаемый результат | Критерии оценки результата |
Диагностика здоровья учителей | 1. Организация ежегодных медосмотров учителей | сентябрь | Директор школы | Оформление мед. книжки, выявление диагноза и своевременное лечение. | Регулярность прохождения мед. осмотра, своевременность лечения выявленного заболевания. |
2. Анализ состояния здоровья педагогов | июнь | Психолог | Предоставление санаторно-курортного лечения | Снижение уровня заболеваемости среди учителей |
3. Анкетирование среди учителей для оценки направленности на здоровый образ жизни; для оценки психического состояния учителей на уроке и его умения управлять собой в критической ситуации. | октябрь | Заместитель директора школы по УВР | Методическая помощь |
Физкультурно-оздоровительная работа | 1. Организация и проведение Дней здоровья для семей педагогических работников | Раз в четверть | Психолог | Повышение положительного эмоционального климата в коллективе |
2. Организация динамических пауз в режиме рабочего дня | постоянно | Учитель | Снижение утомляемости | Выполнение учебных программ |
3. Организация и проведение соревнований по волейболу и лыжам с родителями учащихся, шефской организацией. | Май, февраль | Директор школы | Выработка привычки в здоровом образе жизни среди учащихся на примере родителей и учителей | Повышение физкультурной активности |
Управление процессом оздоровления в педагогической среде | 1. Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни | Сентябрь (педсовет) 1-ый год | Директор школы | Повышение валеологической культуры | Системность в работе |
2. Создание школьного совета по здоровью | Октябрь, 1-ый год | Привлечение к участию в программе “Здоровье педагога” |
3. Создание структуры и механизма управления валеологически обоснованным образовательным процессом в школе | Ноябрь (педсовет) 2-ой год | Директор школы |
4. Сохранение здоровья педагогов в условиях модернизации образовательного процесса |
5. Анкетирование среди учителей по определению уровня валеологичесих знаний | Сентябрь, май | Заместитель директора школы по УВР |
3. Обновление функциональных обязанностей представителей администрации и членов коллектива с учетом результатов анкетирования |
4. Анализ выполнения программы “Здоровье педагога”
5. Соблюдение требований СанПИНа
Октябрь постоянно | Директор школы Совет школы по здоровью | Повышение уровня профессионализма Заинтересованность в укреплении здоровья Создание благоприятных условий труда | Снижение утомляемости | Консультационная, просветительская работа | 1. Родительские собрания | Раз в четверть | Классные руководители | Получение реальной картины по данному вопросу |
2. Встречи за круглым столом с обсуждением тем по здоровьесбережению | Раз в полугодие | Психолог | Повышение потребности в укреплении здоровья |
3. Прохождение курсов | По плану прохождения курсов | Заместитель директора по УВР | Повышение знаний по данному вопросу | Применение знаний в практической деятельности |
4. Встреча с медицинскими работниками “Предупреждение и профилактика профессиональных заболеваний” “Профилактика простудных заболеваний” “Закаливание” | Раз в полугодие | Директор школы, профорг | Повышение знаний по здоровьесбережению | Уменьшение заболеваемости. Выполнение и соблюдение рекомендаций |
Контроль за выполнением программы “Здоровье педагога” | 1. Контроль за соблюдением техники безопасности и созданием надлежащих гигиенических условий труда | постоянно | Директор школы, психолог | Снижение утомляемости | Отсутствие травматизма |
2. Корректировка программы “Здоровье педагога” | ежегодно | Совет школы по здоровью | Участие всех педагогов в программе |
В результате реализации данной программы педагоги школы :
– будут пропагандировать и вести здоровый образ жизни;
– смогут избегать стрессовых моментов в рабочей и домашней обстановке, достойно выходить из конфликтных ситуаций;
– в совершенстве овладеют основами профессиональной культуры педагога, что будет способствовать созданию более комфортного микроклимата в коллективе;
– освоят психические средства восстановления организма
По завершению реализации программы предполагается не только повышение уровня теоретических и практических знаний педагогов в сфере здоровья, но и качественное улучшение их психического и физического состояния.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
– анализ наличия листков нетрудоспособности за истекший год;
– анализ результатов медицинских осмотров;
– итоговое анкетирование (тестирование) участников программы;
– анализ результатов участия в районных мероприятиях спортивно-туристического направления.
Источник
Контроль физического развития дошкольников (из опыта работы)
Таисия Земляк
Контроль физического развития дошкольников (из опыта работы)
Физическая культура и спорт выполняют важную функцию по воспитанию нового человека, в котором сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Занятия физической культурой и спортом способствуют оздоровлению организма человека, повышают его социальную активность. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность. Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.
В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет своё воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности. Как обобщённый показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Целью физического образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений.
Методы исследования и педагогический контроль в теории физического воспитания.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. Принятая федеральная целевая программа «Дети России на 2007 — 2010» подпрограмма «Здоровое поколение», в цели которой входит сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие навыков здорового образа жизни, явилась стимулом для поиска новых методов и способов организации процесса физического воспитания в детских дошкольных учреждениях. Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук. В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т. д. Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса. Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т. д.
Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук — ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности — секундомером и т. д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и без инструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.
Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения. В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. В основу беседы должна быть поставлена цель исследования, для этого важно продумать и правильно поставить вопросы в беседе. Например, если педагог спросит ребенка, как дети побегут врассыпную по залу, он ответит: «Красиво, ровно, прямо», т. е. выделит качественные параметры движения. Если спросить ребенка, где дети побегут врассыпную по залу, то он ответит: «Там, где никого нет поблизости, чтобы не столкнуться с другим ребенком». Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка всех результатов.
Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры.
Под педагогическим контролем в физическом воспитании понимается система показателей, дающая объективную информацию о происходящих изменениях в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья детей в процессе жизнедеятельности. Последнее говорит о том, что лишь в процессе жизнедеятельности в определенной последовательности, получая объективные показатели о состоянии физических параметров детей, можно получать динамику, по которой можно судить не только о состоянии, но и о перспективах роста и развития ребенка. Таким образом, педагогический контроль выполняет, как минимум две функции — с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта, с другой — позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем. Эта вторая, управленческая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании детей зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных.
Задачи, стоящие перед педагогическим контролем у дошкольников:
1. Выявить уровень развития морфологических и функциональных свойств организма, физических качеств и двигательных умений и навыков детей.
2. Подтвердить или опровергнуть выбранный путь достижения показателей развития, физической подготовленности, а также двигательных умений и навыков детей.
К основным организационно-методическим особенностям педагогического контроля физической подготовленности детей дошкольного возраста относятся:
а) необходимость предварительного обучения технике некоторых контрольных упражнений;
б) формирование у детей мотивов к достижению наивысших результатов в тестах, особенно в контрольных упражнениях, связанных с проявлениями максимальных или длительных усилий;
в) расширение в разумных пределах комплексов тестов с целью повышения надежности оценки физической подготовленности дошкольников;
г) преимущественное использование интегральных и суммарных показателей как наиболее информативных и объективных характеристик физической подготовленности детей 3-6 лет.
На примере (условного) муниципального дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей рассмотрим процесс педагогического контроля за физическим развитием дошкольников. В него входит медицинский контроль, проведение медико-педагогического контроля, проведение тестирования на определение уровня развития основных физических качеств и навыков ребенка, а также исследование уровня его физической подготовленности. Педагогический контроль неразрывно связан с врачебным контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей.
В задачи медицинского контроля, проводимого в детском дошкольном образовательном учреждении, входит проведение врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физической культуре. Эти наблюдения позволяют оценить адекватность оздоровительного воздействия занятий физической культурой с дошкольниками. Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку:
— уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой;
— восстановления пульса, дыхания, давления после занятий;
— показателей общей моторной плотности занятия;
— динамика простейших функциональных проб;
— правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов;
— внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий.
По результатам проведенных исследований мы видим увеличение роста заболеваемости детей в детском саду за последние полгода. В сентябре процент заболеваемости составлял 9,03%, в феврале он возрос до 15,16%.
Также в начале учебного года в (условном) детском образовательном учреждении был проведен медицинский осмотр детей, в результате чего были выявлены основные отклонения в состоянии здоровья детей. Так 76,6% детей имеют патологии в физическом развитии. Из них 60% страдают нарушением осанки, у 18,6% выявлен сколиоз. Здоровых детей — 21,4%.
Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления. Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем.
Контроль за уровнем развития физической подготовленности у дошкольников предусматривает определение уровня развития основных физических качеств:
— силовых качеств (силовой выносливости);
Результаты, полученные в процессе тестирования, могут быть полезны, если только придерживаться определенных правил при измерениях или испытаниях детей.
Во-первых, следует помнить, что в качестве тестов могут быть взяты лишь те, которые отвечают целевому назначению.
Во-вторых, тестирование должно носить систематический характер, что дает возможность сравнивать значение показателей на разных этапах подготовки детей, и, в зависимости от темпов прироста, дозировать последующую нагрузку.
В-третьих, при тестировании должна соблюдаться точность регистрации показателей.
В-четвертых, тестирование должно проводиться в одинаковых, стандартных условиях, что уменьшит ошибку в результатах и позволит получить объективную информацию за исследуемый период.
Исследование уровня физической подготовленности дошкольников происходит через проведение у них контрольных упражнений, направленных на выявление у них уровня развития основных физических качеств. В качестве контрольных упражнений мы в детском образовательном учреждении использовали следующие упражнения: «прыжок в длину с места», «поднимание туловища в течение 1 минуты», «наклон вперед из положения сидя», «прыжок в глубину», «прыжок в высоту с места», «прыжок в высоту с разбега», «метание набивного мяча», «прыжок в длину с разбега». Исследование уровня физической подготовленности детей проходило в ноябре 2012 года, исследовался уровень физической подготовленности детей в подготовительной группе (6-7 лет). Полученные в ходе тестирования результаты говорят о том, что уровень физической подготовленности примерно 46% детей не соответствует ныне установленным нормам.
Результаты тестирования в подготовительной группе детского образовательного учреждения
Вид испытания Количество детей,
уложившихся в норматив, %
прыжок в длину с места 26
поднимание туловища в течение 1 минуты 18
наклон вперед из положения сидя 44
прыжок в глубину 76
прыжок в высоту с места 82
прыжок в высоту с разбега 58
метание набивного мяча 46
прыжок в длину с разбега 48
Выводы на основании таблицы.
Таким образом, полученные в ходе тестирования результаты позволяют утверждать, что 46% детей в подготовительной группе имеют низкий уровень физической подготовленности. Это говорит о том, что нынешнее построение процесса физического воспитания не в полной мере позволяет обеспечить необходимый уровень развития физической подготовленности, развития основных физических качеств и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Медицинские группы здоровья для занятий физической культуры.
С целью оптимизации физических нагрузок принято выделять медицинские группы для занятий физкультурой (МГ). Формирование групп позволяет дифференцировано подойти к физическому воспитанию детей с учетом состояния их здоровья, физического развития, функциональной способности важнейших систем организма и физической тренированности его. Выделяют 3 медицинские группы:
Основная группа (ОГ) включает детей I-й и частично II-й групп здоровья с небольшими функциональными отклонениями при общем хорошем самочувствии. Эти дети занимаются в соответствии с программой образовательного учреждения, допускаются к сдаче контрольных нормативов и занятиям в спортивных секциях, соревнованиям.
Подготовительная группа (ПГ) назначается детям II-й и частично III-й групп здоровья, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии не препятствующие занятиями физическими упражнениями в объеме программы по физической культуре учебного заведения. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания, ОРВИ и др. Эти дети занимаются вместе с основной группой, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и более постепенном освоении двигательных навыков и умений, в связи с чем нуждаются в дополнительных занятиях для повышения физической подготовленности (внеурочное время, домашние задания, секции общей физической подготовки и т. п.). Сдача контрольных испытаний и норм допускается строго с учетом текущего функционального состояния по индивидуальному графику и с особого разрешения врача.
Специальная медицинская группа (СМГ) формируется из учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям, но имеющие противопоказания к усиленной физической нагрузке. Обязательным видом занятий по физкультуре для них являются занятия по специальным программам с дифференцированным подходом и индивидуальной оценкой их влияния на организм. Основным критерием для отнесения ребенка к СМГ является установление диагноза заболевания, однако, и в этом случае медицинская группа должна назначаться с учетом тяжести патологического процесса и адаптационных возможностей организма. Каждый ребенок должен получать оздоравливающие воздействия, в том числе и физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья. Здоровьеобеспечивающие технологии должны иметь различные цели и использовать соответствующие средства их достижения в зависимости от медико-психосоциальной характеристики детей. При сохраненном здоровье необходимо заботиться о его укреплении, формировании. В случае утраты здоровья следует заниматься его восстановлением, реабилитацией, лечением патологии. При выявлении функциональных отклонений, состояний с повышенным риском развития заболеваний используются здоровьесохраняющие технологии.
Медицинские группы для занятий ФК Характеристика контингента Цели Технологии
Основная группа Благополучные дети (1 и 2 группы здоровья) Укрепление здоровья, тренировки здоровьеформирующие технологии
Подготовительная группа Дети «группы риска» – нарушения адаптации в коллективе, сниженная работоспособность, нарушения функционального состояния (2 и частично 3 группы здоровья) Сохранение здоровья, комфортные условия, индивидуальные темпы обучения. здоровьесберегающие технологии
Специальная медицинская группа «А»,
Корригирующие упражнения Дети с хроническими заболеваниями в стадии стабилизации и выздоровления, после перенесенных заболеваний (3 группа здоровья) Реабилитация средствами ФК и медицины здоровьевосстанавливающие технологии
Специальная медицинская группа «Б»,
ЛФК Дети, имеющие проявления заболевания (3 группа здоровья при неполной ремиссии, IV группа здоровья). Лечение лечебные технологии
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога- исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями. Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.
Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи. В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме. В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике. В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.
Заключение.
Современный спорт, как основное средство физического воспитания, объект и предмет педагогического и психологического изучения характеризуется тремя основными факторами: повышением идеологической роли, повышением социальной роли и общей интенсификацией на базе научно-технических достижений в развитии всей культуры спорта. Данной проблематике, а именно положительному воздействию физических упражнений на формирование развивающейся личности и межличностные отношения (взаимопонимание, взаимосотрудничество, взаимоуважение, посвятил свою жизнь Пьер де Кубертен — основатель современного Олимпийского движения, педагог, выдающийся политический деятель, гуманист, который поддерживал идеи Т. Арнольда и тоже основным средством воздействия на растущую личность считал физическое упражнение. Именно Кубертен считал обязательным пересмотр отношение к физическому воспитанию как важнейшего фактора укрепления физического и духовного здоровья нации. Анализ современных публикаций, посвящённых кризису педагогической и образовательной деятельностям на современном историческом этапе, показывает, что суть педагогического воздействия на ребёнка проявляется в противоречии между социальными потребностями в образовании, обществе и возможностями их удовлетворения. Существующие тенденции свидетельствуют о том, что общество, в целом, в своём развитии опередило систему образования на много лет, в некоторых случаях, касающихся трудновоспитуемых подростков и детей с задержкой психического развития, на многие десятилетия. Как правило, мы имеем на лицо увеличивающуюся подростковую агрессивность и нарушение, установленных обществом правил поведения.
Предметом научного интереса многих современных ученых является общечеловеческие ценности и ценностные ориентации. В. С. Мухина, рассматривая вопросы социализации и индивидуализации личности в обществе, специально подчеркивает, что предрасположенность к девиациям различной степени закладывается с детского возраста, причем не в последнюю очередь благодаря родителям. «Идентификационные отношения матери с ребенком организуют у него социальные потребности в положительных эмоциях, притязание на признание и чувство доверия к людям». При помощи идентификации как механизма уподобления индивид присваивает из социума все достижения человечества. Однако мать учит ребенка и необходимому для развития его личности — обособлению. Этот механизм дает возможность личности «сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание». Именно обособление индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека. Главнейшей из задач Человека на Земле — жить, полноценно реализуя свои возможности во благо обществу, но чтобы жить успешно, люди должны знать нечто о себе самих и о мире, частью которого они являются. Объяснения, какие люди дают своим поступкам, не адекватны, ибо, даже когда говорящие вполне искренни, они слишком часто оправдывают себя. До сих пор большая часть взаимных приспособлений людей основана на представлениях здравого смысла, но проблемы нашего времени столь настоятельны, что требуются более достоверные знания. Социальная психология есть только одна из многих дисциплин, в которой делаются попытки получить такие знания. Экспериментальный подход к социальной психологии пытались разработать такие пионеры этой науки, как Флойд Оллпорт, Фредерик Бартлетт, Курт Левин и Вальтер Мёде. Но эта область науки ещё очень молода, и она страдает от «болезни роста». Выпущено значительное количество литературы, но большая часть её умозрительна; в самом деле, в некоторых отношениях это только слегка усовершенствованный здравый смысл. Великий педагог и психолог К. Д. Ушинский в предисловии к труду «Человек как предмет воспитания» (1860) указывает: — «Индивидуальный подход в обучении и воспитании — это общий, универсальный принцип, относящийся, в конечном счете, ко всем видам и формам подготовки … Основание индивидуального подхода в обучении и воспитании лежит на стыке двух наук — педагогики и психологии» Сегодня многие авторы, справедливо, ставят под сомнение эффективность существующих методов педагогического воздействия на воспитание физических способностей подрастающего поколения (В. И. Лях, 1990; М. А. Годик, 1990; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 1995; В. П. Губа, 2000.); указывая на необходимость поиска более эффективных методов педагогического воздействия: при формировании положительных, устойчивых социально-обусловленных подструктур личности, а также для полноценного физического развития и двигательной подготовленности молодежи.
Что такое физическая культура? Что такое физическая культура? Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области.
Памятка для родителей. «Здоровый образ жизни детей — задача родителей» Часто взрослые считают, что для ребенка самое важное – хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если кружиться голова, если организм ослаблен.
Источник