Меню

Консультирование подростков по репродуктивному здоровью

Репродуктивное и сексуальное здоровье

Репродуктивное здоровье

Репродуктивное здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.

Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и касается личных аспектов жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где и как часто это делать. Под этим подразумевается право мужчин и женщин получать информацию и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору, а также право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют женщинам безопасно пережить период беременности и роды. Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы.

Сексуальное здоровье

Репродуктивное здоровье тесно связано с сексуальным здоровьем, которое, по определению ВОЗ, является состоянием физического, эмоционального, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью. Сексуальное здоровье требует позитивного и уважительного отношения к сексуальности и сексуальным отношениям и возможности вести сексуальную жизнь, приносящую удовлетворение, свободную от принуждения, дискриминации и насилия. Достижение и поддержание сексуального здоровья неразрывно связано с уважением, защитой и соблюдением присущих людям сексуальных прав.

Репродуктивное и сексуальное здоровье необходимо рассматривать как составную часть здоровья человека, на которую влияют образ жизни и привычки, способствующие сохранению здоровья или, наоборот, приводящие к возникновению заболеваний. Подростковый возраст – это важнейший период приобретения знаний, навыков и ценностей, которые могут помочь сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

Сохранение и укрепление репродуктивного и сексуального здоровья тесно связано с реализацией репродуктивных и сексуальных прав.

Социально-демографическое значение

Сохранение репродуктивного здоровья подростков и молодежи имеет большую социальную значимость. Состояние репродуктивного здоровья сегодняшних детей и подростков, вступающих в фертильный возраст, напрямую будет влиять на демографические процессы последующих 10–15 лет. То, как впоследствии будет развиваться демографическая ситуация, в значительной степени зависит от представлений о семейно-брачных отношениях, сексуальном поведении, а также репродуктивных установок современных подростков.

Репродуктивный потенциал

Это понятие более широкое, чем собственно репродуктивное здоровье. Оно означает возможность мальчиков и девочек при вступлении в период социальной зрелости воспроизвести здоровое полноценное потомство. При оценке репродуктивного потенциала целесообразно опираться на следующие компоненты: соматическая заболеваемость и ее влияние на репродуктивную функцию, состояние физического, полового и психосексуального развития, заболеваемость органов репродуктивной системы (гинекологическая, андрологическая), состояние репродуктивной функции в конкретных социально-бытовых условиях и образе жизни; характер сексуальной активности и поведения в молодые годы, уровень полового и сексуального воспитания подростков, психологическая готовность к материнству (отцовству), уровень репродуктивных установок, воспитание ответственного родительства.

Обеспечение правильного развития и профилактика нарушений в репродуктивной системе

Важной предпосылкой полноценной репродуктивной функции подростка оказывается хорошее репродуктивное здоровье его родителей к моменту зачатия и в последующем вынашивании беременности. Уже в родильном доме специалист может обнаружить аномалии развития наружных половых органов. В первые годы жизни отклонения в развитии наружных половых органов могут заметить родители при одевании и купании ребенка. Тревогу родителей должны вызвать следы крови и выделений из половых органов на нижнем белье. У мальчиков яички должны прощупываться в мошонке, а головка полового члена должна легко обнажаться. Мама должна подготовить девочку к менархе, чтобы непонятное кровотечение не оказалось для нее шоком. Очень важно, чтобы родители привили навыки личной гигиены не только девочкам, но и мальчикам. На своевременное выявление отклонений в репродуктивном здоровье и оценку правильности полового развития нацелены обязательные профилактические осмотры гинеколога и андролога.

Сексуальные отношения и беременность

С чисто медицинской точки зрения половая жизнь у физиологически зрелых девушек и юношей не вредит их здоровью. Явная физиологическая потребность в сексе реально имеется только у подростков с ускоренным психосексуальным развитием. У остальных ее начало относительно легко может быть отложено до достижения полной психологической и социальной зрелости.

Ранний дебют половой жизни вызывает ряд проблем, одной из которых является подростковая беременность. В начале половой жизни, особенно, когда это происходит в раннем возрасте (15–17 лет), риск наступления незапланированной беременности довольно высокий. Как правило, подростки недостаточно осведомлены в вопросах, связанных с предупреждением беременности, не всегда имеют доступ к презервативам и другим контрацептивам.

Подростковая беременность нередко заканчивается ее искусственным прерыванием. Частота осложнений после абортов и материнская смертность у подростков выше, чем у женщин старше 20 лет. Незрелость и незавершенность формирования подросткового организма является главной причиной осложнений при беременности, аномалий родовой деятельности, материнской смертности и неблагополучия здоровья рожденных юными матерями детей.

Читайте также:  Состояние здоровья населения россии статистика

Ранние браки

По данным ВОЗ за 2000–2009 гг., 19% женщин в странах Европы и Центральной Азии в возрасте 20–24 лет состояли в гражданском или официальном браке, в который они вступили до достижения возраста 18 лет. Самые высокие показатели детских браков наблюдаются в Республике Молдова, Грузии, Турции и Таджикистане. Негативные последствия таких браков для физического и психологического здоровья девочек сохраняются на протяжении всей жизни.

Сексуальное и репродуктивное здоровье девочек, состоящих в ранних браках, часто подвержено риску, так как зачастую они вынуждены вступать в половые отношения против своей воли с мужчиной более старшего возраста, который обладает большим, чем у них, сексуальным опытом. Молодые женщины часто не обладают статусом и достаточными знаниями обсуждения практик безопасного секса и контрацепции, что повышает риск заражения ВИЧ-инфекцией или другими передаваемыми половым путем инфекциями, а также вероятность беременности в раннем возрасте. Осложнения беременности и родов – ведущие причины смерти среди девушек в возрасте 15–19 лет.

Ранние браки также оказывают негативное воздействие на психологическое благополучие девочек: девочки, состоящие в таком браке, лишены нормального детства и юности, они в большей степени подвержены психологическому и домашнему насилию, ограничению личной свободы, часто не могут завершить образование, устроиться на работу.

Инфекции, передаваемые половым путем

Раннее начало сексуальных отношений, частая смена партнеров, плохая осведомленность об инфекциях, передаваемых половом путем (ИППП), нерегулярное использование средств защиты (презерватива) увеличивают риск наступления незапланированной беременности и заражения ИППП, в том числе ВИЧ-инфекции.

Инфекции, передаваемые преимущественно половым путем, отрицательно влияют на состояние репродуктивного здоровья. Невыявленные и невылеченные своевременно, они могут стать причиной серьезных осложнений и хронических заболеваний репродуктивной и мочеполовой системы и бесплодия как у девочек, так и у мальчиков.

Охрана репродуктивного и сексуального здоровья подростков

Для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья подросткам необходимы информация, обучение жизненным навыкам и доступные и доброжелательные медико-социальные службы, предоставляющие услуги в области сексуального и репродуктивного здоровья и планирования семьи.

В первую очередь, подростки нуждаются в комплексном профилактическом образовании по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, которое даст им знания и навыки для принятия ответственных решений, касающихся своего поведения, а также для построения отношений, свободных от насилия и основанных на взаимном уважении и гендерном равенстве. Результаты многочисленных исследований в разных странах, убедительно показали, что опасение того, что сексуальное образование может привести к большей и ранней сексуальной активности у молодых людей, не обосновано.

Для раннего выявления и лечения заболеваний, приводящих к ограничению репродуктивной функции, необходимы периодические осмотры детей и подростков акушером-гинекологом, урологом-андрологом и другими специалистами по показаниям.

Комплексная медицинская и социально-психологическая помощь подросткам для сохранения репродуктивного и сексуального здоровья предоставляется на принципах добровольности, доступности, доброжелательности и доверия специализированными службами, дружественными к молодежи (КДМ).

Подготовлено по материалам ВОЗ и ЮНЕСКО

Источник

Консультирование подростков

Консультирование подростков

Консультирование подростков является эффективным способом оказания им психологической помощи и повышения информированности по широкому кругу вопросов. Консультирование может способствовать повышению адаптационных возможностей подростка, его стрессоустойчивости, гармонизации психического развития, стабилизации эмоционального состояния. Консультирование по вопросам репродуктивного здоровья, сексуального поведения, профилактики ВИЧ может положительно повлиять на изменение рискованного в отношении здоровья поведения и формирование мотивации развивать и поддерживать здоровые отношения и вести здоровых образ жизни.

Консультирование подростков может осуществляться в клиниках, дружественных к молодежи, в других медицинских учреждениях, а также в образовательных учреждениях, как по желанию самого клиента, так и по желанию его родителей или опекунов. В качестве консультантов могут выступать специально обученные психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги.

Консультирование представляет собой процесс оказания помощи клиенту со стороны консультанта путем совместного изучения проблемы, ее анализа, поиска выхода из сложившейся ситуации и самостоятельного принятия клиентом решения о своих последующих действиях.

Этапы консультирования

Процесс консультирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе определяется основная проблема клиента, ситуация, которая его беспокоит и за помощью в решении которой он обратился. Консультант и клиент приходят к общему пониманию ситуации клиента. Затем происходит совместный анализ ситуации клиента, его проблемы. На следующем этапе консультант помогает клиенту пересмотреть свое отношение к проблеме и найти пути выхода из сложившейся ситуации, проанализировать последствия предполагаемых поступков клиента, его поведения. Задача консультанта – помочь клиенту определить варианты желательных изменений ситуации и сделать осознанный выбор. Ответственность за сделанный выбор лежит на самом клиенте. Когда выбор сделан, консультант помогает клиенту разработать план реализации выбранной альтернативы. После данного этапа наступает временная пауза в консультировании, необходимая для того, чтобы клиент приступил к выполнению своего плана. Через некоторое время консультант и клиент могут вновь встретиться, чтобы обсудить, как происходит реализация плана, и при необходимости внести в него коррективы.

Читайте также:  Не злись вредно для здоровья

Принципы консультирования

Фундаментом успешного консультирования является доверие, повышающее вероятность того, что клиент прислушается к полученным советам. Клиенты, пришедшие к консультанту, находятся, как правило, в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, чего ждать от консультанта и консультирования, но приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе работы он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникнется доверием, работа консультанта будет неэффективной и бессмысленной.

Разговоры на любые темы должны быть абсолютно конфиденциальны. Клиент должен быть уверен, что все, сказанное им во время такого разговора, останется в тайне. Если консультант по каким-то причинам обязан поделиться с другими сведениями о клиенте (например, с родителями, с более опытными консультантами), надо поставить клиента в известность, обсудив с ним круг лиц, которому он доверяет;

Консультант должен проявлять уважение к клиенту и его взглядам, воздерживаться от оценки его личности и морализаторства. Уважение – это безусловное и безоценочное принятие клиента как личности. Консультант проявляет уважение, когда глубоко и искренне принимает клиента и ценит его как личность независимо от поведения. Если консультант показывает клиенту, что образ жизни или действий клиента вызывает у него осуждение или неприятие, конструктивного диалога не будет. Консультант, уважающий клиента, не отвергает клиента и не опекает его чрезмерно. Он помогает клиенту приобрести уверенность в своих силах. Необходимо проводить четкое разграничение между самим клиентом и его ошибочными мыслями и поведением.

Навыки и умения эффективного консультанта

Консультант должен иметь навыки общения, позволяющие ему говорить с любым клиентом открыто и доверительно на самые сложные темы, предоставлять необходимую информацию, помогать в принятии решений, способствующих сохранению здоровья, оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку.

Для эффективного консультирования необходимы следующие навыки и умения.

Активное слушание – это внимательное и уважительное выслушивание и принятие того, что говорит собеседник. С его помощью можно выяснить смысл высказывания и точку зрения собеседника, не вынося при этом оценочных и критических суждений. Для того чтобы дать человеку понять, что его внимательно слушают, консультант может сопровождать речь собеседника киванием головы, произнесением слов «да», «понимаю вас. », периодически уточнять, перефразировать сказанное. Консультанту необходимо научиться слушать внимательно, не перебивая клиента. Если в процессе рассказа консультант проявит признаки нетерпения, перебьет клиента или с помощью отрицающих жестов продемонстрирует несогласие, может быть потеряна важная для понимания ситуации клиента информация.

Активное слушание позволяет консультируемому высказать то, что его беспокоит. Часто клиенту бывает сложно говорить о проблемах, а тем более об интимных вопросах, которые «не принято» обсуждать. Задача консультанта – помочь ему высказаться.

Эффективное задавание вопросов необходимо, чтобы помочь клиенту высказать свои чувства и проблемы. Необходимо сочетать как открытые, так и закрытые вопросы. Задавая открытые вопросы, можно получить более развернутые ответы и, соответственно, более подробную информацию для ведения диалога. Для эффективного консультирования большинство задаваемых вопросов должны быть открытыми. При правильном использовании вопросов консультант направляет беседу в нужное русло. При этом он не только задает вопросы, но и по мере необходимости предоставляет клиенту необходимую информацию.

Самораскрытие помогает обмениваться жизненным опытом в процессе общения. Консультант может раскрыть в подходящий момент собственные мысли, взгляды и чувства с пользой для клиента. Опыт взрослого, разрешившего подобную проблему, дает подростку чувство уверенности в своих силах. Таким образом, консультант может служить примером рассудительности, демонстрируя, как следует поступать в той или иной ситуации, а также показывает, как можно раскрываться, проявляя тем самым доверие к клиенту. Такое поведение консультанта превращает одностороннее общение во взаимное. Однако самораскрытие полезно только в подходящей ситуации; консультант может проверить себя вопросом: «Если я сейчас расскажу что-то о себе, что это даст подростку?». Следует помнить, что цель самораскрытия консультанта – установление контакта с клиентом и демонстрация разумного поведения.

Получение обратной связи с помощью открытых вопросов дает консультанту возможность уточнить, правильно ли понял клиент информацию, предоставляемую в ходе консультирования. Возможно, некоторые термины ему непонятны или он стесняется переспросить то, что плохо услышал. Важно уметь спокойно объяснить более доступно, не проявляя нетерпения или возмущения по поводу непонимания клиентом каких-то очевидных для консультанта моментов.

Умение предоставлять информацию – означает умение излагать информацию четко и последовательно, понятным клиенту языком. Сообщения должны быть краткими и содержательными. При необходимости их можно сопровождать показом рисунков, картинок. Важно также уметь четко отвечать на поставленный клиентом вопрос, не перескакивая на другие темы и не загромождая речь междометиями. Нужно уметь подбирать темп и ритм речи, делать паузы после каждого предложения, чтобы дать возможность клиенту осмыслить сказанное.

Читайте также:  Женщина помогает мужскому здоровью

При проверке понимания недопустимо задавать наводящие вопросы, предполагающие определенный ответ. В этом случае консультант услышит то, что хочет услышать, а не то, что клиент на самом деле думает. Например, вопрос «Вы же понимаете, как важно. » предполагает ответ «Да, я понимаю» и не позволяет узнать, понимает ли пациент на самом деле важность сказанного.

Эмпатия – это способность воспринимать состояние другого человека, способность к сопереживанию. Фразы «Я понимаю Ваше состояние. », «Я понимаю, что Вам нелегко говорить об этом» показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. Эмпатическое понимание можно показать клиенту и другими способами – молчанием, отражением чувств, точной метафорой, рассказом какой-нибудь истории. Консультант с развитой эмпатией сосредоточен не только на высказываниях клиента, но и на его невербальных знаках поведения, что позволяет более точно оценить эмоциональное состояние клиента. Во время взаимного общения консультант дает понять клиенту, что осознает как его положительные эмоции, так и эмоциональный дискомфорт.

Для консультанта важно уметь распознавать различные эмоции клиента и признавать такие чувства, как озлобленность, грусть и страх: «Ваши чувства очень сильны и я признаю (понимаю) их». Консультанту важно понимать, что эмоциональная реакция клиента не направлена на него лично. Клиент может негодовать, злиться, кричать, плакать, иногда допускать выпады в адрес консультанта. Умение сохранять спокойствие и не реагировать обидой или эмоциональным неприятием позволяет оценить состояние клиента и помочь ему справиться с кризисом. В такие моменты нет необходимости говорить клиенту: «Успокойтесь, все будет хорошо» – это может усилить раздражение клиента. Выдержка, понимание и сдержанное сочувствие в таком случае действуют гораздо лучше.

Обращение за помощью к более опытному коллеге бывает необходимо, когда консультанту не удается самостоятельно справиться с психоэмоциональной реакцией клиента или не хватает знаний и навыков для решения каких-то вопросов. В этом случае следует спокойно признаться, что необходимо вмешательство еще одного консультанта и объяснить целесообразность такого шага. Встречу с другим специалистом можно организовать только с согласия клиента. При этом необходимо уточнить, хочет ли клиент, чтобы консультант присутствовал при разговоре с приглашенным специалистом, или предпочитает разговор наедине. Умение пренебречь собственными амбициями или интересами ради консультируемого человека является необходимым и важным умением консультанта.

Мотивационное консультирование

Мотивационное консультирование используется для оказания помощи клиенту в разрешении противоречий между его жизненными потребностями и проблемным поведением и основывается на выявлении и мобилизации внутренних ценностей и целей клиента для изменения поведения. Данный вид консультирования базируется на безоговорочном принятии клиента, позитивном отношении к нему, предоставлении поддержки, признании и уважении его выбора. Консультант задает вопросы, слушает, систематизирует и резюмирует. Направляя клиента или предоставляя ему информацию, он выделяет, в первую очередь, те моменты из беседы, которые являются самомотивирующими для изменения его установок.

При проведении мотивационного консультирования обсуждается не то, что клиент должен сделать, а, скорее, то, что он хочет и может сделать и делает. Соответственно, консультирование касается осознания наличия проблемы, признания потребности в изменениях и готовности меняться, поиска пути изменений, а потом выработки шагов по соблюдению этой стратегии изменений.

Одним из методов достижения этого является побуждение клиента к оценке своего отношения к проблемному поведению, его влияния на жизнь клиента; поиск фактов, которые бы свидетельствовали, что такое поведение – это проблема.

Ведущим принципом мотивационного консультирования является создание заметного противоречия между нынешним поведением и важными личностными целями и ценностями человека. Консультант пытается помочь клиенту реалистично оценить собственную ситуацию и при этом показать ему, что какие-либо решения, которые принимает клиент, являются, прежде всего, его собственными решениями.

При проведении мотивационного консультирования следует также анализировать сопротивление клиента, избегать споров и прямой конфронтации, ведущих к усилению сопротивления. Сопротивление изменениям – нормальное состояние для человека, и любой, кто сталкивается с изменением привычного образа жизни без понимания появляющихся преимуществ, начинает испытывать чувство сопротивления, которое может быть открытым и скрытым. Задача консультанта – помочь клиенту преодолеть собственное сопротивление изменениям и принять новую модель поведения и образ жизни, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Подготовлено по материалам пособия ЮНИСЕФ «Подростки группы риска к инфицированию ВИЧ: Книга для участника» Киев, 2012 и пособия ЮНФПА «Консультирование подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья Пособие для врачей и сред. мед. персонала» Минск, 2011.

Источник

Adblock
detector