Консультация для педагогов «Здоровье и безопасность дошкольника».
консультация на тему
Материал содержит советы педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Здоровье и безопасность дошкольника»
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья в движении при использовании разнообразных спортивных снарядов, упражнений, игровых пособий необходимо строго соблюдать технику безопасности.
Двигательная деятельность ребёнка является необходимым условием его физического и интеллектуального развития. Физические упражнения являются основным средством оказывающим влияние на формирование двигательного опыта, физических качеств ребёнка. Объём беговой и прыжковой нагрузки должен осуществляться с учётом всех правил техники безопасности, без ущерба для здоровья детей. Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Следует систематически напоминать детям о технике безопасности не только на занятии, но и в группе, на прогулке с любым спортивным инвентарём. На любом спортивном снаряде все действия должны быть осознаны, объяснять детям, что спортивные снаряды – это не качели, при раскачивании можно сорваться и упасть. Поэтому задача каждого педагога научить детей владеть своим телом и осуществлять самостраховку, правилам пользования спортивным инвентарём, знать назначение каждого спортивного снаряда и пособия, бережно к нему относится.
Необходимо заранее предусматривать, чтобы в спортивном зале, спортивной площадке не было предметов с острыми углами, выпирающих из стен труб, различных винтов, розетки и электровыключатели должны быть закрыты, плафоны электроосвещения и окна зарешёчены, площадка для игровой двигательной деятельности детей – свободной.
Проверять спортивное оборудование перед занятиями, крепление основных стоек к стене и потолку. Соблюдать санитарно-гигиенические требования (одежда, обувь).
Не оставлять детей одних, без присмотра около снарядов. При метании любых игровых пособий (медбол, биты, летающие тарелки, мешочки, мячи) надо соблюдать чёткую организацию – метать по сигналу взрослого, бежать за предметом только тогда, когда все остальные дети уже совершили бросок. При подгрупповом и групповом метании все действия совершаются по сигналу инструктора.
Следовать следующим принципам:
- Заинтересуй – но не заставляй силой;
- О простого к сложному постепенно;
- Каждому ребёнку – по его способностям;
- Обучай играя.
При подгрупповом и групповом выполнении упражнений на спортивных снарядах инструктор и воспитатель должны чётко соблюдать правила организации систематически и правильно осуществлять страховку и помощь всем детям. При страховке на одном из снарядов взрослый должен стоять так, чтобы в поле зрения держать всю группу.
Необходимо помнить, что в большинстве случаев ребёнка трудно заставить удерживать нужные положения в течение 30 секунд, правильно выполнять движения, упражнение и равномерно дышать.
Становления навыка ходьбы происходит в возрасте 5-6 лет в результате постоянного упражнения, поэтому такие виды ходьбы как на носках, пятках, внешней стороне стопы, выполняются без обуви, иначе эффективность резко снижается и может возникнуть разболтанность суставов. Чтобы избежать расплющивания у ребёнка стопы при спрыгивании с высоты, прыжках в длину, в целях улучшения амортизации на пол следует класть поролоновый мат толщиной 10 см.
При развитии мелкой моторики необходимо помнить о том, что при увеличении темпа работы пальцами происходит нарастание компрессии суставов и позвоночника. Чем мельче и быстрее движения, тем скорее развиваются заболевания позвоночника. Используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, необходимо создавать положение опоры для находящихся выше суставов, исключить полное выпрямление рук, чередовать с упражнениями на расслабление мышц плечевого пояса.
Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Здоровый ребёнок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет с детьми и самостоятельно.
Как же сохранить положительное эмоциональное состояние и физическое здоровье ребёнка? Для сохранения эмоционально положительного состояния ребёнка, посещающего детский сад, необходимы следующие условия:
- Полноценный ночной сон;
- Положительные эмоции при сборах в детский сад;
- Хорошее физическое самочувствие;
- Соблюдение режима дня и питания в детском саду;
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- Нравственная чистота, выдержка и терпение взрослых людей по отношению к ребёнку;
- Пребывание в коллективе не более 7-8 часов.
В заключении следует отметить, что развитие эмоциональной сферы ребёнка далеко не спонтанное «развёртывание врожденных задатков», а сложнейший и целенаправленный воспитательный процесс, в свою очередь, влияющий на психическое и физическое здоровье.
Источник
Консультация для педагогов «Безопасность дошкольников в летний оздоровительный период»
консультация по обж
В консультации отражено одно из основных направлений работы детского сада, направленного на обеспечение сохранности жизни и здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_doshkolnikov.docx | 926.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
в летний оздоровительный период
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.
Основы безопасности жизнедеятельности — это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Так как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Соблюдение правил личной безопасности крайне важно для ребенка, ведь порой их незнание может привести к трагедии.
Безопасность жизнедеятельности – одно из направлений работы сада, направленное на подготовку дошкольника к активной жизненной позиции в дальнейшем.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать основы безопасной жизнедеятельности. Для формирования основ безопасной жизнедеятельности дошкольников рационально использовать время летнего периода, так как в совместной деятельности с дошкольниками на прогулке, экскурсиях, походах и других мероприятиях в форме игры происходит непроизвольное усвоение знаний и навыков по данному направлению.
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
При организации прогулок в летний период следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов :
- укусы животных, насекомых.
- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
- травмирование воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, падение с лестниц, турников в случаях отсутствия страховки воспитателя;
- травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах;
- перегревание организма ребенка;
- отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.
Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребѐнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными.
Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Воспитателям нужно разъяснять детям опасность отравления, знакомить с правилами обращения с опасными растениями и грибами.
Необходимо перед прогулкой осматривать участки. Не допускать наличие опасных для детей предметов: сухостойных деревьев, неструганных досок, гвоздей, битого стекла.
С наступлением жаркого периода во избежание солнечного теплого удара, необходимо:
- всем детям иметь легкие головные уборы;
- чередовать пребывание детей под прямыми лучами солнца с играми в тени
- соблюдать питьевой режим
- в жаркое время использовать игры с водой, при этом песок должен быть чистым, влажным; игры должны быть спокойными, малоподвижными; участки должны быть политы до прихода детей.
Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Например, касающиеся некоторых растений и грибов, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
- Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.
- К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожог, аллергическую реакцию.
- Чтобы избежать отравления, надо научить детей хорошо знать основные признаки ядовитых и несъедобных грибов и растений и поддерживать правила — никогда ничего незнакомого и опасного не пробовать на вкус, не употреблять в пищу и даже не трогать руками.
- В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих ароматических веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.
- Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.
- Опасность могут представлять не только всем известные ядовитые растения (бузина черная, вороний глаз, дурман, болиголов, багульник, белена черная и многие другие) но и привычные садовые цветы и повсеместно встречающиеся сорные травы. Расскажем о некоторых из них:
Вьюнок полевой – ядовит для человека. В растении содержится смолистое вещество конвальвулин. Это сильный яд, способный привести к жжению во рту и носоглотке, болям в животе, диарее.
Наперстянка пурпурная . За что его любят: Ее высокие разноцветные соцветия с цветами-колокольчиками добавляют клумбе не только яркость, но и высоту и объем. Токсическое действие: Растение токсично как для людей, так и для домашних животных. После употребления растения внутрь появляются неполадки в пищеварительном тракте: тошнота, рвота, диарея.
Ландыш. Созревает ландыш обычно к концу лета, однако яркие оранжево-красные ягоды ландыша, столь привлекательные для детей, могут встречаться уже и в июле, всё зависит от погоды. Будьте осторожны и внимательны – плоды ландыша очень ядовиты! Признаки отравления – тошнота, рвота, боль в животе, головокружение.
Лютик едкий. Народное название растения — «куриная слепота».Растение содержит летучее едкое вещество с резким запахом — (анемонол) типа камфары, раздражающее слизистые оболочки глаз, носа, гортани и внутренних органов.
Дельфиниум (Delphinium) содержит алкалоиды, эффект которых сходен с известным ядом индейцев — кураре: они резко снижают мышечный тонус и препятствуют проведению нервных импульсов. Дополняют «букет» вещества, идентичные яду аконита. Максимальной концентрации алкалоиды достигают в корнях растения в начале вегетации. В период плодоношения особо ядовиты листья.
Безусловно, нельзя запрещать ребенку общаться с природой и изучать мир, но взрослые должны сделать всё возможное, чтобы процесс познания был максимально безопасным.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель взаимодействия с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данному направлению, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Родители — главный пример для своего ребенка, и грош цена работе дошкольного учреждения, не подкрепленной в домашних условиях: можно много говорить о правилах поведения на природе, но если родители их не соблюдают, то наши усилия бесполезны. Для родителей необходимо в уголке еженедельно помещать рекомендовать литературу для чтения и обсуждения с детьми, проводить совместные практические консультативные циклы по основам безопасности.
Источник