КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ
статья по психологии на тему
Семья — микросоциум, в котором формируются сам ребёнок, его нравственные качества, отношение к людям, представление о характере межличностных отношений. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей ребёнка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения разфития ребёнка. Поэтому семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями создания благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ. | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ
Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.
Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.
Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым.
Выделяются группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу:
- Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка;
- Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка;
- Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);
- Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким);
- Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости);
- Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка;
- Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;
- Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).
На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
Третий этап: психолого-педагогическая особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
Четвёртый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
Пятый этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем . Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.
Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:
- выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации;
- организация коррекционной работы в домашних условиях;
- выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;
- формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;
- изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.
Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.
Использованная литература: Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих.
из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Здоровая семья – здоровый ребёнок. Здоровые дети — это великое счастье. Здоровье и физическое состояние школьников вызывают серьезную тревогу. Презентация на тему: «Здоровая семья – здоровый ребё.
Буклет для родителей.
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
материал для родителей обучающихся.
Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок».
Источник
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста» | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
Консультация для воспитателей
«Проблемы здоровья детей дошкольного возраста »
Воспитатель МАДОУ детского сада № 19
Кучер Елена Георгиевна
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связанно с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей. Роль системы дошкольного образования в жизни современного общества трудно переоценить. Кроме образовательных задач, связанных с профессиональной помощью семье, дошкольное образование обеспечивает социальную защиту семьи и ребенка, регулярное медицинское обслуживание и контроль развития маленьких детей. Результаты обследования детей показывают, что в последнее время в детский сад приходит больше детей, имеющих различные отклонения в здоровье и развитии. Стремительно растет число хронических, социально обусловленных болезней, снижаются показатели физического развития, растут психические отклонения и нарушения в продуктивной системе. В связи с этим проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Одно из важных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей – создание полноценных условий, способствующих охране физического и психологического здоровья каждого ребенка, обеспечивающих эмоциональное благополучие, свободное и эффективное развитие. Современная практика работы с детьми показывает, что в отдельных случаях состояние ребенка может измениться в зависимости от тех или иных причин и условий развития и воспитания.
Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полностью проявлять себя в жизни. Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.
Большинство дошкольных учреждений имеют необходимые условия и хорошую оздоровительную базу: оборудованы спортивные залы, медицинские кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, бассейны или летние плескательницы. Особое внимание уделяется созданию в группах комфортной атмосферы и оснащению развивающей среды. В настоящее время развивающая среда детских садов требует обновления. Детям нужны красивые игрушки и модули, современные спортивное и игровое оборудование, мебель.
Для решения этой проблемы необходимы дополнительные источники финансирования: спонсорская помощь, оказание платных услуг, привлекать попечительские советы и т.д..
Необходимо менять отношение к проблемам дошкольного образования. Необходимо помнить, что здоровье маленьких граждан сегодня – залог завтрашнего дня нашей страны.
За последнее время удалось многое изменить в системе дошкольного образования: увеличена сеть муниципальных детских садов, открыты ранее нефункционирующие, организаторы вариативные формы дошкольного образования. А это значит, что порог детского сада переступило большее количество детей. Привлечение детей в детские сады в первую очередь дает возможность увидеть состояние здоровья и развития каждого ребенка, вовремя помочь и обеспечить равные стартовые возможности при подготовке к школе.
Но тревожит тот факт, что только 56% детей посещают детские сады. К сожалению, в школу приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, имеющие нарушения зрения, слуха. Как правило, эти дети не посещали дошкольные учреждения. Многие по состоянию здоровья и по ряду причин не могут посещать детский сад весь день. Поэтому необходимо искать пути привлечения детей. Один из них – организация групп кратковременного пребывания детей. Такие группы имеются во многих детских садах нашей станицы.
Растет авторитет дошкольных образовательных учреждений, превращая их в Центры дошкольного образования. Для формирования у детей привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности педагогами используются современные программы и здоровые сберегающие технологии, осуществляется использование инновационных технологий оздоровления, воспитания детей. Во многих детских садах сложилась определенная система оздоровительной работы с детьми. Предусмотрен гибкий режим дня, составленный с учетом требований программы, времен года, психологических особенностей детей, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.
С детьми необходимо проводить занятия по физкультуре всех видов (традиционные, занятия – соревнования, зачеты, самостоятельные, праздники и развлечения). Дети должны заниматься ритмикой и хореографией, необходимы комплексы психологических мероприятий (психодиагностика, психогимнастика, элементы сказкотерапии и др.). Нужна система эффективных закаливающих процедур, активизация двигательного режима детей, использование оздоровительных технологий на занятиях, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости и формирующих привычку к здоровому образу жизни.
Детям обеспечивается защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь. Ведущее место в системе оздоровительной работы занимает физическая культура, обеспечивающая удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В некоторых дошкольных учреждениях стало доброй традицией проведений недель здоровья, спортивных игр, дней открытых дверей, праздников, экскурсий в природу.
Мы должны помнить не только о развитом, но и здоровом детстве, так как здоровье – не только сиюминутное состояние, но возможность быть здоровым в будущем.
Источник
Статья «Психолого-социальные особенности консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья на Детском телефоне доверия»
специалист в области арт-терапии
Психолого-социальные особенности консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья на Детском телефоне доверия
Проблем у семей, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья больше чем достаточно – это и статус родителей, чаще всего матерей, имеющих вследствие сложившегося семейного положения заниженную конкурентоспособность на рынке труда, и тяжелый психологический дискомфорт в семье, который люди вынуждены преодолевать в одиночку, оставаясь один на один со своей бедой.
В этой ситуации для родителей самое важное, чтобы ребенок был востребован обществом, нашел свое место в нем. В основном родители обращаются с таким запросом: «Мы не вечные, очень хочется, чтобы ребенок самостоятельно общался, справлялся с трудными жизненными ситуациями». Психологи Детского телефона доверия консультируют родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, для того чтобы они научились более квалифицированно решать проблемы собственных детей, дают рекомендации в осуществлении практических шагов семьи на пути социализации ребенка.
Очень часто обращения носят социальный, юридический или медицинский характер, в таких случаях консультанты дают не советы, а специализированную информацию, которая отвечает потребностям инвалидов и их семей или «переадресовывают» клиента профильным специалистам.
Проблемы, с которыми дети с ограниченными возможностями здоровья лично обращаются на Детский телефон доверия, разнообразны. Тематика обращений ничем не отличается от обращений на «ТД» «условно здоровых детей»: проблемы взаимоотношений с родителями, сверстниками, проблемы принятия себя, переживания по поводу заболевания и т.д. Но при консультировании необходимо учитывать то, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют слабые социальные связи, особенно если это дети с задержкой психического развития.
Основными причинами этого являются:
Эмоциональная незрелость. Контакты поверхностны, мимолетны, неустойчивы.
Психические процессы расторможены. Повышенная возбудимость ведет к импульсивному поведению.
Низкая потребность в общении.
Общая нравственная незрелость. Дети становятся зависимыми от более активных сверстников, подчиняются им.
Психическая неустойчивость. Проявляется в виде непоследовательного, неровного, нелогичного, конфликтного, непредсказуемого поведения.
Механизмы адаптации неровные, своеобразные. В силу низких волевых возможностей.
Низкий уровень критичности. Особенно это касается детей с задержкой психического развития. Такие дети переоценивают свое влияние на других людей, переоценивают свое обаяние. Не понимают оценки себя окружающими, поэтому не регулируют свое поведение.
И это далеко не все причины, по которым детям с ограниченными возможностями здоровья тяжело адаптироваться в социум.
По мнению Н. Хворостьяновой «адаптивные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья ослабляются следующими обстоятельствами:
Недостаток физического здоровья. Дети, имеющие инвалидность, страдают заболеваниями, не связанными напрямую с их инвалидностью – в четыре раза чаще здоровых детей и в полтора раза чаще, чем дети, страдающие хроническими заболеваниями. Недостаток физического здоровья ограничивает физические возможности для общения.
Недостаток психологических возможностей для общения. Условия воспитания в закрытом учреждении или в замкнутом мире семьи, обучение на дому, осторожное отношение сверстников, гиперопека со стороны взрослых формируют личность психологически инфантильную, коммуникативно-беспомощную.
Недостаток материальных средств для удовлетворения специфических потребностей (средства передвижения, специальные приспособления и т.д.), а также архитектурные и психологические барьеры общества в значительной мере ограничивают возможности ребенка-инвалида к социальному приспособлению». [1]
Специфика консультирования этой категории детей связана с наличием у них особого состояния – социальной недостаточности. Невозможность овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, и комплексом социальных ролей, норм, правил поведения, соответствующих возрасту ребенка и социокультурным традициям общества, — все эти обстоятельства порождают состояние социальной недостаточности, которое является одной из ведущих причин социальных затруднений.
Во время консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо отслеживать актуальное состояние личности, развивать социальный интеллект, способность правильно понимать окружающих, умение сопереживать, реально оценивать себя, прививать у замкнутых детей вкус к общению, снимать коммуникативную тревожность…
К консультантам Детского телефона доверия часто обращаются воспитанники школ-интернатов. Для детей, у которых нет родителей, либо родители лишены родительских прав, вопрос интеграции в общество стоит наиболее остро, отсюда очень много волнений, страхов остаться наедине со своими проблемами. Дети осознают свое положение, переживают за будущее. Причем мальчиков эта проблема волнует больше.
В беседах можно часто услышать: «Лучше бы я родился девчонкой, у них проблем меньше. Вышла замуж, родила ребенка, а муж деньги зарабатывает», «Окончу интернат и все, ни моря тебе, ни бассейна». На вопрос: «Почему?», отвечает: «А кто же меня повезет? Для этого много денег нужно некоторые воспитанники мечтают остаться в интернате: «Через год окончу школу, попрошу директора, чтобы оставила меня в интернате, буду любую работу выполнять».
Консультирование детей, имеющих внешние недостатки (ангиоматозы, косоглазие и т.д.) имеют свои особенности: на Детский телефон доверия обратилась девочка – подросток, оказалось, что она очень стесняется выходить за ворота интерната из-за своей болезни (ДЦП и ангиоматоз). Люди, а особенно дети смотрят на нее с жалостью, брезгливостью, показывают пальцами.
В данной ситуации слова: «Да не обращай внимание, ты такая же, как все, только особенная», звучат лживо как издевательство. Понятно, что работу нужно начинать не с этого.
В дальнейшем разговоре консультанта с девочкой, на вопрос: «Если бы у тебя остался последний лепесток от Цветика-семицветика, то, какое желание ты бы загадала», она ответила: «Хочу, чтобы мои родители были живы».
Вот оно, главное, с чего необходимо начинать. Девочка до сих пор ждет поддержки от родителей, не рассчитывает на свои силы, не верит в себя. Необходимо искать источники энергопотенциала в вере в себя, в осмысленности существования, выявлять умения, талант, а если они имеются, но не воспринимаются таковыми, показать, что это очень важно и не каждый может этим заниматься. Оказалось, что она хорошо рисует, но не считает это важным или кому то нужным. Когда В. позвонила еще раз, она пригласила консультанта приехать на ее выставку рисунков, подготовленных ко дню Светлой Пасхи…
Особенности психологического консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья определяются разными объективными и субъективными факторами: неоднородностью группы, каждая из групп инвалидов обладает специфическими психологическими, познавательными, эмоциональными, волевыми процессами, особенностями личностного развития, межличностных отношений и общения.
Таким образом, в консультировании должен реализовываться строгий индивидуальный и личностно ориентированный подходы и основной задачей консультанта Детского телефона доверия является создание такого общения, консультирования, которое смогло бы помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти себя, быть уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
Хворостьянова Н. Учись дружить. Игровые приемы социальной адаптации. Воронеж, 2002.
Источник